Национально-территориальная автономия в Китайской Народной Республике как гарантия прав и свобод человека (на примере Тибетского автономного района)

(Чжэн Кай) ("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 16) Текст документа

НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК ГАРАНТИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТИБЕТСКОГО АВТОНОМНОГО РАЙОНА)

КАЙ ЧЖЭН

Чжэн Кай, аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Национально-территориальная автономия создается под единым руководством государства на территориях компактного проживания национальных меньшинств со своими органами самоуправления, осуществляющими автономные права, а сами национальные меньшинства самостоятельно управляют внутренними делами в пределах, предусмотренных законом. В статье на примере Тибетского автономного района Китайской Народной Республики проанализировано, как в рамках системы национально-территориальной автономии реализуются права и свободы отдельных граждан и народов, не составляющих этническое большинство в Китае, в том числе обеспечиваются следующие права человека: права быть избранным, права на сохранение и использование своих культур и языков, права на образование, права на вероисповедание.

National-territory autonomy is created under unified control of the state on the territories of compact living of national minorities with their agencies of local self-government, effectuating autonomous rights, and the national minorities themselves independently manage internal affairs within the limits provided for by the law. The article at the example of the Tibet Autonomous District of the Chinese Peoples' Republic analyses how within the framework of the system of national-territory autonomy the rights of separate citizens and peoples not being ethnic majorities in China are realized, including how the following human rights are ensured: right to be elected, right of preservation and use of their cultures and languages, right to education, right to confession of faith <*>. -------------------------------- <*> Chzhen Kay. National-territory autonomy in the chinese peoples' republic as a guarantee of rights and freedoms of a human being (At the example of the Tibet autonomous district).

Национально-территориальная автономия в Китае предполагает, что под единым руководством государства на территориях компактного проживания национальных меньшинств создается территориальная автономия со своими органами самоуправления, осуществляющими автономные права, а сами национальные меньшинства самостоятельно управляют внутренними делами в пределах, предусмотренных законом. Таким образом, национально-территориальная автономия играет огромную роль в обеспечении прав отдельных граждан и народов, не составляющих этническое большинство в Китае. 31 мая 1984 г. на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 6-го созыва на основе обобщения опыта осуществления национально-территориальной автономии был принят Закон Китайской Народной Республики (КНР) "О национально-территориальной автономии", который вступил в силу с 1 октября того же года. Учитывая необходимость дальнейшего ускорения экономического и социального развития национально-территориальной автономии в условиях социалистической рыночной экономики, в полной мере уважая и воплощая волю и стремления населения этих районов, в 2001 г. Постоянный комитет ВСНП внес поправки в Закон КНР "О национально-территориальной автономии", сделав его еще более совершенным. Закон о национально-территориальной автономии в КНР является базовым законом, регулирующим осуществление национально-территориальной автономии, предусмотренной в действующей Конституции КНР, и охватывает различные аспекты ее существования - политические, экономические, культурные и общественные. Кроме этого, в 87 из 347 законов и законодательных актов, разработанных и принятых ВСНП, его Постоянным комитетом, содержатся положения, касающиеся национальных меньшинств. Среди 810 нормативных актов, принятых Государственным советом КНР, имеется 163 документа, затрагивающих положение национальных меньшинств. Кроме того, национальным меньшинствам посвящены некоторые специальные акты, такие, как Положение о работе представителей нацменьшинств в городах, Положение об административной работе в национальных волостях и другие. По состоянию на данный момент органами, действующими в тех районах страны, где осуществляется национальная автономия, разработаны и действуют более 400 местных нормативных актов или правил. Все названные документы играют важную роль в деле обеспечения законных прав и интересов национальных меньшинств и их права на автономию, а также укрепления национальной сплоченности, сохранения общественной стабильности и воссоединения Китая, содействуют развитию экономики в национальных районах. В связи с этим считается, что в КНР в основном сформирована система законодательных актов о национальной автономии <1>. -------------------------------- <1> Осуществление национально-территориальной автономии КНР 50 лет. Пекин: Народное издательство провинции Внутренней Монголии, 2004. С. 22 - 31, 67 - 82.

