Экономико-правовое обеспечение развития энергетики в Таджикистане
(Исмаилов Ш. М.) ("Энергетическое право", 2009, N 2) Текст документаЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ
Ш. М. ИСМАИЛОВ
Исмаилов Ш. М., заведующий кафедрой экономического права Института экономики Таджикистана, профессор, доктор юридических наук.
Как известно, с начала XX в. энергетика стала двигателем научно-технического прогресса и предпосылкой ускоренного экономического развития каждой страны. Так, основным источником экономического развития отдельных постсоветских стран с богатыми запасами недр (России, Казахстана, Туркменистана и пр.) в настоящее время являются высокие мировые цены на нефть и природный газ. Это позволяет указанным странам наряду с проведением затратных экономических и социальных реформ сохранять высокие темпы экономического роста, вкладывать значительные государственные средства в науку, технику, инфраструктуру, развитие человеческого капитала, снижение социальной напряженности. В связи с этим в условиях сокращения запасов природных ресурсов открытая борьба между передовыми мировыми странами за обладание стратегической сырьевой базой и запасами энергии будет усиливаться. В сегодняшнем мире глобальный приоритет для передовых стран приобретает обладание запасами нефти и газа. Никакое иное сырье сегодня не становится таким объектом конкурентной борьбы, как нефть. В соответствии с исследованиями специалистов, в начале III тысячелетия в общем объеме потребления энергии доля ее отдельных видов составляет: 39,5% - нефть, 24,3% - уголь, 22,1% - природный газ, 6,9% - гидроэлектроэнергия и 6,3% - атомная энергия <1>. -------------------------------- <1> Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. С. 105.
Вместе с тем наряду с повышением мирового спроса на нефть растут (пусть меньшими темпами) потребности во всех иных видах энергоресурсов, в том числе возобновляемых энергоресурсов. В Центральной Азии, где в экономике стран региона серьезное место занимает сельское хозяйство, основанное на поливном земледелии, для отдельных стран с ограниченными запасами нефтяных и газовых ресурсов в качестве основного источника энергии может применяться энергия водных потоков горных рек. При этом, с одной стороны, использование энергии горных рек позволяет получить достаточно дешевую возобновляемую гидроэлектроэнергию, с другой - осуществить накопление в водохранилищах громадных запасов воды, что позволит в летний период рационально использовать ее для полива сельхозугодий. В то время как в условиях развития современного энергетического кризиса отдельные государства считают возможным постановку вопроса о разделе нефтегазовых природных богатств на обширной территории российской Сибири, точно так же отдельные центральноазиатские государства для собственных мелиоративных целей предъявляют к Таджикистану свои требования на обладание водными ресурсами, зарождающимися на территории нашей страны. В случае серьезной постановки указанных вопросов они могут быть решены в рамках регионального сотрудничества на основе норм национального и международного права с учетом интересов каждой стороны. Основная часть водных ресурсов региона Центральной Азии (53%) формируется в Таджикистане. Общие потенциальные запасы гидроэнергоресурсов страны составляют 527 млрд. кВт. ч в год, в том числе технически пригодные для освоения - 220 млрд. кВт. ч в год, причем современный уровень производства электроэнергии составляет всего 6,5% от технически пригодного гидроэнергетического потенциала. Суммарные энергоресурсы страны оцениваются в размере 1033 млн. тонн условного топлива, причем только менее 1% из них составляют разведанные запасы нефти, газа и конденсата. Увеличение добычи нефти и газа требует значительных затрат, связанных с применением новых технологий, сложными горно-геологическими условиями и глубиной залегания более 5 - 7 км. Прогнозные запасы углей в настоящее время оцениваются в 4 - 5 млрд. тонн, из которых ежегодно добывается незначительная часть, однако многие угольные месторождения расположены в труднодоступных высокогорных районах <2>. -------------------------------- <2> Концепция развития отраслей топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан на период 2003 - 2015 годов. Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 августа 2002 г. N 318.
