Обзор международного научно-практического семинара для переводчиков международных организаций "Законодательный процесс в Российской Федерации", Санкт-Петербург, 26 - 28 февраля 2009 г
(Сморгунова В. Ю.)
("История государства и права", 2009, N 18)
Текст документа
ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО
СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 - 28 ФЕВРАЛЯ 2009 Г.
В. Ю. СМОРГУНОВА
Сморгунова Валентина Юрьевна, декан юридического факультета ГОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена", заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор.
26 - 28 февраля 2009 г. в Санкт-Петербурге прошел международный научно-практический семинар для переводчиков Организации Объединенных Наций и Комиссии Европейских сообществ "Законодательный процесс в Российской Федерации", организатором которого выступили юридический факультет и Высшая школа перевода Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В работе семинара приняли участие ученые-юристы, советники Конституционного Суда РФ, переводчики международных организаций (Бельгия, Великобритания, Ирландия, Литва, Россия, Словакия, Швейцария, Швеция).
Круг вопросов, обсуждавшихся на семинаре, был определен отделениями ООН в Нью-Йорке, Вене, Женеве, Найроби, а также отделениями Комиссии Европейских сообществ в Люксембурге и Брюсселе.
С приветствием к участникам конференции обратился проректор по учебной работе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ С. А. Гончаров. В своем выступлении он отметил огромное значение самого факта проведения семинара и выразил надежду, что такие семинары по различным проблемам станут постоянными. Кроме того, была подчеркнута огромная роль подписания в августе 2008 г. Меморандума ООН и РГПУ им. А. И. Герцена о сотрудничестве, в результате которого в Герценовском университете была открыта санкт-петербургская Высшая школа перевода, т. е. проведение семинара соответствует основной парадигме развития вуза в последние годы.
С приветственным словом к участникам семинара обратился проректор по международным связям Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат химических наук, доцент С. М. Шилов, отметивший, что Болонская декларация, которую Россия подписала в 2003 г., предполагает построение единого образовательного пространства в Европе на основе введения многоуровневой системы высшего образования и кредитно-модульной системы обучения, модернизации государственной системы гарантий качества образования и разработки внутривузовских систем управления качеством образования, новых форматов документов об образовании и модернизации схем финансирования образования.
В приветственном слове к участникам семинара Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге И. П. Михайлова содержалась благодарность Герценовскому университету за проведение научно-практического семинара такого высокого уровня, на котором среди других вопросов обсуждаются и проблемы, связанные с законодательным закреплением и реализацией прав человека. И. П. Михайлов отметил, что, несмотря на то, что его первый прием граждан состоялся 6 сентября 2007 г., только за 2007 г. в адрес Уполномоченного в общей сложности по почте и в ходе приемов поступило более 500 письменных обращений граждан и общественных организаций. Около 10% из них - это коллективные обращения граждан, в основном по вопросам, связанным с недвижимым имуществом. При этом И. П. Михайлов заметил, что ему как омбудсмену постоянно приходится сталкиваться с проблемами неоднозначного толкования юридических терминов.
В докладе декана юридического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В. Ю. Сморгуновой "Развитие гражданско-правового образования и законодательный процесс в Российской Федерации" подчеркивалось, что одна из целей воздействия права на человека - выработка у граждан уважения к праву, установок и стереотипов законопослушного поведения. Право, безусловно, обладает воспитательной функцией, которая реализуется через посредство государства и общества в целом. Важным воспитательным фактором является формирующееся в России гражданское общество, его институты и ассоциации. Развитие гражданского общества способствует более активному включению России в процессы глобального политического и экономического развития. Однако существует и еще очень важный агент формирования правовой культуры и воспитания гражданственности - воспитательный потенциал образовательных учреждений.
