Освоение гидроэнергетических ресурсов Таджикистана и некоторые правовые вопросы водопользования в бассейне Арала

(Арифов Х. О., Арифова П. Х.)

("Энергетическое право", 2009, N 2)

Текст документа

ОСВОЕНИЕ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ТАДЖИКИСТАНА

И НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В БАССЕЙНЕ АРАЛА

Х. О. АРИФОВ, П. Х. АРИФОВА

Арифов Х. О., секретарь Таджикского национального комитета Международной комиссии по большим плотинам, член-корреспондент Инженерной академии РТ, кандидат геолого-минералогических наук.

Арифова П. Х., аспирант Института государства и права Академии наук РТ.

Суммарные потенциальные гидроэнергоресурсы Таджикистана с учетом склонного стока, по оценкам, выполненным в 1955 - 1964 гг. в ТаджНИОЭ АН Таджикской ССР, определены в 527 млрд. кВт. ч. Позже были предприняты попытки пересчитать их. Б. В. Юнусов оценивает общую потенциальную мощность всех рек республики (включая малые реки) в 34,2 млн. кВт. ч с возможной выработкой электроэнергии 299,6 млрд. кВт. ч. В данное время технически возможные и экономически целесообразные к использованию водно-энергетические ресурсы составляют 202,016 млрд. кВт. ч. В настоящее время используется менее 6% имеющегося потенциала.

Из 115,6 куб. км стока Арала 64 куб. км, или 55,4%, формируется в Таджикистане и принадлежит ему по Конституции РТ. В статье 13 записано, что "земля, ее недра, вода... и другие природные ресурсы являются исключительной собственностью государства и государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа". Аналогично в конституциях других государств Центрально-Азиатского региона (ЦАР) закреплено право государственной собственности на воду, водные и иные природные ресурсы.

Фактически Таджикистан имеет право лишь на 12,52%, или 14,58 куб. км объема стока бассейна. К примеру, в Узбекистане формируется сток в 8,8 куб. км, а отбирает он из рек 57,18 куб. км, или 49,13%. В регионе вододеление производится не пропорционально вкладу в сток бассейна, как это имеет место, например, в западных провинциях Канады, а пропорционально площади освоенных целинных земель, используемых для хлопководства и выращивания риса. Такой порядок был закреплен еще в советский период высшими директивными органами, какими были Министерство водного хозяйства СССР и Госплан СССР. С 60-х годов в СССР создались благоприятные условия реализации идей, созревших в Российской империи еще в середине XIX в., по освоению богатых земельно-водных ресурсов Бухарского, Хивинского, Кокандского ханств с целью выращивания хлопчатника и избавления зависимости российской текстильной промышленности от поставок американского хлопка. Борьба за хлопковую и текстильную независимость была одной из мотиваций захвата центрально-азиатских государств Россией и Англией после окончательного разгрома наполеоновской империи, а также снижения поставок хлопка-сырца из Америки в связи с разразившейся там Гражданской войной.

В XX в. в регионе еще сохранилась тысячелетняя высокая культура ирригационного освоения земель, выращивания хлопчатника и водопользования, создаваемая веками коренным населением.

Пришедшие кочевые племена, большей частью первоначально занимавшиеся скотоводством и сгонявшие с орошаемых земель землевладельцев, со временем приобщились к поливному сельскохозяйственному производству. Политика России на увеличение производства хлопка-сырца быстро дала положительный эффект. В 1890 г. под хлопок в Туркестане было отведено 5 тыс. десятин земли, в 1895 г. - 110 тыс., в 1901 г. - 267 тыс. В 1901 г. среднеазиатский хлопок обеспечивал уже 1/4 часть потребности текстильной промышленности, а к началу Первой мировой войны - 50% этой потребности. Гражданская война привела к потере успехов царской России в приобретении ею относительной хлопковой независимости и роста текстильной и легкой промышленности.

Уже в 30-е годы XX в. советское государство стало последовательно поднимать сельскохозяйственное производство и проводить электрификацию во вновь образовавшихся государствах Средней Азии: Узбекистане, Таджикистане, Туркмении и Киргизии. Беспрецедентное по масштабам ирригационное освоение целинных земель в Средней Азии и Казахстане началось после того, как СССР смог оправиться от последствий Второй мировой войны.