Для Таджикистана, не обладающего серьезными запасами нефтяных и газовых ресурсов, но имеющего крупные запасы угля, а также имеющего очень большие запасы гидроэнергетических ресурсов, развитие гидроэнергетики представляет собой не только предпосылку ускоренного развития этой важной отрасли. Более активное использование гидроэнергетических ресурсов горных рек страны способно стать катализатором для развития малого и среднего производственного предпринимательства, стимулировать производство на действующих и создание новых промышленных предприятий, поддержать рост производства в аграрном секторе, а также стать серьезным предметом экспорта и источником поступления валютных средств. Реализация Стратегии развития энергетики Таджикистана на период до 2025 г. позволит <3>: -------------------------------- <3> Рахмон Эмомали. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Том 7. Душанбе: Ирфон, 2007. С. 6 - 8.
Первое: выработать сверх потребности населения страны более 50 млрд. кВт. ч дешевой и экологически чистой гидроэлектроэнергии и обеспечить потребности населения других стран Центральной Азии, включая Афганистан и Пакистан, в электроэнергии. Второе: освоить для сельскохозяйственных целей свыше двух миллионов гектаров новых земель и улучшить мелиоративное состояние миллионов гектаров пахотных земель. Это в условиях ускоренного роста численности населения стран Центральной Азии и Афганистана имеет не только экономическое, но и социальное значение. Третье: обеспечить разумное регулирование стока бесценных для региона водных ресурсов, что соответствует целям каждой страны региона. Четвертое: начать освоение богатых и стратегически ценных запасов полезных ископаемых в Таджикистане и Афганистане (в первую очередь меди, антрацита, урана и др.), что позволит коренным образом преобразовать горнодобывающую и перерабатывающую промышленность. В этих условиях только наша страна сможет довести выработку высококачественного алюминия с сегодняшних 400 тыс. тонн в год до 1,5 - 2 млн. тонн. Пятое: резко улучшится экологическое состояние стран Центральной Азии. Следует отметить, что указанная стратегия будет способствовать ускоренному росту почти всех отраслей экономики, и предусматриваемые к строительству объекты будут высокодоходными, что позволит в короткие сроки возместить затраченные средства. Целенаправленная реализация указанной стратегии и строительство Сангтудинской ГЭС-1, начало строительства Сангтудинской ГЭС-2, введение в строй новых малых ГЭС, строительство ЛЭП "Юг - Север", перевод крупных потребителей природного газа на потребление угля и пр. позволят уже к 2009 г. в целом обеспечить зимние потребности страны в электроэнергии, исключить ее лимитирование в осенне-зимний период, создать условия для круглогодичного промышленного производства в Таджикистане. Это, несомненно, оздоровит экономическое развитие страны, укрепит производственный потенциал предприятий и позволит создать дополнительные промышленные рабочие места, снимет энергетические ограничения для развития предпринимательства, что, в свою очередь, сократит необходимость во внешней трудовой миграции, улучшит основы реализуемой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Сегодня Правительством страны ставится вопрос о возобновлении строительства за счет внутренних и привлеченных ресурсов Рогунской ГЭС, способной в перспективе не только полностью обеспечить потребности страны в электроэнергии, но и стать основным источником поступления валютной выручки. Строительство этой ГЭС позволит также изучить возможности для поэтапной электрификации имеющихся в Таджикистане участков железной дороги, увеличения потребления электрической энергии в бытовых целях и пр. В Таджикистане в последнее десятилетие уделялось значительное внимание правовому регулированию отношений в области организации и функционирования энергетики. Так, в частности, были приняты законы, регулирующие различные сферы и проблемы топливно-энергетического комплекса страны: Законы "Об энергетике" (2000), "Об энергосбережении" (2002), "Об атомной энергии" (2004), Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан на период 2003 - 2015 годов (2002). Кроме того, отношения в энергетической сфере регулируются гражданским законодательством, Законами "О недрах" (1994), "О соглашениях о разделе продукции" (2007) и иным законодательством. Гражданский кодекс, определяя со своих позиций общие правоотношения в энергетике, как и в другой отрасли экономики, более детально регулирует только договорные правоотношения в области энергоснабжения. Вместе с тем правила указанных договорных отношений могут также применяться к поставке тепловой энергии, к снабжению через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродукцией, водой и другими товарами, если иное не установлено законодательством, договором или не вытекает из существа обязательства (ст. 579 ГК РТ). Однако Гражданский кодекс, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публично-правовые нормы по организации хозяйственной деятельности им, как правило, не охватываются <4>, поскольку "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством" <5>. -------------------------------- <4> Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В. В. Лаптева, С. С. Занковского. М.: Волтрес Клувер, 2006. С. 6. <5> Гражданский кодекс Республики Таджикистан. Часть 4 ст. 1. Душанбе: Конуният, 2000. С. 125.