Правовое обеспечение прав автономии

В Законе о национально-территориальной автономии КНР установлено, что органы самоуправления национально-территориальной автономии после утверждения вышестоящими государственными органами приостанавливают исполнение принятых вышестоящими государственными органами нормативных актов в случае несоответствия реальным особенностям национально-территориальной автономии. Такие нормативные акты должны быть утверждены вышестоящими государственными органами в течение 60 дней. В названном Законе говорится, что на территориях национальной автономии собрания народных представителей (СНП) имеют право в соответствии с политическими, экономическими и культурными особенностями национальности, образовавшей данную автономию, разрабатывать и принимать местное законодательство. При этом местное законодательство автономных районов вступает в силу после его утверждения Постоянным комитетом ВСНП, а местное законодательство автономных округов и автономных уездов вступает в силу после утверждения Постоянным комитетом СНП провинции или автономных районов и доводится до сведения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и Государственного совета. В Законе КНР "О правотворчестве" предусмотрено, что в местном законодательстве разрешается с учетом национальных особенностей изменять нормы общегосударственных законов и нормативных актов. Если в соответствии с названным Законом в нормы законов нормативными актами национально-территориальной автономии внесены изменения, учитывающие местные условия, то эти изменения действуют на территории соответствующей автономии <2>. Так, внесены изменения в целый ряд законов, действующих в соответствующих национально-территориальных автономиях, - Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей КНР, Закон об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств КНР, Уголовный кодекс КНР, Уголовно-процессуальный кодекс КНР, Закон КНР о браке, Закон КНР о воинской обязанности, Лесной кодекс, Степной кодекс. Изменения касаются статей, обеспечивающих национальное равенство и защищающих права и интересы национальных меньшинств. -------------------------------- <2> См.: Современное законодательство Китайской Народной Республики: Сб. нормативных актов / Составитель, редактор и автор предисловия Л. М. Гудошников. М.: ИКД "Зерцало-М", 2004. С. 69.

Например, при проведении в жизнь общегосударственного акта о всенародных праздниках органы самоуправления Тибетского автономного района (ТАР), взяв названный в нем перечень праздников за основу, прибавили к нему тибетский новый год, праздник "Сюедунь" и некоторые другие традиционные тибетские праздники <3>. Другой пример: исходя из природно-климатических особенностей Тибета, органы ТАР постановили соблюдать в своем районе 35-часовую рабочую неделю, что на 5 часов меньше общепринятой рабочей недели в стране. Кроме того, законодательные органы ТАР полномочны с учетом местных условий разрабатывать свои, отличные от всекитайских, законоположения. Например, в 1981 г. Постоянный комитет СНП ТАР принял свой, тибетский, вариант Закона КНР о браке. Этот вариант допускает вступление в брак лиц мужского и женского пола в возрасте на 2 года моложе по сравнению с возрастом, установленным Законом о браке КНР. Более того, тибетские законы допускают сохранение семей, в которых одна жена имеет несколько мужей или один муж имеет несколько жен, при условии, что такие семьи сложились до момента обнародования тибетского Закона о браке и отсутствии у членов такой семьи требования изменить их статус. Такой подход к всекитайским законам, позволяющий Тибету вносить изменения и дополнения, эффективно гарантировал особые интересы тибетцев <4>. -------------------------------- <3> Осуществление национально-территориальной автономии КНР 50 лет. С 12 - 19. <4> Сборник национальных документов. Пекин: Народное издательство, 2005. С. 29 - 37.

