Экономико-правовые вопросы налогообложения в энергетическом секторе в Республике Таджикистан
(Бобоев О. Б., Джабборов Р. Т.) ("Энергетическое право", 2009, N 2) Текст документаЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
О. Б. БОБОЕВ, Р. Т. ДЖАББОРОВ
Бобоев О. Б., ректор Института экономики Таджикистана, доктор экономических наук, профессор.
Джабборов Р. Т., заместитель председателя Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан, кандидат экономических наук.
Энергетика является приоритетной сферой развития экономики Таджикистана, от развития которой зависит развитие социальной сферы и иных отраслей. Поэтому не удивительно, что при любом законодательном регулировании экономической деятельности этой сфере экономики уделяется особое внимание, в том числе в налоговом регулировании. В соответствии с законодательством РТ деятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере энергетики (далее - энергетических предприятий), относится к лицензируемым видам деятельности, если они осуществляют <1>: -------------------------------- <1> Закон РТ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. N 5. Ст. 348.
- деятельность по добыче, производству, разработке нефти, газа, угля и эксплуатации нефтегазовых сетевых сооружений; - деятельность по хранению и продаже нефти, газа и продуктов их переработки (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); - деятельность по монтажу, наладке и ремонту энергетических объектов и оборудования (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); - деятельность по производству, передаче и распределению электрической энергии (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В соответствии с действующим законодательством все вопросы налогообложения субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, регулируются Налоговым кодексом Республики Таджикистан <2> и иными нормативными правовыми актами, определенными в нем. В ч. 7 ст. 2 Налогового кодекса (далее - НК) установлено запрещение включения в неналоговое законодательство вопросов, связанных с налогообложением, за исключением административного, уголовного, таможенного, бюджетного и международного законодательства, а также законодательства о банкротстве, о госпошлине, об иных обязательных платежах, о государственном социальном страховании, о свободных экономических зонах. -------------------------------- <2> Налоговый кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. N 12. Ч. 1. С. 688 (с последующими изменениями и дополнениями).
НК с момента его принятия в 2004 г. претерпел ряд значительных изменений, последние из которых вступили в силу несколько месяцев назад текущего года. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере энергетики, подлежат налогообложению по общим правилам и уплачивают установленные налоги, за исключением энергетических предприятий, имеющих соответствующие лицензии, которым налоговым законодательством предоставлены дополнительные налоговые льготы. К такой категории лиц в условиях сохраняющегося дефицита энергоресурсов в Таджикистане, а также приоритетности развития энергетического сектора в экономической политике страны относятся: - инвесторы; - участники строительства ГЭС; - недропользователи. Кроме того, для решения текущих социально-экономических проблем страны дополнительные налоговые льготы предоставляются бюджетным законодательством.
1. Особенности налогообложения энергетических предприятий
В соответствии с НК на энергетические предприятия в Таджикистане распространяются общие правила налогообложения, т. е. они в общеустановленном порядке уплачивают все установленные общегосударственные и местные налоги, если у них имеются соответствующие объекты налогообложения. К общегосударственным налогам относятся <3>: (1) подоходный налог с физических лиц; (2) налог на прибыль юридических лиц; (3) налог на добавленную стоимость; (4) акцизы; (5) социальный налог; (6) земельный налог; (7) налоги на недропользователей; (8) налог с пользователей автомобильных дорог; (9) налог, уплачиваемый по упрощенной системе; (10) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; (11) таможенная пошлина и другие таможенные платежи; (12) государственная пошлина; (13) налог с продаж (хлопка-волокна и алюминия первичного); (14) минимальный налог на доходы; (15) налог на продукты переработки товаров; (16) иные обязательные общереспубликанские платежи. -------------------------------- <3> Статья 6 Налогового кодекса Республики Таджикистан.