Наиболее активным и успешным субъектом гражданско-правового образования является педагогический вуз, поскольку в нем не только реализуются задачи теоретического образования, но и существует ориентация на повышение правовой культуры, в особенности молодежи и студентов, на развитие правосознания граждан, воспитание гражданственности, правовой ответственности, формирование установок на правомерное поведение и гражданскую активность. Поскольку гражданско-правовая культура как феномен представляет собой целостность, объединяющая когнитивный, эмоционально-оценочный и деятельностный компоненты, педагогический вуз является наиболее оптимальным агентом правовой социализации. Его образовательные профессиональные программы нацелены как на формирование правовых знаний, так и правовых оценок, стереотипов, установок правомерного поведения, как осознанных принципов правового поведения, так и бессознательной готовности поступать в соответствии с нормами права, принятыми в государстве.
Вот почему проведение семинара "Законодательный процесс в Российской Федерации" в феврале 2009 г. на базе юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге является знаковым. Наряду с тем что его участники-докладчики и лекторы являются известными исследователями в области конституционного, государственного, гражданского, уголовного, международного права, теории права, философии права, истории учений о праве и государстве, теории политики, государственного управления, юристами и политологами, они одновременно являются и воспитателями, граждановедами, теми учителями, которые непосредственно формируют у студенческой молодежи высокую политическую и правовую культуру.
Юридический факультет РГПУ им. А. И. Герцена - это содружество кафедр, которые сориентированы на развитие правовых знаний, правовой компетентности и умению "овладевать" правом на практике. Важно отметить, что среди кафедр юридического факультета уникальной кафедрой, аналога которой нет ни в одном из вузов России, является кафедра теории права и гражданско-правового образования. Ее задача как раз и состоит в обучении гражданственности - совокупности политико-правовых знаний, навыков гражданского участия в социально-практических делах, в управлении коллективом, способности принятия здравых решений, эмоционально-оценочной сопричастности к делам своего коллектива, сообщества, страны. Кафедра, помимо работы со студентами, также нацелена на работу с населением, с ассоциациями гражданского общества Санкт-Петербурга и других регионов России.
Известно, что гражданское общество возникает в истории как посредник между частной и государственной жизнью, как связующее звено между индивидами и властью (региональной и федеральной). Гражданское общество всегда является добровольной самоорганизацией людей, носящей неправительственный, независимый характер, и выступает ответом на нерешенные (или в принципе не решаемые государством) общественные проблемы и противоречия. Поэтому работа такого академического сообщества, как кафедра в "недрах" гражданского общества, достаточно сложна и ответственна. Но следует отметить, что в принципе содружество ученых, объединенных в коллектив кафедры, и университет в целом также являют собой институты гражданского общества, которые на партнерских началах общаются и взаимодействуют (в идеале должны постоянно взаимодействовать) с другими институтами, составляющими ткань российского гражданского общества. Гражданское общество - это пространство свободного выбора, общности и участия, школа сосуществования, терпимости, соревновательности, признания разнообразия и плюрализма. Именно такой школой граждановедения и является данная кафедра.
Следует отметить, что для России тема гражданского общества и гражданско-правового образования - практически новая. Для Запада тема гражданской жизни, ее моральных, правовых и политических оснований, конструирующих элементов на протяжении длительного времени выступала значимой составляющей общественной жизни и общественных отношений. Специфика гражданского общества состоит и в том, что в его основании лежит рациональное мотивированное социальное действие людей, признающих верховенство закона, уважающих закон и следующих его предписаниям. Именно поэтому просветительская работа, образовательные проекты кафедры для различных групп населения, включая прежде всего молодежь, являются приоритетными. Именно правовые и политические знания являются базисом для формирования навыка к устойчивому, последовательному рационально мотивированному поведению. Без гражданского общества, мозаично складывающегося из различных сообществ, групп, ассоциаций, невозможно обновление России, невозможно правомерное поведение людей, вошедшее в привычку, ставшее стереотипом, основанное не на импульсах и порывах, а на знаниях, правовой культуре. Гражданское общество на Западе формировалось на протяжении последних столетий, в России оно начинает формироваться. И огромным фактором, способствующим его вызреванию, является стройная система гражданско-правового образования и гражданской деятельности. Именно поэтому кафедра теории права и гражданско-правового образования работает в содружестве с неправительственными правозащитными организациями Санкт-Петербурга, учебно-воспитательными центрами и общественными организациями.