Энергетическое законодательство Республики Таджикистан необходимо рассматривать в качестве комплексной отрасли законодательства, где предмет регулирования включает в себя элементы других отраслей права, в частности гражданского и предпринимательского (хозяйственного), регулирующих со своих позиций отдельные стороны правоотношений в области энергетики. Энергетическое законодательство включает в себя как частноправовые, так и публично-правовые начала. Это осложняет определение понятия энергетического права и его места в правовой системе. Исходя из наличия в законе об энергетике как публично-правового, так и частноправового начал, можно рассматривать энергетическое право как комплексную отрасль права третьего уровня (при этом гражданское право считается отраслью права первого уровня, предпринимательское право - комплексной отраслью права второго уровня с тенденцией возрастания в основную отрасль) <6>. -------------------------------- <6> Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е. П. Губина и П. Г. Лахно. М., 2003. С. 53; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: в 2 т. / Отв. ред. О. М. Олейник. М., 1999. Т. 1. С. 33.
Общеустанавливающие правоотношения в области энергетики определены Законом "Об энергетике". Законодательство Республики Таджикистан об энергетике основано на Конституции Республики Таджикистан и состоит из указанного Закона, других законов, а также международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан (ст. 3 Закона об энергетике). Целью этого Закона является правовое обеспечение государственной политики в области энергетики Республики Таджикистан на основе рыночных, институциональных и информационных механизмов в интересах обеспечения ее надежности и развития, а также защиты интересов потребителей энергии. В нем установлены правовые основы экономических отношений в сфере энергетики, определены полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, а также особенности регулирования энергетических предприятий (защита прав, инвестирование, финансирование, концессия). В соответствии со ст. 6 Закона Правительству вменена обязанность обеспечения ведущей роли государства в развитии энергетики Республики Таджикистан (публично-правовое начало), а также содействие участию частного сектора в топливно-энергетическом комплексе (частноправовое начало). Правовое регулирование топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в Законе об энергетике обусловливается не детализацией методов регулирования отношений, а только общей сферой регулирования - отношениями, связанными с организацией и функционированием ТЭК Таджикистана. Для условий Таджикистана большое значение имеет проведение энергосберегающих мероприятий, отношения которых регулируются специальным Законом об энергосбережении. В Таджикистане не существует производств по использованию или выработке атомной энергии (за исключением экспериментальных устройств и хранилищ отходов), однако для регулирования отношений в этой сфере принят специальный закон. Вместе с тем, учитывая экологическую безопасность населения, необходимо законодательно принять акты, регулирующие обращение радиоактивных отходов, деятельность в отношении хранилищ таких отходов и др. Стратегический план приватизации государственной собственности (2004) предусматривает регулирование деятельности основных энергетических объектов страны как крупных субъектов естественных монополий и сохранение их в государственной собственности. В республике завершается строительство первой очереди Сангтудинской ГЭС-1 (в соответствии с соглашениями с Россией от 2004 г.), начато строительство Сангтудинской ГЭС-2 (по соглашению с Ираном), изыскиваются средства для строительства Рогунской ГЭС (подписано новое соглашение с Россией), других малых и средних ГЭС. Концепцией развития отраслей ТЭК страны до 2015 г. (2002) предусматривается приоритетное развитие гидроэлектроэнергетики, покрытие дефицита электроэнергии в зимний период за счет перевода на уголь действующих ТЭЦ и крупных потребителей нефти и газа, расширенного использования альтернативных источников электроэнергии, импорта недостающих объемов электроэнергии, введения ограничений по использованию электроэнергии, строительство ЛЭП "Юг - Север" и ТЭЦ на севере республики. Совершенствование нормативно-правовой базы ориентируется на действующее законодательство, заключение двух - и многосторонних соглашений и договоров по различным направлениям энергетики. В целях стимулирования инвестиций в энергетику и строительство новых ГЭС Налоговым кодексом (ст. 343) предусмотрен большой перечень налоговых льгот заказчику и генподрядчику строительства ГЭС, а также по НДС и налогу с пользователей автодорог иным участникам строительства (поставщикам товаров, работ и услуг). Законодательство о недрах и соглашениях о разделе продукции позволяет, используя различные формы взаимоотношений между государством и инвесторами, наиболее оптимальным образом урегулировать правовые взаимоотношения между ними. Новое законодательство об инвестициях в Таджикистане гарантирует после вложения инвестиционных средств сохранение в течение 5 лет прежних условий инвестирования, однако невнесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс делает такие гарантии в определенной степени сомнительными. Сравнивая основы энергетического законодательства Таджикистана с российским, например, в отношении общности 10 основных принципов энергетического законодательства, можно отметить <7>: -------------------------------- <7> Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 113 - 132.