Правовое обеспечение права быть избранным

В Конституции и Законе о национально-территориальной автономии КНР установлено, что председателями или заместителями председателя Постоянного комитета собраний народных представителей национально-территориальной автономии избираются лица, принадлежащие к национальности, осуществляющей территориальную автономию. Прочие посты в органах самоуправления национально-территориальной автономии замещаются представителями национальностей, осуществляющих территориальную автономию, и представителями национальных меньшинств, проживающих в этой автономии. Должности органов самоуправления национально-территориальной автономии должны рационально замещаться представителями национальностей, осуществляющих территориальную автономию, и принадлежащих к другим национальным меньшинствам. В составе Собрания народных представителей национально-территориальной автономии, кроме депутатов, принадлежащих к национальности, осуществляющей территориальную автономию, должны быть соответствующим образом представлены другие национальности, населяющие данную территорию. В собрании народных представителей национально-территориальной автономии поддерживается должное соотношение числа депутатов, принадлежащих к национальности, осуществляющей национально-территориальную автономию, и принадлежащих к другим национальностям. Такое соотношение согласно закону определяют Постоянные комитеты собраний народных представителей провинции, районов национальной автономии, городов центрального подчинения и доводят до сведения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. Например, в Тибете в ходе выборов 2002 г., проходивших на уровнях района, округов (городов), уездов, волостей и поселков, процент избирателей, участвовавших в выборах уездных органов власти, составил 93,09%, в некоторых местах 100%. Среди избранных число лиц тибетской национальности и других нацменьшинств составило более 80% (на районно-окружном (городском) уровне) и более 90% на уездно-волостном (поселковом) уровне. За годы осуществления национально-территориальной автономии на посту председателя Постоянного комитета СНП и председателей народного правительства Тибета находилось соответственно 6 и 7 человек, все они были лицами, принадлежащими к тибетской национальности. Начиная с 1959 г., когда при Народном политическом консультативном совете Китая (НПКСК) был учрежден Комитет по делам Тибета, в Тибете на посту председателя НПКСК сменилось 5 человек. Все они тибетцы. По статистике, в настоящее время процент лиц тибетской национальности (и других населяющих автономию национальных меньшинств) среди председателей и заместителей председателя Постоянного комитета СНП составляет 87,5%, среди членов Постоянных комитетов СНП 69,23%, среди председателей (и их заместителей) ТАР 57%, среди членов Постоянных комитетов НПКСК и рядовых членов НПКСК соответственно 90,42% и 89,4%. Лица тибетской национальности и других нацменьшинств составляют 77,97% в кадровом контингенте трех уровней: районном, окружном (городском) и уездном, 69,82% и 82,25% среди работников народных судов и народных прокуратур указанных уровней <5>. -------------------------------- <5> Китайская статистика, 2002. Пекин: Департамент статистики КНР, 2002.

Обеспечение права на сохранение и использование своих культур и языков

Правовое регулирование в названной сфере заключается в том, что органы самоуправления национально-территориальной автономии самостоятельно развивают такие области национальной культуры, как литература, искусство, журналистика, издательское дело, радиовещание, кинематография, телевидение и др. Осуществляются большие инвестиции в образование и в создание структур и строительство объектов, обеспечивающих ускоренное развитие различных жанров национальной литературы. Органы самоуправления национально-территориальной автономии поддерживают соответствующие подразделения в изыскании, изучении, переводе и издании национальных исторических литературных источников и в охране национальных памятников, важных исторических объектов литературного наследия, в сохранении и развитии национальной традиционной литературы. Названные органы помогают в финансировании издания и перевода учебников на язык национальных меньшинств. Они защищают право народов, проживающих на соответствующей территории, свободно использовать и развивать национальные языки, сохранять и развивать обычаи и традиционный жизненный уклад. При осуществлении своих полномочий органы самоуправления национально-территориальной автономии в соответствии с положениями об автономии пользуются одним или несколькими языками и письменностью, распространенными на территории соответствующей национальной автономии, а при реализации полномочия пользования несколькими языками и письменностью, распространенными в той или иной местности, преимущественно пользуются языком и письменностью национальности, осуществляющей национально-территориальную автономию. Например, в настоящее время радио - и телевещание ТАР открыли специальный канал вещания на тибетском языке. В ТАР на тибетском языке издаются 14 наименований журналов и 10 газет. В год в ТАР на тибетском языке выходят из печати более 100 наименований книг, их общий тираж составляет 100 тыс. экземпляров <6>. Большие успехи достигнуты в регламентации специальной терминологии и стандартизации информативной техники на тибетском языке. Прошла государственную и международную стандартизацию система кодирования тибетской письменности: таким образом, тибетская письменность стала в Китае первой письменностью этнического меньшинства, отвечающей международным стандартам. -------------------------------- <6> Сборник национальных документов. Пекин: Народное издательство, 2005. С. 18.

