Соотношение национального законодательства и законодательства ЕС по противодействию легализации преступных доходов

(Голец Г. А.) ("Налоги" (журнал), 2009, N 6) Текст документа

СООТНОШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕС ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ <*>

Г. А. ГОЛЕЦ

Голец Г. А., адъюнкт Московского университета МВД России.

Международным сообществом прилагаются все большие усилия для совершенствования мер по борьбе с отмыванием доходов и снижения международной, национальной и региональной уязвимости. Одним из наиболее эффективных механизмов борьбы с преступлением стали нормы, разработанные и используемые в ЕС. Статья рассматривает принятые Евросоюзом стандарты превентивных мер финансового мониторинга и разработанные на их основе национальные законодательные акты Австрии, Бельгии, Германии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Ключевые слова: легализация, отмывание доходов, стандарты, Директива Европейской комиссии, Евросоюз, Совет Европы, МАНИВЭЛ.

International community makes efforts to raise efficiency of the measures on the struggle with legalization of criminal revenue and reduction of international, national and regional insecurity. The norms worked out and used in the EU have become one of the most efficient mechanisms of struggle with crime. The article considers the EU standards of preventive measures of financial monitoring and national legislative acts of Austria, Germany, UK worked out on this basis. Key words: legalization, laundering of revenues, standards, Directive of the European Commission, EU, European Council, MANUVEL.

В условиях политико-экономической интеграции отмывание доходов превратилось в глобальный феномен. Этому немало способствовали современные технологии, которые дают возможность быстрого перемещения преступных средств, тем самым позволяя пользоваться пробелами законодательства различных стран. Одновременно эти же процессы повышают эффективность борьбы с легализацией преступных средств в связи с развитием обмена информацией между странами. Очевидно, что проблема легализации доходов преступного происхождения может быть решена путем четкого грамотного взаимодействия международных институтов, выступающих в роли регулирующей надстройки, и национальных систем противодействия отмыванию денежных средств. Следует отметить, что институт противодействия отмыванию доходов в нашей стране сформировался позже американского и европейского, вследствие чего он во многом основан на действующих международных стандартах этой сферы. И несмотря на то, что в настоящий момент Российская Федерация является активным участником деятельности как региональных, так и международных групп по разработке стандартов противодействия отмыванию преступных доходов, анализ и рецепция зарубежного опыта являются, безусловно, необходимыми элементами для дальнейшего развития экономики страны. В этой связи первоочередную значимость имеет опыт Евросоюза не только по причине тесной экономической взаимосвязи и территориальной близости ЕС, но прежде всего исходя из того, что это уникальное объединение, имеющее развитый институт противодействия легализации капиталов преступного происхождения. Правовой институт противодействия отмыванию доходов стран континентальной Европы формировался под влиянием политики США как первой страны, развернувшей борьбу с легализацией доходов на государственном уровне, при этом он имеет значительный ряд отличий с учетом традиций и принципов романо-германской правовой семьи. В частности, в исследовании В. С. Давыдова <1> отмечается высокий уровень кодификации европейского уголовного законодательства, юридической техники и развития уголовно-правовой догматики в целом, а также ограниченные пределы усмотрения правоприменителя на этапе квалификации. -------------------------------- <1> Давыдов В. С. Легализация преступных доходов - уникальный криминальный феномен XXI века. СПб., 2005. С. 4 - 5.

В рамках Евросоюза значительные шаги к регулированию сферы противодействия отмыванию денежных средств, добытых преступным путем, принадлежат Совету Европы <2>, на сегодняшний день он управляет процессом взаимооценки своих членов в вопросе соответствия их национального законодательства установленным правилам финансового мониторинга. В 1990 г. Советом была принята Конвенция "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" - Страсбургская конвенция (Convention N 141 of 1990 from the Council of Europe) <3>, цель которой состояла в совершенствовании международного сотрудничества и взаимодействия подразделений по расследованию преступлений, розыску, захвату и конфискации преступных доходов. В целях международного сотрудничества ею предусматриваются различные формы противодействия легализации преступных доходов, такие как содействие в сборе улик, передача информации другому государству без официального запроса и принятие общих методов ведения следствия, а также временные меры, такие как блокирование счетов в банке, конфискация собственности с целью предотвращения ее уничтожения. -------------------------------- <2> Совет Европы - старейшая в Европе международная политическая организация. Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. <3> Опубликована в "European Treaty Series" N 141, 1990, вступила в силу 1 сентября 1993 г.

