Наркоугроза: тенденции и актуальные вопросы противодействия

(Вдовин Ю. Н., Удальцов В. Г.)

("Наркоконтроль", 2009, N 3)

Текст документа

НАРКОУГРОЗА: ТЕНДЕНЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Ю. Н. ВДОВИН, В. Г. УДАЛЬЦОВ

Вдовин Ю. Н., кандидат философских наук.

Удальцов В. Г., кандидат философских наук (Счетная палата Российской Федерации, г. Москва).

Немного, наверное, найдется на свете веществ, которые, несмотря на определенную пользу от их применения, тем не менее крайне негативно воспринимаются в обществе. К наиболее одиозным из них, безусловно, относятся наркотики. Они, как говорится, и лечат, но, в большей степени, и калечат людей, ломают их судьбы. Дать им какое-то более или менее точное определение довольно трудно, так как под этим собирательным понятием имеют в виду разные вещества, по-разному действующие на разных людей. Вместе с тем, рассматривая это понятие в широком смысле слова, Всемирная организация здравоохранения определяет наркотик как вещество, отличное от необходимого для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры. В узком смысле слова наркотик можно определить как вещество, лекарственное средство различной химической или органической природы, которое оказывает специфическое (стимулирующее, угнетающее, галлюциногенное и др.) воздействие на центральную нервную систему, что может являться причиной его немедицинского потребления, а также обладает потенциалом пристрастия и/или болезненной зависимости и может нанести вред организму.

С наркотиками человечество познакомилось настолько давно, что сейчас, по всей видимости, на вопрос, кто начал употреблять их первыми, ответить также невозможно, как и на вопрос, кто первым стал использовать огонь или колесо. Почти во всех известных нам древних культурах можно натолкнуться на "наркотический след". Так, по имеющимся на сегодняшний день данным, примерно пять тысяч лет назад шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии, уже применяли опиум. В обнаруженных здесь при раскопках глиняных табличках содержатся рекомендации по приготовлению и употреблению этого наркотика.

Не углубляясь в более подробный экскурс в историю наркотиков, подчеркнем лишь, что их производство, использование и употребление сопровождают жизнь человеческого общества почти на всех этапах его развития. Объясняется данный феномен существующей потребностью людей в этих веществах. Причем потребность эта носит двоякий характер, обусловленный, в свою очередь, двоякой природой наркотиков.

С одной стороны, они действительно являют собой лекарственное средство, способствующее исцелению некоторых болезней, облегчению физических страданий. И в этом аспекте они находят чисто медицинское применение. Достаточно напомнить об использовании еще в стародавние времена настоя конопли как лекарства от подагры и кашля, о служившем в XIX в. успокаивающим средством лаудануме (спиртовой настойке опиума), о применении морфина для снятия сильной боли.

С другой стороны, наркотики способны вызывать у человека определенные психические изменения, которые связаны с получаемым им удовольствием и характеризуются состоянием эйфории. Употребление наркотиков только лишь с этой целью выводит их за рамки медицинского использования и создает в итоге одну из тех острых социальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством.

Речь идет о наркомании, под которой понимается патологическое влечение к постоянному употреблению наркотических средств или психотропных веществ. Эту болезнь вызывает - с самыми разными вероятностями - все более учащающийся прием наркотиков, обусловленный навязчивой потребностью вновь и вновь получать эпикурейское наслаждение. В результате человек с фатальной неизбежностью пополняет ряды жертв наркомании, которая наносит огромный ущерб как отдельной личности, так и всему обществу.

Говоря об этом ущербе, следует прежде всего отметить, что до относительно недавнего времени наркомания оставалась скорее исключением, чем правилом. Объясняется это, на наш взгляд, довольно просто. В течение многих веков растительные препараты, содержащие наркотические вещества, потреблялись без специальной обработки. А в своем "естественном" виде эти вещества имели низкую степень концентрации, редко поэтому вызывали болезненную наркотическую зависимость, да и воздействие их на организм человека выражено было довольно слабо. Кроме того, потребление наркотиков допускалось главным образом в религиозных ритуалах и было окружено массой культурных ограничений. Все это в совокупности не создавало для общества какой-либо проблемы, связанной с наркоманией.

Положение изменилось, когда ученые, пытаясь усилить лекарственные свойства наркотиков, научились химическим путем выделять из растений наркотические вещества высокой степени чистоты. В данном случае подтвердилась старая истина, что благими намерениями вымощена дорога в ад. В результате научных поисков многократно повысилась не только эффективность медицинской составляющей наркотиков, но и их способность к формированию болезненной зависимости от них, а вместе с этим и их разрушительное воздействие на организм.

