Конвенционное регулирование предоставления таможенных и налоговых льгот культурным центрам

(Лабоськин М. А.) ("Налоги" (газета), 2009, N 31) Текст документа

КОНВЕНЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРАМ

М. А. ЛАБОСЬКИН

Лабоськин М. А., к. ю.н., главный государственный таможенный инспектор правовой службы Северо-Западного таможенного управления.

Развитие международных контактов в области культуры, обеспечение свободного доступа граждан к культурным ценностям остается важным направлением международного сотрудничества, связанного с выполнением обязательств, взятых государствами в соответствии с такими международно-правовыми актами, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 4 ноября 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., Парижская хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г. Деятельность культурных (культурно-информационных) центров в иностранных государствах является одним из элементов пропаганды национальных культурных достижений, важность и значение которой трудно переоценить. В 50 - 80-е годы прошлого века одним из направлений международного культурного сотрудничества СССР было создание сети советских культурных (культурно-информационных) центров и домов советской науки и культуры на территории иностранных государств. В соответствии с международными соглашениями, заключенными СССР, культурные центры и дома советской науки функционировали в 40 странах Европы, Азии и Африки <1>. -------------------------------- <1> Советские культурные центры и дома советской науки и культуры были открыты в Австрии, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Гане, ГДР, Египте, Замбии, Индии, Индонезии, Йемене, Камбодже, Республике Кипр, Конго, Лаосе, Ливане, Люксембурге, на Мадагаскаре, Мальте, Малайзии, в Марокко, Монголии, Непале, Нигерии, Пакистане, Польше, Сирии, Танзании, Тунисе, Уганде, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Шри-Ланке, Эфиопии, Югославии.

Кроме того, СССР был заключен ряд соглашений о создании иностранных культурных центров на территории Советского Союза <2>, а также соглашения об учреждении и условиях деятельности культурных центров СССР в иностранном государстве и иностранного государства в СССР <3>. -------------------------------- <2> Например, Соглашение между Правительством СССР и Правительством ВНР о создании и деятельности культурного, научного и информационного центра ВНР в Советском Союзе от 26 февраля 1988 г., Соглашение между Правительством СССР и Союзным исполнительным вече Скупщины СФРЮ о создании и деятельности Югославского культурно-информационного центра в Москве от 15 марта 1988 г. <3> Например, Соглашение между Правительством СССР и Правительством ФРГ о создании и деятельности культурных центров Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии от 13 июня 1989 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством Французской Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 5 июля 1989 г.

Российская Федерация продолжила активное взаимодействие с иностранными государствами в области культуры, заключив за период с 1992 по 2009 г. 58 соглашений о культурном сотрудничестве, из них в 29 предусматривалось, что стороны либо проведут переговоры о создании культурных центров, либо будут содействовать или поощрять их открытие, либо заключат соглашение об открытии и функционировании таких центров <4>. -------------------------------- <4> Положения, касающиеся культурных центров, в частности, содержатся в Соглашениях о сотрудничестве в области культуры, науки и образования, заключенных РФ в том числе с Великобританией, Данией, Италией, Колумбией, Перу, Шри-Ланкой. Кроме того, обязательство о заключении соглашения об открытии культурного центра содержится также в Договоре об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г.

На основании Указа Президента РФ от 21 мая 1993 г. N 726 "О российских центрах науки и культуры за рубежом" <5> бывшие советские культурные центры и дома советской науки и культуры за рубежом преобразовывались в российские центры науки и культуры за рубежом. -------------------------------- <5> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 21. Ст. 1994.

При этом в соответствии с Указом Президента РФ от 5 февраля 2002 г. N 146 "О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" российские центры науки и культуры за рубежом приобретали статус представительств Центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД России (Росзарубежцентра) <6>. -------------------------------- <6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 6. Ст. 565.

Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества" Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при МИД России (Росзарубежцентр) упразднен, его функции переданы Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) <7>. -------------------------------- <7> Собрание законодательства РФ. 2008. N 37. Ст. 4181.

В соответствии с п. 6 Указа от 6 сентября 2008 г. N 1315 Россотрудничеству разрешено по согласованию с МИД России иметь свои представительства за рубежом. Принимая во внимание, что Россотрудничество является правопреемником Росзарубежцентра, представительствами Россотрудничества за рубежом являются российские центры науки и культуры за рубежом. Порядок учреждения и условия деятельности иностранных культурных центров на территории РФ регламентируются Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 746 <8> (далее - Положение). -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 3133.

