К вопросу о международно-правовой защите культурных ценностей

(Русанов Г. А.)

("Культура: управление, экономика, право", 2009, N 3)

Текст документа

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ

КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Г. А. РУСАНОВ

Русанов Г. А., аспирант отдела уголовного права Российской академии правосудия.

Культурные ценности являются достоянием государства и его народа. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ). Обязанность государства состоит в обеспечении данного права гражданина.

Россия является государством с многовековой историей, и за это время было накоплено огромное количество произведений искусства, предметов, связанных с важнейшими историческими событиями как в российском, так и в общемировом масштабе. Данные предметы являются объектом неподдельного интереса со стороны зарубежных коллекционеров, которые временами готовы заплатить большие деньги за обладание культурными ценностями русских мастеров.

Изменившиеся в начале 90-х годов XX в. экономические отношения и вызванный проводимыми экономическими реформами кризис, растянувшийся на длительный период, усилили отток капитала из России. Среди вывозимых из страны в этот период ценностей не последнее место занимали картины известных мастеров, произведения знаменитых скульпторов, иконы. Часто данные произведения покидали пределы нашей страны незаконно.

Сохранение культурных ценностей является важным аспектом и с точки зрения поддержания престижа государства, поскольку страна, не способная позаботиться о сохранности своего культурного достояния, обычно воспринимается международным сообществом как несамодостаточное или "падающее" государство. Также проблема сохранения культурных ценностей имеет значение и для имиджа государства на международном уровне, так как именно культурные произведения зачастую являются связующим звеном между народами разных стран. Важное значение для сохранения культурных ценностей имеет идеологическое и нравственное воспитание гражданина, поскольку знакомство с произведениями великих художников, скульпторов, писателей не просто обогащает духовный мир человека, но и позволяет ему проникнуться подлинным уважением к своему государству.

Сохранение культурных ценностей невозможно без сотрудничества на международном уровне. Борьба с правонарушениями в отношении культурных ценностей должна проводиться на основе комплексного международного сотрудничества. Одной из наиболее актуальных сфер такого сотрудничества является сфера международного права. Если обратиться к существующим международным договорам в области охраны культурных ценностей, то необходимо остановиться на следующих основных актах.

Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 14 ноября 1970 г.) [2]. Данный нормативный правовой акт принят в рамках ЮНЕСКО.

В ст. 2 указанного нормативного правового акта признается, что незаконный ввоз, вывоз культурных ценностей является одной из главных причин обеднения культурного наследия, а значит, борьба с данными преступлениями является приоритетной для международного сообщества. Также важным положением, предусмотренным в данном нормативном правовом акте, является то, что участники его обязуются создать на своей территории одну или несколько служб охраны культурного наследия (ст. 5). Кроме того, в данной Конвенции решается ряд административных вопросов, направленных на защиту культурных ценностей.

Не остался в стороне в вопросе охраны культурных ценностей и Совет Европы, которым была принята Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей, принятая в г. Дельфы 23 июня 1985 г. [3]. Важным, в частности, является положение, предусмотренное ст. 6 Конвенции, согласно которому ее участники обязуются сотрудничать с целью возвращения культурных ценностей, незаконно перемещенных. Кроме того, в данном акте решается ряд процедурных вопросов, связанных с возвращением культурных ценностей, с передачей необходимой информации правоохранительным органам других стран, а также с судебным рассмотрением дел, связанных с правонарушениями в отношении культурных ценностей. Также ст. 12 Конвенции указывает на серьезный характер преступлений в отношении культурных ценностей и говорит о необходимости применения адекватных мер наказания [4].

Еще одним международным актом, направленным на защиту культурных ценностей, является Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержания и возврата культурных ценностей, незаконно провозимых через государственные границы (Пловдивское соглашение 1986 г.) [5]. Данное Соглашение решает в основном процедурные вопросы, практически не останавливаясь на конкретных мерах, направленных на предупреждение преступлений в отношении культурных ценностей. Среди важных аспектов Соглашения необходимо отметить ст. ст. 2 и 3, в которых указывается на то, что культурные ценности могут вывозиться из страны - участника Соглашения только на основании разрешения на вывоз, которое, в свою очередь, выдается соответствующими уполномоченными органами государства вывоза.