С этого момента регулярное употребление наркотиков превращает их в яд, который медленно, но верно отравляет весь организм: разрушает мозг и психику, значительно повышает риск гепатита (в 15 - 20 раз больше распространен среди наркоманов, чем среди остальных людей), СПИДа (примерно одна треть среди вирусоносителей - наркоманы), бактериальных инфекций сердца и других органов. Наступает общая деградация личности, теряется способность к плодотворной деятельности и т. д.

Ущерб на личностном уровне усугубляется масштабным характером этого явления, который оно приобрело в тот период, когда появились сильнодействующие наркотики. В 1840 г. в Англии фиксируется первая массовая вспышка наркомании. Тогдашняя попытка властей ограничить употребление спиртного обернулась резко возросшим спросом на опиум, заменившим выпивку. Уже к 1859 г. его стали употреблять пять процентов британцев.

С тех пор негативные последствия наркомании проявляют себя не только на индивидуальном, но и на общественном уровне. Заключается это в следующем.

Широкое распространение наркомании приводит к тому, что существенная часть членов общества (причем относящихся к социально активной его группе), вследствие их физической и социальной деградации, фактически выбывает из семейной, политической, трудовой и других видов жизнедеятельности. Это обусловлено как их самоисключением, к примеру, из экономики в силу утери ими способностей производительно трудиться, так и естественным недоверием к ним. В ряде случаев им просто запрещается занимать определенные должности. Нетрудно представить, что может натворить наркоман, если он, к примеру, имеет право принимать ответственные решения, управлять транспортным средством, сложным технологическим процессом, работать в оборонном производстве, на АЭС и т. д. Особенно недопустима наркомания в армии, которая не только делает ее неспособной к защите Отечества, но и может нанести серьезный ущерб стране в мирное время. Здесь достаточно хотя бы представить наркомана, управляющего серьезным боевым комплексом.

Лечение наркомании как тяжелой психофизиологической болезни и ее профилактика требуют высоких затрат, т. е. отвлечения огромных финансовых и материальных ресурсов, которые могли бы быть использованы на решение действительно насущных созидательных задач.

Наркомания порождает и стимулирует многочисленные виды правонарушений. Человек в состоянии наркотического опьянения способен совершить преступление, на которое он бы не решился в других обстоятельствах, ибо в этом случае снижается способность человека контролировать свои поступки. Кроме того, ради очередной дозы в состоянии "ломки" наркопотребитель готов на любое преступление даже под страхом смертной казни. Поэтому чем больше людей попадают в наркотическую зависимость, тем опаснее становится общая криминогенная обстановка, тем выше поднимается уровень насильственных и корыстных преступлений (убийств, краж и т. д.).

Особую озабоченность общества вызывает то, что наркомания является в значительной степени молодежной проблемой. Ее жертвами становятся те люди, которые в основном выполняют репродуктивную функцию, а значит, это создает угрозу генофонду нации, ее здоровью, ее будущему.

Распространение наркомании приводит к формированию своеобразного "наркобратства", в котором действует извращенная, антигуманная система ценностей. Захватив широкие слои общества, эта идеология может привести к его психическому и нравственному перерождению.

Всю тяжесть этих и других социальных последствий наркомании, безусловно, обостряет ее размах. К сожалению, волна наркомании (если не брать во внимание отдельные моменты ее некоторого спада) поднимается все выше и выше. Ныне это цунами захлестнуло все без исключения страны мира и все слои общества. По оценке экспертов ООН, общее число людей, употребляющих наркотики, достигает 200 млн. человек в возрасте от 15 до 64 лет (или 5% населения планеты этой возрастной группы). По сути дела, наркомания сегодня стала глобальным бедствием, не знающим границ.

Не обошла стороной эта беда и Россию. Особенно это относится к 90-м годам прошлого века, когда существенно повысилась открытость страны и одновременно резко обострились социально-экономические проблемы, что послужило основой для взлета наркомании. Она быстро приобрела невиданные ранее размеры. Менее чем за 10 лет число граждан, с разной степенью регулярности допускавших немедицинское употребление наркотиков, резко возросло до 6 млн. человек. Социологические исследования конца 1990-х г. показали, что так или иначе знакомых с наркотиками в стране насчитывалось 10 - 15% населения (тогда как уровень потребления наркотиков считается угрожающим генофонду нации, если 5% страны потребляют наркотики). В период с 1997 по 2002 г. динамика ежегодного роста количества больных с диагнозом "наркомания" составляла 24%. Затем, правда, кривая стала более пологой и ежегодный прирост количества людей, втянутых в употребление наркотиков, снизился в среднем до 2 - 4%. Некоторые специалисты увязали это снижение с проводимыми преобразованиями в стране - укреплением государственности и развитием экономики. Другие - с ужесточением борьбы с наркоманией. Как бы то ни было, Россия несколько отодвинулась от критического порога.

