Грузино-осетинский конфликт: защита прав пострадавших

(Паламарчук А.)

("Законность", 2009, N 10)

Текст документа

ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКИЙ КОНФЛИКТ: ЗАЩИТА ПРАВ ПОСТРАДАВШИХ

А. ПАЛАМАРЧУК

Август - годовщина трагических событий в Южной Осетии, в результате которых пострадали тысячи граждан России, десятки миротворцев - военнослужащих Российской Федерации. Начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ А. Паламарчук рассказал корреспонденту журнала о деятельности органов прокуратуры по оказанию правовой помощи этим российским гражданам.

- Генпрокуратура России незамедлительно отреагировала на произошедшую трагедию. 8 августа 2008 г. по указанию Генерального прокурора РФ был издан приказ об участии органов прокуратуры в рассмотрении обращений и расследовании преступлений против миротворческих сил Российской Федерации, российских граждан. 13 августа по распоряжению Генерального прокурора в Южный федеральный округ выехала комиссия для оказания юридической помощи гражданам России по защите их прав.

- Какие задачи стояли перед прокурорами?

- Нужно было оперативно оказать квалифицированную юридическую помощь пострадавшим в результате грузинской агрессии гражданам Российской Федерации, разъяснив их права на обращение в международные судебные инстанции. В условиях внезапно настигшей беды, физических и нравственных страданий человек, как правило, не в состоянии думать о юридических аспектах случившегося. Люди находились в больницах, лагерях беженцев, у родственников и знакомых. Спасая жизнь, им пришлось под обстрелом грузинских войск покидать разрушенные дома, оставив необходимые вещи и деньги. Исторически сложилось, что прокуратура России является государственным органом, который безвозмездно выступает в защиту прав граждан, особенно социально не защищенных групп. Поэтому руководством Генеральной прокуратуры было принято решение об оказании правовой помощи гражданам, пострадавшим от грузинской агрессии, в рамках международного права.

- Люди пережили страшное потрясение... Готовы ли они были общаться с прокурорами?

- Действительно, пострадавшие находились в тяжелом моральном состоянии. Многие из них лежали в хирургическом отделении с диагнозами: осколочные ранения, открытые переломы, множественные ушибы. В период грузинской военной агрессии люди прятались в сырых подвалах, без воды, пищи, с детьми на руках. Но страшнее физической боли - пережитые ими чувства обиды и оскорбления, которые заставляли мобилизовать внутренние резервы. Поэтому все беженцы хотели пообщаться с прокурорами и с благодарностью восприняли оказанную помощь. В особо тяжелых случаях к прокурорам обращались родственники раненых. Важно было проявить внимание, оказать не только юридическую, но и психологическую поддержку. Следует отметить, что прокурорам огромную помощь оказывали психологи - сотрудники службы МЧС России. Кроме того, совместно с прокурорами активно работали сотрудники ФМС России, которые помогали пострадавшим с оформлением их статуса, так как многие оказались без документов. Хотелось бы отметить, что с прокурорами работала и группа адвокатов-добровольцев, которая и до сих пор осуществляет бесплатную юридическую поддержку граждан в Европейском суде по правам человека. В этот период были установлены контакты с осетинскими общественными организациями.

- Какие права человека нарушены действиями грузинской армии с точки зрения международного права?

- Власти Грузии необоснованно и неизбирательно применили мощное оружие смертоносной силы в отношении мирных граждан. При этом они не предприняли необходимых мер, чтобы избежать реального риска опасности для жизни людей. Поэтому, прежде всего нужно сказать о нарушении права на жизнь, предусмотренного ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кроме того, нарушены нормы ст. 3 Конвенции, запрещающие бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, которое в данном случае выразилось в причинении сильных физических и нравственных страданий вследствие нахождения в течение длительного времени под обстрелом, в подвалах домов в нечеловеческих условиях.

Имела место дискриминация по национальному признаку (ст. 14 Конвенции), нарушена ст. 1 Протокола 1 к Конвенции, запрещающая любое лишение имущества.

Приведу примеры из обращений пострадавших людей.

Из обращения гражданина Т. 1955 г. рождения: "...село Гуфта Джавского района Республики Южная Осетия, в котором я проживаю, беспрерывно обстреливалось из артиллерийских орудий, находящихся на территории Грузии на расстоянии около 3 километров. Село Гуфта расположено в ущелье, из которого видно другие населенные пункты Южной Осетии: Итрапис и Джава, которые также обстреливались из артиллерийского оружия и подвергались бомбардировке с самолетов, прилетавших со стороны Грузии. 11 августа 2008 года в результате одной из таких бомбардировок мне причинены телесные повреждения - осколок бомбы попал в бедро... В результате прямого попадания бомбы с того же самолета мой дом был разрушен... Считаю, что действия нападавших направлены на уничтожение людей - южных осетин...".

