К 60-летию Женевских конвенций 1949 г.: защита свободы совести в период вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера

(Дорская А. А.) ("История государства и права", 2009, N 20) Текст документа

К 60-ЛЕТИЮ ЖЕНЕВСКИХ КОНВЕНЦИЙ 1949 Г.: ЗАЩИТА СВОБОДЫ СОВЕСТИ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО И НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

А. А. ДОРСКАЯ

Дорская Александра Андреевна, заведующая кафедрой международного права ГОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена", доктор юридических наук, кандидат исторических наук, доцент.

На протяжении многих веков развитие международного права в целом, в том числе и международного гуманитарного права, было неразрывно связано с религией. В статье представлен правовой анализ Женевских конвенций 1949 г. в исторической ретроспективе и оценке специалистов в области свободы совести. Одной из важнейших свобод граждан начиная со второй половины XVIII в. является свобода совести, получившая свое юридическое осмысление в формуле "свобода вероисповеданий и право на атеистические взгляды и образ жизни". На современном этапе свобода совести включается в тот минимум международно-правовых стандартов, который признан в качестве обязательного подавляющим большинством государств мира. Однако стремление к универсальности международно-правовых норм порождает новые проблемы: "...в некоторых регионах мира изначально существовали определенные несоответствия "универсальности" прав человека социально-культурному фону страны, менталитету народов, сформировавшихся в иных традициях (культурных, религиозных, общинных и др.). Это предопределило, что наряду с широким процессом распространения универсальных стандартов в области прав человека, их глобализацией развивался другой процесс - регионализация, т. е. создание стандартов и механизмов защиты прав человека, соответствующих традициям и культуре региональных образований. Принятие важнейших региональных актов о правах человека <1> подчеркнуло органическую включенность последних в культуру, религию, традиции, образ жизни стран различных регионов мира" <2>. -------------------------------- <1> См.: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Американская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов от 26 июня 1981 г., Исламская декларация прав человека 1990 г., Арабская хартия прав человека от 15 сентября 1994 г. <2> Мингазов Л. Х. Универсализм прав человека и культурное многообразие мира // Российский ежегодник международного права. 2007. СПб., 2008. С. 280.

По-разному оценивают роль религиозного фактора в развитии международного гуманитарного права специалисты в этой области. Мнения юристов-международников разделились еще в XIX в. Так, Ф. Ф. Мартенс (1845 - 1909) считал, что "духовная сторона народа выражается прежде всего в его религии; она кладет как бы отпечаток на духовную природу каждого народа, но религиозные интересы не могут быть замкнуты в пределах государственной территории и, переходя эти границы, становится из вопросов внутреннего государственного законодательства - вопросом международным". Ф. Ф. Мартенс признавал необходимость существования международно-правовых стандартов по религиозным вопросам, однако, характеризуя современное для него состояние международно-правового регулирования вопросов свободы совести, считал, что дальнейшей разработки практически не требуется: "...гарантия свободы совести и богослужения за иностранцами постоянно устанавливалась в разных трактатах: мореплавания, дружбы, союзных и т. п. В новейших международных трактатах вопрос о свободе совести обыкновенно опускается, ввиду того что принцип веротерпимости в настоящее время считается государствами не подлежащим сомнению" <3>. -------------------------------- <3> Конспект международного права, составленный по курсу профессора Санкт-Петербургского университета Ф. Ф. Мартенса. СПб. 1880 - 1881. Литография. Б/м., б/г. С. 5 - 6.

Несколько другой взгляд на эту проблему был у профессора Брюссельского университета, генерального консула Швейцарии в Бельгии А. Ривье. В своем учебнике по международному праву в главе "Право государств на независимость" он выделил раздел "Независимость относительно религиозных и духовных дел", в котором подчеркивал, что "договоры, касающиеся свободы религии, равно как и сама она, могут быть предметами гарантии и причиной вмешательства гарантов во внутренние дела государств" <4>. А. Ривье доказывал международно-правовую значимость свободы совести, нарушение которой позволяло даже нарушать государственные границы: фактически речь шла о том, что сегодня называется гуманитарной интервенцией. -------------------------------- <4> Ривье А. Учебник международного права. Пер. П. Казанского / Под ред. Л. А. Камаровского с приложениями постановления Института международного права по публичному праву за 1873 - 1892 гг. М., 1893. С. 132.

Т. М. Пряхина и В. С. Хижняк считают, что "ограничения, налагаемые на военные действия, были известны международному праву рабовладельческого общества и существовали во многих культурах. В основу были положены религиозные ценности и развитие военной мысли" <5>. Однако Ю. В. Чемякин подчеркивает в отношении христианского мира, что "среди последствий... союза церкви и государства было вынужденное согласие церковных властей узаконить войну... Церковь признавала право убивать пленных, обычно считавшихся еретиками, право превращать их в рабов, даже детей и женщин" <6>. -------------------------------- <5> Пряхина Т. М., Хижняк В. С. Защита прав человека во время вооруженных конфликтов. Саратов, 2000. С. 7. <6> Чемякин Ю. В. Международное гуманитарное право и СМИ. Тюмень, 2007. С. 30.