Однако для победных реляций время еще не пришло. Положение дел в этой области остается крайне неблагополучным. По сведениям Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), на государственном учете находится 537 тыс. человек, которые или больны наркоманией, или регулярно употребляют наркотики, и их зависимость стала болезненной. На самом деле число наркоманов в стране гораздо больше, чем их зарегистрировано. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что из всех задержанных ГИБДД водителей в состоянии наркотического опьянения только 3% находились на учете. Об этом же говорят данные Счетной палаты РФ, проверявшей в прошлом году Управление ФСКН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где анализ ситуации показал, что 60 - 70% наркозависимых не стоят на учете. Поэтому ближе к истине выглядят данные проведенного в 2007 г. Всероссийского мониторинга наркоситуации в стране, согласно которым число потребителей наркотиков хоть и уменьшилось по сравнению с 2004 г., но продолжает составлять огромную цифру - 5100 тыс. человек.

Если говорить о географии наркомании, то наиболее она распространена в регионах с относительно более высоким уровнем жизни, где компактно проживают миллионы человек. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ростовская и Свердловская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Но и в других местах проблема стоит не менее остро. В провинции высок спрос на дешевые наркотики кустарного производства, изготовленные из лекарств и пищевого мака, в котором сейчас (в нарушении ГОСТа) много примесей маковой соломки как полуфабриката для приготовления вытяжки.

Не может не беспокоить структура наркозависимости. По имеющимся сведениям, до 90% лиц, состоящих на учете, потребляют наркотики опиатной группы (более половины которых - тяжелые), т. е., проще говоря, "сидят" на героине. Все более ощутимым становится бум на наркотическую "синтетику", на так называемые клубные наркотики типа кетамина и психотропные вещества типа МДМА ("экстази"). Последнее отражает тревожный факт ширящегося распространения наркомании среди молодежи и очень опасную тенденцию снижения возрастной планки у лиц, принимающих наркотики. Хотя основная часть наркопотребителей имеет возраст 20 - 39 лет, но довольно значителен уже сегмент и тех, кому еще 15 - 17 лет. Негативным симптомом стало также увеличение доли женщин среди наркоманов.

Общую картину "наркотизации" России дополняют следующие цифры. По статистическим данным, до 90% наркоманов больны гепатитом. Три четверти из них заражены СПИДом. Причем с ростом наркопотребителей растет и число зараженных людей. Это подтверждается информацией, полученной Счетной палатой РФ в ходе проверки в 2008 г. Управления ФСКН по Республике Башкортостан, согласно которой 70% вновь выявленных в республике наркобольных являются носителями ВИЧ-инфекции. Кроме того, около 60% наркоманов склонны к суицидам. Всем этим да еще передозировками отчасти и объясняется тот факт, что по стране средняя продолжительность жизни наркоманов от начала болезни составляет 6 - 7 лет (об этом свидетельствует то, что из 496 тыс. человек, стоявших на наркологическом учете в 2001 г., в учетных списках 2007 г. почти никого не осталось). А в некоторых регионах, по данным Счетной палаты РФ, эта цифра составляет даже 4,5 года. В целом смертность среди наркоманов по официальной статистике достигает 10 тыс. человек ежегодно. Но это не совсем точно, так как учитываются только люди, состоявшие на учете. По оценке экспертов, число умерших наркоманов составляет 30 тыс. (т. е. в два раза больше, чем погибло советских солдат в Афганистане за 10 лет их нахождения там). Другими словами, каждый день наркотики уносят жизнь 80 человек.

Для полноты картины добавим еще и тот факт, что около 70 - 80% преступлений в стране совершается под воздействием наркотиков и алкоголя.

Словом, все говорит о том, что наркоситуация в России остается напряженной. Более того, можно с известной долей уверенности сказать, что и сам диагноз наркоугрозы вряд ли будет снят с повестки дня в ближайшем обозримом будущем, так как высокий уровень наркопотребления обусловлен действием целого ряда причин, искоренить которые за короткое время не представляется возможным. Речь здесь идет о причинах, имеющих медицинский, психологический, культурный, социальный и криминальный характер.