Произошел прогресс также в сохранении и развитии традиционной культуры. На основании сбора и приведения в порядок были отредактированы и изданы "Энциклопедия сценического искусства Китая. Тибетский том", "Собрание народных песен. Тибетский том", а также сборники тибетских народных танцев, пословиц, сценических произведений малых форм, песен и рассказов. Таким образом, было эффективно спасено и сохранено традиционное культурное наследие тибетского народа. "Гэсэриада", которую называют первым эпосом мира, - самое значительное произведение героического эпоса Тибета. На протяжении длительной истории "Гэсэриада" имела хождение лишь в устной форме. Для того чтобы спасти и привести в порядок этот бесценный памятник, правительство ТАР в 1979 г. учредило специальный орган. Этот эпос станет одной из важнейших научно-исследовательских тем и будет издан. За 20 лет были сделаны более 3 тыс. магнитофонных записей фрагментов эпоса, собрано около 300 рукописных записей от руки и записей, отпечатанных ксилографическим способом. На тибетском языке было выпущено 62 части эпоса тиражом более 3 млн. экземпляров. Кроме того, 20 частей эпоса было выпущено на китайском языке, некоторые из них были переведены также на английский, японский и французский языки. За годы существования ТАР местным правительством Тибета разработан и обнародован целый ряд положений, касающихся охраны культурных памятников. Более 300 млн. юаней вложено в реставрацию и ремонт 1400 монастырей и храмов, что для многих из них оказалось весьма своевременным. Особо следует упомянуть небывалый по масштабу капитальный ремонт (первая очередь) Дворца Потала в Лхасе в 1989 - 1994 гг., на нужды которого центральным правительством было отпущено 55 млн. юаней, а также большое количество золота, серебра и других ценных материалов. Начиная с 2001 г. государство ассигновало 330 млн. юаней на вторую очередь ремонта Поталы, ремонт монастыря Норбулинка и монастыря Сакья <7>. -------------------------------- <7> Сборник национальных документов. Пекин: Народное издательство, 2005. С. 41 - 46.

В Китае с уважением относятся к тибетским обычаям. Как тибетцы, так и другие нацменьшинства пользуются правом и свободой следовать в быту традиционным обычаям и участвовать в традиционных общественных мероприятиях. Сохраняя традиционные одежду, образ питания и жилье, тибетцы в то же время восприняли некоторые современные здоровые обычаи и следуют сегодняшним тенденциям, например в сфере пищевого рациона, вопросах брака и семьи. Сохраняются обычаи отмечать традиционные тибетские праздники: тибетский Новый год, праздник "Сагдава", праздник ожидания плодов, праздник "Сюедунь" и другие, а также традиции молебнов, устраиваемых в монастырях. В то же время тибетцы восприняли кое-какие праздничные мероприятия, получившие распространение в Китае и в мире.

Правовое обеспечение права на образование

Правовые гарантии, установленные Законом о национально-территориальной автономии, включают следующие их виды. Во-первых, органы самоуправления национально-территориальной автономии, руководствуясь государственной политикой в области образования и в соответствии с законом, решают вопросы образования, системы и организации различных учебных заведений, формы обучения, учебных программ, языка преподавания, правил приема учащихся. Во-вторых, органы самоуправления национально-территориальной автономии самостоятельно развивают образование на соответствующих территориях, решают вопросы обучения безграмотных, создают различные виды образовательных заведений, обеспечивают обязательное образование, предпринимают различные меры для развития общего среднего образования и среднего профессионально-технического образования, в соответствии с условиями и потребностями развивают высшее образование, подготавливают специалистов из числа национальных меньшинств. В-третьих, органы самоуправления национально-территориальной автономии для учащихся из некомпактно проживающих национальных меньшинств, из скотоводческих районов и бедных горных районов организуют обучение в государственной национальной начальной и средней школе, в которой предоставляются стипендии и общежития, обеспечивая таким образом учащимся полное обязательное образование. Стипендии и расходы на образование финансируются правительством соответствующих автономий, а в случае сложности финансирования из этого источника субсидируются из бюджетов вышестоящих правительств. В-четвертых, учебные заведения (классы) и другие образовательные подразделения, обучающие большинство учащихся из национальных меньшинств, при наличии условий должны пользоваться учебниками на языке национальных меньшинств и проводить уроки на этом языке. В рамках обучения на более высокой ступени начального образования проводятся уроки по китайскому языку с целью распространения по всей стране литературного китайского языка и письменности. В-пятых, Государственный совет (Госсовет) увеличивает финансирование образования в национально-территориальных автономиях, а также принимает особые меры для ускорения распространения обязательного девятилетнего образования и развития других видов образовательного дела, повышения научно-культурной квалификации представителей различных национальностей. Госсовет организует национальные высшие учебные заведения и организует в вузах национальные группы и национальные подготовительные факультеты, предназначенные специально или в значительной степени для студентов, принадлежащих к национальным меньшинствам, и может следовать принципу: "Набор из определенных территорий, распределение на те же территории". Производя набор новых студентов, высшее и среднее учебное заведение соответственно снижает вступительные требования и условия для абитуриентов из национальных меньшинств, а абитуриентам из малочисленных народов оказывает особую заботу. Центральные органы и учебные заведения должны предпринимать меры в целях окончания обучения учащимися из бедных семей национальных меньшинств. Вне территорий национальной автономии организуются национальные школы или в общих школах создаются национальные классы для школьников, принадлежащих к национальным меньшинствам. Правительство поддерживает подготовку учителей и преподавателей, принадлежащих к национальным меньшинствам. Правительство направляет учителей, преподавателей и выпускников, принадлежащих к национальным меньшинствам, на работу в национально-территориальной автономии и оказывает им особую заботу. Например, до 2003 г. в ТАР уже было 1011 школ разных ступеней и 2020 учебных пунктов. В школах обучалось 453,4 тыс. человек, 91,8 процента детей посещали школу. Доля неграмотных снизилась до 30%. Начиная с 1985 г. на средства центрального правительства в 21 провинции были созданы тибетские классы (школы), в которых было подготовлено около 10 тыс. тибетцев с дипломами высшей школы и техникума <8>. -------------------------------- <8> Осуществление национально-территориальной автономии в Тибетском автономном районе. Пекин: Информационный центр Госсовета КНР, 2004. С. 5, 6.