(1) Принцип гарантии обеспечения энергоснабжения, предусматривающий полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами, нашел свое отражение в первой цели государственного регулирования - надежном и качественном обеспечении растущих потребностей республики в энергетических ресурсах и продуктах, обеспечении энергетической безопасности страны (ст. 4 Закона "Об энергетике"). Гарантированное энергоснабжение предусматривается обеспечить за счет (1) комбинирования различных источников энергии, которая в условиях ограниченности электроэнергии проявляется в увеличении производства угля и переводе на него ТЭЦ, подписании соглашений с соседними странами о закупках газа, нефтепродуктов и электроэнергии и пр.; (2) строительства новых ГЭС, для чего Правительство создает условия для льготного инвестирования в Таджикистане (в соответствии со ст. 343 Налогового кодекса заказчики и генеральные подрядчики строительства ГЭС освобождены от большинства существующих налогов, а их поставщики освобождены от НДС и налога с пользователей автодорог), практически вся энергосистема Горно-Бадахшанской автономной области передана на длительную (25 лет) концессию с чрезвычайно льготными условиями; (3) заключение договоров с другими странами о транзите и поставке излишков таджикской электроэнергии в летний период (порядка 2,0 - 2,5 млрд. кВт. ч); (4) оказание содействия государственных органов в обеспечении потребности населения в энергетических ресурсах (угле, дровах). В перспективе правительство реализует меры по обеспечению энергетической безопасности. Здесь под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности не только самого ТЭК и потребителей энергоресурсов, но также экономики в целом от неблагоприятного развития событий. Как правильно отметили Ю. С Шемшученко. и П. Г. Лахно, правовое регулирование, направленное на поддержание необходимого уровня энергетической безопасности, должно сочетать публично - и частноправовые подходы, поскольку энергетическая безопасность может быть достигнута совместными усилиями государства и частного сектора <8>. -------------------------------- <8> Шемшученко Ю. С., Лахно П. Г. Энергетическое право России и Украины: сравнительно-правовой аспект // Предпринимательское право. 2006. С. 5.