К ним можно, например, отнести вызывающие у человека стресс негативные социально-экономические условия жизни. Бедность, безработица, дискриминация, бытовая неустроенность, обстановка политического, экономического и нравственного кризиса в обществе порождают ощущение неуверенности и провоцируют на "снятие напряжения с помощью наркотиков". В них некоторые люди ищут забвения от жизненных проблем.

Употребление наркотиков нередко связано с неспособностью отдельных индивидов занять "нормальные" позиции в семейной жизни, трудовой деятельности, добиться удачи в своем карьерном росте. Образующийся у таких людей комплекс неполноценности заставляет их порой искать выход в наркотиках как иллюзорном способе решения личностных вопросов.

Наркомании способствует развернутая пропаганда "легкой жизни", протекающей в условиях всевозможных удовольствий, насаждение криминальной субкультуры, потребительского отношения к родителям, государству и обществу. Особенно подвержены такому воздействию молодые люди.

На увлеченность молодежи наркотиками "работает" и такой фактор, как отсутствие в настоящее время в стране целостной системы воспитательной работы с ней. Системы, которая бы охватывала все возрастные и социальные группы молодежи, формировала у нее социально значимые ориентиры, вовлекала в общественно полезную деятельность, организовывала интересный досуг на доступной основе и т. д. Так, молодые люди, чувствуя свою неспособность получить настоящее удовлетворение от предлагаемого досуга, пробуют компенсировать порождаемую им скуку наркотиками. Поэтому они не случайно стали элементом досуговых и культурологических молодежных систем.

За потреблением наркотиков молодежью скрывается также ее рефлексивное сопротивление доминирующим социальным ценностям, культурной практике, идеологическим и материальным условиям жизни. Ее поведение в данном случае представляет собой антимодель законопослушного поведения "нормальной" молодежи.

Наконец, особо негативную роль в распространении наркомании играет нелегальный наркобизнес. Стремясь к получению прибыли во все более возрастающих размерах, он объективно заинтересован в вовлечении в свою наркосеть все новых и новых жертв. По имеющимся в Счетной палате РФ данным, каждый наркоман вовлекает в потребление наркотиков от 10 до 15 человек в год.

Последний фактор наркопотребления наиболее серьезный, так как нелегальный наркобизнес является одним из самых опасных видов преступного промысла. Он представляет собой совокупность запрещенных нормами национального и международного права деяний: производство, хранение, транспортировка и сбыт наркотиков.

Возникновение нелегального наркобизнеса относится к тому периоду, когда общество, осознав растущую опасность наркомании, начало создавать преграды на путях ее распространения. Уже в начале XX в. были приняты международные соглашения о запрете неконтролируемого производства и распространения наркотиков (например, Гаагская конвенция по опиуму 1912 г. и др.). Легальное выращивание наркосодержащих культур, торговля и медицинское применение наркотиков резко сократились. Однако спрос на их немедицинское потребление не исчез. Своеобразным предложением на этот спрос любителей наслаждений и стал образовавшийся в подполье и контролируемый преступными организациями наркобизнес, который имеет свои характерные черты.

Одной из них является интернациональный характер наркобизнеса. На это он был обречен с самого начала своего существования. Скупив первичное сырье в тех, в основном бедных, странах, где культивируются соответствующие растения, наркомафия должна была не только организовать его переработку в конечный продукт, но и доставку товара к потребителям, большая часть которых проживала в развитых странах. Таким образом, довольно быстро сложился международный нелегальный наркорынок.

К настоящему времени этот рынок стал одним из крупнейших в мире, сравнимый по своим масштабам с нефтебизнесом. По оценкам экспертов, оборот наркотиков составляет не менее 8% мировой торговли.

Наряду с общемировыми масштабами и глобализацией наркобизнес характеризуется высокой доходностью. Например, в Нидерландах себестоимость таблетки "экстази" составляет 7 - 9 центов, а ее розничная цена уже 8 - 15 долл. Мировые доходы наркомафии достигают несколько сот миллиардов долларов в год. Если размер этих доходов условно представить себе как уровень ВВП некой страны, то она сегодня бы заняла 21-е место в мире по данному показателю.

Характерной чертой наркобизнеса является также высокий риск, связанный с противодействием ему правоохранительных органов. Поэтому он в своей преступной деятельности использует новейшие методы обеспечения собственной безопасности, системы электронного оснащения и связи, самые современные средства вооружения и боеприпасов.