Обеспечение права на вероисповедание

О вероисповедании в действующей Конституции КНР и Законе о национально-территориальной автономии записано, что органы самоуправления национально-территориальной автономии гарантируют свободу вероисповедания. Никакие государственные органы, общественные организации и отдельные лица не могут принудить граждан исповедовать или не исповедовать религию, не могут дискриминировать граждан за исповедание или отход от религии. Государство охраняет не противоречащее закону осуществление религиозной деятельности. Никто не может использовать религию для нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и в ущерб государственной системе образования. Религиозные организации и религиозная деятельность свободны от иностранного контроля. Например, тибетцы пользуются полной свободой вероисповедания. Подавляющее большинство тибетцев и представителей других национальных меньшинств проживающих в ТАР мэньбайцев, лобайцев и насийцев исповедуют тибетский буддизм. Есть также приверженцы ислама и католичества. Сегодня в Тибете насчитывается около 1700 буддийских монастырей, 46 тыс. монахов, 4 мусульманские мечети, более 3 тыс. приверженцев ислама, один католический собор, в приходе которого 700 человек <9>. Соблюдаются традиционные религиозные молебны и службы. Религиозные потребности людей получают полное удовлетворение, свобода вероисповедания уважается. -------------------------------- <9> Сборник национальных документов. Пекин: Народное издательство, 2005. С. 55.

Государство и местные правительства Тибета всех ступеней с уважением относятся к верованию тибетцев в перерождение живых Будд. На этом веровании зиждется обычай наследования религиозных титулов. В 1992 г. Управление по делам религии Госсовета КНР утвердило наследование монахом Камбой титула живого Будды XVII. В 1995 г. по старинной традиции наследования титулов высших священников буддийской церкви был выбран наследник-перерожденец почившего Панчена Эртни X. Процедура выборов включала жеребьевку из Золотой вазы и утверждение результатов жеребьевки Госсоветом КНР. Жеребьевке предшествовали поиски и идентификация мальчика-перерожденца, а завершалась церемония интронизацией нового Панчена XI. В результате утверждения государственными и местными тибетскими организациями титулов живых Будд за период после завершения демократических преобразований до настоящего времени в Тибете имеется 30 с лишним титулованных живых Будд. Кроме того, тибетская буддийская церковь внесла изменения в порядок изучения монахами священных канонов. Эти изменения стимулировали активность монахов, сыграли позитивную роль в деле наследования и развития буддизма. Подводя итоги, можно сделать вывод, что система национально-территориальной автономии является основной гарантией прав человека, особенно национальных меньшинств. В рамках данной системы реализуются их права и свободы.

Название документа "Обзор практики рассмотрения дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ" (Карасева С. Ю.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПРЕЗИДИУМОМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 28 июля 2009 года

