Система современного законодательства Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств, реализующего право на объединение

(Лысенко В. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 15) Текст документа

СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

В. В. ЛЫСЕНКО

Лысенко В. В., доцент кафедры Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, кандидат юридических наук (г. Тирасполь).

В статье по итогам анализа системы современного законодательства стран СНГ, реализующего право на объединение, автор приходит к выводу о том, что, хотя национальные конституции стран СНГ признают и закрепляют право на объединение, оно не всегда раскрывается в объеме, адекватном роли общественных объединений в системе гражданского общества правового государства.

On the basis of analysis of contemporary legislation of the CIS countries realizing the right to integration the author concludes that although national constitutions of the CIS countries acknowledge and consolidate the right to integration, it is not always revealed at the level adequate to the role of public formations in the system of the civil society of legal state <*>. -------------------------------- <*> Lysenko V. V. System of contemporary legislation of the Russian Federation and countries of the CIS realizing the right to integration.

В национальном законодательстве Конституция является фундаментом для функционирования правовых институтов, регулируя наиболее важные сферы общественных отношений. Конституция Российской Федерации закрепила в качестве основ конституционного строя принципы демократического, правового, социального характера государственного устройства, а также свободу экономической деятельности, идеологическое, политическое многообразие, многопартийность. Одновременно Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Права человека - это ценностный ориентир, позволяющий применять "человеческое измерение" не только к государству, праву, закону, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации <1>. Конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему социальными благами, как в личных, так и в общественных интересах <2>. "Права и свободы, - пишет Л. Д. Воеводин, - это две формы выражения установленных законом правовых возможностей выбора человеком своего поведения. Когда такой выбор связан с пользованием конкретными социальными благами, закон чаще всего использует термин "право"; когда речь идет о таких правовых возможностях, где целесообразно подчеркнуть степень выбора поведения, применяется термин "свобода" <3>. -------------------------------- <1> См.: Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2001. С. 2. <2> См.: Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 32. <3> Воеводин Л. Д. Система конституционных прав и свобод советских граждан // Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М., 1987. С. 12.

Глава 2 Конституции РФ, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает в себя 48 статей (с 17-й по 64-ю). Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Об этом говорится в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей граждан представлена в юридической литературе в соответствии с тремя сферами жизни и деятельности человека: область социально-экономической и культурной жизни; область общественно-политической и государственной жизни; область личной жизни и индивидуальной свободы <4>. Таким образом, права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, могут быть классифицированы, т. е. объединены в определенные группы: -------------------------------- <4> Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. С. 58; Златопольский Д. Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии. М., 1999. С. 148.

1) основные личные права и свободы; 2) основные общественно-политические права и свободы; 3) основные экономические, социальные и культурные права и свободы. В отдельную группу можно выделить основные права по защите других прав и свобод <5>. -------------------------------- <5> См.: Авакьян С. А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2007. С. 575.

Некоторые авторы называют вторую группу прав чисто политическими правами и свободами. На наш взгляд, такая формулировка не совсем точна. В исследованиях профессора С. А. Авакьяна можно найти этому подтверждение: "Наряду с отношениями государственно-политического властвования, - пишет он, - есть еще и отнюдь не всегда политизированная, а нередко и далекая от политики общественная жизнь, удовлетворяющая потребности и интересы многих людей и основывающаяся в принципе на тех же правах и свободах. На основе права на объединение можно участвовать в политическом движении и войти в общество филателистов. Поэтому правильнее говорить не о политических, а об общественно-политических, или публично-политических правах и свободах" <6>. -------------------------------- <6> Авакьян С. А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2007. С. 575.

Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их последовательном расположении. Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности. В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности: сначала указаны личные, затем общественно-политические, а за ними экономические, социальные и культурные права и свободы. Подобная последовательность присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. <7>, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г. <8>. -------------------------------- <7> Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РСФСР. 1991. N 52. <8> Российская газета. 1993. 25 декабря.

Право на объединение относится к основным общественно-политическим правам. Право на объединение - основа организованности людей, в результате которой возникает их общность. В Российской Федерации право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции. В ст. 30 Конституции РФ говорится: 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. По мнению С. А. Боголюбова, "предусмотренное ст. 30 Конституции России право означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям". "Указанное право граждан, - продолжает автор, - является проявлением фундаментального конституционного положения о свободе мысли и слова, гарантией права на свободу и личную неприкосновенность, общепризнанным мировым сообществом" <9>. -------------------------------- <9> Боголюбов С. Комментарий к Федеральному закону "Об общественных объединениях" // Государство и право. 1998. N 6.