Наркобизнесу присуща и полноценная производственная, кредитно-финансовая и банковская инфраструктура, включающая в том числе отлаженную схему сбора сырья, складирования, переработки в наркотик и доставки его по отработанным маршрутам в страны-потребители.

Еще одной чертой наркобизнеса является то, что его "производственный цикл" по денежным оборотам и методам организации напоминает деятельность транснациональных корпораций. Транснациональный характер деятельности не позволяет юрисдикции отдельных стран эффективно бороться с наркобизнесом. Кроме того, структура транснациональных организаций помогает уходить от ответственности, жертвуя "пешкой", т. е. курьерами и низовыми звеньями розничной торговли.

Наконец, для наркобизнеса характерно умение быстро адаптировать новейшие достижения научно-технического прогресса к своим потребностям.

Использование этих достижений особенно характерно для производства новых видов синтетических наркотиков, которое связано с одной из общемировых тенденций развития наркобизнеса. Речь идет о повышении доли синтетиков, что объясняется рядом их преимуществ перед наркотиками растительного происхождения. Имеется в виду: отсутствие жесткой привязки к источникам сырья, местам транспортировки и сбыта; возможность изменять степень наркогенности и моделировать характер воздействия на потребителя; доступность и относительно низкие издержки производства; возможность быстро реагировать на конъюнктуру рынка, изменяя исходные продукты и получая новые виды, которые не входят в списки запрещенных на данном этапе; использование не только ключевого прекурсора, но и его заменителей, с помощью которых можно получить не один, а несколько конечных продуктов.

Важной тенденцией является индустриализация наркобизнеса, которая выражается в вытеснении кустарных и малопроизводительных мануфактур высокотехнологичными компактными лабораториями и крупными промышленными наркопредприятиями, которые отличаются высокой производительностью и обслуживаются квалифицированными специалистами.

В последние годы наблюдается тенденция к концентрации производства наркотиков, что выражается в укрупнении производственных мощностей, создании нарколабораторий-гигантов.

Нельзя не отметить и такую тенденцию, как увеличение мобильности производителей наркотиков. На их вооружение поступают мобильные лаборатории на базе фургонов и грузовиков, которые производят наркотики в пути и доставляют к месту назначения уже готовый продукт.

Данные тенденции в той или иной мере прослеживаются и в развитии наркобизнеса в России, где он перешел в разряд национальной проблемы начиная с 90-х годов прошлого века. Статистические данные показывают, что вектор криминальной специализации все больше смещается в сферу наркобизнеса. Постоянно растет доля выявленных наркопреступлений (в 2008 г. - до 7,2%) в общей массе зарегистрированных преступлений. К настоящему времени нелегальный наркобизнес в стране трансформировался в структуру, охватывающую финансирование, ввоз, производство, маркетинг, транспортировку, продажу наркотических веществ, а также систему "отмывания" финансов, полученных от реализации наркотиков.

В этом созданном криминалитетом высокодоходном бизнесе постоянно в разных ролях задействованы сотни тысяч участников. Территория России покрыта густой сетью маршрутов поступления наркотиков потребителям. При этом исходные пункты этих наркотрафиков находятся главным образом за границей, что дает основание говорить о том, что значительное количество наркотиков имеет иностранное происхождение. Это можно объяснить наличием ряда обстоятельств. Во-первых, Россия представляет интерес для международного наркобизнеса в качестве транзитного контрабандного моста из АТР в Европу, движение по которому непросто перекрыть в силу нынешней "прозрачности" границ бывших республик СССР, слабости таможенного и пограничного контроля. Во-вторых, этот интерес обусловлен тем, что в условиях перенасыщенности западного рынка Россия представляет собой огромную, почти девственную, зону сбыта для традиционных поставщиков наркотиков из стран Латинской Америки, Европы, Африки, Ближнего и Среднего Востока, из государств так называемого Золотого треугольника и Золотого полумесяца. В-третьих, Российская Федерация сегодня является крупнейшим в Европе рынком потребления героина, который в условиях отсутствия собственного масштабного производства заполняется импортной продукцией, в основном из Афганистана - мирового лидера в производстве опиатов.

