Рецепция как форма взаимодействия международного права и конституционного права Российской Федерации
(Ердомаев Г. Г.) ("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 15) Текст документаРЕЦЕПЦИЯ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Г. ЕРДОМАЕВ
Ердомаев Г. Г., аспирант кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Статья представляет собой комплексное исследование рецепции международного права в конституционном праве РФ. Подробно рассматривается история рецепции права в российской правовой системе, дается определение рецепции права как формы взаимодействия нормативных систем, ее функции, устанавливается связь международного права и источников российского конституционного права.
The article represents a comprehensive analysis in the field of reception of international law of the Russian Federation. The subjects covered in the article are: the history of reception of law in the legal system of Russia, definition and functions of reception of law as the form of interaction of various regulative systems. The article also establishes the relation between international law and the legal sources of Russian constitutional law <*>. -------------------------------- <*> Erdomaev G. G. Reception as a form of interaction of international and constitutional law of the Russian Federation.
Значительная часть государств мира в процессе развития своей правовой системы раньше или позже прибегает к использованию рецепции как способа ее развития и обогащения. В Древней Греции и Древнем Риме, в государствах Древнего Востока активно заимствовали и применяли наиболее проработанные для своего времени правовые институты и нормы права <1>; во многом путем рецепции римского права происходило становление правовых систем государств средневековой Европы <2>. Правовая система России также все время активно модернизировалась и развивалась под влиянием более развитых нормативных систем. Так, после принятия христианской религии в Киевской Руси в русское право активно проникают нормы греко-римского законодательства (Эклоги <3>, Прохирона, Судебника Константина и т. д.). Однако в те времена традиционность и устойчивость правовой системы русского общества привели к тому, что заимствование осуществлялось механически, без глубокой переработки реципируемых актов и норм, зачастую заимствовалась только юридическая техника <4>, а не теория. Тем не менее определенное влияние византийское (а также литовское) право оказало и на Судебник 1497 г., и на Соборное уложение 1649 г. Например, структура Уложения напоминает систему Кодекса Юстиниана - сначала идут нормы, касающиеся вопросов вероисповедания, затем нормы государственного права далее процессуальные нормы, завершаясь нормами уголовного права. -------------------------------- <1> См., напр.: Пахман С. В. История кодификации гражданского права. Т. 1, 2. СПб., 1876. С. 64; Кычанов Е. Н. Основы средневекового китайского права. М., 1986. С. 247; Нерсесянц В. С., Муровцев Г. И., Мальцев Г. В. и др. Право и культура. М., 2002. С. 101 - 113. <2> См., напр.: Виноградов П. Г. Римское право в средневековой Европе. М., 1898. С. 61; Иеринг П. Значение римского права для Нового мира. СПб., 1875. С. 4. <3> Милов Л. В. Византийская эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции) // Древнее право. IVS ANTQVVM. 1998. N 1(3). С. 113. <4> Сологубова Е. В. Влияние римского права на российское гражданское процессуальное законодательство // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1997. N 2. С. 29 - 30.
Во времена царствования Петра I в России начинается новая рецепция иностранного права. Масштабы заимствования из шведского, французского, немецкого и датского права поражали современников <5>. Активно проводились работы по кодификации законодательства, право было разделено на отрасли по западному образцу, в большом количестве появились новые, ранее неизвестные правовые институты и нормы. Письменным нормативно-правовым актам стало отдаваться явное предпочтение перед источниками обычного права, каузальные предписания практически повсеместно стали заменяться абстрактно-общими, а архаичные ритуалы - формализованными процедурами <6>. Как указывал дореволюционный историк права Ф. Леонтович, "русское законодательство с Петра Великого действительно подчиняется влиянию законодательств западноевропейских - черта, до известной степени отличающая новое русское законодательство от древнего, допетровского" <7>. Однако с учетом значительного предыдущего отставания российской государственно-правовой традиции от европейской столь масштабная рецепция не могла не привести к определенным негативным последствиям для государственно-правового строительства. "Внешне привлекательные заимствования ломали естественный ход жизни Русского государства и права, выступая тормозом самостоятельного развития России" <8>. -------------------------------- <5> Белобородова И. П. Этноним "немец" в России: культурно-политический аспект // Общественные науки и современность. 2000. N 2. С. 98 - 102. <6> Исаев И. А. История России: Правовые традиции. М., 1995. С. 72 - 152. <7> Леонтович Ф. История русского права. Вып. 1. Одесса, 1869. С. 11. <8> Синюков В. Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 114.