К местным налогам относятся: (1) налог на недвижимое имущество: (2) налог с владельцев транспортных средств; (3) налог с розничных продаж; (4) иные обязательные местные платежи. Энергетические предприятия в установленные сроки представляют декларации и расчеты по уплате налогов, а также оплачивают их. Для целей налогообложения электроэнергия, тепловая энергия и газ отнесены к категории товаров <4>, поэтому для энергетических предприятий распространяется инвестиционная льгота по налогу на прибыль, установленная пунктом 6 ст. 145 НК: -------------------------------- <4> Часть 28 ст. 34 Налогового кодекса Республики Таджикистан.
новые предприятия, создаваемые в сфере производства товаров, в год государственной регистрации и начиная с года, следующего за годом первоначальной государственной регистрации, при внесении их учредителями с учетом установленных законодательством минимальных размеров инвестиций в уставной фонд таких предприятий нижеследующих объемов инвестиций сроком на: - 2 года, если объем инвестиций составляет эквивалент до 500 тысяч долларов США; - 3 года, если объем инвестиций составляет эквивалент свыше 500 тысяч долларов США до 2 миллионов долларов США; - 4 года, если объем инвестиций составляет эквивалент свыше 2 миллионов до 5 миллионов долларов США; - 5 лет, если объем инвестиций превышает эквивалент 5 миллионов долларов США. Несмотря на то что АО "Сангтудинская ГЭС-1", строительство которой при сотрудничестве с РАО "ЕЭС" завершено в 2009 г. и которая воспользовалась в период своего строительства льготами, предусмотренными ст. 344 НК, в связи с тем что она была построена за сравнительно короткий срок, может воспользоваться своим правом на указанную льготу по налогу на прибыль. Кроме того, учитывая социальную и производственную значимость поставок природного газа, законодателем в различных документах предусмотрены льготы по налогу на добавленную стоимость при его импорте и поставках. На 2009 год от налога на добавленную стоимость освобожден импорт природного газа и электроэнергии <5>, а последующая внутренняя поставка природного газа облагается налогом на добавленную стоимость <6> только в части наценки на таможенную стоимость при ввозе (это позволяет снизить энергозатраты населения и иных производителей, потребителей природного газа). -------------------------------- <5> Статья 9 Закона РТ от 19 ноября 2008 г. N 447 "О государственном бюджете РТ на 2009 год". <6> Статья 208 Налогового кодекса Республики Таджикистан.
Кроме того, для обеспечения населения теплом в зимний период от налога на добавленную стоимость также освобожден импорт малосернистого мазута для нужд АООТ "Теплоэлектроцентраль" города Душанбе и предприятия тепловых сетей Яванского района <7>, предназначенные для обеспечения централизованного отопления. -------------------------------- <7> Статья 11 Закона РТ от 19 ноября 2008 г. N 447 "О государственном бюджете РТ на 2009 год".
Основному энергетическому предприятию - открытой акционерной холдинговой компании "Барки Точик", основная часть имущества которого сохранена в государственной собственности, которая от имени Республики Таджикистан обеспечивает исполнение межправительственных кредитных соглашений в области энергетики, предусмотрено предоставление следующих дополнительных налоговых льгот <8>: -------------------------------- <8> Статьи 7 и 13 Закона РТ от 19 ноября 2008 г. N 447 "О государственном бюджете РТ на 2009 год".
- исчисление и уплата в централизованном порядке в республиканский бюджет налога на добавленную стоимость, налога с пользователей автомобильных дорог, налога на прибыль и минимального налога на доходы; - разрешено производить отчисления в свой инновационный фонд в размере 20 процентов от прямых производственных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), при сохранении всех причитающихся налоговых платежей и отчислений в государственный бюджет, без изменения действующих тарифов, кроме предусмотренных программами Правительства Республики Таджикистан с международными финансовыми институтами. И наконец, как и все инвесторы, энергетические предприятия имеют право на импорт производственно-технологического оборудования для формирования или пополнения уставного фонда предприятия или технического перевооружения действующего производства <9>. -------------------------------- <9> Пункт 4 ч. 4 ст. 211 Налогового кодекса Республики Таджикистан.