Однако и отечественный наркобизнес начинает набирать обороты. Он стремится занять свое место под солнцем, создает подпольные лаборатории с привлечением высокопрофессиональных специалистов-химиков, организует нелегальные розничные сети, которые охватывают улицы, школы, институты, ночные клубы и дискотеки. Российский наркобизнес является сферой деятельности организованных преступных групп с разделением функций переработки, транспортировки, распространения. Для него характерны также: высокий уровень организации совершаемых преступлений; наличие межрегиональных связей и значительных финансовых ресурсов; стремление наладить связи в структурах власти; глубокая конспирация и хорошая осведомленность о деятельности противостоящих ему правоохранительных органов; оснащенность современным оружием, связью и транспортными средствами; смыкание с экстремистскими элементами и террористическими организациями; попытки установления контактов с международной наркомафией для организации контрабандных операций с использованием территории России.

Все это в совокупности создает почву для тех угроз личности, обществу и государству, которые исходят от наркобизнеса.

Во-первых, наркобизнес, как уже отмечалось, непосредственно воздействует на все более широкое распространение наркомании, всячески подпитывая ее и пытаясь сформировать наркотическую субкультуру в обществе. Тем самым он способствует усилению негативных последствий наркомании, как для личности, так и для общества в целом.

Во-вторых, деятельность наркобизнеса неблагоприятно отражается на экономическом развитии страны, что выражается не только в отвлечении огромных средств на борьбу с ним, но и в том значительном ущербе, который он наносит финансовой системе страны "отмыванием" наркоденег и их перекачкой за рубеж. Масштаб изымаемых наркопреступностью из национальной экономики средств настолько велик, что в ряде стран (Великобритания, к примеру) борьба с "отмыванием" наркоденег считается приоритетной задачей.

В-третьих, являясь экономическим фундаментом организованной преступности и обеспечивая чуть ли не половину ее криминальных доходов, наркобизнес повышает возможности преступных группировок в проведении противоправной деятельности и ее совершенствовании. Тем самым он наносит ущерб общественной безопасности, способствуя усугублению криминальной ситуации в стране.

В-четвертых, наркобизнес способствует коррумпированности органов власти и управления, подкупая депутатов и чиновников, лоббируя свои интересы. Поэтому когда под видом "гуманизма" звучат призывы защитить права наркозависимых, то за этим лозунгом почти всегда виднеются уши наркомафии, которая пытается обеспечить максимально возможную свободу распространению своей продукции.

В-пятых, наркобизнес "работает" на терроризм, предоставляя ему свои финансовые, материальные, кадровые, технические и другие ресурсы (примером может служить использование наркосети для поддержки недавней кровавой атаки террористов в индийском г. Мумбаи). Это обусловлено тем, что экономическим интересам наркомафии чужда идея политической стабильности. Поэтому наркобизнес в последнее время является если не источником, то одной из движущих сил в региональных конфликтах, какими бы причинами они ни вызывались. В этом свете можно иначе взглянуть на террористическую активность в тех конфликтогенных регионах, где существуют мощные наркогруппировки.

Подытоживая сказанное, можно констатировать, что все более очевидное выстраивание в единую цепь наркобизнеса, организованной преступности, "отмывания" полученных преступным путем денег, коррупции и терроризма несет прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Учитывая это, государство не может не принимать адекватных мер по противодействию наркоугрозе. В этом противодействии можно по-крупному выделить два направления - репрессивное и профилактическое.

Первое направление нацелено на борьбу с наркопреступностью. Это предполагает проведение силовой политики, включающей самые жесткие в рамках закона меры по подавлению организованной наркопреступности, разрушению имеющихся сетей наркобизнеса, противодействию легализации преступно полученных доходов и осуществлению контроля за легальным оборотом наркотиков.

Реализуя эти меры, государство разработало соответствующее законодательство. Установило строгую монополию на любую деятельность, связанную с оборотом наркотиков, объем которого определяется потребностью медиков и ученых. Обеспечило создание комплексной системы противодействия незаконному обороту наркотиков.

Особую роль в этой системе играет ФСКН России. Ее основной задачей является борьба с нелегальным наркобизнесом, выполнение которой дает определенные результаты. Так, за период с 2003 г. по 2008 г. органами наркоконтроля пресечена деятельность 2,5 тыс. организованных преступных группировок и 11 тыс. притонов, привлечено к уголовной ответственности 129 тыс. организаторов и участников наркоторговли, изъято из незаконного оборота более 171 тонны наркотиков. В среднем за этот период ежегодно возбуждалось 1 - 1,5 тыс. уголовных дел по "отмыванию" наркоденег.