(2) Принцип централизованного принятия решений по основным вопросам государственного регулирования отношений в области энергетики Таджикистана основан на ст. 5 Закона "Об энергетике", в соответствии с которым государственное регулирование осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования, налогообложения, кредитования, финансирования, осуществления инвестиционной, социальной и научно-технической политики, контроля за исполнением предприятиями ТЭК законодательства Республики Таджикистан. Одновременно в соответствии со ст. 6 указанного Закона Правительство обеспечивает ведущую роль государства в развитии энергетики Республики Таджикистан, для реализации энергетической политики, регулирования деятельности в сфере энергетики впервые создан центральный орган управления. (3) Принцип приоритетности энергетики в экономике страны заключается для Таджикистана, как указывалось, в том, что развитие этой отрасли экономики должно создать условия не только для развития других сфер производства, но и для повышения экспортного потенциала и увеличения притока валютной выручки за счет поставки излишков электроэнергии в соседние страны. Кроме того, развитие энергетики и обеспечение потребности населения в электроэнергии имеет громадное социальное значение. В связи с этим эта сфера рассматривается как важнейшая и приоритетная для развития предпринимательства, привлечения инвестиций и повышения уровня человеческого потенциала в рамках недавно принятой Стратегии снижения уровня бедности на 2007 - 2009 гг. (4) Принцип защиты и охраны окружающей среды основывается на второй основной цели государственного регулирования в энергетике в соответствии со ст. 4 Закона "Об энергетике" - обеспечении охраны окружающей среды, а также защите населения от вредного воздействия в результате деятельности в области энергетики. Строительство новых ГЭС может способствовать повышению уровня электрификации не только производственных процессов, но и бытовых условий. Для условий горных районов Таджикистана гарантированное электрообеспечение, широкое внедрение альтернативных источников энергии в домашних условиях (биогаз, ветро - и солнечной энергии), поддержка строительства мини-ГЭС снизят необходимость для населения рубки деревьев для отопительных целей, что, в свою очередь, снизит риски различного рода стихийных бедствий. Ориентация энергетики Таджикистана на выработку гидроэлектроэнергии - экологически чистого вида энергии, хотя и требующего значительных первоначальных инвестиций, однако быстро окупаемых, в условиях мирового потепления климата способна оказать незначительное отрицательное воздействие на чувствительную горную биосферу страны. Более того, регулирование стока рек способствует улучшению водообеспечения для поливного земледелия. Однако при строительстве крупных ГЭС возможно возникновение новых проблем экологического плана, в том числе связанных с повышением рисков землетрясений. С другой стороны, в Таджикистане нет специального закона, регулирующего вопросы экологической безопасности в энергетике, поскольку эти вопросы регулируются общим законодательством об охране окружающей среды. (5) Принцип предсказуемости государственной политики в области энергетики для Таджикистана основан на третьей цели госрегулирования в этой сфере (ст. 4 Закона "Об энергетике") и реализуется посредством создания необходимых условий для последовательного перехода энергетики к рыночным отношениям, привлечения в нее отечественных и иностранных инвестиций, предоставления энергетическим предприятиям экономической самостоятельности и обеспечения их развития на основе рыночной конкуренции. Одновременно Министерство энергетики, специально созданное в 2001 г. Правительством для регулирования в этой сфере (Указом Президента Республики Таджикистан от 30 ноября 2006 г. Министерство энергетики включено в состав нового Министерства энергетики и промышленности), в соответствии со ст. 7 Закона "Об энергетике" обязано разработать и реализовать программы по развитию ТЭК; по стандартизации, безопасности и защите потребителя, охране окружающей среды от отрицательного воздействия деятельности ТЭК; по энергосбережению. (6) Принцип энергосбережения является краеугольным камнем энергетической политики и ее правового регулирования. В качестве четвертой цели госрегулирования в сфере энергетики в соответствии со ст. 4 Закона "Об энергетике" определено повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса на основе внедрения передовых технологий, энергосбережения, снижения удельных затрат энергоресурсов в производстве национального валового продукта. При этом под энергосбережением понимается "рациональное использование и сокращение потерь при производстве, преобразовании, транспортировке и потреблении энергии" (ст. 3 указанного Закона). Целью Закона "Об энергосбережении" (ст. 1) является правовое обеспечение государственной политики в области энергосбережения Республики Таджикистан на основе сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов с помощью стимулирования научных разработок и внедрения энергоэффективных технологий и информационных механизмов, повышающих эффективность использования энергетических ресурсов. Энергосбережение является одним из приоритетных направлений государственной политики в области энергетики Республики Таджикистан. (7) Принцип адекватности