Последующая Конвенция Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма" ("Council of Europe Convention N 198 on Laundering, Search, Seizure and Confiscation of the Proceeds from Crime and on the Financing of Terrorism, 2005") <4> была принята 3 мая 2005 г. и открыта для подписания в ходе Варшавской встречи глав государств ЕС 16 - 17 мая 2005 г. Новое соглашение включило одновременно предотвращение отмывания преступных денег и финансирование терроризма. Статья 1 Конвенции к доходам, полученным преступным путем, в сфере легализации относит любую экономическую выгоду, приобретенную или полученную, прямо или косвенно, путем совершения уголовного преступления. Следует отметить, что в национальных законодательных актах зачастую в состав уголовных преступлений, предикатных отмыванию, не включаются валютные, таможенные и налоговые правонарушения. Так, в частности, в Российской Федерации налоговые преступления не относятся к предикату легализации <5>. -------------------------------- <4> Опубликована в "European Treaty Series" N 198, 2005, вступила в силу 1 мая 2008 г. <5> Статья 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Европейской комиссией 10 июня 1991 г. была принята Директива, направленная на предотвращение использования финансовой системы для целей отмывания денег ("Council Directive 91/308/EEC of 10 June 1991 on prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering") <6>. Директива Европейской комиссии воплотила основные требования международных программ противодействия легализации преступных доходов, включая идентификацию клиента, хранение данных и блокирование подозрительных сделок. Директива содержала три основных принципа относительно подразделений финансовой разведки <7>: -------------------------------- <6> Опубликована в Official Journal. L. 166. 1991. 28 June. P. 77 - 83. <7> FIU: financial information units - органы финансовой информации или financial intelligence units - органы финансовой разведки.

- постоянное сотрудничество финансовых учреждений с властями, представление им сведений относительно любого факта, свидетельствующего об отмывании доходов, а также снабжение властей дополнительной информацией по их требованию; - блокирование подозрительных сделок до уведомления ответственных государственных органов; - информирование об обстановке подразделения финансовой разведки в случаях, когда инспектирующим или наблюдательным органом в результате его деятельности обнаруживаются факты, которые могут свидетельствовать об отмывании денег. Директива обязала государства - члены ЕС гарантировать запрет на отмывание денег, а также требовать идентификации клиентов кредитных и финансовых учреждений. С 1997 г. регулирование деятельности по противодействию легализации средств, добытых преступным путем, на территории Евросоюза осуществляет группа, созданная в составе Совета Европы по образцу ФАТФ - Специальный экспертный комитет по оценке мер борьбы с отмыванием денег "МАНИВЭЛ" (Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures and the Financing of Terrorism (MONEYVAL)) <8>. -------------------------------- <8> Информация о группе представлена на официальном сайте Совета Европы. URL: http://www. coe. int/t/dghl/monitoring/moneyval.

Для реализации политики противодействия легализации преступных капиталов в правоприменительной практике на основании международных норм и норм Евросоюза странами Европы были приняты национальные законодательные акты и созданы подразделения финансового мониторинга. Применительно к законодательству Австрии, которая обладает высокоразвитым финансовым рынком и, как следствие, - сложными финансовыми схемами, уязвимыми проблеме отмывания преступных доходов, данное преступление было криминализировано в 1993 г. К предикату доходов, легализуемых преступным путем, были отнесены средства, полученные путем совершения всех серьезных преступлений. Полномочия по разработке соответствующих правовых актов на сегодня возложены на Федеральное министерство финансов (Bundesministerium fur Finanzen). В этих целях был принят Закон о банковской деятельности 1994 г. (Bankwesengesetz 1994) <9>, который обязал банковский сектор осуществлять идентификацию клиентов и проверять наличие должной квалификации персонала. Обязательная идентификация клиента является необходимой и для разовых сделок, превышающих 15 000 евро. Также банки и другие финансовые учреждения обязаны вести учет движения средств на счетах клиентов. -------------------------------- <9> Опубликован в Federal Law Gazette N 532/1993.