С. Ю. КАРАСЕВА

Постановление от 16 июня 2009 г. N 2578/09

Компания обратилась с иском к ЗАО о прекращении нарушения исключительного права на изобретение путем запрещения ответчику изготавливать лекарственное средство, а также предпринимать действия, направленные на осуществление его государственной регистрации в Росздравнадзоре и центре экспертизы. Решением суда иск удовлетворен. Апелляционный суд решение оставил без изменения. ФАС округа судебные акты оставил без изменения. Компания является обладателем патента N 2125992 на изобретение с приоритетом от 03.04.1992, зарегистрированное в государственном реестре изобретений 10.02.1999 со сроком действия патента до 01.04.2013. ЗАО изготовило лекарственное средство с торговым названием "Иматиб-ФС", действующим веществом которого является иматиниб в виде фармацевтической приемлемой соли, и направило в центр экспертизы документы для подготовки проведения его государственной регистрации. В соответствии с заключением судебной экспертизы лекарственное средство иматиниб (с торговым названием "Иматиб-ФС") подпадает под структурную формулу запатентованного изобретения по патенту N 2125992, так как содержит каждый признак независимого пункта формулы этого изобретения. Компания согласия на использование иматиниба ЗАО не давала. По мнению ЗАО, государственная регистрация лекарственных средств по смыслу Патентного закона РФ не является использованием лекарственного средства, содержащего запатентованный элемент, поэтому не может быть запрещена патентообладателем. Кроме того, согласно ст. 11 Патентного закона изготовление такого средства является правомерным, так как осуществляется не с целью извлечения прибыли. Поэтому ЗАО сочло, что может использовать иматиниб для государственной регистрации лекарственного средства и благотворительных целей. Кроме того, ЗАО полагает, что компания злоупотребляет своими правами, заявив иск с целью устранения конкуренции. Суды признали изготовление иматиба-ФС и действия по его регистрации, которые осуществляются как подготовительные действия для ввода его в гражданский оборот, нарушением исключительного права истца на изобретение. В силу п. 1 ст. 10 Патентного закона патентообладателю принадлежит исключительное право на изобретение. Никто не вправе использовать запатентованное изобретение без его разрешения, в том числе осуществлять ввоз на территорию РФ, изготовление, применение, предложение о продаже, продажу, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использовано запатентованное изобретение, за исключением случаев, если такие действия в соответствии с данным Законом не являются нарушением исключительного права патентообладателя. У судов не было оснований для признания действий по изготовлению образцов лекарственного средства с целью государственной регистрации для последующего его применения нарушением права компании на изобретение. Ст. 19 ФЗ от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории РФ, если они зарегистрированы уполномоченным органом. Функции по регистрации лекарственных средств Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 возложены на Росздравнадзор. При этом процедура регистрации осуществляется государственным органом с привлечением федеральных государственных учреждений для проведения экспертизы подаваемой на регистрацию документации. Действия ЗАО по подготовке и представлению в Росздравнадзор документов для регистрации и получения разрешения на использование генерического лекарственного средства "Иматиб-ФС" по истечении срока действия патента компании не являются использованием изобретения по смыслу ст. 10 Патентного закона и могут быть квалифицированы лишь как подготовка к использованию этого средства, а следовательно, не являются нарушением исключительного права компании. Они направлены на охрану здоровья населения и содействие доступа к лекарственному средству нуждающихся лиц. Не может быть признано нарушением прав компании изготовление и представление в Росздравнадзор и научный центр экспертизы образцов лекарственного средства "Иматиб-ФС" для проведения экспертизы его качества, поскольку согласно ст. 11 Патентного закона нарушением исключительного права патентообладателя не признаются проведение научного исследования продукта, в котором использовано запатентованное изобретение, либо эксперимента над ним, использование запатентованного изобретения для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, если целью такого использования не является получение прибыли (дохода). Однако при этом не допускается изготовление или хранение продукта до даты истечения срока действия патента с целью продажи или введения в гражданский оборот после этой даты. Президиум ВАС РФ отменил все судебные акты по делу и запретил ЗАО изготовление лекарственного средства, за исключением изготовления образцов в целях регистрации, в остальной части иска отказал.