В определенной степени эти результаты связаны со значительно активизировавшейся за последнее время работой оперативно-розыскных и следственных подразделений по перекрытию каналов наркотрафиков. При этом особое внимание уделяется транспорту, различные виды которого широко используются для доставки наркотиков, а также приграничным районам, где пока существуют относительно благоприятные для наркоконтрабанды условия. В первом случае для решения стоящих здесь задач в ФСКН России создана структура по борьбе с наркопреступностью на транспорте. Это позволило поднять уровень анализа ситуации и оперативности принятия решений по пресечению деятельности преступников на основе постоянного мониторинга наиболее наркогенных транспортных потоков.

Во втором случае принимаются меры к усилению контроля за перемещением грузов через границу, которое нередко используется для контрабанды (особенно это касается поступления наркотиков из Афганистана по "северному героиновому маршруту" через Среднюю Азию и Кавказ). К сожалению, это наталкивается на действие ряда международных, межправительственных и межведомственных соглашений, которые касаются режима охраны границы и вместе с тем существенно облегчают возможность ее пересечения наркокурьерами (в частности, при поступлении в Россию импортной сельхозпродукции).

Это вызывает необходимость внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты. Причем это касается не только пограничных вопросов. Совершенствование законодательства должно затронуть и урегулирование вопросов, связанных с ужесточением наказания для наркобаронов и тех, кто сбывает наркотики несовершеннолетним, с оптовым сбытом наркотиков, а также с распространением прекурсоров. Последняя тема подсказана самой жизнью. Прекурсоров в обороте становится все больше, а контроль производства этой специфической химической продукции еще недостаточен, что не исключает ее утечки в нелегальный оборот. Уже есть факты, показывающие, что наркопреступники ищут пути их приобретения и доставки из России в Афганистан и Европу.

Данное обстоятельство лишний раз подтверждает необходимость развития международной составляющей противодействия наркоугрозе, укрепления взаимодействия с правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья. Одним из примеров в этом плане может послужить получившая статус антинаркотического проекта постоянного действия проводимая с участием государств-членов и стран - наблюдателей ОДКБ, а также Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, международная комплексная оперативно-профилактическая операция "Канал". В ходе ее очередного проведения в 2008 г. совместными действиями было выявлено и пресечено более 12 тыс. наркопреступлений, вскрыты и пресечены 46 каналов поставки наркотиков из незаконного оборота более 30 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также более 25 тонн прекурсоров. По линии международных контактов в соответствии с Указом Президента РФ от 27.03.2006 N 263 официальные представители ФСКН России работают в иностранных государствах, в том числе и в таких наркоопасных регионах, как Афганистан, Таджикистан, Киргизия и Казахстан. Это позволяет более оперативно и качественно проводить совместные операции по блокированию поставок афганских наркотиков, развивать механизм информационного обмена. С учетом увеличения изъятия синтетических наркотиков, поступающих из Европы, официальные представители будут работать в Белоруссии, Польше, Германии и других странах.

Взаимодействие осуществляется и по линии укрепления контактов между основными структурными звеньями правоохранительных органов страны. Это позволило, в частности, провести за последнее время ряд межведомственных операций (под кодовым названием "Мак") с целью выявления и уничтожения незаконных посевов мака и конопли, блокирования доступа заготовителей к местам произрастания растений, задержания изготовителей, перевозчиков и сбытчиков. Так, по данным Счетной палаты РФ, в ходе операции "Мак-2007" только в Башкирии было уничтожено 270 тонн наркотравы на общей площади 211,6 тыс. кв. м.

Наконец, большое внимание в рамках первого направления противодействия наркоугрозе уделяется привлечению к нему общественности. Этому способствует, в частности, широко используемый территориальными органами ФСКН так называемый телефон доверия. Так, в 2007 г. по этой линии только в один из территориальных органов ФСКН, по имеющимся в Счетной палате РФ сведениям, поступило 1648 сообщений в отношении незаконного оборота наркотиков, из которых 1008 было признано оперативно значимыми. Большое значение в этом плане имеет и осуществление таких мероприятий, как акция под названием "Сообщи, где торгуют смертью". В ходе ее проведения в июне прошлого года на горячую линию наркоконтроля поступило более десятка тысяч звонков. Почти половина их носила характер оперативно значимой информации, которая помогла завести ряд уголовных дел, ликвидировать большое количество притонов. Ценная информация нередко поступает и благодаря открытию на сайтах территориальных органов ФСКН специальной страницы "Вопросы и предложения к руководству территориальных органов наркоконтроля, исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по проблемам противодействия незаконному потреблению и обороту наркотиков".