Наличие таможенных и налоговых льгот, предоставляемых центрам и их сотрудникам, является важным фактором, влияющим на принятие решения об открытии льгот центров на территории иностранного государства. Такие льготы могут предоставляться государствами как на условиях взаимности, так и в одностороннем порядке. Пунктом 8 Положения предусматривается, что предоставление таможенных льгот работникам центров из числа граждан направляющего государства и освобождение от таможенных платежей товаров, ввозимых для обеспечения нормального функционирования центров, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. РФ заключено 11 Соглашений об учреждении и условиях деятельности культурных центров с Францией от 12 ноября 1992 г. <9>, Израилем от 31 октября 1996 г. <10>, Словакией от 16 декабря 1996 г. <11>, Молдовой от 30 октября 1998 г. <12>, Испанией от 15 ноября 2001 г. <13>, Грецией от 6 декабря 2001 г. <14> и информационно-культурных центров с Азербайджаном от 3 июля 1997 г. <15>, Арменией от 29 августа 1997 г. <16>, Казахстаном от 12 октября 1998 г. <17>, Украиной от 27 февраля 1998 г. <18>, Узбекистаном от 6 мая 1998 г. <19>, анализ которых будет представлен ниже <20>. -------------------------------- <9> Соглашение не опубликовано. Текст Соглашения содержится в БД ИПС "Кодекс". <10> Бюллетень международных договоров. 2005. N 12. С. 21 - 27. <11> Бюллетень международных договоров. 1997. N 4. С. 75 - 78. <12> Бюллетень международных договоров. 2005. N 11. С. 53 - 57. <13> Бюллетень международных договоров. 2002. N 10. С. 47 - 50. <14> Бюллетень международных договоров. 2006. N 4. С. 42 - 46. <15> Бюллетень международных договоров. 2004. N 11. С. 22 - 28. <16> Бюллетень международных договоров. 2005. N 10. С. 12 - 17. <17> Бюллетень международных договоров. 2001. N 6. С. 42 - 46. <18> Россия - Украина. 1990 - 2000. Документы и материалы. Кн. 2. 1996 - 2000. М., 2001. С. 228 - 233. <19> Бюллетень международных договоров. 2008. N 2. С. 35 - 39. <20> В отношении РФ также продолжает действовать Соглашение между Правительством СССР и Правительством ФРГ о создании и деятельности культурных центров Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии от 13 июня 1989 г.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22 октября 2008 г. N 1530-р также готовится подписание Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия об учреждении и условиях деятельности культурно-информационных центров <21>. -------------------------------- <21> Собрание законодательства РФ. 2008. N 43. Ст. 4969.

Кроме того, РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 795 <22> присоединилась к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г. <23>, согласно которому материалы и продукция, включенные в прилагаемый к Соглашению перечень, освобождаются при ввозе от уплаты таможенных пошлин и других сборов. -------------------------------- <22> Собрание законодательства РФ. 1994. N 11. Ст. 1303. <23> Бюллетень международных договоров. 1999. N 3. С. 3 - 20.

Таможенные и налоговые льготы в соответствии с международными соглашениями предоставляются директору и иным сотрудникам центров, а также непосредственно центрам в отношении ввозимых ими товаров. I. Статус директора центра и его заместителя. Всеми соглашениями, действующими в отношении РФ, за исключением Соглашения с ФРГ, предусматривается, что директор и заместитель, на основе взаимности или без нее, МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ (выделено нами. - М. Л.) членами дипломатического персонала посольств (дипломатического представительства) направляющего государства. Статьей 15 Соглашения с Израилем устанавливается, что директор и заместитель являются членами дипломатического персонала посольства. Принимая это во внимание, на директора и его заместителя распространяются льготы в отношении таможенных пошлин, установленных Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Объем таможенных и налоговых льгот, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических сношениях в отношении дипломатических агентов, одинаков по объему таможенных и налоговых льгот, предоставляемых сотрудникам (директору, заместителю, персоналу центра) соглашениями о культурных центрах. Положение о статусе директора центра и его заместителя отсутствует только в Соглашении СССР с ФРГ. II. Таможенные льготы, предоставляемые сотрудникам центров. В соответствии с п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, таможенные сборы <24>. -------------------------------- <24> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

К таможенным сборам согласно ст. 357.1 ТК РФ относятся таможенные сборы за таможенное оформление, за таможенное сопровождение и за хранение товаров <25>. -------------------------------- <25> Там же.