В настоящее время с учетом опыта соседних стран на стадии проработки находится вопрос о введении роялти за использование воды для целей производства электроэнергии. Соответствующие изменения налогового законодательства проходят обсуждение в законодательных органах. В случае их принятия производители гидроэлектроэнергии будут обложены дополнительным налогом в размере примерно 0,12 дирама/1 кВт произведенной продукции.
2. Налогообложение строительства гидроэлектростанций
Главой 49 НК в качестве специального режима налогообложения предусмотрен перечень целевых налоговых льгот при строительстве ГЭС. Указанные льготы при исполнении предусмотренных условий их получения утвержденными заказчиками и подрядчиками ГЭС распространяются не только на строительство крупнейших ГЭС (Рогунской ГЭС, Сангтудинской ГЭС-1, Сангтудинской ГЭС-2), но и на большой перечень малых ГЭС, долгосрочная программа строительства которых недавно была утверждена (предусмотрено строительство 71 малых ГЭС). Установлено, что заказчик строительства и генеральный подрядчик строительства освобождены от уплаты нижеследующих налогов, непосредственно связанных со строительством ГЭС <10>: налога на добавленную стоимость, налога с пользователей автомобильных дорог, налога на прибыль юридических лиц, минимального налога на доходы предприятий, земельного налога, налога с владельцев транспортных средств, налога на недвижимое имущество, социального налога в отношении лиц, непосредственно занятых на строительстве гидроэлектростанции и не являющихся гражданами РТ, государственной пошлины за регистрацию проспектов эмиссии негосударственных ценных бумаг, осуществленных в связи со строительством гидроэлектростанции. -------------------------------- <10> Статья 343 Налогового кодекса Республики Таджикистан.
Импорт товаров для строительства ГЭС, как для особо важных объектов РТ, освобождается от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин в порядке, установленном п. 7 ч. 4 ст. 211 НК и п. 7 ст. 345 Таможенного кодекса РТ. В дополнение к этому, что наиболее существенно, заказчик и генеральный подрядчик строительства ГЭС получили право освобождать поставщиков и субподрядчиков вышеуказанного строительства от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с пользователей автомобильных дорог, непосредственно подлежащих начислению в отношении строительства (в связи со строительством) ГЭС, а также от уплаты социального налога в отношении лиц, непосредственно занятых на строительстве ГЭС и не являющихся гражданами РТ. При этом в качестве поставщиков и субподрядчиков строительства ГЭС рассматриваются юридические лица, непосредственно связанные с заказчиком или генеральным подрядчиком строительства ГЭС контрактами, предусматривающими поставку товаров, выполнение работ, предоставление услуг, связанных со строительством (на строительство) ГЭС. Если считать, что все закупки товаров, работ и услуг для строительства Сангтудинской ГЭС-1 были рационально использованы, то предоставленные льготы привели к удешевлению строительства данной ГЭС как минимум на 10 - 15% от ее проектной стоимости, что по справедливости должно быть отнесено к доле РТ в имуществе данной ГЭС (в настоящее время доля участия РТ составляет 25%). Срочное строительство Сангтудинской ГЭС-1 позволило покрыть до 5 процентов общей потребности страны в электроэнергии, что имело определенное социальное и экономическое значение для экономики РТ, особенно в осенне-зимний период.
3. О соглашениях о разделе продукции
В действующем законодательстве о недропользовании установлены два режима. Один - административный на базе общей налоговой системы и регулируемый Законом РТ "О недрах". Второй - гражданско-правовой на базе специального налогового режима, регулируемый Законом РТ "О соглашениях о разделе продукции" и Налоговым кодексом РТ. В 2007 г. принят Закон РТ "О соглашениях о разделе продукции" <11>. Режим раздела продукции - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов. Большим преимуществом такого соглашения является в первую очередь договорный, а не административный путь "общения" с госорганами. Также соглашение о разделе продукции (СРП) предоставляет большие гарантии инвесторам на протяжении более длительного периода, что подтверждает высокую стабильность данного режима в отличие от лицензионного, который, как свидетельствует практика, является крайне неопределенным. Ключевым положительным моментом в СРП является особенный режим налогообложения, согласно которому законодательство заменяет уплату большинства налогов разделом продукции за счет части прибыльной продукции. -------------------------------- <11> Закон РТ "О соглашениях о разделе продукции" // Ахбори Маджлиси Оли РТ. 2007. N 3. Ст. 171.
