Правовые меры по борьбе с коррупцией в России и Республике Беларусь (Союзном государстве)

(Карпович О. Г.) ("Юридический мир", 2009, N 8) Текст документа

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ)

О. Г. КАРПОВИЧ

Карпович О. Г., доктор юридических наук, профессор.

Международным и национальным опытом большинства стран СНГ подтверждается, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях. В статье анализируются вопросы правовых мер по борьбе с коррупцией в России и Республике Беларусь. Выводы автора могут быть использованы в нормотворческой деятельности.

International and national experience of the majority of countries of the CIS proves that corruption cannot be counteracted by effectuation of separate fragmentary measures in different directions. The article analyses the issues of legal measures aimed at corruption fighting in Russia and the Republic of Belarus. The author's conclusions can be used in law-making activity <*>. -------------------------------- <*> Karpovich O. G. Legal measures on fighting corruption in Russia and the Republic of Belarus (Union state).

Белорусским властям удалось снизить уровень коррупции, реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях. Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в Белоруссии, является Закон Республики Беларусь N 165-З "О борьбе с коррупцией", принятый 20 июля 2006 г. <1>. Важным документом для всех государственных органов по противодействию коррупции, предусматривающим комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий, является Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2007 - 2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. N 220. -------------------------------- <1> Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. N 24. Ст. 460.

Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. "О борьбе с коррупцией" конкретно определены государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией: Комитет государственного контроля и его органы; Государственный таможенный комитет и его таможни; Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы; Министерство по налогам и сборам и его инспекции; Министерство финансов и его территориальные органы. Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь <2>. В настоящее время наряду с Законом Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" основными нормативными правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: "О прокуратуре Республики Беларусь" <3>, "О государственной службе в Республике Беларусь" <4>, "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств" <5>, "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем..." <6> и "О борьбе с организованной преступностью" <7>. -------------------------------- <2> Макаревич А. Г. Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" - этап в совершенствовании законодательства в этой сфере // URL: http://ncpi. gov. by/ncla/article32.php. <3> Закон Республики Беларусь от 6 октября 1994 г. N 3279-XII "О прокуратуре Республики Беларусь" // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. N 30. Ст. 513. <4> Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года N 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь" // Народная газета. 2003. N 149. <5> Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. N 174-З "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 2/923. 10 января. <6> Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 г. N 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности" // Народная газета. 2000. N 155. <7> Закон Республики Беларусь от 27 июня 2007 г. N 244-З "О борьбе с организованной преступностью" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 159, 2/1341. 6 июля.

Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями. Так, во исполнение Указа Президента Республики Беларусь N 644 от 17 декабря 2007 г. в прокуратуре области и районных прокуратурах в 2008 г. были созданы координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, возглавляемые соответствующими прокурорами. В состав координационных совещаний входят руководители местных исполнительных, контролирующих и других государственных органов, участвующих в борьбе с коррупцией. Выполняя требования главы государства о повышении координирующей роли прокуратуры в борьбе с коррупцией и необходимости принятия в этом направлении исчерпывающих мер, Генеральной прокуратурой на основе анализа криминогенной ситуации в стране разрабатываются и осуществляются конкретные действия, направленные на значительное усиление ответственности за нарушение законодательства в процессе разгосударствления и приватизации, предоставления земельных участков, при проведении государственных закупок, использовании инвестиционных ресурсов, расходовании бюджетных средств, выделении кредитов на основе коррупционных соглашений. В настоящее время в целях реализации государственной антикоррупционной политики и принятия мер по противодействию коррупции и криминализации экономики Беларуси по инициативе Генеральной прокуратуры создан Общественный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь по противодействию коррупции. Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит деятельность Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь. Во исполнение требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 июня 2007 г. N 330 "О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью" <8> в Генеральной прокуратуре, Министерстве внутренних дел и Комитете государственной безопасности Республики Беларусь созданы специальные подразделения по противодействию коррупции и осуществлению согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных правонарушений. -------------------------------- <8> Указ Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. N 330 "О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью" // Народная газета. 2007. N 142(4557).

В результате целенаправленной деятельности правоохранительных органов за 11 месяцев 2008 г. в Республике Беларусь выявлено и зарегистрировано 2637 коррупционных преступлений (за аналогичный период 2007 г. - 2993) <9>. -------------------------------- <9> Макаревич А. Г. Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" - этап в совершенствовании законодательства в этой сфере // URL: http://ncpi. gov. by/ncla/article32.php.