Из обращения гражданки П. 1984 г. рождения: "...7 августа 2008 г. ночью начался обстрел г. Цхинвала грузинскими военными... я находилась дома с матерью и четырехлетним сыном на улице Ленина. Обстрел был такой страшный, что мы и наши соседи спустились в подвал дома. Ребенок испугался, была истерика, кричал, что убивают людей. 4 дня я с ребенком и мои соседи провели в подвале без пищи и воды. Света не было, связи тоже. Мы приготовились умирать, так как знали, что грузинские военные жестоко убивают людей, которых находят в подвалах. 8 августа ночью мы попытались выйти из подвала, убежали в соседний дом к родственникам, там уже был труп дяди, которого убили грузинские военные. Семья переживала горе, труп лежал и разлагался в квартире, без возможности захоронения. Особенно болезненно все воспринял мой маленький сын. Грохот, дрожь, обстрелы усилились так, что нам пришлось снова спуститься в подвал. Мы вышли из подвала только утром 10 августа, когда все стихло. Когда мы выходили из подвала, то увидели, что дом по большей части разрушен. В нашей квартире разрушены два балкона, все окна разбиты, стены, пол обвалились. Мы сами нашли машину и, взяв других пострадавших, поехали в Республику Северная Осетия. Находясь в нечеловеческих условиях в подвалах, сын простудился, врачи поставили диагнозы - пневмония, бронхит. Ребенок морально угнетен, пострадала нервная система...".

Следственный комитет при прокуратуре РФ расследует уголовные дела по фактам убийств граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии, геноцида осетинского народа.

- Массовое нарушение прав детей вызывает особую озабоченность...

- Пострадавшие свидетельствуют о том, что властями Грузии совершены тяжкие преступления против детства и человечества, которые международным правом квалифицируются как геноцид. Нарушена ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, согласно которой каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Нападение было совершено целенаправленно на места массового скопления мирного населения, в том числе жилые кварталы, школы, детские сады, больницы, родильные дома.

Из обращений граждан стало известно о физических и моральных страданиях малолетних детей, которые стали заложниками беспощадных решений руководства Грузии. Пострадавшие рассказали, что от неадекватного применения военной силы пострадали гражданские лица, в том числе малолетние дети, беременные женщины. Все эти факты изложены в заявлениях граждан в международные инстанции.

Кроме того, общественная организация "Жители Южной Осетии против геноцида" обратилась в Комитет по правам ребенка ООН, а также к заместителю Генерального секретаря ООН - специальному представителю по вопросу о положении детей в вооруженных конфликтах с просьбой принять меры для защиты прав пострадавших детей в рамках полномочий.

- В какие еще международные инстанции имеют право обратиться пострадавшие граждане?

- Свидетельства пострадавших дают основание говорить о совершении властями Грузии самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества: геноцид, преступления против человечности, военные преступления. Согласно Римскому статуту - это преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда. Поэтому пострадавшим разъяснено право на подачу жалобы и в эту международную инстанцию.

- В зоне конфликта находились российские военнослужащие - миротворцы. Каким образом можно защитить права миротворцев?

- Пострадавшие военнослужащие, а в случаях с погибшими - их родственники, воспользовались своим правом на подачу индивидуальной петиции в Европейский суд по правам человека, как жертвы нарушений властями Грузии их прав, признанных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Они направили жалобы и Прокурору Международного уголовного суда.

Военные действия грузинской армии в Южной Осетии начались с ночного нападения на подразделения российских миротворцев. Общеизвестно, что международный мандат предполагает наличие у миротворческого контингента только стрелкового вооружения и легкой бронетехники. Однако против батальона миротворцев грузинской армией были использованы силы авиации, танки, тяжелая артиллерия и системы залпового огня "Град". Атаки никто не ждал, личный состав на момент обстрела отдыхал, службу несли только лица суточного наряда. Нападающие уничтожили медицинский пункт и некоторые другие здания батальона, что делало невозможным на месте оказывать раненым квалифицированную медицинскую помощь. В оборонительном бою были убиты и ранены десятки российских миротворцев.