В 2008 г. кафедра теории права и гражданско-правового образования разработала Программу научно-практических и образовательных семинаров по проблемам гражданского общества, мультикультурализма, толерантности, предотвращению национализма и ксенофобии в молодежной среде в рамках гранта РГНФ и Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга. Ею была предложена идея создания Центра межуниверситетского сотрудничества по предотвращению национализма и ксенофобии в молодежной среде и разработана программа данного центра; также предложена концепция молодежной образовательной политики в области формирования гражданской культуры и преодоления ксенофобии; опубликованы учебно-методические материалы соответствующего содержания.
Теоретическая концепция кафедры выражается также и в положении о том, что снятию межэтнической, социальной, политической, религиозной, духовной напряженности, способности принимать чужие убеждения и понимать чужие традиции, учитывать иные стереотипы общения и социального восприятия, типы поведения, социальной презентации, т. е. тому, что свойственно определенному типу гражданско-правовой культуры, способствует авторское построение образовательных профессиональных программ. К числу одной из новых магистерских программ, предлагаемых кафедрой, является программа по технологиям школьной медиации. Школьная медиация - это еще один шаг к развитию гражданского общества и вовлечению в этот процесс молодого поколения. Юридический факультет осознает, что в настоящее время потребность в профессионалах-медиаторах, способных содействовать формированию таких гражданско-личностных качеств, как гражданственность, патриотизм, толерантность, уважение к закону, коммуникативность, преданность идеалам правового государства, становится чрезвычайно актуальной. Преподаватели и ученые-юристы факультета полагают, что подготовка школьных медиаторов, к которой приступает юридический факультет, будет помогать обучать методам медиации учащихся, родителей, администрацию школ и учебных заведений, преподавателей вузов и других категорий граждан. Это, в свою очередь, будет способствовать восполнению пробела, создаваемого отсутствием необходимого объема правовых знаний, возникающего вследствие недостаточной правовой подготовки, предлагаемой школьникам современной российской школой.
Особенность юридического факультета Герценовского университета состоит и в том, что в структуре юридического факультета действует лаборатория конфликтологии, нацеленная на разработку интегративных с юриспруденцией образовательных программ в области юридической, педагогической, политической, психологической конфликтологии. Большую роль в гражданско-правовом образовании молодежи играют не только юристы, которых готовит факультет, но и учителя права, которые на протяжении последних семи лет проходят обучение на факультете.
В настоящее время перед государством и гражданским обществом стоит общая задача: восстановить нарушенные связи между ними в интересах защиты прав человека и гражданина в России, восстановить доверие между государством и обществом. Это возможно в том числе благодаря гуманизации деятельности правоохранительных органов, государственных служащих, чиновников. С другой стороны, само гражданское общество должно приложить усилия к воспитанию законопослушного, ответственного гражданина, который, обладая правовой культурой, с уважением относится к государству и правовым нормам. Поэтому гражданско-правовое образование осуществляет двунаправленную поддержку и имеет два вектора развития: они обращены и к государству, и к гражданскому обществу.
Директор Санкт-Петербургской Высшей школы перевода, кандидат филологических наук, профессор И. С. Алексеева рассказала, что 27 августа 2008 г. был подписан Меморандум о договоренности между Организацией Объединенных Наций и Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена о сотрудничестве в подготовке переводчиков, и эта миссия была доверена Высшей школе перевода. Важно, что к чтению лекций и проведению семинаров привлекаются сотрудники МИД России, переводческих служб Комиссии Европейских сообществ и Секретариата ООН.
Первый день работы семинара был посвящен проблемам законодательной терминологии в России.
Заведующая кафедрой международного права РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент А. А. Дорская в докладе "Эволюция законодательной терминологии в России" выделила три этапа развития парламентаризма в России: 1906 - 1917 гг. (период конституционной монархии в России); 1917 - 1993 гг. (отрицание принципа разделения властей); с 1993 г. по н. в. (Российская Федерация как республика со смешанной формой правления).