В соответствии с ним Законом РТ "О внесении дополнений в Налоговый кодекс РТ" (от 18 июня 2008 г.) текст Налогового кодекса дополнен новой главой, устанавливающей специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции, т. е. режим, отличный от установленного для большинства организаций. Цель этих изменений заключается в создании более благоприятных условий для инвесторов, намеренных принять участие в освоении недр Таджикистана, в первую очередь нефтегазовых ресурсов. Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Право недропользования на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения. Устанавливается, что в соответствии с договором РТ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, разработку, добычу и переработку полезных ископаемых на участке месторождения, указанном в соглашении, и на выполнение работ, связанных с осуществлением данных видов деятельности, а инвестор обязуется осуществлять указанную в соглашении деятельность за свой счет и компенсацию вероятного риска за свой счет. Произведенная продукция делится между инвестором и государством в соответствии с соглашением сторон. В соглашении в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РТ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон о СРП) должно быть предусмотрено следующее: - определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости, уменьшенное в размере нормативных технологических потерь; - определение части произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению в качестве компенсационной продукции. Предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 70%. Структура затрат инвестора, принятая для расчета компенсационной продукции, определяется соглашением сторон; - порядок раздела между государством и инвестором прибыльной продукции (в России в соответствии со ст. 8 ФЗ доля государства составляет не менее 32% от общего количества произведенной продукции); - порядок передачи государству части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента инвестором. По действующему закону о СРП переговоры о заключении соглашения правительство может начинать лишь по тем проектам, которые включены в разрешительный перечень. При выполнении соглашения о разделе продукции, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РТ "О соглашениях о разделе продукции", инвестор сначала за счет произведенной продукции компенсирует свои затраты, а затем уплачивает следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи: (1) налоги с недропользователей; (2) социальный налог; (3) земельный налог; (4) налог с пользователей автомобильных дорог; (5) государственную пошлину; (6) таможенные сборы; (7) местные налоги (налог на недвижимое имущество, налог с владельцев транспортных средств); (8) иные обязательные платежи, связанные с выполнением соглашения о разделе продукции, а также выделяет долю государства. Следует отметить, что указанные налоговые обязательства для инвесторов значительно меньше по размерам, чем платежи, установленные законодательством иных соседних стран (кроме того, в Казахстане условия соглашений о разделе продукции распространяются на отношения, связанные с предоставлением права на проведение нефтяных операций в казахстанской части Каспийского и Аральского морей) <12>. Скорее всего, это объясняется труднодоступностью недр и желанием создать в Таджикистане более благоприятные условия для привлечения инвесторов. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья О. И. Ченцовой, Н. В. Брайниной, Ю. Г. Чумаченко "Энергетическое законодательство Республики Казахстан: общий обзор" включена в информационный банк согласно публикации - "Энергетическое право", 2007, N 2. ------------------------------------------------------------------ <12> Ченцова О. И., Брайнина Н. В., Чумаченко Ю. Г. Энергетическое законодательство Республики Казахстан - общий обзор // Энергетика и право. М.: Юрист, 2008. С. 248; Закон Грузии от 16 апреля 1999 г. N 1892-Пс "О нефти и газе"; Закон Республики Казахстан от 28 июля 1995 г. "О нефти"; Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"; Воробей Ю. Л. О налогообложении при выполнении соглашений о разделе продукции // Налоговый вестник. 2004. 21 января.