Следующей формой рецепции было заимствование после революции 1917 г. идей и принципов социалистического строительства, которое, следует подчеркнуть особо, осуществлялось без заимствования собственно правовых норм, на уровне рецепции догмы. В этот период вырабатывается следующее определение рецепции права: "Это заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую историческую эпоху. В отличие от насильственного привнесения чужеземного права (в результате войн или колониальных захватов) рецепция права представляет собой восприятие более развитых правовых форм в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социально-экономические условия которых сходны" <9>. Следует отметить, что очередная Конституция СССР была принята в 1977 г. именно после активного участия Советского Союза в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. в Хельсинки. -------------------------------- <9> Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1975. С. 67.
Рецепция права выполняет разные функции. Наиболее важной, основополагающей является функция субсидиарного правообразования, поскольку к рецепции прибегают, как правило, в тех случаях, когда пробелы в регулировании общественных отношений в той или иной области слишком велики и обширны и регулирование которых при помощи имеющихся правовых средств представляется затруднительным, если вообще возможным. В науке обоснованно отмечается, что международное право, а также другие международные нормативные конструкции, выдвигающиеся сегодня на первый план в системе ценностей мирового сообщества, являются необходимым инструментом поддержания порядка в сложной системе международных отношений <10>. Поэтому функция субсидиарного правообразования направлена на заимствование существующих в международной нормативной системе правовых норм и институтов, доказавших в ходе многолетней практики свою эффективность и незаменимость. -------------------------------- <10> Лукашук И. И. Глобализация и международное право // Международное право. 2001. Специальный выпуск. С. 25.
Можно выделить также интеграционную функцию рецепции. Сейчас, когда экономические системы всех государств планеты тесно переплетаются и политическое устройство их также все более и более унифицируется, дело осталось только за гармонизацией правовых систем (некоторые ученые еще определяют этот процесс как "правовую конвергенцию" <11>, которую понимают как "интеграцию достоинств и позитивных разработок различных правовых систем"), что является особенно актуальным в современных условиях глобализации. -------------------------------- <11> Маркова-Мурашова С. А. Существование и взаимодействие правовых систем современности в условиях правовой конвергенции // Юрист-Правоведъ. 2005. N 1. С. 21, 22.
Не менее важной является историческая функция рецепции права. Применительно к рецепции римского права или другим известным в истории масштабным правовым заимствованиям она означает возможность сохранить и передать правовой опыт как другим государствам, так и другим поколениям. Применительно же к рецепции международного права историческая функция означает возможность для государств пользоваться апробированными и доказавшими свою эффективность правовыми средствами. Следующий вопрос, который необходимо осветить в рамках данной статьи, - это вопрос о видах рецепции права. На настоящее время в науке выделяют следующие виды рецепции права <12>: полная (или системная) рецепция (субъект рецепции заимствует широкие правовые массивы, зачастую с полным вытеснением своей правовой системы; подобные процессы имели место в ходе колонизации стран Африки и Азии <13> и в России никогда не имели места) и частичная рецепция (при которой происходит модернизация национальной правовой системы с заимствованием наиболее проработанных правовых институтов и норм). Другим критерием для классификации можно выделить признак добровольности или принудительности рецепции. Так, при создании Гражданского кодекса Аргентины его создатели руководствовались нормами кодекса Наполеона и комментариями к нему <14>; гражданское законодательство Японии создавалось под влиянием Германского гражданского уложения, а гражданское законодательство Турецкой республики - под влиянием швейцарского Гражданского кодекса. Напротив, после поражения во Второй мировой войне в Конституцию Японии 1947 г. под явным воздействием США и Великобритании были включены положения, характерные для системы общего права, такие, как "нерушимость и вечность основных прав граждан", построение парламента по британскому образцу и т. д. -------------------------------- <12> Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000. С. 191. <13> См.: Проблемы общей теории права и государства. М., 1999. С. 296. <14> Ткаченко С. В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции права. Самара, 2007. С. 13.