В 80-е годы научно-технический совет Министерства водного хозяйства СССР своими решениями от 7 февраля 1984 г. N 413 и от 10 сентября 1987 г. N 566, а также Госплан СССР решением N 563 за 1987 г. утвердили соответственно "Уточнение схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р. Сырдарья" и "Уточнение схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р. Амударья". В них с согласия республик Средней Азии и Казахстана были распределены водные ресурсы, закреплены места расположения ГЭС, высоты плотин с объемами водохранилищ, установленными мощностями гидроэнергетических станций. По этим решениям были распределены квоты на воду, выгодные государствам низовья рек, в которых имелись большие резервы земельных фондов, с низкими удельными стоимостями их освоения. В республиках верховья рек выгодно было строить каскады ГЭС с водохранилищами сезонного и многолетнего регулирования. Им отводилась роль производства дешевой гидроэнергии и управления водно-энергетических ресурсов в ирригационно-энергетических режимах. Республикам верховьев рек были предусмотрены компенсации за поставляемые водные ресурсы, оказываемые услуги по регулированию стока и вывод из сельхозоборота затопленных земель.

Анализ динамики водозабора и орошаемых площадей в бассейне Аральского моря за период с 1940 по 1999 г., выполненный по материалам Межгоссовета по проблемам Аральского моря Д. М. Маматкановым, Л. В. Баженовой, В. В. Романовым [1], показал, что значительный рост объемов водопотребления осуществлен Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном. Орошение и освоение целинных земель Голодной степи, Каршинской и Джизахской степей, зоны Кайраккумского канала для хлопководства и развития рисосеяния в низовьях Сырдарьи и Амударьи были обеспечены строительством ирригационных каналов, плотин, водохранилищ, насосных станций, ГЭС. На территории Таджикистана в наиболее плодородной зоне реки Сырдарья в 1942 - 1948 гг. были затоплены земли Фархадским водохранилищем с ГЭС в Узбекистане, а в 1952 - 1956 гг. - Кайраккумским водохранилищем. Оба объекта по настоящее время функционируют в основном для обеспечения интересов Узбекистана. Затоплены и выведены из сельскохозяйственного оборота более 50 тыс. гектаров плодородных земель нашей республики только под Кайраккумское водохранилище, а площадь Фархадского, почти полностью заиленного водохранилища составляла на 2003 г. 46 кв. км. За залитые земли Кайраккумского водохранилища Узбекистаном были предоставлены неравноценные, неплодородные земли, орошение которых возможно лишь с использованием насосных станций до 3, 4 водоподъемов. Из-за увеличения стоимости электроэнергии и сельхозудобрений использование этих земель убыточно. Таджикистан несет убытки, а Узбекистан не делится не только вырабатываемой электрической энергией на Фархадской ГЭС, мощностью до 127 МВт, но и использует услуги, оказываемые Фархадским и Кайраккумским водохранилищами, в своих интересах бесплатно. К примеру, США выплачивает Канаде компенсацию в объеме 64,4 млн. долларов США ежегодно за залитые земли канадской территории тремя водохранилищами, объемом более 19 куб. км и контроль за паводком на р. Колумбия. Кроме того, США продавали в течение 30 лет Канаде 30% электрической энергии, которую они стали вырабатывать благодаря регулированию стока канадскими водохранилищами по 1 центу за 1 кВт. ч и сами же приобретали ее по цене 4 цента за 1 кВт. ч. Теперь, по прошествии 30-летнего срока договора, они передают эту энергию Канаде бесплатно. Причем следует иметь в виду, что строительство водохранилищ в Канаде производилось за счет средств США.

Узбекистан за аренду земель Туркменистана, выведенных из оборота Туямуюнским водохранилищем и ГЭС, платит последнему владельцу земель, по имеющимися сведениям, свыше 14 млн. долларов США ежегодно. Компенсации, которые были введены в советский период за использование водных ресурсов Киргизии и Таджикистана для Таджикистана, после развала СССР не осуществляются. В Киргизии они сократились и осуществляются поставками газа, мазута не в полном объеме и нерегулярно.

Только после ввода Нурекской ГЭС в Узбекистане освоено орошением свыше 1 млн. га земель. Повышена защита от селе-паводковых явлений, а также обеспечено гарантированное водообеспечение в засушливые годы в Узбекистане и Туркмении. Таджикистан не имеет за оказываемые услуги по трем объектам никаких экономических выгод, хотя и несет большие затраты по их содержанию. Это противоречит принципу справедливости, по которому выгодами и ущербами принято делиться.