Порядок реализации конституционного права на объединение в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г., в редакции текущих изменений и дополнений. Деятельность отдельных видов общественных объединений наряду с Федеральным законом "Об общественных объединениях" регулируется специальными законами, например Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., в редакции текущих изменений и дополнений; Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г., в редакции текущих изменений и дополнений; Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., в редакции текущих изменений и дополнений; Федеральным законом "О политических партиях" от 11 июля 2001 г., в редакции текущих изменений и дополнений, и др. К первостепенным международным актам, устанавливающим основы правового статуса общественных объединений, относятся Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Конвенция МОТ "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" от 9 июня 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению ОБСЕ от 29 июня 1990 г., Парижская хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г., Венская декларация и Программа действий от 25 июня 1993 г. и другие. В соответствии с действующим законодательством право на объединение включает в себя: право на добровольной основе создавать общественные объединения; право вступать (или не вступать) в уже существующие общественные объединения; право свободного выхода из общественных объединений. Право на объединение наряду с другими основными правами имеет огромное социально-политическое, а также юридическое значение и занимает важное место в человеческой деятельности при реализации жизненных целей. Об этом свидетельствует даже то обстоятельство, что среди терминов, используемых в Конституции РФ, слово "объединение" в первых двух главах встречается 10 раз (ст. 13 - 2; ст. 14 - 1; ст. 15 - 1; ст. 19 - 1; ст. 30 - 3; ст. 36 - 1; ст. 46 - 1) <10>. Это весьма примечательный факт, т. к. "возрастающее значение личности не может не сказаться на юридическом положении создаваемых ею союзов и учреждений. В них индивидуальная личность находит себе естественное продолжение и восполнение" <11>. -------------------------------- <10> В. З. Гущин, однако, считает, что указанное слово встречается в первых двух главах 9 раз. См.: Гущин В. З. Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав граждан на объединение. М., 1998. С. 7. <11> Покровский Н. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 144.

В конституциях отдельных стран наряду с общим провозглашением права на объединение определяются основы статуса отдельных видов объединений - политических партий (ст. 21 Основного Закона Германии, ст. 4 Конституции Франции, ст. 20 Конституции Македонии и др.), профсоюзов (ст. 39 Конституции Италии, ст. 23 Конституции Греции, ст. 43 Конституции Хорватии и др.), предпринимательских союзов (ст. 7, 37 Конституции Испании, параграф 4 Конституции Венгрии и др.). Изучение конституций стран, возникших на территории СССР, показывает, что в этих государствах признается и закрепляется право на объединение. В соответствии со ст. 36 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на свободу объединений. По Конституции Туркменистана (ст. 28) граждане вправе создавать политические партии и иные общественные объединения, действующие в рамках Конституции и законов, а ст. 34 Конституции Республики Узбекистан устанавливает, что граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях. Конституция Республики Казахстан в ст. 23 закрепляет право граждан Республики создавать общественные объединения на основе гражданского волеизъявления и общности интересов для реализации своих прав и свобод. В ст. 35 Конституции Литовской Республики говорится, что гражданам гарантируется право на свободное объединение в общества, политические партии или ассоциации, если их цели и деятельность не противоречат Конституции и законам. Статья 25 Конституции Республики Армения устанавливает право каждого на образование с другими лицами объединений, в том числе создание профессиональных союзов и вступление в них. По действующей ст. 26 Конституции Республики Грузия все имеют право создавать общественные организации, в том числе профессиональные союзы, и объединяться. В Конституции Эстонской Республики нет четкой нормы о праве на свободу ассоциации, а ст. 48 сформулирована таким образом: "Каждый имеет право вступать в некоммерческие общества и союзы. В партиях могут состоять только граждане Эстонии" <12>. -------------------------------- <12> См.: Конституции 16 стран мира: Сб. конституций стран - членов СНГ, Балтии и ряда других государств мира / Сост. Ж. Баишев, К. Шакиров. Алматы, 1995. С. 534.