Прежде чем перейти к конкретным примерам рецепции международного права в правовой системе России, необходимо определиться с самим понятием правовой системы. Ни в науке, ни в практике российского конституционного права нет четкого, однозначного определения понятия "правовая система", более того, зачастую понятие "правовая система" употребляется в разных значениях. Так, например, В. К. Бабаев рассматривает правовую систему как совокупность юридической науки, права и выражающего его законодательства, правовых отношений, юридической практики и юридической техники <15>. Ю. А. Тихомиров считает, что в правовую систему включаются следующие компоненты: "а) правопонимание - правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории и концепции; б) правотворчество как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов; в) правовой массив - структурно оформленную совокупность официально принятых и взаимосвязанных правовых актов; г) правоприменение - способы реализации правовых актов и обеспечения законности" <16>. Однако наиболее приемлемой представляется точка зрения Г. В. Мальцева, согласно которой правовая система состоит из "трех китов" - правовая норма, правоотношение и правовая идея <17>. Соответственно этой идее мы считаем, что рецепция в российской правовой системе осуществляется на всех трех указанных уровнях - рецепция правовых норм (о которой подробно далее), рецепция правоотношений (особенно отчетливо этот процесс заметен на примере российского избирательного права и приведения его в соответствие с международными и европейскими стандартами) и рецепция правовых идей и правосознания (на примере прав заимствования идеи прав человека или общепризнанных принципов международного права). -------------------------------- <15> Общая теория права / Под общ. ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 85. <16> Тихомиров Ю. А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. N 8. С. 6. <17> Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С. 10.
Закрепление в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации включаются в ее правовую систему в качестве составной части, стало одной из наиболее заметных новелл Конституции Российской Федерации. В соответствии с этим положением только в Конституции можно отметить следующие примеры реципированных из международного права норм. Так, принцип суверенного равенства государств закреплен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит, что "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов". Более развернутое определение он получил в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, от 24 октября 1970 г., в которой указано, что принцип суверенного равенства государств включает в себя положение о юридическом равенстве государств. В российской же Конституции это положение нашло отражение еще в преамбуле: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, утверждая права и свободы человека... исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов... принимаем Конституцию Российской Федерации". В ч. 2 ст. 4 указывается, что "Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации", этому же положению вторит ч. 2 ст. 15: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Но главное утверждение содержится в ч. 1 ст. 15: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Право народов на самоопределение закреплено в п. 2 ст. 1 Устава ООН, а также в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. <18>. В Конституции РФ это нашло свое отражение в преамбуле, где указано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов... принимаем Конституцию Российской Федерации". Далее, в ч. 1 ст. 3 установлено, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является весь ее многонациональный народ". Эта позиция была подтверждена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П, в котором говорится, что "конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение" <19>. При этом Конституция не оставляет без внимания вопросы внутреннего самоопределения народов Российской Федерации. В ч. 3 ст. 5 указывается: "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации". Считаем обоснованным, что народы и нации, проживающие в России, имеют право на внутреннее самоопределение, без нарушения территориальной целостности государства и его политического единства. -------------------------------- <18> См.: Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова. М., 1982. С. 1. <19> Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3424.
Принцип pacta sunt servanda есть краеугольный камень современного международного права. Помимо Устава ООН, Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., он содержится и в ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться" <20>. В российской Конституции этому положению соответствует уже упоминавшаяся ч. 4 ст. 15, а также ч. 2 ст. 125, где указано, что Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации только не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. -------------------------------- <20> Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст. 772.
Отдельно следует остановиться на закреплении правового статуса человека и гражданина, которое происходило не только на уровне заимствования норм, но и путем заимствования правовых идей. Именно под влиянием международного права (помимо уже упоминавшихся актов, это Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г., Международная конвенция по ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Декларация ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г., и множество других международных правовых актов) в российскую Конституцию (впервые в истории) включено положение: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства" (ст. 2). Как уже отмечалось, в Конституции этот процесс носит характер приведения в соответствие с международно-правовыми стандартами. Так, даже порядок расположения норм о правах человека в Конституции РФ соответствует международным стандартам - ч. 3 ст. 19, ст. 20, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ст. 27 - 33 располагаются в той же последовательности, что и нормы ст. 6, 7, 9, 12, 18, 19, 20, 21, 22, 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Название документа