В отличие от первого направления, делающего ставку на силовую борьбу с наркодельцами, второе ориентировано на профилактику наркомании. Это имеет принципиальное значение, ибо наркомания - это болезнь. А болезнь, как известно, легче предупредить, чем лечить. Тем более что лечение, как показывает практика, дает пока мало эффекта. Всего 5% реальных наркопотребителей после лечения возвращаются к нормальной жизни, остальных через какое-то время вновь засасывает наркотическое болото. Да и с точки зрения экономии средств профилактика требует меньше затрат, чем лечение и социальная реабилитация наркозависимых. По имеющимся в Счетной палате РФ данным, на 1 руб., потраченный на профилактику, экономится 3,5 руб. медицинских расходов. Поэтому, не отказываясь, безусловно, от медико-биологической помощи больным людям и выработки эффективных методик их лечения, главное внимание все-таки следует акцентировать на работе с потенциальными наркопотребителями.

На этом более перспективном, как подтверждает зарубежный и российский опыт, пути актуальной задачей является переход от фрагментарных шагов к наступательной и выверенной стратегии действий.

Для этого необходимо, во-первых, продолжить совершенствование нормативно-правовой базы (особенно важно на законодательном уровне четко определиться с компетенцией и ответственностью каждой структуры, входящей в единую систему профилактики, что позволит, с одной стороны, повысить общую координацию работы и сконцентрировать усилия на наиболее значимых направлениях, с другой - консолидировать всех участников процесса); во-вторых, в разы повысить качество и содержание пропагандистской работы среди детей, подростков и молодежи.

Нельзя сказать, что в этой сфере ничего не делается. Только, например, в Башкортостане в 2007 г. Управлением ФСКН было проведено 167 конференций, семинаров, специальных акций, культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий. Это позволило на 25% по сравнению с предыдущим годом повысить здесь число молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике наркомании. Количество больных, изъявивших желание пройти курс лечения, увеличилось на 40%. Немало подобных акций, как показывают проверки Счетной палаты РФ, проводится по инициативе и других территориальных органов наркоконтроля. Однако, к сожалению, нередки еще случаи, когда мероприятия по профилактике не дают нужного эффекта, так как проводятся безадресно, формализованно, неинтересно и поэтому не затрагивают сознание людей. В итоге задействованный здесь существенный людской и ресурсный потенциал затрачивается иногда впустую. Чтобы поправить положение, необходимо наполнять новым содержанием прежде всего антинаркотическую пропаганду, ориентировать ее на сознательное восприятие норм и ценностей общества. При этом особое внимание следует уделять налаживанию активной, гибкой, по-современному построенной пропаганды здорового образа жизни и информирования о негативных последствиях наркопотребления. Эта работа должна строиться так, чтобы не только затрагивать мысли и чувства людей, но и проводиться там, где нужна помощь, - в конкретной семье и с конкретным человеком, идти с самого низа - от улицы, района, муниципалитета.

При этом следует вырабатывать и развивать нестандартные формы взаимодействия государственных органов с общественными, политическими, творческими и спортивными объединениями, СМИ, религиозными конфессиями. Особенно велика в деле формирования антинаркотического мировоззрения роль молодежных движений, общеобразовательных учреждений, органов здравоохранения и социального развития, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации. Поэтому органы наркоконтроля проявляют все более нарастающую активность в объединении их усилий в деле предотвращения наркомании. Так, по инициативе только одного территориального органа ФСКН в 2007 г. было проведено 97 мероприятий по организации межведомственного взаимодействия в сфере профилактики злоупотребления наркотиками.

Без поддержки гражданского общества, без объединения усилий по линии правительственных и неправительственных организаций трудно добиться главной цели в сфере профилактики наркомании - кардинально снизить спрос на наркотики. Если такого эффекта удастся достичь, то это почти неминуемо приведет к сокращению уровня их предложения, т. е. спаду нелегальных наркопроизводства и наркоторговли.

Сочетание двух вышеобозначенных путей (борьбы с незаконным оборотом наркотиков и профилактики наркомании) должно быть положено в основу содержания очередной федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы".

Реализация подобных программ требует выделения значительных материальных и финансовых ресурсов. Однако возможности государства в финансировании антинаркотической политики небезграничны. Это диктует необходимость эффективного использования выделяемых ресурсов, ведь успешность антинаркотической политики зависит как от объема и полноты финансирования, так и от эффективности использования направленных на ее реализацию бюджетных средств.

Название документа