Своеобразную формулировку конституционных гарантий права на объединения имеет Конституция Украины. Согласно ст. 36 украинской Конституции только граждане Украины имеют право на свободу объединений в политические партии и общественные объединения. Из данной формулировки следует, что иностранные граждане и лица без гражданства права на объединение по Конституции Украины не имеют. Еще более ограниченную формулировку имеет Конституция Молдовы, которая в ст. 41 устанавливает, что граждане могут объединятся в партии и другие общественно-политические организации <13>. На наш взгляд, в такой формулировке проявляется резкое ограничение форм реализации права на объединение не только по принципу гражданства, но и по целям деятельности. -------------------------------- <13> Там же. С. 226.

В бывших советских республиках установлены некоторые ограничения права на объединение для отдельных категорий граждан. Статья 36 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Контрольной палаты Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. По ст. 102 Президент Республики Беларусь приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий. Согласно ст. 5 Конституции Республики Казахстан, не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий. В соответствии со ст. 23 Конституции Республики Казахстан военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Такое же положение зафиксировано в ст. 43 Конституции Кыргызской Республики. Статья 103 Конституции Туркменистана определяет, что судьи на период своих полномочий не могут состоять в политических партиях, общественных объединениях, преследующих политические цели, а в соответствии со ст. 120 Конституции Узбекистана прокуроры на период своих полномочий приостанавливают членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели <14>. -------------------------------- <14> Там же. С. 501.

Конституционно-правовым регулированием охватываются принципы взаимоотношений государства и общественных объединений. Общие условия взаимодействия государства и общественных объединений в Российской Федерации предусмотрены ст. 17 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. "Об общественных объединениях". Конституция Республики Казахстан прямо запрещает слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий, а также не допускает незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и, наоборот, возложение на общественные объединения функций государственных органов, а также государственное финансирование общественных объединений. В соответствии со ст. 58 Конституции Республики Узбекистан государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается. Многие Конституции особо подчеркивают требование законности в создании и деятельности общественных объединений. Конституция Российской Федерации и ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусматривают, что в России запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни <15>. Согласно ст. 5 Конституции Республики Беларусь, запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан запрещается создание и деятельность общественных объединений, провозглашающих или на практике реализующих расовую, национальную, социальную, религиозную нетерпимость, сословную исключительность, призывающих к насильственному изменению конституционного строя, посягающих на территориальную целостность Республики. На территории Республики Казахстан запрещается создание не предусмотренных законодательством Республики военизированных формирований, а также тайных обществ и объединений. Созвучные положения закреплены в Конституции Республики Узбекистан (ст. 42), в Конституции Туркменистана (ст. 28) и Эстонской Республики (ст. 48) <16>. -------------------------------- <15> См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. <16> См.: Конституции 16 стран мира: Сб. конституций стран - членов СНГ, Балтии и ряда других государств мира. С. 487 - 521.

Некоторые конституции закрепляют такой важный элемент статуса общественных объединений, как добровольность. В частности, о том, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, указывается лишь в Конституции России (ст. 30), Конституции Республики Армения (ст. 27), Конституции Литовской Республики (ст. 35) и в Конституции Кыргызской Республики (ст. 8). На конституционном уровне в некоторых государствах также закреплен принцип идеологического многообразия и многопартийности. Это является особенностью конституций стран СНГ и объясняется, очевидно, существованием в прошлом одной партии. Например, Конституция Российской Федерации устанавливает, что в РФ признаются идеологическое многообразие и многопартийность. Согласно ст. 4 Конституции Республики Беларусь, демократия в государстве осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан обеспечение равных правовых возможностей для общественных объединений, действующих в рамках Конституции и законов республики, отнесено к основам конституционного строя, равно как и запрет на установление идеологии общественных объединений в качестве государственной <17>. -------------------------------- <17> Там же. С. 104, 354.

В некоторых конституциях закреплена судебная защита права на деятельность объединений. Такая норма содержится в конституциях Узбекистана (ст. 48) и Эстонии (ст. 52). В Конституции России нет отдельной нормы о возможности судебной защиты для общественных объединений, однако на конституционном уровне такие права предоставлены общественным объединениям Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., в редакции текущих изменений и дополнений. Согласно законодательству Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства - в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ <18>. При этом согласно ст. 96 названного Закона правом на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают объединения граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Рассматривая такие дела, Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. -------------------------------- <18> См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Российская газета. N 138 - 139. 1994. 23 июля.