Предоставление таможенных льгот предусматривается Соглашениями об учреждении культурных центров, заключенными РФ с Грецией, Израилем, Испанией, Молдовой, Словакией, Францией, и Соглашениями об учреждении информационно-культурных центров, заключенными РФ с Азербайджаном, Узбекистаном и Украиной. Льгота предоставляется в отношении уплаты: - таможенных пошлин (Соглашение с Францией), - таможенных платежей (Соглашение с Израилем); - таможенных платежей, предусмотренных национальным законодательством принимающей стороны (Соглашение со Словакией); - таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) (Соглашения с Азербайджаном, Украиной, Молдовой); - таможенных платежей (за исключением таможенных сборов за таможенное оформление, хранение и иные подобного рода услуги) (Соглашение с Узбекистаном); - таможенных платежей (за исключением таможенных сборов за таможенное оформление и хранение) (Соглашение с Испанией); - таможенной пошлины и налогов (Соглашение с Грецией); - таможенных и других сборов (Соглашение с ФРГ). Льготы распространяются на сотрудников центров и проживающих с ними членов их семей, не являющихся гражданами принимающего государства. Не предусматривают предоставления данной льготы членам семей сотрудников центров Соглашения с Францией и Испанией. Сотрудники могут ввозить принадлежащие им личные вещи и движимое имущество. При этом в соответствии с Соглашениями с Израилем, Словакией, ФРГ, Францией от уплаты таможенных пошлин освобождаются ввозимые АВТОМАШИНЫ (выделено нами. - М. Л.), тогда как в Соглашениях с Азербайджаном, Грецией, Испанией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной данная льгота распространяется на ввозимые ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА (выделено нами. - М. Л.). При этом в Соглашении с Грецией устанавливается, что может быть временно без уплаты таможенной пошлины ввезено не более 2 транспортных средств на семью сотрудника центра. В РФ для таможенных целей указанные объекты определяются с учетом следующих особенностей. Согласно примечанию к ст. 282 ТК РФ для целей применения гл. 23 "Перемещение товаров физическими лицами" под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования <26>. -------------------------------- <26> Там же.

В российском таможенном законодательстве определение понятия "автотранспортное средство" отсутствует, а также не содержится положений о том, какие виды транспортных средств включаются в данное понятие. Федеральная таможенная служба в своем письме от 13 июня 2006 г. N 05-11/20243 <27> до внесения соответствующих изменений в таможенное законодательство для целей применения гл. 23 "Перемещение товаров физическими лицами" ТК РФ предложила применять следующее определение понятия "автотранспортное средство": автотранспортное средство (автомобиль, автобус, грузовой автомобиль, прицеп, полуприцеп, комбинированное транспортное средство) - устройство, предназначенное для перевозки по дороге (преимущественно по дороге) людей, грузов или оборудования, установленного на нем. -------------------------------- <27> Документ не опубликован. Текст документа содержится в БД ИПС "Кодекс".

Льгота предоставляется в отношении движимого имущества, включая автомашины и транспортные средства, ввозимого на период срока работы сотрудников в центре, которое должно быть вывезено по истечении срока работы сотрудников. В противном случае, а также в случае отчуждения имущества с их собственника будут взысканы соответствующие таможенные платежи. Следует отметить, что в соответствии с п. 13 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 <28>, срок временного ввоза иностранными физическими лицами транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, составляет срок временного пребывания физического лица в РФ, но не более чем один год. Далее транспортное средство подлежит вывозу с таможенной территории РФ, после чего может быть вновь ввезено в соответствии с таможенным режимом временного ввоза. К лицам, подпадающим под действие рассматриваемых соглашений, в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ указанное положение не применяется. -------------------------------- <28> Собрание законодательства РФ. 2003. N 49. Ст. 4772.

В соответствии с Соглашениями с Грецией, Израилем, Словакией, Узбекистаном и Францией таможенные льготы предоставляются физическим лицам, являющимся гражданами государств - участников Соглашений. Несмотря на отсутствие данного условия в других соглашениях, государства, как правило, предусматривают в национальном законодательстве предоставление таможенных льгот при временном ввозе товаров, предназначенных для личного пользования, только в отношении лиц, не имеющих гражданства государства, на территорию которого ввозятся товары. Так, в соответствии с п. 1 ст. 283 ТК РФ на товары, временно ввозимые на таможенную территорию РФ иностранными физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если эти товары ввозятся исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания на таможенной территории РФ <29>. -------------------------------- <29> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