В рамках реализации требований Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" для повышения результативности борьбы с коррупционными преступлениями совместным Постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. N 17/94/11 утвержден расширенный Перечень коррупционных преступлений <10>. -------------------------------- <10> Постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. N 17/94/11 // URL: http://www. region. grodno. by/ru/ed/eddeninf.

Таким образом, в Республике Беларусь создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления. В Республике Беларусь сформировалась действенная система организации борьбы с коррупцией, включающая в себя разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения; разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организация взаимодействия по противодействию коррупции; создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией; образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров; обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией; использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции. Что касается Российской Федерации, то распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг., в которой содержится План действий по устранению коррупции в органах государственной власти. Согласно указанной Концепции целями административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг. являются в т. ч. оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти. 31 июля 2008 г. в России был принят Национальный план противодействия коррупции (Пр-1568), отражающий три основных направления противодействия коррупции: ликвидация условий для возникновения коррупции, в частности модернизация антикоррупционного законодательства; создание стимулов к антикоррупционному поведению; создание антикоррупционного стандарта поведения. По словам Президента России, это "системный ответ" на "системную проблему". Под системностью понимается в первую очередь комплекс юридических, правоприменительных, экономических и морально-этических мер по этим трем направлениям. К первоочередным мерам по реализации Национального плана относится создание механизма ротации государственных служащих - ротация государственных служащих, замещающих эти должности, а также формирование дополнительных форм и средств контроля за осуществлением данной категорией государственных служащих своих служебных полномочий. В МВД России реализуется Комплексная программа МВД России по усилению борьбы с коррупцией. Активную роль в этом направлении играют подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Приведем результаты их деятельности за 2005 - 2007 гг.

Статистические данные о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285.1 УК РФ)

Годы Зарегистрировано Преступления, Направлены Выявлено лиц, Привлечено лиц Доля от преступлений завершенные в суд совершивших к уголовной выявленных расследованием преступления ответственности лиц, %

2005 73 28 22 21 16 76,2

2006 139 80 34 66 26 39,4

2007 134 115 31 91 18 19,8

Статистические данные о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285.2 УК РФ)

Годы Зарегистрировано Преступления, Направлены Выявлено лиц, Привлечено лиц Доля от преступлений завершенные в суд совершивших к уголовной выявленных расследованием преступления ответственности лиц, %

2005 25 6 3 6 3 50,0

2006 24 23 2 17 1 5,9

2007 75 66 7 63 8 12,7

Статистические данные о превышении должностных полномочий

Годы Зарегистрировано Преступления, Направлены Выявлено лиц, Привлечено лиц Доля от преступлений завершенные в суд совершивших к уголовной выявленных расследованием преступления ответственности лиц, %

2005 158 98 90 20 16 80,0

2006 183 169 110 79 45 57,0

2007 226 178 119 51 23 45,1

Статистические данные о получении взятки (ст. 290 УК РФ)

Годы Зарегистрировано Преступления, Направлены Выявлено лиц, Привлечено лиц Доля от преступлений завершенные в суд совершивших к уголовной выявленных расследованием преступления ответственности лиц, %

2005 4200 3715 3446 1153 1050 91,1

2006 4784 4275 4018 1321 1200 90,8

2007 5140 4592 4293 1431 1287 89,9

Статистические данные о даче взятки (ст. 291 УК РФ)

Годы Зарегистрировано Преступления, Направлены Выявлено лиц, Привлечено лиц Доля от преступлений завершенные в суд совершивших к уголовной выявленных расследованием преступления ответственности лиц, %

2005 3204 2945 2392 2127 1765 83,0

2006 3843 3574 3059 2822 2404 85,2

2007 3941 3760 3312 3171 2796 88,2

Статистические данные о злоупотреблениях полномочиями (ст. 201 УК РФ)

Годы Зарегистрировано Преступления, Направлены Выявлено лиц, Привлечено лиц Доля от преступлений завершенные в суд совершивших к уголовной выявленных расследованием преступления ответственности лиц, %

2005 230 167 121 45 27 60,0

2006 231 183 129 104 70 67,3

2007 143 131 97 63 44 69,8

Статистические данные о коммерческом подкупе (ст. 204 УК РФ)

Годы Зарегистрировано Преступления, Направлены Выявлено лиц, Привлечено лиц Доля от преступлений завершенные в суд совершивших к уголовной выявленных расследованием преступления ответственности лиц, %

2005 1991 1788 1319 542 349 64,4

2006 1606 1450 851 645 357 55,3

2007 1499 1428 1040 607 405 66,7

Сведения о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК Российской Федерации)