Наряду с установлением права на судебную защиту на конституционном уровне может быть закреплена ответственность общественных объединений за незаконные действия. Так, по ст. 40 Конституции Республики Казахстан любые решения и действия общественных объединений, ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 44 Конституции Узбекистана каждому гарантируется право обжалования в суд незаконных действий общественных объединений. Как доказывает анализ конституционного законодательства, право на объединение - одно из основных общественно-политических прав личности, цель которого - обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также юридически установить создание разного рода общественных объединений. Право на объединение "является одним из важнейших элементов гражданского общества, создающих реальные условия для решения многих общественных проблем без вмешательства государственной власти" <19>. -------------------------------- <19> Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России: В 3 т. Т. 1. М., 2001. С. 487.

На наш взгляд, система общественно-политических прав и свобод состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Вторая группа прав и свобод состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Осуществление общественно-политических прав и свобод влечет за собой два важных последствия. Во-первых, их осуществление неотделимо от исполнения гражданами своих конституционных обязанностей. Во-вторых, пользование ими раскрывает в личности творческие начала, содействует всестороннему ее развитию, в особенности росту политической культуры, выработке широкого общественного кругозора, самостоятельности и активности <20>. -------------------------------- <20> Златопольский Д. Л. Политические свободы в социалистическом государстве и личность // Социалистическая законность. 1980. N 9. С. 21.

Некоторые авторы, в частности Е. И Козлова и О. Е. Кутафин, основное отличие политических прав и свобод от личных прав и свобод видят в том, что если личные права и свободы принадлежат каждому человеку, независимо от обладания гражданства Российской Федерации, то "политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства" <21>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (издание третье, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <21> Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С. 223.

Ранее действовавшее отечественное законодательство наделяло правом на объединение только граждан России. Очевидно, по этой причине многие авторы до сих пор в своих работах говорят не о праве каждого на объединение, а о правах только граждан на объединение. Такая позиция, на наш взгляд, не совсем верна. Например, право на объединение по своему содержанию предусматривает возможность реализовать его гражданам не только России, но и иностранным и лицам без гражданства, законно находящимся на территории РФ. Все они обладают правом вступать в объединения, создавать их. Об этом говорит термин "каждый", употребляемый в ст. 30 Конституции. Согласно ст. 1 ФЗ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. <22> "иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами РФ в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ". В ст. 27 названного Закона также подчеркивается, что осуществление прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами РФ. В связи с этим представляется более правильным говорить о том, что в отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, многие права и свободы принадлежат только гражданам государства. -------------------------------- <22> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Ю. А. Дмитриев и К. К. Токмаков делают вывод о том, что право на объединение имеет политический характер, что это важнейший институт государственного права <23>. С таким выводом можно и нужно согласиться лишь в части признания важности и значимости права на объединение, если создаются политические партии или политические движения. С тем, что право на объединение носит лишь политический характер, согласиться в полной мере нельзя по следующим основаниям: право на объединение предусматривает создание не только политических партий и иных массовых общественных объединений, преследующих политические цели, но и других общественных объединений, создаваемых для защиты не столько политических, сколько социальных и экономических интересов их членов (общественные объединения потребителей, профсоюзные организации и т. д.). Подтверждением сказанного является и определение права на объединение, данное в Энциклопедическом юридическом словаре: "Право на объединение - одно из основных прав человека и гражданина и одно из политических прав граждан, если речь идет об объединениях политического характера (партиях, политических движениях и т. п.)" <24>. -------------------------------- <23> Дмитриев Ю. А., Токмаков К. К. Россия: становление многопартийности. М., 1992. С. 38. <24> Энциклопедический юридический словарь / Под ред. В. Л. Алтухов. М., 1999. С. 243.

