Правовое обеспечение становления Таможенного союза: необходимость интеграции науки и практики
(Ныркова Н. А.)
("Таможенное дело", 2009, N 3)
Текст документа
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА:
НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Н. А. НЫРКОВА
Ныркова Н. А., заместитель директора Ростовского филиала РТА по научной работе, подполковник таможенной службы, доцент, кандидат юридических наук.
Задачи по формированию Таможенного союза и единого экономического пространства охватывают такие важнейшие сферы, как создание единой таможенной территории, режима свободной торговли, единого порядка внешнеторговой деятельности (включающего в том числе тарифное регулирование, нетарифные меры регулирования в торговле с третьими странами и др.), а также исполнение иных обязательств, вытекающих из принципов и положений соглашений о Таможенном союзе.
Исследование договорно-правовой базы Таможенного союза позволяет сделать вывод, что реализация указанных задач невозможна без согласованной научно-технологической политики, нацеленной на интеграцию и дальнейшее развитие потенциалов государств-участников. Полагаем совершенно очевидным, что особая роль в ее осуществлении принадлежит юридической науке. Последняя в современных условиях представляет собой отрасль знаний, объединяющих в единый сплав и достижения в профессиональной области (таможенное дело, налоги, управление, борьба с преступностью и правонарушениями и пр.), и научные сведения, касающиеся юридической техники, технологий подготовки нормативно-правовых актов и их инкорпорации в систему действующего законодательства. При этом обе составляющие тесно взаимосвязаны и вносят свой вклад в дело совершенствования норм и правил, регулирующих те или иные отношения людей в обществе, повышения их эффективности, в том числе за счет минимизации или полного устранения коллизий в конкретных регламентах.
Правовое сопровождение деятельности по формированию Таможенного союза, естественно, находясь прежде всего в международном поле, вместе с тем не исключает, а, наоборот, с необходимостью предопределяет постоянные и значительные усилия по совершенствованию национального законодательства, национальных таможенных и иных процедур. Помимо этого оно требует качественных сравнительно-правовых исследований, достоверно отражающих состояние науки, действующего законодательства и практики его применения в государствах - участниках Таможенного союза и, таким образом, позволяющих определять и решать текущие и перспективные задачи по их согласованию.
Одной из важных долгосрочных целей, стоящих перед юристами в процессе становления Таможенного союза, должен быть постоянный мониторинг законодательства государств-участников и практики его применения. Разрабатываемый в настоящее время Таможенный кодекс Таможенного союза с неизбежностью повлечет за собой увеличение числа нормативно-правовых актов, направленных на уяснение содержания его предписаний, толкование их соотношения с национальными законами и подзаконными актами.
Представляется, что разрешение отмеченных правовых проблем и проблем, которые неизбежно будут возникать по мере эволюции Таможенного союза, немыслимо без привлечения научного потенциала такого уникального центра таможенной науки, каковым является Российская таможенная академия, имеющая в своей структуре и филиалы.
Так, Ростовский филиал РТА обладает достаточным количеством высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт правовых (отраслевых, межотраслевых и комплексных) исследований. В нашем научном багаже - целый ряд работ, посвященных месту Таможенного кодекса в системе российского законодательства, взаимодействию правоохранительных органов и спецслужб в сфере внешнеэкономической деятельности, правоприменительным ошибкам таможенных органов, обеспечению законности в деятельности таможенных органов Южного региона и др.
Свой вклад в многостороннее и важное сотрудничество, направленное на правовое обеспечение функционирования Таможенного союза, мы видим в том, чтобы предложить конкретные направления и формы взаимодействия, в осуществлении которых могли бы принять непосредственное участие ученые и педагоги нашего вуза.
При этом главным, на наш взгляд, должно стать определение профессионального поля (тематики) научных исследований, которые в современных условиях представляют повышенный интерес и отражают не только международные аспекты формирования Таможенного союза, но и национальные проблемы, затрудняющие такое формирование.
Во-первых, представляется, что большой научно-исследовательский потенциал имеется в действующей системе процедур и механизмов таможенного администрирования. Мониторинг и анализ ситуации в данной области, конкретные рецепты совершенствования данной системы позволят решить целый ряд важных задач:
- укрепление и развитие гарантий защиты законных интересов участников внешнеэкономической деятельности и, как следствие, привлекательности России с точки зрения ведения бизнеса, исключающие его "перетекание" в другие государства Таможенного союза (уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров - один из главных показателей достижения целей административной реформы в России);
- разрешение проблемных вопросов, касающихся условий и размера оплаты таможенных сборов при подаче временной и полной таможенной декларации;
- улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения участниками ВЭД обязанностей по уплате таможенных платежей;
- снижение коррупционной емкости управленческой деятельности в этой сфере (в Послании Президента России Федеральному Собранию одной из главных причин коррупции справедливо названо несовершенство наших государственного и хозяйственного механизмов).
Иначе говоря, улучшение национальных механизмов в данной сфере, успешное преодоление трудностей неизбежно благоприятно повлияет на выработку единых подходов к разрешению аналогичных проблем на межгосударственном уровне и согласование систем таможенного администрирования государств - участников Таможенного союза.
Во-вторых, самостоятельной перспективной и интересной темой для совместных научных исследований является анализ правотворческой деятельности Федеральной таможенной службы. Профессиональная оценка места актов ФТС в системе российского права, их соответствие международным нормам и принципам в сфере таможенного дела, соотношение с действующим законодательством и подзаконными актами, исследование коллизионных норм, выявление причин противоречий и разработка технологий их преодоления внесут свой вклад в усиление системных начал российского права, а также гармонизируют его соотношение с международным правом.
В-третьих, нельзя не отметить, что формирование Таможенного союза может и должно дать толчок узкопрофессиональным исследованиям, например изучению административно-правовых, уголовно-правовых, процессуальных, оперативно-розыскных и иных возможностей противодействия государств - участников Таможенного союза таможенным и должностным преступлениям и правонарушениям; пределов расширения полномочий таможенных органов, понятия и статуса контрафактной продукции, выявлению вероятных рисков и обеспечению интересов национальной безопасности и другим.
Важной формой взаимодействия ученых и практиков, которая способна дать новые точки роста в процессе его реализации, считаем обсуждение наиболее актуальных проблем становления Таможенного союза (например, проекта Таможенного кодекса Таможенного союза) в рамках научных и научно-практических конференций разного уровня. При этом возможности Ростовского филиала состоят не только в участии в таких профессиональных дискуссиях, но и в предоставлении площадки для их проведения.
В качестве итогового вывода вернемся к стартовым мыслям о невозможности объединения государств - участников в Таможенный союз, в том числе сближения их экономических и правовых систем, устранения существующих административных и иных барьеров, без добротного правового сопровождения, интегрирующего самые последние достижения юридической науки и практики.
Название документа