Годы Зарегистрировано Преступления, Направлены Выявлено лиц, Привлечено лиц Доля от преступлений завершенные в суд совершивших к уголовной выявленных расследованием преступления ответственности лиц, %

2005 20 498 18 717 14 939 5641 4343 77,0

2006 23 851 21 611 16 176 6888 5019 72,9

2007 25 850 23 711 17 518 7919 5478 69,2

Анализ состояния и имеющихся проблем по мерам предупреждения коррупции в Российской Федерации позволяет предложить следующие направления их дальнейшего совершенствования: подписание и ратификация Российской Федерацией всех основных международных Конвенций, направленных на искоренение коррупции (Конвенция Совета Европы по гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 9 сентября 1999 г.; Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г.); осуществление инкорпорации в российское уголовное законодательство ряда важных положений ратифицированных Российской Федерацией международных Конвенций: Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (в современном уголовном законодательстве более узкое понимание коррупции и ее предмета, не предусмотрена уголовная ответственность за обещание дачи (получение) взятки как за оконченное преступление, отсутствует уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления); создание эффективного мониторинга борьбы с коррупцией (сбор информации, оценка, анализ, прогноз). Его отсутствие не позволяет получить достоверные сведения о размерах коррупции, ее экономических, политических, нравственных последствиях, факторном комплексе и выполнении законодательно закрепленных мер борьбы с коррупцией; принятие на уровне Указа Президента Российской Федерации Государственной стратегии борьбы с коррупцией и теневой экономикой на период до 2020 г.; увеличение числа закрепленных в КоАП РФ норм об ответственности за административные коррупционные правонарушения (в частности, норм об ответственности за нарушение этических правил поведения должностных лиц), а также установление административной ответственности за дифломацию органов государственной власти с одновременным исключением таких норм из Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"; возвращение в УК РФ конфискации имущества как вида дополнительного наказания за коррупционные и другие тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления. В действующей судебной практике конфискация применяется преимущественно в порядке ст. 81 УПК РФ в отношении предметов, признанных вещественными доказательствами, т. е. не используется в качестве дополнительного наказания виновного лица за совершение коррупционных и других тяжких преступлений и не служит целям предупреждения таких преступлений; совершенствование правовых основ порядка реализации имущества, конфискованного по приговору суда; принятие среднесрочной Федеральной программы борьбы с коррупцией на основе результатов мониторинга коррупции, ее факторов, последствий и эффективности мер борьбы с ней; обобщение практики применения нового законодательства в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"; пресечение распространенной практики уклонения судей и должностных лиц, осуществляющих расследование по делам о коррупционных преступлениях, от выявления причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений; совершенствование деятельности судов в части принятия ими решений, обязывающих организации и должностных лиц устранять причины и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений; разработка и внедрение учебных программ по формированию стандарта антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов и учебных программ повышения квалификации сотрудников специализированных подразделений по противодействию коррупции; целесообразность закрепления на законодательном уровне мер по обеспечению общественного контроля за реализацией сотрудниками правоохранительных органов антикоррупционного стандарта поведения и др. В целом коррупции как системной угрозе экономической безопасности Союзного государства России и Беларуси целесообразно противопоставить соответствующие меры. В целях решения стратегических задач системного и постоянного противодействия коррупции и осуществления комплекса правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции, целесообразно разработать Союзную программу противодействия коррупцией, которая должна предусматривать следующие мероприятия: разработка и принятие концепции антикоррупционной политики, ее закрепление в законе Союзного государства "Основы законодательства об антикоррупционной политике Союзного государства"; приведение национального законодательства России и Беларуси в соответствие с международными антикоррупционными нормами; проведение мониторинга и экспертизы коррупциогенности действующих нормативных правовых актов России и Беларуси, разработка поправок к нормативным правовым актам и их проектам по результатам экспертизы на коррупциогенность; разработка методики проведения криминологической экспертизы принимаемых законопроектов Союзного государства на предмет их коррупциогенности; законодательное установление перечня должностей Союзного государства, замещение которых запрещено или ограничено для лиц, имеющих наказание (взыскания) за коррупционные правонарушения и преступления; создание методической основы оценки коррупциогенности должностей государственной службы и коррупциогенности органов исполнительной власти и проведение такой оценки. Необходимо в законодательном порядке урегулировать права и обязанности чиновников всех уровней, а также процедур проверки достоверности деклараций о доходах и расходах государственных служащих; определение перечня органов государственной власти России и Беларуси, которые уполномочены принимать меры по противодействию коррупции на уровне Союзного государства.

Название документа