При выполнении соглашения о разделе продукции, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона РТ "О соглашениях о разделе продукции" (на условиях прямого раздела с инвестором), компенсация инвестором своих затрат не предусматривается, а за счет произведенной продукции уплачиваются следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи: (1) социальный налог; (2) земельный налог; (3) государственная пошлина; (4) таможенные сборы; (5) местные налоги (налог на недвижимое имущество, налог с владельцев транспортных средств); (6) иные обязательные платежи, связанные с выполнением соглашения о разделе продукции. Статьей 351 НК предусматривается, что начиная с налогового периода получения продукции налоги с недропользователей и налог с пользователей автомобильных дорог в соответствии с соглашением о разделе продукции могут уплачиваться в натуральной форме произведенной продукцией. Более того, в соответствии со ст. 352 СРП может содержать условие, по которому сторона, получающая принадлежащую государству долю произведенной продукции, начиная с налогового периода получения продукции берет обязательство выполнить полностью или частично обязательства другой стороны (инвестора, операционной компании, оператора) по уплате налогов с недропользователей и налога с пользователей автомобильных дорог.
4. Концессия в энергетике
После развала Советского Союза в 1991 г. и последовавшей за этим гражданской войны инфраструктура электроэнергетики в Таджикистане требовала вложения значительных инвестиций. Особенно в плохом положении находилась Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО), где из-за дефицита энергии экономическое и социальное развитие приостанавливалось на время зимних морозов (областной бюджет на 85% дотируется за счет средств республиканского бюджета). Отсутствие электроэнергии и отопления влекло за собой закрытие школ, медицинских учреждений и предприятий производственного сектора. Для завершения строительства ГЭС "Памир-1", восстановления энергосистемы и гарантированного обеспечения электроэнергией населения области в 1997 г. подписано соглашение между Правительством РТ и Фондом Ага Хана по экономическому развитию, предусматривающее передачу в концессию компании "Памир Энерджи" в срок на 25 лет всего энергетического имущества, находящегося на территории области (первый акт государственно-частного партнерства в Таджикистане). Соглашение также предусматривает управление энергосистемой области (вырабатывающих, передающих и распределительных мощностей) со стороны компании "Памир Энерджи", увеличение мощности ГЭС "Памир-1" с 14 мВт до 28 мВт путем установки двух новых турбин, строительство регулирующей дамбы на озере Яшигуль, повышение качества и улучшение энергоснабжения в ГБАО, улучшение финансового состояния проекта и окружающей среды. Общая стоимость проекта составила 26 млн. долларов США. Строительство ГЭС и регулирующей дамбы было завершено в конце 2006 г.
5. Направления налогового стимулирования в энергетике
В условиях острейшего дефицита электроэнергии и роста мировых цен на энергоносители большое влияние на развитие энергетики Таджикистана могла бы оказать государственная поддержка, в том числе посредством налогового стимулирования производителей нетрадиционных видов энергии. Так, в Швеции в 2010 г. до 60% потребляемой энергии намереваются покрыть за счет возобновляемых источников посредством внедрения комплекса различных стимулов <13>. -------------------------------- <13> Герасименко С. В какой поддержке нуждается возобновляемая энергетика. URL: http://reenergy. by.
В частности, реализуются государственные и муниципальные энергетические стратегии, улучшается энергоэффективность, гарантируются закупки производимой нетрадиционной энергии от производителей, реализуются инвестиции на производство солнечной и ветровой энергии, а также предоставлены льготы по налогам. Малые производители электричества, использующие возобновляемые источники, частично или полностью освобождаются от энергетических налогов, которыми облагаются физические лица и предприятия сферы услуг; это дает налоговые льготы в размере 0,1 - 2 евро за кВт. ч. Более того, производители и потребители электроэнергии, произведенной с помощью биомассы, освобождены от уплаты различных экологических налогов (на углекислый газ, серу и т. д.). Льготы действуют с 1994 г. Для сокращения энергетического дефицита Кабинет министров Украины предлагает Верховной Раде ввести ряд налоговых льгот в сфере энергосбережения, в частности, освободить до 2019 г. от налогов прибыль предприятий, полученную ими от реализации энергии, выработанной из альтернативных источников энергии. Суммы средств, высвобожденных в связи с предоставлением налоговой льготы, согласно проекту закона направляются плательщиком налога на удешевление стоимости продукции. В случае нарушения целевого использования средств плательщик налога обязан определить прибыль, не обложенную налогом в связи с предоставлением налоговой льготы, и обложить налогом ее в текущем периоде, а также оплатить пеню в размерах и за период, который определен законодательством. Кроме того, проектом закона предусматривается внесение изменений в налоговое законодательство, согласно которым до 1 января 2019 г. освобождаются от уплаты НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины оборудования для производства энергии из альтернативных источников энергии, если такое оборудование не производится на таможенной территории Украины. Европейский банк реконструкции и развития заявил о намерении выделить не менее 8 млн. долларов на развитие проектов альтернативной энергетики и энергосбережения <14>. -------------------------------- <14> Кабмин намерен на 10 лет освободить от налогов проекты альтернативной энергетики // URL: http://korrespondent. net/business/economics/773931.