Соглашения по-разному определяют момент и срок предоставления льготы при ввозе имущества сотрудниками центров: - с момента вступления в должность (Соглашения со Словакией, Францией); - при вступлении в должность (Соглашение с Испанией); - в течение 1 года с момента вступления в должность (Соглашение с Израилем); - в течение 12 месяцев с момента прибытия (Соглашение с Грецией); - в период всего срока работы (Соглашения с Азербайджаном, Узбекистаном, Украиной). Неодинаков в Соглашениях и подход государств к определению периода, в течение которого предоставляются льготы при вывозе имущества: - вывоз по истечении срока работы (Соглашение с Израилем, Словакией, Францией); - в период всего срока работы (Соглашения с Азербайджаном, Узбекистаном, Украиной). В Соглашениях с Грецией, Испанией, Молдовой срок вывоза не установлен. III. Таможенные и налоговые льготы, предоставляемые центрам. Согласно п. 6 Положения центры могут создаваться в качестве некоммерческих организаций, не ставящих своей целью извлечение прибыли. В РФ центры пользуются правами юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Центрам предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в отношении материалов, имущества, оборудования, мебели, транспортных средств, необходимых для их функционирования. На условиях взаимности предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин в соответствии с Соглашениями с Францией, Израилем, Словакией, Испанией, с Азербайджаном и Украиной - от таможенных пошлин, за исключением таможенных сборов. Не предусматривают такой льготы Соглашения с Арменией, Узбекистаном, Казахстаном, Молдовой. Как и в случае предоставления таможенных льгот в отношении товаров, ввозимых сотрудниками центров, Соглашения также неодинаково определяют, в отношении каких таможенных платежей предоставляется освобождение от уплаты при ввозе товаров, необходимых для функционирования центров. В Соглашениях об учреждении культурных центров льготы предоставляются в отношении: - таможенных платежей, состоящих из таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, налога на продажу, а также любых иных сборов или пошлин, установленных на ввоз имущества (Соглашение с Израилем); - таможенных платежей (Соглашение со Словакией); - таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) (Соглашения с Азербайджаном, Украиной); - таможенных пошлин и сборов (Соглашение с Францией); - таможенных и других сборов (Соглашение с ФРГ); - таможенных пошлин и налогов, за исключением сборов за таможенное оформление и хранение (Соглашение с Испанией); - таможенных пошлин и налогов (Соглашение с Грецией). Все Соглашения, содержащие норму об освобождении центров от уплаты таможенных пошлин, за исключением Соглашения с Грецией, обусловливают предоставление льготы взаимностью. IV. Льготы в отношении прямых и косвенных налогов, предоставляемые центрам и их сотрудникам. Налоговый режим для центров и их персонала определяется законодательством государства пребывания. При этом в Соглашениях с Азербайджаном, Испанией, Молдовой, Узбекистаном, Украиной определено, что "налоговый режим для центров и их персонала определяется законодательством государства пребывания с учетом принципа взаимности", а в Соглашениях с Израилем, Испанией, Словакией, Францией - "с учетом положений действующих между Договаривающимися Сторонами Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов". На момент подписания Соглашений об учреждении культурных центров с Испанией, Казахстаном, Молдовой и Узбекистаном также действовали Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные РФ, а также Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов с Францией, заключенное СССР. Кроме того, на тот момент были заключены, но не действовали соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Азербайджаном, Арменией, Грецией, Израилем, Словакией и Украиной. Между тем только в Соглашениях о культурных центрах с Израилем и Словакией оговаривается применение налогового режима с учетом положений действующих между Сторонами договоров об избежании двойного налогообложения. В отношении налогообложения центров и их персонала только в Соглашении с Испанией Протоколом от 24 сентября 2007 г. о внесении изменений в Соглашение между РФ и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15 ноября 2001 г. конкретизированы объекты налогообложения - это доходы и имущество центров и их персонала <30>. -------------------------------- <30> Бюллетень международных договоров. 2007. N 12. С. 70 - 71.

Анализ соглашений об учреждении и условиях деятельности культурных центров позволяет сделать вывод о том, что при заключении соглашений отсутствует единообразный подход к определению: - статуса директора центра и его заместителя; - таможенных платежей, в отношении уплаты которых предоставляется освобождение; - объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется освобождение от уплаты; - момента и срока предоставления льгот при ввозе и вывозе личного имущества сотрудников центров и собственно центров; - перечня личного имущества, освобождаемого от уплаты таможенных пошлин и налогов, ввозимого сотрудниками центров на период их работы. Данное обстоятельство порождает проблемы в применении соглашений. В данной связи устранение проблемы возможно путем унификации соответствующих определений путем заключения многостороннего соглашения, принимая во внимание, что из 11 Соглашений об учреждении и условиях деятельности культурных и культурно-информационных центров, заключенных РФ, - прежде всего в рамках СНГ.

Название документа