В докладе был проведен сравнительный анализ нормативно-правовых актов СССР и Российской Федерации. Если в 1978 г. в СССР было принято 505 нормативно-правовых актов, из которых 10 законов (2%), 35 указов Президиума Верховного Совета СССР, 216 постановлений Совета Министров СССР, 244 распоряжения Совета Министров СССР, то Государственная Дума Федерального Собрания РФ первого созыва (1993 - 1995 гг.) приняла 461 закон, из которых 310 принятых законов вступили в действие. Государственная Дума второго созыва (1995 - 1999 гг.) приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу. Из общего числа законов, принятых Государственной Думой третьего созыва (1999 - 2003 гг.), было 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов. Среди них восемь кодексов Российской Федерации. В число подписанных Президентом федеральных законов вошли 156 принятых законов о ратификации международных договоров и соглашений. Таким образом, доля законов среди нормативно-правовых актов значительно возросла.
Кроме того, А. А. Дорская показала трансформацию понятий "социалистическая собственность" и "личная собственность граждан" в современные понятия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в Российской Федерации. Особое внимание было уделено императивному мандату депутатов в Советском Союзе и свободному мандату депутатов в Российской Федерации. В Конституции РФ 1993 г. был проанализирован отказ от права сецессии - права выхода субъекта из Федерации, существовавший в Конституциях СССР 1924, 1936 и 1977 гг.
Заведующая кафедрой политологии РГПУ им. А. И. Герцена, доктор социологических наук, профессор Г. И. Грибанова в докладе "Законодательные органы России и их полномочия" осветила ряд вопросов, связанных с законодательной властью в Российской Федерации. Были выявлены особенности функционирования и порядка деятельности Совета Федерации РФ в период 1993 - 2009 гг., охарактеризованы Совет палаты, комитеты и комиссии. Помимо этого, докладчик представил интересный обзор основных фракций Государственной Думы РФ, ее комитетов и комиссий.
Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор И. Л. Честнов в докладе "Политический и законодательный процесс в Российской Федерации" рассмотрел вопросы особенностей публично-правовой терминологии, понятия и характеристики политического процесса в РФ, понятия и особенностей стадий законодательного процесса в РФ. В частности, И. Л. Честнов обратил внимание на то, что при интерпретации публично-правовой терминологии, в отличие от частноправовой и уголовно-правовой, следует исходить из особенностей публично-правового метода и режима правового регулирования. Специфика последнего состоит в том, что он является централизованным, выражается формулой "разрешено только то, что прямо предписано" (а не "разрешено все, что не запрещено", как в частном праве) и направлен на обеспечение позитивного и эффективного управления (а не безопасности, как в уголовном праве). В связи с этим права и обязанности у государственных служащих, а также граждан в публично-правовой сфере совпадают. Другими словами, права, по сути, являются обязанностями. Законодатель, используя безличностные формулировки (например, президент назначает, обеспечивает, глава правительства формирует и т. д.), тем самым вменяет это в обязанности и запрещает всем остальным совершение данных действий. Эту особенность публично-правовой терминологии необходимо иметь в виду при ее интерпретации и переводе.
Второй день семинара был посвящен вопросам административной и судебной системы России.
Профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западной Академии государственной службы, доктор политических наук Р. М. Вульфович выступила с докладом на тему "Актуальные проблемы административной реформы в Российской Федерации". Мероприятия осуществляемой в настоящее время административной реформы проводятся на основе Концепции административной реформы в РФ в 2006 - 2008 гг., а также распоряжения Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. N 157-Р, продлевающего реформу на период 2009 - 2010 гг. К задачам реформы отнесены следующие основные направления деятельности: внедрение принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение стандартов государственных услуг, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; оптимизация функционирования, введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества и др. Данная Концепция сформировалась в европейских странах относительно недавно и базируется на понятии "управление эффективностью деятельности", которое основывается на сложной системе представлений о "результатах" и "конечных эффектах" принимаемых публичной властью решений.