В Дании разработана национальная энергетическая программа, основой которой стала система планирования энергоснабжения и повышения энергобезопасности страны <15>. Электроэнергетика переориентируется на уголь, и всего в течение нескольких последующих лет его доля в производстве электроэнергии увеличивается с 20 до 90%. Только небольшая часть угля своя, остальной ввозится, но экспортеров угля много и по сравнению с нефтью он дешев. Используется все больше возобновляемых источников энергии. Возобновившиеся в начале десятилетия исследования по ветроэнергетике уже в 1976 г. привели к пуску первой промышленной ветряной турбины. В 1980-м таких турбин в Дании было уже 68, хотя мощность их все еще невелика - всего 3 МВт. На шельфе Северного моря начались сначала поисковые работы, а затем и добыча нефти и газа. В результате к 1985 г. собственная нефть покрывает уже четверть потребностей. Для повышения эффективности использования топлива правительство предприняло шаги по развитию комбинированных технологий производства тепла и электричества (т. е. увеличилась доля ТЭЦ, в том числе децентрализованных) и централизованных систем теплоснабжения. В результате принятых мер, стимулирующих повышение энергоэффективности экономики, энергоемкость каждой единицы ВВП в 2007 г. снизилась на 40% по сравнению с 1980 г. За это время общее потребление энергии увеличилось лишь на 7,4%, тогда как датская экономика выросла на 78%. -------------------------------- <15> Европа без Газпрома - это реально // URL: www. expert. ru. Дата публикации: 24 февраля 2009 г.
Понятно, что датскому правительству пришлось идти и на такие непопулярные меры, как увеличение энергетических налогов (налог на пользование автомобилем составляет более 100% от его первоначальной стоимости), отбивая ожесточенное давление промышленности и лобби крупных энергетических компаний, которым не нравилась линия на децентрализацию местного производства тепла и электричества. Но все налоговые поступления целенаправленно шли на строительство энергетической инфраструктуры, что в результате вело к росту национальной промышленности. Новые налоговые льготы на развитие ветроэнергетики в США (льготы в размере 1,5 цента за 1 кВт. ч энергии, полученной на ВЭУ и биотехнологических установках) стимулировали значительные инвестиции в разработку более эффективных ветроэнергетических установок. В результате были резко снижены затраты на выработку электроэнергии из данного источника, что привело к 24-процентному ежегодному мировому росту мощностей ветроэнергетики в период с 1990 по 2000 г. и к их прогнозируемому росту до 60% в дальнейшем <16>. -------------------------------- <16> Безуглова А. Развитие нетрадиционной энергетики на севере России (на примере Баренцрегиона) // URL: www. expert. ru. С. 77; Браун Л. Р. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету. М., 2003.
Для снижения последствий современного финансового кризиса власти Соединенных Штатов намерены стабилизировать экономику страны не только прямыми вливаниями в финансовую систему, но и развитием альтернативной энергетики <17>. Она может стать новым технологическим прорывом для США. -------------------------------- <17> Егоров М. США будет бороться с кризисом развитием альтернативной энергетики // BFM. ru.