цены на энергоносители с затратами на их производство и реализацию. Страна не имеет бюджетных средств для возмещения потерь энергопроизводителей, связанных с низкими тарифами на энергетические ресурсы. Кроме того, низкие тарифы на электроэнергию, приводящие к низкой рентабельности производства электроэнергии, являются непривлекательными для иностранных инвесторов. Возникают серьезные вопросы, от способов решения которых возможно сильное воздействие на экономическую и социальную сферы страны. Например, на кого должно лечь бремя повышения тарифов на электроэнергию: на производителя или потребителя? Насколько должны быть увеличены тарифы, чтобы стать привлекательными для инвесторов? Эти сложнейшие социально-экономические вопросы должны определяться государством, в том числе и в нормативных актах энергетического законодательства. В соответствии с соглашением с Азиатским банком развития к 2010 г. предусматривается повысить тарифы с нынешних 0,5 цента США за 1 кВт. ч вырабатываемой электроэнергии до 3,5 цента США за 1 кВт. ч (несмотря на то что в соответствии со ст. 15 Закона "Об энергетике" цены и тарифы на энергетические продукты и услуги устанавливаются свободные (договорные), в связи с тем что свыше 70% производимой в стране электроэнергии основывается на Нурекской ГЭС, действуют нормы антимонопольного законодательства). (8) Принцип сбережения редких видов горючего и увеличения использования угля. В условиях дефицита энергетических, в том числе электроэнергетических ресурсов в Таджикистане в определенной степени недостаточно, но проталкиваются проекты по применению альтернативных видов энергии - видов топлива (сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которых сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов (ст. 2 Закона "Об энергосбережении"). Однако государственная поддержка в этом направлении недостаточна, хотя способна не только сократить потребление дорогих видов топлива, но и сократить расходы по прокладке трубопроводов и иной инфраструктуры. (9) Принцип правового обеспечения развития и использования возобновляемых нетрадиционных источников энергии. Законодательство Республики Таджикистан (ст. 2 Закона "Об энергетике") выделяет возобновляемые энергетические ресурсы - ресурсы, которые возникают естественным образом, постоянно возобновляются природой (солнце, естественное движение водных и воздушных потоков, геотермальные воды, биологическая масса), которые могут быть преобразованы в различные виды энергии. Следует понимать, что иные виды энергетических ресурсов относятся к невозобновляемым. Одновременно законодательство выделяет первичные и вторичные энергетические ресурсы, причем в качестве первичных понимаются природные ресурсы, которые могут непосредственно использоваться в качестве топлива (нефть, природный газ, уголь) или для производства различных видов энергии. В качестве вторичных энергетических ресурсов понимаются ресурсы, полученные в виде побочного продукта основного производства. Рост биржевых цен на нефть, ежегодное повышение тарифов на газ требуют принятия срочных решений по нейтрализации последствий нынешнего мирового энергетического кризиса. Это заставит предпринимателей не только применять нетрадиционные источники энергии, но и осуществлять энергосбережение, а также обратить внимание на обеспечение населения простейшими установками по выработке ветряной, солнечной или иной альтернативной энергии. (10) Принцип снижения зависимости от зарубежных поставщиков, связанный с энергетической безопасностью страны. Для Таджикистана, который почти полностью свои потребности в нефтепродуктах и природном газе обеспечивает за счет импорта, резкий рост внешних цен (цены на поставляемый в страну природный газ в 2005 г. составили около 50, в 2006 г. - около 70 и в 2008 г. - 110 долларов за тысячу куб. метров) приводит к повышению цен на иные товары и к росту инфляции, дестабилизации внутреннего производства и сокращению объема производимых товаров. В этой связи в республике большое значение придается строительству объектов гидроэнергетики, способной обеспечить потребности населения посредством дешевой электроэнергии (себестоимость производства 1 кВт. ч электроэнергии Нурекской ГЭС составляет всего 0,2 цента). В этой связи необходимо помнить, что строительство новой Даштиджумской ГЭС на пограничной реке Пяндж с Афганистаном на паритетных началах способно покрыть большую часть потребности в электроэнергии для обеих стран. Поскольку способы решения проблем энергетики в Таджикистане имеют серьезные отличия от подобных проблем в других странах, все страны заинтересованы в оптимальном решении своих собственных, двух - и многосторонних проблем. Конечно, энергетическое право в Таджикистане, несмотря на его значимость в социальном аспекте, для развития предпринимательства и привлечения инвестиций, пока еще далеко от совершенства. Однако с увеличением объемов осуществляемых работ в этой сфере, повышением интереса инвесторов к объектам энергетики в Таджикистане и внесением соответствующих поправок в законодательство процесс совершенствования нормативной базы с учетом интересов всех заинтересованных сторон находится в постоянном совершенствовании. С учетом этого, возможно, настало время изучить возможность кодификации правовых норм, регулирующих отношения в сфере энергетики.
Название документа