Отмывание денег является серьезной проблемой для Бельгии, особенно в связи с увеличением количества нелегальных банковских операций за последнее время. Бельгия криминализировала легализацию преступных доходов Законом от 11 января 1993 г. "О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег" (Loi du 11 janvier 1993, relative a la prevention de l'utilisation du systeme financier aux fins de blanchiment de capitaux et du financement du terrorisme) <10>, а также признала ее преступлением по ст. 505 Уголовного кодекса, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Законом были установлены превентивные меры, в частности представление докладов о подозрительных сделках в орган, контролирующий финансовые операции. Под понятие преступных доходов, предикатных отмыванию, Законом отнесены деятельность организованной преступности, наркоторговля, сутенерство, мошенничество с причинением вреда финансовым интересам ЕС, пиратство, фальшивомонетничество, захват заложников, преднамеренное банкротство. Подразделение финансовой разведки (Belgian Financial Processing Unit CTIF-CFI) Бельгии отмечает, что к данным правонарушениям относятся также и налоговые преступления в случае их осуществления с использованием подложных документов, значительных трансграничных переводов или с крупными потерями для казначейства. Данный Закон был несколько раз модифицирован, последнее изменение было внесено 12 января 2004 г. для соответствия вступившей в силу Директиве Совета Европы 2001/97/EC, что дополнило состав преступлений финансированием террористических актов или организаций. -------------------------------- <10> Официальное опубликование - MB N 18 du 28/01/1993. P. 1564.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, выполняя роль крупного финансового центра, имеет одну из наиболее организованных систем противодействия отмыванию доходов, более детализированную и совершенную, чем требуют правила, установленные первой, второй и даже третьей Директивой Совета Европы. Нормативная база королевства состоит из четырех элементов, к первому относятся Требования "По противодействию отмыванию денежных средств от 2003 года" (Money Laundering Regulations 2003 - "The Regulations" N 3071) <11>, основанные на положениях второй и, частично, третьей Директив Совета Европы по борьбе с отмыванием денежных средств и применяющиеся к субъектам, предоставляющим финансовые услуги. Они применяются ко всем торговым сделкам (в том числе аукционам), сумма наличных денежных средств при которых равна или превышает 15 000 евро. Рассматриваемый нормативный акт устанавливает необходимость использовать субъектами обязательной процедуры идентификации клиентов, учета, отчетности и требования по осведомленности работников о положениях основных законодательных норм противодействия легализации преступных доходов и необходимых действиях по идентификации сделок, в отношении которых существуют подозрения в их связи с данным преступлением. -------------------------------- <11> Вступили в силу 28 ноября 2003 г.

Ко второму блоку относятся правила, введенные ПФР Великобритании - Главным регулятором сферы финансовых услуг (Financial Services Authority). Требования отражают необходимость определенных субъектов экономической и финансовой сферы создавать внутренние системы контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем. В 2007 г. вступили в силу новые Требования по противодействию отмыванию преступных доходов (The UK Money Laundering Regulations of 2007 N 2157) <12>. -------------------------------- <12> Вступили в силу 15 декабря 2007 г.

Третьим блоком выступает Закон "О преступных доходах" ("The Proceeds of Crime Act 2002") <13>, который обязывает всех субъектов предпринимательской и некоммерческой деятельности об информировании правоохранительных органов о своей потенциальной вовлеченности в сомнительные операции. -------------------------------- <13> Вступил в силу 28 ноября 2003 г.

Четвертый блок включает в себя Закон от 21 июля 2000 г. "О борьбе с терроризмом" (Terrorism Act 2000) и принятые в соответствии с ним нормативные акты, которые запрещают все формы финансирования терроризма и отмывания доходов, полученных от террористической деятельности. Германия предприняла серьезные усилия для создания прочной системы по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Федеральное законодательство Германии полностью соответствует требованиям Сорока рекомендаций ФАТФ. В 2002 г. национальная правовая система Германии была дополнена рядом законодательных актов, направленных на совершенствование возможностей властных органов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Такие меры привели немецкие законы в соответствие с первой и второй Директивами Европейского союза. Закон от 25 октября 1993 г. "О выявлении доходов от серьезных преступлений ("отмывании денег")" (Gesetz uber das Aufspuren von Gewinnen aus schweren Straftaten - "Geldwaschegesetz") <14> криминализирует отмывание денег, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, мошенничества, подделки документов, хищения и участия в террористической деятельности. Устанавливает для банков и финансовых организаций требования проявлять должную осмотрительность и ведение отчетности, а также осуществление идентификации клиентов для операций с использование наличных средств или драгоценных металлов, если их сумма превышает 15 000 евро. Законодательство также требует ужесточения проверок для владельцев финансовых структур и более строгих правил для банковских структур, применяющих кредитные карточки. Банки и кредитные организации обязаны информировать о наличии сомнительных финансовых сделок подразделение финансовой разведки, созданное в рамках Федеральной службы уголовного розыска Германии (Bundeskriminalamt), и прокуратуру (Staatsanwaltschaft). -------------------------------- <14> Официальное опубликование - BGBl. IS. 1770, с изменениями от 13 августа 2008 г.

Название документа