Ряд авторов, анализируя содержание ст. 30 Конституции РФ, традиционно пишут о праве на создание и возможности создания только общественных объединений <25>. Исходя же из смысла содержания данной статьи, гласящей, что "каждый имеет право на объединение... никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем", можно сделать вывод, что она регулирует право на создание и вступление в любое объединение, а не только в общественное. Такой вывод обосновывается тем, что в названном тексте нет указаний на общественный характер объединения и не называются другие объединения: коммерческие, производственные и иные. -------------------------------- <25> Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное право РФ. М., 1995. С. 81; Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право РФ. М., 1996. С. 45.

В ранее действовавшей Конституции РСФСР и Конституции бывшего СССР указывалось, что граждане имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. И не случайно в науке конституционного права большинством авторов право каждого на объединение рассматривалось и рассматривается как право на создание общественных, т. е. негосударственных, объединений. Право на объединение тесно связано с рядом различных конституционных прав и свобод. Например, объединения нередко действуют через собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, которые выступают в качестве мероприятий организационного (коллективного) волеобразования. Общественным объединениям предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В частности, за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, направлять и вносить предложения в органы власти, защищать интересы членов своих организаций в суде. Большое значение имеют действия общественно-политических объединений в предвыборной и выборной кампаниях. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме может реализовываться через объединения граждан, обладающие самостоятельным, только им присущим статусом политического общественного объединения. Главной задачей такого объединения является участие в политическом волеобразовании граждан во время выборов <26>. -------------------------------- <26> См.: Зотова З. М. Партии России: испытание выборами. М., 1994. С. 57; Заславский С. Е. Власть и политические партии в режиме выборов: становление института партийного представительства. Политико-юридический аспект. М., 1994. N 4. С. 74 - 76; Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 45.

Право на объединение связано со свободой массовой информации, свободой мысли и слова. Наличие этих прав является непременным условием реализации права на объединение. Право на объединение связано с понятием правового государства. Эта категория является действенным механизмом соблюдения прав человека на подлинную свободу объединения, становления многопартийной системы. Как отмечает К. К. Токмаков, "развитие такой системы является необходимым элементом демократического развития и одним из условий построения правового государства" <27>. Применение принципов правового государства при реализации права на объединение позволяет как предупреждать и пресекать неправомерные действия в деятельности объединений, так и не допускать произвольного, "необоснованного вмешательства государственных органов в ту деятельность, которая осуществляется общественным объединением строго в рамках закона" <28>. -------------------------------- <27> Токмаков К. К. Право граждан на объединение в политические партии в условиях правового государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 3. <28> Черемных Г. Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция. 1996. N 4. С. 40.

Право на объединение связано с принципом идеологического и политического плюрализма, который отражен в ст. 13 Конституции РФ. "Многообразие взглядов, теорий, убеждений и поступков рождает многообразие идеологий, под которыми понимаются системы философских, политических и религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общества" <29>. Наличие многообразных общественных объединений позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Политический плюрализм означает свободу политических мнений и политической деятельности, осуществляемых в рамках Конституции. Принцип идеологического и политического плюрализма не только исключает наличие в государстве обязательной идеологии и монополию на осуществление политической власти какой-либо одной организации, но и способствует осуществлению народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, обеспечивает легальность существования конституционной политической оппозиции <30>. С. А. Авакьян в книге "Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы" отмечает: "В основе политического плюрализма - несколько основных прав. Прежде всего никакой плюрализм невозможен без свободы выражения мнений. Как бы ни провозглашался плюрализм, если люди не хотят или боятся высказываться, все сведется к декларациям. Плюрализм возможен лишь тогда, когда существуют организационные формы сближения людей, имеющих одинаковые интересы и взгляды" <31>. -------------------------------- <29> Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России: В 3 т. Т. 1. М., 2001. С. 336. <30> Дарков А. А. К вопросу о понятии общественного объединения // Юрист. 1999. N 5-6. С. 17. <31> Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 68.

В результате научного анализа национальных конституций выявлено, что закрепленное в них право на объединение не всегда раскрывается в объеме, адекватном роли общественных объединений в системе гражданского общества правового государства. Однако, несмотря на некоторые недоработки, можно констатировать, что конституционные нормы основываются при определении статуса общественных объединений прежде всего на международно признанном праве каждого индивида на свободу ассоциации, не ограничивая это право никакими условиями, за исключением тех, которые необходимы в демократическом обществе в интересах обеспечения общественного порядка, безопасности, прав и свобод других граждан.

Название документа