Постановление от 2 июня 2009 г. N 626/09

Предприятие обратилось с иском к ООО о применении последствий недействительности договора купли-продажи векселя в виде взыскания с ответчика неосновательно полученных денежных средств. Иск обоснован тем, что договор является для предприятия крупной сделкой и заключен без согласия собственника имущества. Решением суда иск удовлетворен. Суд применил последствия недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней реституции: с ответчика в пользу истца взыскал денежную сумму, а истца обязал возвратить ответчику вексель. ФАС округа решение отменил, дело направил на новое рассмотрение для проверки, не прекращено ли удостоверенное векселем обязательство выплатить векселедержателю по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму и возможно ли применение реституции в виде возврата ООО векселя в натуре с учетом положений вексельного законодательства и требований ст. 167 ГК РФ. При новом рассмотрении решением суда иск удовлетворен, применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде взыскания неосновательного обогащения. Апелляционный суд решение отменил, в иске отказал ввиду невозможности применения двусторонней реституции в связи с погашением требований по векселю истечением срока платежа и утратой векселем свойств ценной бумаги. ФАС округа постановление апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции изменил, обязав истца возвратить ответчику спорный вексель, поскольку получение предприятием векселя и уплата ООО денежных средств за него подтверждены, сторонами не оспариваются, препятствия для применения двусторонней реституции, в том числе для возврата векселя в натуре, отсутствуют. Между ООО (продавцом) и предприятием (покупателем) заключен договор купли-продажи векселя от 02.12.2004, в соответствии с которым первое продало второму простой вексель организации от 25.04.2003 номиналом 3 555 058 руб. сроком платежа по предъявлении. Согласно договору стоимость векселя составила 4 200 000 руб. Предприятие платежным поручением от 06.12.2004 перечислило ООО эту сумму. Данный договор является для предприятия крупной сделкой, которая в соответствии со ст. 23 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" совершается с согласия собственника имущества предприятия. Согласия собственника имущества предприятия на совершение данной сделки не имелось, в связи с чем она признана недействительной. Исходя из п. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Вывод кассационной инстанции о возможности применения реституции в виде возврата векселя в натуре неправомерен, поскольку на момент принятия судебных актов этот вексель утратил свойства ценной бумаги. Срок предъявления векселя к платежу истек 25.04.2004, трехгодичный срок вексельной давности, установленный п. 70 Положения о переводном и простом векселе, также истек. Предприятие, являясь обладателем ценной бумаги и имея возможность реализовать закрепленные в ней права, не предприняло никаких действий по предъявлению векселя к платежу и в результате собственного упущения лишило другую сторону возможности осуществить права по векселю. Принимая во внимание эти обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности восстановления имущественного положения сторон посредством возврата покупателем векселя продавцу и взыскания с него уплаченного по договору купли-продажи встречного предоставления. Президиум ВАС РФ отменил Постановление кассационной инстанции, оставив в силе постановление апелляционной инстанции.

Постановление от 26 мая 2009 г. N 2081/09

ООО обратилось с заявлением о признании недействительным письма Минимущества об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, принадлежащем на праве собственности области, и возложении на Министерство обязанности устранить нарушения прав истца путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства здания. Решением суда требования удовлетворены. Апелляционный суд решение оставил без изменения. ФАС округа оставил судебные акты без изменения. ООО является собственником нежилого строения общей площадью 190,8 кв. м и земельного участка, на котором оно расположено, площадью 836 кв. м, относящегося к категории земель поселений. Смежным с данным участком является участок площадью 4523 кв. м, который предоставлен под общественно-деловые цели и зарегистрирован на праве собственности за областью. ООО 05.09.2007 обратилось в Министерство с заявлением о выборе земельного участка с примерным размером 1400 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта для целей строительства административного здания. Истребуемый участок является частью участка, находящегося в собственности области. Министерство письмом от 07.04.2008 отказало в предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом участке. Отказ мотивирован тем, что участок площадью 4523 кв. м, в отношении части которого представлен акт о выборе земельного участка для размещения объекта, занят и необходим для использования расположенных на нем объектов недвижимости, зарегистрированных на праве собственности за областью, - двухэтажного административного здания общей площадью 1051,5 кв. м и одноэтажного здания общей площадью 85,3 кв. м; помещения в этих зданиях предоставлены на праве оперативного управления государственным учреждениям, часть помещений, находящихся в казне области, предоставлена в безвозмездное пользование жилищной инспекции. Суд исходил из того, что оспариваемое письмо является незаконным, поскольку не мотивировано и не содержит оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, предусмотренных Законом области о регулировании земельных отношений и Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности области, утвержденным постановлением правительства области. На основании ст. 13 ГК РФ ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду. Согласно п. 5 данной статьи предоставление участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию участка; 3) государственный кадастровый учет участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ; 4) принятие решения о предоставлении участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ. На основании п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В силу п. п. 5 и 6 данной статьи результаты выбора участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 4523 кв. м сформирован, поскольку в его отношении осуществлен государственный кадастровый учет и право собственности области на него зарегистрировано в установленном законом порядке. По данным Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данный участок расположен на землях поселений, предоставлен под общественно-деловые цели, занят и необходим для использования объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности области и закрепленных за юридическими лицами. Таким образом, этот участок является единым объектом, в отношении которого не могут быть предприняты действия по его предоставлению заявителю под строительство. Из системного толкования ст. ст. 30, 31 и 32 ЗК РФ следует, что при предоставлении участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта законодатель не установил обязанности публичного собственника осуществлять в этих целях раздел сформированного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам. Более того, сформированные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с пп. 3 и 4 п. 4 ст. 30 ЗК РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов. В связи с этим отказ Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов ООО. Президиум ВАС РФ отменил все судебные акты по делу и в удовлетворении требований отказал.