В целом, как отметила Р. М. Вульфович, все более интенсивное включение РФ в общеевропейские и общемировые процессы, адаптация российской системы управления к мировой практике, использование теоретических концепций, разработанных зарубежными учеными, требуют интенсивной работы над уточнением и конкретизацией понятийного аппарата с целью достижения более эффективной коммуникации между российскими и зарубежными специалистами.
Советник Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор А. В. Смирнов в докладе "Конституционный Суд Российской Федерации" рассмотрел законодательство о Конституционном Суде РФ, а также провел экскурс в историю вопроса. Постановления и заключения Конституционного Суда, а по его решению - и определения официально публикуются в "Российской газете" и Собрании законодательства РФ, а также в Вестнике Конституционного Суда РФ. Вступление актов КС в силу не увязывается с датой публикации: они вступают в силу немедленно после провозглашения. В аппарат Конституционного Суда входят: секретариат, управление делами, финансовое управление и отдел кадров. Секретариат Конституционного Суда состоит из юристов-профессионалов и других высококвалифицированных специалистов.
Главный консультант Управления конституционных основ уголовной юстиции Конституционного Суда РФ, кандидат юридических наук, доцент А. Л. Сморгунова в докладе "Судебная система России" разъяснила конституционные основы, нормативно-правовую базу, принципы организации и деятельности судебных органов. В рамках вопроса о системе органов судебной власти в докладе были рассмотрены общие суды (включая военные), арбитражные суды, органы конституционной юстиции. Отдельное внимание было уделено территориальной организации судебной системы в Российской Федерации. Подробным образом в докладе было рассказано о высших звеньях судебной системы, а именно Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде и Конституционном Суде.
Третий день научно-практического семинара был посвящен международно-правовым вопросам.
В докладе заведующего кафедрой уголовного права РГПУ им. А. И. Герцена, доктора юридических наук, профессора Я. И. Гилинского "Борьба с терроризмом и права человека" было отмечено, что имеется множество определений терроризма, но можно назвать три основных его признака: применение или угроза применения насилия; его политическая (идеологическая, религиозная, этническая) мотивация; реальными целями (жертвами) оказывается мирное население, граждане.
Следует различать терроризм (ст. 205 УК РФ) и индивидуальный террористический акт (против конкретного лица - государственного или общественного деятеля - ст. 277 УК РФ). Террор вызывает терроризм. И не важно, кто "первым начал": за политические игры человечеству приходится расплачиваться горами трупов. Терроризм, приводя к бесчисленным жертвам и принося неисчислимые страдания, является преступной деятельностью и заслуживает самой суровой оценки (ст. ст. 205, 205.1, 206, 208 УК РФ). Но терроризм - преступление "особого рода". С точки зрения террористов, организаций и движений, прибегающих к террористическим методам, их требования, отстаиваемые идеи - "справедливы", имеют не меньшую ценность, чем те, против которых они выступают.
Нарушение прав человека рождает ответную насильственную реакцию, в частности экстремизм и терроризм. Требования ограничить права человека ради "борьбы с терроризмом" абсурдны. Во-первых, тем самым создается идеологическая база оправдания терроризма. Во-вторых, повышается риск граждан стать жертвой нарушения прав человека. Это и происходит, в частности, в современной России. Права человека и криминальные риски, включая терроризм, находятся в обратной, а не прямой зависимости: чем надежнее защита прав человека, тем ниже вероятность криминальных рисков.
В докладе советника Управления конституционных основ уголовной юстиции Секретариата Конституционного Суда РФ, кандидата юридических наук, доцента К. Б. Калиновского "Россия и международные суды" основное внимание было уделено международным судам с участием Российской Федерации. Докладчик привел классификацию международных судов, обозначив следующие виды: постоянные и создаваемые ad hoc, универсальные и региональные, рассматривающие споры между государствами и дела в отношении отдельных лиц, государственные и третейские. Затем был подробно охарактеризован Международный суд ООН, Европейский суд по правам человека. Отдельно было указано на значение решений Европейского суда по правам человека для России. В рамках вопроса о международных трибуналах была дана характеристика Нюрнбергскому трибуналу, Международному военному трибуналу для Дальнего Востока, а также Международным трибуналам по Руанде и по бывшей Югославии. В завершение темы проанализированы нормативные основы деятельности Международного трибунала по морскому праву, Экономического суда СНГ и третейских судов международного арбитража.