Из обращения в международный суд офицера медицинской службы миротворческого батальона А. 1975 г. р.: "...Миротворческий батальон располагался на ограничительной линии и в соответствии с международными нормами права не мог быть подвергнут нападению ни с одной, ни с другой стороны. 7 августа 2008 г. я и другие медицинские работники находились на территории центральной районной больницы г. Цхинвала, где непрерывно оказывали квалифицированную и специализированную медицинскую помощь больным, раненным и пострадавшим в результате обстрела города из стрелкового оружия артиллерии и минометов.

Большинство пострадавших поступало с огнестрельными, минно-взрывными травмами средней степени тяжести. Из них 60% мирное население, а остальные из числа миротворцев Южной Осетии. При мне поступило около 100 человек. 8 августа около 4 часов ночи производился обстрел из реактивных залповых установок "Град" со стороны грузинского с. Никози в сторону центра г. Цхинвала... Уничтожены жилые и административные здания, огромное количество жертв и пострадавших среди мирного населения. 8 августа около 6 часов утра начался обстрел позиций миротворческих сил из стрелкового оружия, с применением танков, артиллерии и минометов со стороны грузинского села Никози... Прямым попаданием, скорее всего из танка, был разрушен наблюдательный пункт, который размещался на крыше казармы миротворческого батальона. В автоперевязочную было доставлено двое военнослужащих, один из которых практически сразу умер, а второй был ранен. В этот момент медицинский персонал услышал, что по автоперевязочной был открыт огонь из стрелкового оружия... стали поступать раненые и больные разных степеней тяжести, которым сразу же оказывалась первая медицинская помощь.

Я стал очевидцем умышленного нанесения грузинскими войсками ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями. Кроме того, я стал свидетелем прицельного попадания артиллерийского снаряда в автоперевязочную батальона, которая была отмечена красным крестом... Несмотря на отличительные эмблемы грузинская сторона в момент оказания помощи раненым продолжала вести сильный огонь по медицинскому персоналу и раненым военнослужащим, поступающим в медицинский пункт... В подвале котельной мы находились приблизительно с 8 часов до 11 часов 8 августа. В этот период к нам поступило 12 военнослужащих с различными степенями тяжести ранений и 6 погибших военнослужащих. После начала интенсивного прицельного огня по зданию котельной командир батальона принял решение отойти с ранеными в подвал казармы, где мы находились около суток. В это время личный состав батальона вел оборонительный огонь по нападающим.

Здание казармы интенсивно обстреливалось из крупнокалиберных орудий (танки, минометы, гаубицы и т. д.). В результате обстрела загорелся продовольственный склад. Ввиду сильного задымления и отсутствия возможности продолжать оказание помощи командир батальона принял решение прорываться из расположения батальона к российской стороне. При нашем перемещении грузинская сторона безостановочно вела непрерывный огонь по миротворческим силам с применением минометов, артиллерии и стрелкового оружия. 10 августа около 5 часов медицинский персонал и раненые военнослужащие вышли к поселку Джава, где нам была оказана помощь. 12 августа я на вертолете вместе с ранеными военнослужащими был доставлен во Владикавказский военный госпиталь, где мне был поставлен диагноз: "минно-взрывная травма, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга".

- Сколько всего пострадавших граждан обратилось за помощью в органы прокуратуры России?

- В августе 2008 г. за правовой помощью в органы прокуратуры обратилось около трех с половиной тысяч граждан РФ, пострадавших в результате военных действий Грузии на территории Южной Осетии. Получив необходимые юридические консультации, почти все они впоследствии направили заявления в Европейский суд по правам человека и Международный уголовный суд.

- Известны ли результаты рассмотрения обращений Европейским Судом по правам человека?

- Рассмотрение жалобы в Европейском суде - очень длительный процесс, что объясняется его колоссальной загруженностью и сложностью процедуры. Несмотря на это, из огромного массива зарегистрированных заявлений граждан против Грузии судьями уже отобрано шесть обращений, по которым начато судебное разбирательство. Решения ЕСПЧ носят прецедентный характер. Поэтому вынесенные по первым делам постановления будут иметь большое значение и для остальных заявителей. Будем надеяться, что международные суды дадут должную правовую оценку каждому заявлению пострадавших граждан и определят им справедливые компенсации. Хотелось бы отметить, что работа прокуроров и адвокатов носила характер правового просвещения, оказания содействия желающим в подготовке заявлений в международные судебные инстанции. Благодаря заявлениям пострадавших граждан в международные судебные инстанции и европейское сообщество узнало об истинных масштабах трагедии осетинского народа, попрании его прав на мирную жизнь и свободу.

Название документа