Среди документов, направленных на защиту культурных ценностей и заключенных в рамках СНГ, можно отметить Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, принятое в Москве 15 апреля 1994 г. [6]. Данное Соглашение также предусматривает перемещение культурных ценностей через границу только на основании разрешительных документов, выдаваемых соответствующими таможенными органами государств-участников (ст. 2 Соглашения). Данный нормативный акт также решает вопросы, связанные с возвращением культурных ценностей на родину в случае их незаконного перемещения на территорию другого государства, предусматривает обмен информацией относительно культурных ценностей, в том числе тех, которые вывозу не подлежат, а также обмен опытом и специалистами в данной области, что является весьма важным фактором в области борьбы с контрабандой культурных ценностей.

Несмотря на многообразие имеющейся международной нормативной базы в области охраны и защиты культурных ценностей, ее нельзя признать в необходимой степени эффективной. Проблема охраны и защиты культурных ценностей, а также возвращения их на родину по-прежнему стоит остро.

На наш взгляд, наиболее эффективными средствами борьбы с правонарушениями в отношении культурных ценностей, особенно применительно к таможенным преступлениям, в частности контрабанде культурных ценностей, должны стать двусторонние международные договоры, которые могут развивать и конкретизировать положения, предусмотренные международными конвенциями и соглашениями, участниками которых является относительно большое количество государств. Применительно к Российской Федерации в качестве примера двусторонних договоров, направленных на охрану культурных ценностей, необходимо отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, подписанное в Ашхабаде 23 декабря 1993 г. [7], а также Декларацию о взаимопонимании между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан в области сотрудничества в борьбе с незаконным вывозом, ввозом культурных ценностей, подписанную в Ташкенте 12 октября 1998 г. Второй акт определяет общие принципы сотрудничества таможенных служб в данной области, но представляется, что для более эффективной борьбы с преступлениями в отношении культурных ценностей, в том числе и контрабандой, необходима большая конкретизация данных мер в двусторонних договорах, чем то, как они охарактеризованы в них на данный момент.

Тем не менее для более эффективной борьбы с правонарушениями (преступлениями) в отношении культурных ценностей на данный момент необходимо расширить и углубить как многостороннее, так и двустороннее международное сотрудничество государств в области борьбы с контрабандой культурных ценностей. Как уже было указано, основой двустороннего сотрудничества могут быть международные договоры, которые, как нам представляется, должны определять следующие основные (базисные) принципы взаимодействия государств:

- должно быть единое понимание предмета, относящегося к культурным ценностям;

- должен быть составлен перечень предметов, относящихся к культурным ценностям;

- должны быть определены принципы межгосударственного взаимодействия по вопросам борьбы с контрабандой культурных ценностей;

- должны быть установлены обязательства по возвращению незаконно перемещенных культурных ценностей;

- должны быть установлены обязательства по предоставлению необходимой информации для проведения расследования соответствующим органам государств, подписавших договор;

- должны быть разработаны механизмы совместной работы следственных органов государств для скорейшего проведения расследований по делам о контрабанде культурных ценностей.

В случае заключения подобных договоров возможно создание более эффективного механизма охраны и защиты культурных ценностей от незаконных на них посягательств.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 14 ноября 1970 г.) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1990. С. 283 - 290, 610 - 611.

3. Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей, принятая в г. Дельфы 23 июня 1985 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 148 - 160.

4. На данный момент Конвенция является недействующей, хотя, на наш взгляд, является наиболее удачной в данной области.

5. Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержания и возврата культурных ценностей, незаконно провозимых через государственные границы (Пловдивское соглашение 1986 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 420 - 423.

6. Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей // Экономика и жизнь. N 21. 1994.

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей // Бюллетень международных договоров. 1996. N 12.

Название документа