На первый взгляд, защита свободы совести в период вооруженных конфликтов не является острой, насущной проблемой, так как есть множество других вопросов. Зачастую именно религиозные взгляды человека влияют на его отношение к нормам международного гуманитарного права, а иногда просто подменяют их. В качестве недавнего примера можно привести участие Международного комитета Красного Креста в опросе "Люди о войне". Это исследование проводится Институтом Гэллапа один раз в год. Речь идет об опросе 50 тыс. человек более чем из 60 стран, что, по мнению Института, отражает мнение более миллиарда человек <7>. Исследование Международного комитета Красного Креста ярко проиллюстрировало, что для большинства опрошенных в странах, участвующих в конфликтах, не международное гуманитарное право, а другие факторы и ценности составляют основу гуманного ведения войн. Так, 37% опрошенных заявили, что определенные действия "неправильны", так как они противоречат религиозным верованиям, а 31% участников опроса связывают гуманное поведение на войне с личным кодексом чести участника конфликта. Ключевую роль религиозных мотивов гуманного поведения участников современных конфликтов косвенно подтверждает высокий процент опрошенных (более 80%), высказавшихся против практики разрушения религиозных, культурных и исторических объектов с целью ослабления противника <8>. -------------------------------- <7> URL: http://www. library. cjes. ru/online/?a=con&b_id=750&c_id=10280. <8> URL: http://www. adygheya. minobr. ru/index. php? razd=4&podrazd=16&str=33.

Большой вклад в развитие идеи необходимости защиты прав человека, в том числе и свободы совести, в период вооруженных конфликтов внесли тринадцать конвенций, принятых на второй Гаагской конференции мира в октябре 1907 г. Как отмечает О. И. Тиунов, "Гаагские конвенции 1907 г., внесшие значительный вклад в "право вооруженных конфликтов", существенно повлияли на его наиболее важную часть - нормы гуманитарного характера. Сложилась отрасль современного международного права - международное гуманитарное право. В свою очередь, данная отрасль рядом общепризнанных норм смыкается с новой отраслью - международным правом прав человека. Так, своеобразным мостом, соединяющим эти отрасли, является право на жизнь, право индивида на человеческое достоинство, право на свободу мысли, вероисповедания и убеждений и т. д." <9>. -------------------------------- <9> Тиунов О. И. Современные проблемы международного гуманитарного права - к 100-летию второй Гаагской конференции мира // Российский ежегодник международного права. 2007. СПб., 2008. С. 25.

Новый этап в развитии международного гуманитарного права начался с принятия четырех Женевских конвенций 1949 г., которые стали главным достижением Дипломатической конференции, провозгласившей в качестве основополагающего принципа, что "уважение должно быть гарантировано человеку при любых обстоятельствах" <10>. -------------------------------- <10> Поляков Ю. А. Международное гуманитарное право и средства массовой информации. М., 2003. С. 4.

Защита свободы совести, согласно Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977 г., состоит, во-первых, в том, что в период вооруженных конфликтов запрещена какая-либо дискриминация по религиозному признаку. Как известно, ст. 3 является общей для всех Женевских конвенций 1949 г. Она посвящена немеждународным вооруженным конфликтам, хотя до этого данные вопросы относились исключительно к сфере компетенции самих государств. Каждая из Высоких Договаривающихся сторон обязана принять как минимум следующие положения: "Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, кто перестал принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных случаев". Согласно ст. 15 III Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. держащая в плену держава должна одинаково обращаться со всеми военнопленными без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Предоставление медицинской помощи должно оказываться без какой-либо дискриминации, т. е. без учета таких факторов, как раса, национальность, происхождение, вероисповедание, политические взгляды, язык, социальное или имущественное положение. Единственными факторами, которые должны учитываться при определении очередности оказания медицинской помощи или ухода, являются необходимая срочность помощи и медицинская этика <11>. -------------------------------- <11> Комментарий к Дополнительному протоколу II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. / Под ред. И. Сандо, К. Свинарски, Б. Циммерман. М.: Международный комитет Красного Креста, 1998. С. 141.