Доцент кафедры международного права РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат юридических наук Н. Ю. Иванова представила доклад на тему "Права беженцев". Нарушения прав человека являются одной из основных причин массового ухода, исключают возможность добровольной репатриации. Отношение к проблеме беженцев должно стать проверкой приверженности всех правительств и народов делу защиты прав человека. Первый шаг в этой области был сделан Лигой Наций, в рамках которой в августе 1921 г. прошла первая конференция по вопросу беженцев. Конференцией было принято решение об учреждении должности Верховного комиссара по делам русских беженцев. В настоящее время краеугольным камнем современной системы защиты беженцев является Конвенция 1951 г. о статусе беженцев и Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев, принятые в связи с потребностью дать юридическое определение статуса беженцев в послевоенных условиях.
Организацией, играющей основную роль в помощи и защите беженцев по всему миру, является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Это Агентство со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария) было создано по решению Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) в 1950 г., но фактически начало свою деятельность 1 января 1951 г. Изначально мандат УВКБ ООН был срочным - на три года. Однако проблема перемещения населения с течением времени превратилась в явление глобального масштаба, в связи с этим мандат регулярно продлевался. В декабре 2003 г. ГА ООН приняла решение о снятии временных ограничений на мандат УВКБ ООН. В декабре 2008 г. УВКБ ООН опубликовало статистические данные за 2007 г. По опубликованным данным, число беженцев на конец 2007 г. составило 11,4 млн. человек.
В завершение семинара своими впечатлениями поделились его участники.
Переводчик Отделения ООН в Нью-Йорке Д. Сапсай отметил: "Семинар по российскому законодательному процессу, организованный РГПУ им. А. И. Герцена, был, на мой взгляд, чрезвычайно полезен. Отдельно стоит отметить прекрасную организацию, большое разнообразие тем, особенно полезных для языковых специалистов (например, развитие законодательной терминологии в России, контртеррористические меры по защите, актуальные проблемы административной реформы в России и т. д.), и очень хорошую осведомленность экспертов, которые делали доклады".
Переводчик Отделения ООН в Женеве В. Блинов так охарактеризовал семинар: "Краткий, но все же очень информативный, поучительный 3-дневный семинар, организованный в форме лекций, данных видными учеными и судебными экспертами. Каждая лекция сопровождалась сессией ответов на вопросы. Атмосфера очень дружелюбная и целенаправленная. Презентации позволили получить лучшее понимание "внутренней механики" политического и прежде всего законодательного процесса в Российской Федерации, благодаря чему я ознакомился с новой законодательной терминологией, используемой в России, и смог представить некоторые процессы, которые в настоящее время происходят в стране".
Переводчик Отделения ООН в Нью-Йорке Л. Чарман высказала следующее мнение: "Все выступающие были экспертами высокого уровня. Особенно полезными для меня как переводчика были доклады об эволюции законодательной терминологии в России, о законодательных органах России и их полномочиях, административной реформе в России, об отношениях России с международными судами. Эксперты говорили не только о достигнутых успехах в этих сферах, но и о проблемах, с которыми сталкиваются".
С заключительным словом выступил заместитель представителя Министерства иностранных дел Российской Федерации в Санкт-Петербурге, кандидат юридических наук, доцент И. В. Демяненко. По его мнению, научно-практические семинары подобного масштаба являются необходимым условием совершенствования юридической науки и практики и способствуют оптимизации деятельности международных организаций. Научная дискуссия, в рамках которой осуществляется обмен мнениями представителей юридической и филологических наук, безусловно, способствует расширению горизонтов познания и свидетельствует о заинтересованности научной общественности в продолжении и развитии установленных контактов.
Название документа