Основания персональной конституционно-правовой ответственности депутатов местных кенешей (по материалам Кыргызской Республики)

(Сарыков К. Т.) ("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2009, N 3) Текст документа

ОСНОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ КЕНЕШЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

К. Т. САРЫКОВ

Сарыков К. Т., адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, капитан милиции.

При рассмотрении конституционно-правовой ответственности представляется целесообразным рассмотреть вопрос особенностей и условий ее реализации для некоторых субъектов данного вида ответственности, поскольку зачастую порядок их реализации либо не до конца определен, либо не определен вовсе, а порой они неприменимы либо не применяются. И в таком случае конституционно-правовая ответственность начинает утрачивать сущностные характеристики, которыми она обладает, поскольку превращается в нечто абстрактное. Одновременно с этим считаем, что рассмотрение вопроса реализации конституционно-правовой ответственности для отдельных субъектов послужит более полному и всестороннему исследованию данного вопроса. В юридической литературе существует мнение, согласно которому "стадия реализации ответственности - главная ее стадия, в ней заключается смысл существования юридической ответственности. Иначе говоря, реализация наказания есть то, ради чего правоотношение ответственности возникает и существует. В стадии реализации юридическая ответственность материализуется" <1>. -------------------------------- <1> Базылев Б. Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985. С. 96.

Анализ норм законодательства <2> в сфере местного самоуправления Кыргызской Республики позволяет говорить, что одним из субъектов конституционно-правовой ответственности являются депутаты местных кенешей. При этом аильные, поселковые и городские кенеши состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения выборов депутатов аильных, поселковых, городских кенешей определяется Кодексом о выборах в Кыргызской Республике. -------------------------------- <2> См.: Закон Кыргызской Республики "О местном самоуправлении и местной государственной администрации", ст. 5.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность депутатов местных кенешей, является Закон Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей" <3>. При этом хотелось подчеркнуть тот факт, что в Законе Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей" <4> не говорится о том, кем является депутат местного кенеша, что, на наш взгляд, является значительным недостатком данного нормативного акта. В этой связи считаем целесообразным внести соответствующие изменения в названный Закон следующего содержания: депутат местного кенеша является представителем населения соответствующей административно-территориальной единицы в местном кенеше. Поэтому депутат в первую очередь призван отстаивать интересы соответствующего населения, а если депутат занимается удовлетворением исключительно своих интересов и потребностей, это является ненормальным, требующим соответствующего вмешательства со стороны государства. Таким рычагом воздействия, на наш взгляд, должна являться конституционно-правовая ответственность. -------------------------------- <3> Эркин-Тоо. 2000. 21 янв. <4> Там же.

Закон Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей" <5> (ст. 3) закрепляет нормы, согласно которым полномочия депутата местного кенеша прекращаются досрочно в случаях: -------------------------------- <5> Там же.

- утраты депутатом гражданства Кыргызской Республики; - избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с исполнением депутатских полномочий; - избрания его депутатом другого кенеша; - признания судом депутата недееспособным или безвестно отсутствующим, а также умершим; - вступления в силу обвинительного приговора суда о лишении свободы лица, являющегося депутатом; - выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики; - роспуска местного кенеша. Полномочия депутата местного кенеша могут прекращаться досрочно также по решению соответствующего кенеша в связи: - с вступлением в силу обвинительного приговора суда, согласно которому депутат осужден к наказанию, не связанному с лишением свободы; - с прекращением работы на территории соответствующего кенеша в случае постоянного проживания за ее пределами (за исключением депутатов районных в городских кенешах, работающих и проживающих на территории города); - с личным заявлением депутата о сложении им депутатских полномочий. За систематическое отсутствие без уважительных причин на сессиях местного кенеша в течение одного года, а также за неисполнение решений и поручений местного кенеша депутаты местного кенеша большинством голосов от их общего числа вправе возбудить вопрос об отзыве депутата соответствующего кенеша. Порядок отзыва депутата регулируется нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Исходя из изложения данных оснований в законодательстве, можно сделать вывод о том, что изложенные в Законе Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей" <6> (ст. 3) основания можно поделить на те, согласно которым полномочия депутата местного кенеша прекращаются, и основания, согласно которым полномочия депутата местного кенеша могут быть прекращены. Вместе с тем в рамках данной статьи такая градация не имеет принципиального значения. -------------------------------- <6> Там же.

Хотелось бы отметить, что в законодательстве о деятельности местных кенешей предусматривается лишь одна санкция - прекращение полномочий. Для сравнения можно отметить, что в законодательстве, регулирующем деятельность депутатов Жогорку Кенеша КР, помимо прекращения полномочий депутатов закрепляется и такая санкция, как лишение депутатских полномочий, что является положительным моментом как с теоретической, так и с практической точки зрения. Дело в том, что анализ законодательства о деятельности депутатов местных кенешей приводит к тому, что все основания прекращения полномочий депутатов местных кенешей можно поделить на два вида. Первая группа оснований - те, которые относятся к основаниям конституционно-правовой ответственности депутатов местных кенешей (например, вступление в силу обвинительного приговора суда о лишении свободы лица, являющегося депутатом, и т. п.). Вторая группа - те, которые к основаниям конституционно-правовой ответственности депутатов местных кенешей отнести нельзя (например, признание судом депутата недееспособным или безвестно отсутствующим, а также умершим и т. п.). Поэтому использование законодателем двух видов санкций депутатов местных кенешей, на наш взгляд, сыграло бы положительную роль в развитии законодательства о статусе депутатов местных кенешей. Говоря об основаниях, закрепленных в Законе КР "О статусе депутатов местных кенешей" <7>, предусматривающих прекращение депутатских полномочий, необходимо отметить, что не все из них можно отнести к основаниям конституционно-правовой ответственности депутатов местных кенешей. -------------------------------- <7> Там же.

Как представляется, такие основания прекращения депутатских полномочий, закрепленные в Законе Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей" <8> (ст. 3), как: подача письменного заявления о сложении депутатских полномочий; утрата депутатом гражданства Кыргызской Республики; избрание или назначение депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с исполнением депутатских полномочий; избрание его депутатом другого кенеша; роспуск местного кенеша; признание депутата недееспособным; вступление в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим, а также смерть депутата, не могут рассматриваться в качестве оснований конституционно-правовой ответственности депутатов местных кенешей. Поскольку вышеназванные основания, во-первых, связаны с добровольным решением депутата (подача письменного заявления, смена, продвижение по работе); во-вторых, не связаны с нарушением конституционно-правовой нормы (признание депутата судом недееспособным, вступление в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим, а также смерть депутата). -------------------------------- <8> Там же.

Таким образом, персональная конституционно-правовая ответственность депутатов местных кенешей связана с прекращением депутатского статуса по следующим основаниям. В соответствии с Законом КР "О статусе депутатов местных кенешей" (ст. 3) к ним относится: 1) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его; 2) переход на работу или неоставление им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий; 3) выезд на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики; 4) вступление в силу обвинительного приговора суда, согласно которому депутат осужден к наказанию, не связанному с лишением свободы; 5) систематическое отсутствие без уважительных причин на сессиях местного кенеша в течение одного года, а также за неисполнение решений и поручений местного кенеша депутаты местного кенеша большинством голосов от их общего числа вправе возбудить вопрос об отзыве депутата соответствующего кенеша. Общие выводы: закрепление в законодательстве Кыргызской Республики конституционно-правовой ответственности депутатов местных кенешей является необходимым, так как депутаты с момента избрания несут ответственность и перед населением, и перед государством, в силу того что они являются носителями второго уровня публичной власти, осуществления власти на местном уровне.

Название документа