Во-вторых, Женевские конвенции 1949 г. содержат положения о защите свободы совести военнопленных. Религиозный фактор неоднократно использовался противоборствующими сторонами с целью склонить на свою сторону противника. Ярким примером этому служит случай, описанный П. Н. Красновым, участником Первой мировой войны, а впоследствии знаменитым белогвардейским генералом: "Император Вильгельм собрал всех пленных мусульман в отдельный мусульманский лагерь и, заискивая перед ними, построил им прекрасную каменную мечеть... Дело закончилось для германцев плачевно. По окончании смотра образцово содержанного лагеря и мечети на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат и мусульман. "А теперь Вы споете нам свою молитву", - сказало осматривающее лицо. Вышли вперед муллы, пошептались с солдатами, и тысячеголовый хор, под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети дружно грянул: "Боже, Царя храни". Иной молитвы за родину не было в сердцах этих чудных русских солдат" <12>. При этом русский монарх считался "христианским государем". В III Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. V глава называется "Религия, интеллектуальная и физическая деятельность". В ст. 34 закреплено, что "военнопленным будет предоставлена полная свобода для выполнения обрядов их религии, включая посещение богослужений, при условии соблюдения ими дисциплинарного порядка, предписанного военными властями". Статьи 35 - 36 посвящены правам религиозных деятелей, входивших в состав военного духовенства и попавших в плен или добровольно оставшихся с плененными: им разрешено обслуживать духовные нужды военнопленных, свободно исполнять свои обязанности в кругу единоверцев. Их должны распределить между лагерями или рабочими командами. Для посещения их им должны предоставляться транспортные средства. Им предоставляется свобода переписки, подлежащей цензуре, по религиозным делам их культа с духовными властями страны, в которой они задержаны, и с международными религиозными организациями. Если служитель культа, попавший в плен, не принадлежит к военному духовенству, он все равно имеет право отправлять свои обязанности среди единоверцев. Их права приравниваются к правам военного духовенства. И та и другая категории священнослужителей не могут привлекаться ни к каким другим работам. Согласно ст. 37, если среди военнопленных нет священнослужителей, должен быть назначен служитель культа вероисповедания военнопленных с одобрения державы, в плену которой находятся военнослужащие. -------------------------------- <12> Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII - XX вв. М., 2002. С. 5 - 6.

В-третьих, Женевские конвенции 1949 г. развили положения так называемого гаагского права. Согласно ст. 46 IV Гаагской конвенции 1907 г. "честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправление обрядов веры, должны быть уважаемы". В ст. 27 IV Женевской конвенции 1949 г. закреплено, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах (выделено мной. - А. Д.) на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Наконец, ст. 15 I Женевской конвенции 1949 г. определила статус духовных лиц в период вооруженных конфликтов. Она призывает стороны, находящиеся в конфликте, заключать местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества. Это положение имеет большое значение, так как для верующего человека смерть без исполнения соответствующих религиозных обрядов может явиться дополнительным духовным и нравственным страданием. Современное гуманитарное право содержит также норму о том, что умершие, если это возможно, должны быть погребены согласно обрядам религии, которую они исповедовали <13>. Существенное развитие это положение нашло в Дополнительных протоколах 1977 г. к Женевским конвенциям. Согласно п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статус комбатанта, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комментируя ст. 8 Дополнительного протокола I к I Женевской конвенции 1949 г., В. Ю. Калугин отмечает, что духовный персонал "означает лиц, как военных, так и гражданских, как, например, священников, которые заняты исключительно выполнением своих духовных функций" и приданы вооруженным силам, медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам, организациям гражданской обороны сторон, находящихся в конфликте, а также медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам третьих стран, не участвующих в конфликте, обществ помощи таких государств или беспристрастных международных организаций" <14>. При этом авторы комментария к Дополнительному протоколу II уточняют, что термин "духовный персонал" является общим и относится ко всем религиям, а упомянутое слово "священник" использовано только в качестве примера <15>. При этом представители духовного персонала, так же как и медицинского, должны воздерживаться от враждебных действий. -------------------------------- <13> Досвальд-Бек Л., Вите С. Международное гуманитарное право и право прав человека (цит. по: Пряхина Т. М., Хижняк В. С. Указ. соч. С. 8). <14> Калугин В. Ю. Курс международного гуманитарного права. Минск, 2006. С. 180. <15> Комментарий к Дополнительному протоколу II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. С. 154.

Благодаря Женевским конвенциям 1949 г. в международном праве стали развиваться новые нормы о защите культурных ценностей в период вооруженных конфликтов. 14 мая 1954 г. была подписана Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, согласно которой в случае вооруженных конфликтов культурными ценностями являются "ценности движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше" (ст. 1). Таким образом, Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. внесли значительный вклад в развитие норм, гарантирующих свободу совести в период вооруженных конфликтов. Несмотря на то что их реализация является крайне затруднительной в условиях ведения военных действий, соблюдение принципа свободы совести в период вооруженных конфликтов является важным стимулом к предотвращению ужасов войны.

Название документа