Рядовые американцы, которые перейдут на альтернативные источники энергии, получат целый ряд льгот. Среди них 30-процентные налоговые послабления для тех, кто установил на свои дома систему электроснабжения, работающую на солнечной энергии. В среднем, по данным американских СМИ, подобные системы обойдутся домовладельцам от 40 до 50 тысяч долларов, однако со всеми дополнительными льготами придется заплатить только около трети от этой суммы. Данный план обойдется властям США в ближайшее 10-летие чуть более чем в 1 млрд. долларов. При покупке автомобильного электротранспорта его новый владелец получит до 7500 долларов налоговых вычетов и до 15000 долларов - при приобретении тяжелого автотранспортного средства. На весь комплекс транспортных льгот, как ожидается, будет затрачено около 1 млрд. долларов. Кроме того, в планах законодателей также введение налоговых послаблений для компаний, работающих в сфере альтернативных источников питания. В частности, фирмы, специализирующиеся на использовании энергии ветра, могут рассчитывать на налоговые льготы до конца 2009 г. В то же время компании, работающие на рынке биотоплива и очистке угля, получат преференции вплоть до 2010 г., за исключением тех, кто поставляет большую часть своей продукции на экспорт. Ожидаемые затраты на эти стимулы - почти 6 млрд. долларов, которые будут выделяться на протяжении ближайших 10 лет. В целом на разработку новых крупных проектов по внедрению альтернативных источников энергии на территории Соединенных Штатов Вашингтон намерен истратить около 260 млрд. долларов в течение ближайших 10 лет. При этом среди планов Вашингтона есть также и предложение по созданию новых экологически чистых угольных электростанций, которые будут наносить значительно меньший вред окружающей среде за счет снижения выбросов парниковых газов. Общий объем выделяемых средств на развитие данного направления составляет около 1,5 млрд. долларов. Все эти меры направлены на то, чтобы вновь запустить экономический маховик. За счет них планируется не только стимулировать систему выдачи кредитов, но и спрос среди населения, которое на волне финансового кризиса стало потреблять существенно меньше. Подобные меры планируется реализовать в соседних Казахстане и России. В частности, казахская рабочая группа по развитию энергетики в условиях кризиса выработала ряд мер, которые предусматривают 14,8 млрд. долларов инвестиций на период до 2015 г., а также освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога, налога на имущество, земельного налога на период окупаемости проекта <18>. -------------------------------- <18> Во избежание электроэнергокризиса в республике в отрасль до 2015 года следует инвестировать 14,8 млрд. долларов // Интерфакс-Казахстан. 2007. 30 марта.
Указанный опыт свидетельствует о необходимости использования в Таджикистане различных мер со стороны государства для увеличения производства нетрадиционной электроэнергии, в первую очередь для обеспечения нужд удаленных районов и потребителей. Также, по мнению специалистов, необходима паспортизация всех энергопредприятий независимо от форм собственности. Наличие паспорта позволит сократить оплату на 20% практически без капиталовложений - только за счет организационных мероприятий <19>. -------------------------------- <19> Сизова О. Энергетика должна быть экономной // Эксперт-Казахстан. 2005. N 29 (55). 5 декабря.
Это потребует наряду с принятием специализированного Закона "Об электроэнергетике" принятия законов "О нетрадиционных источниках энергии", "Об угле", "О моторном топливе" и др., регулирующих эффективное развитие малой энергетики и энергосбережения в Таджикистане, в том числе с предоставлением налоговых льгот для производителей как нетрадиционной энергии, пользователей экологических автомобилей, так и для производителей оборудования для их производства, установлением обязательности закупок оптовым рынком по утвержденным тарифам в определенных объемах тепла и электроэнергии, выработанных на автономных источниках. Реализация такого скромного сценария потребует модернизации энергетической стратегии и внесения изменений во многие базовые законы - Таможенный, Налоговый, а также, возможно, в Лесной и Водный кодексы.
Название документа