Постановление от 26 мая 2009 г. N 1972/09

ООО обратилось с заявлением о признании недействительным приказа лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Решением суда требование удовлетворено. Апелляционный суд решение оставил без изменения. ФАС округа оставил судебные акты без изменения. В принадлежащем ООО магазине лицензирующим органом были выявлены нарушения требований п. 2 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ, выразившиеся в обороте алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% с нарушением требований маркировки, установленных ст. 12 данного Закона. Это послужило основанием, предусмотренным п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, для обращения лицензирующего органа в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной ООО лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. В связи с обращением в суд лицензирующий орган одновременно, руководствуясь той же нормой Закона, издал приказ о приостановлении действия упомянутой лицензии. Суды исходили из того, что действие лицензии может быть приостановлено в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ только после принятия судом решения о ее аннулировании. Поскольку на момент издания оспариваемого приказа такого судебного решения принято не было, суды сделали вывод об отсутствии у лицензирующего органа правовых оснований для приостановления действия лицензии. В п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ содержится перечень оснований, по которым лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. П. 3 данной статьи установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по заявлению лицензирующего органа. Одним из оснований для аннулирования лицензии является оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со ст. 12 Закона либо с поддельными марками. Кроме того, этой же нормой Закона предусмотрено право лицензирующего органа до вступления решения суда в законную силу приостановить действие лицензии. Из системного толкования упомянутых норм следует, что лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае обращения в суд с заявлением о ее аннулировании. Иное толкование указанных положений Закона противоречит его смыслу. Таким образом, вывод о том, что действие лицензии может быть приостановлено лицензирующим органом только после принятия судом решения о ее аннулировании, основан на неправильном толковании п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ. Президиум ВАС РФ отменил все судебные акты по делу и в удовлетворении требования отказал.

Постановление от 19 мая 2009 г. N 17066/08

ООО обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной миграционной службы о привлечении к административной ответственности. Решением суда требование удовлетворено. ФАС округа оставил решение без изменения. В ходе проверки был установлен факт осуществления гражданином Республики Иран, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, трудовой деятельности в качестве генерального директора ООО без разрешения на работу в этом обществе. По данному факту управление составило протокол об административном правонарушении и на его основании вынесло постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу. Суды сделали вывод об отсутствии в действиях ООО состава административного правонарушения в связи с тем, что данный гражданин имел разрешение на работу в другой организации. В силу пп. 2 п. 8 ст. 18 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником в России новый трудовой договор, обязан обеспечить получение им разрешения на работу. Согласно п. 6 ст. 18 Закона порядок выдачи разрешения на работу утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Постановлением от 15.11.2006 N 681 Правительство РФ утвердило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ. В разделе III Правил содержатся положения, регулирующие выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в РФ в порядке, требующем получения визы. П. п. 34 и 36 этого раздела установлено, что такое разрешение получает не иностранный работник, а работодатель, который должен передать разрешение под роспись работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории РФ. П. 31 определено, что разрешение выдается при условии привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности работодателем по трудовым договорам в пределах численности, указанной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Кроме того, п. 22 раздела III предусмотрено, что для получения разрешения на работу заявитель представляет в орган миграционной службы заявление по форме, утверждаемой ФМС. ФМС Приказом от 25.12.2006 N 370 утвердила форму бланка такого заявления. Согласно приложению N 1 к этому Приказу в заявлении о выдаче разрешения на работу должны содержаться наименование, адрес работодателя и иные сведения о нем, а также его подпись и печать. При этом из приложения N 3 к Приказу следует, что в разрешении на работу должен быть указан индивидуальный налоговый номер работодателя. Таким образом, иностранному гражданину, прибывшему в РФ для осуществления трудовой деятельности, разрешение выдается на работу у конкретного работодателя. Следовательно, довод управления о том, что ООО, принявшее на работу иностранного гражданина, имевшего разрешение на осуществление трудовой деятельности в другой организации, обязано было получить соответствующее разрешение для него, правомерен. Президиум ВАС РФ отменил судебные акты по делу и в удовлетворении требования отказал.

Название документа