Построенные быстрыми темпами магистральные каналы, ирригационные сети в открытом грунте, на посадочных лессах и в песчаных грунтах с высокими фильтрационными свойствами при низком уровне строительства привели к негативным последствиям. Среди них: деформации каналов; инфильтрация воды до водоупора и подъем грунтовых вод до 2 метров от дневной поверхности и выше; вторичное засоление грунтов; увеличение засоленности дренажных вод, сбрасываемых в реки вниз по течению, и др. Как известно, засоленность почв приводит к снижению урожайности хлопка, вызывает необходимость промывания почв, на что требуется увеличение забора на одну треть всей используемой воды в таких высокозасоленных районах, как Каракалпакстан. Проложение каналов в песках привело к образованию подрусловых потоков. В понижения рельефа стали сбрасывать коллекторно-дренажные воды и возвратные воды, создающие огромные водохранилища воды с соленостью от 0,7 г до 10 г/л. Это Айдаркуль-Арнасайские водо-болотные угодья площадью 3500 кв. км и объемом около 40 куб. км и глубокая Сарыкамышская впадина площадью около 4000 кв. км, объемом 46 куб. км, а также несколько сотен более мелких водоемов, построенных на притоках русел рек, расположенных в основном в низовьях рек Узбекистана, Казахстана и Туркменистана. Эти водные объекты, совместно с другими объектами ирригационных систем государств низовьев рек, а также существующая практика полива земель являются основными безвозвратными водопотребителями чистой речной воды, в основном поступающей из государств, расположенных в верховьях рек: Таджикистана, Кыргызстана и Афганистана.

По данным ТАСИС, только 30 - 40% воды, используемой в орошаемом сельском хозяйстве для выращивания хлопкового сырья, риса, пшеницы, используется растениями, остальное теряется на фильтрацию, испарение, сбросы в дренаж. Выявлено, что в среднем 37% воды теряется от водозабора в голове канала до границы поля. Внутри хозяйства теряется еще 23% воды и 21% теряется при проведении полива. Корнеобитаемой зоной растений в среднем удерживается до 20% от общего количества забранной воды в голове канала.

Немудрено, что такое водопользование привело к катастрофическому уменьшению площади Аральского моря, которое фактически перестало существовать как ранее известное единое озеро. Оно разбилось на несколько мелких озер, спасать которые поручено Международному фонду спасения Арала (МФСА). Но как их можно спасти, если причины, их обусловившие, не изменились? Мы здесь не будем касаться геологических причин, которые, безусловно, имеют большое значение. Предметом нашего внимания являются лишь причины неверного, хищнического использования воды одним водопотребителем, приведшим к снижению гидрологических показателей стока в низовья рек бассейна Арала. Это причина экологической, социально-экономической катастрофы и тормоз развития государств верховьев рек.

Нормы, лимиты водопотребления, приведшие к отбору воды на ирригацию, после развала СССР были сохранены соглашением о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов международных источников, подписанным Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменией и Таджикистаном в г. Алма-Ата 18 февраля 1992 г. На основе соглашения для управления водными ресурсами бассейнов рек Аральского моря создан совместный орган - Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии (МКВК), штаб-квартира которого бессменно расположена в г. Ташкенте в Узбекистане. Она устанавливает лимиты вододеления и фактически осуществляет политику водопользования в Центрально-Азиатском регионе. По мнению известных экспертов, МКВК лоббирует интересы государств низовьев рек, и в первую очередь Узбекистана.

В Нукусской декларации, подписанной 20 сентября 1995 г. главами пяти государств, зафиксированы обязательства по соблюдению договоров, соглашений советского периода. "Мы согласны с тем, что Центрально-Азиатские государства признают ранее подписанные и действующие соглашения, договоры и другие нормативные акты, регулирующие взаимоотношения между ними по водным ресурсам в бассейне Арала, и принимают их к неукоснительному выполнению". Этой декларацией признаются протоколы НТС Министерства водного хозяйства СССР, в которых были утверждены лимиты вододеления, а также уточнения схем комплексного использования рек Сырдарья и Амударья.

Получив согласие Таджикистана и Кыргызстана на дальнейшее использование их водных ресурсов в несправедливых объемах, для целей ирригации государств низовьев рек, соседи забыли, что в указанных протоколах заложено строительство Рогунской ГЭС на реке Вахш с высотой плотины 335 м, водохранилищем многолетнего регулирования, с объемом 13,3 куб. км, установленной мощностью 3600 МВт. На рисунке представлена схема Вахшского каскада ГЭС.

Рисунок. Схема Вахшского каскада ГЭС

Рисунок не приводится.

В советский период директивные органы не утверждали схемы комплексного использования и планы строительства ГЭС без согласования с руководством союзных республик. По реке Амударье и ее притоку р. Вахш были получены согласования с Узбекистаном и Туркменистаном. Проект Рогунской ГЭС составлялся в Узбекистане, Ташкентским отделением института "Гидропроект", он прошел все необходимые экспертизы.

Сейчас стоит вопрос не о новом строительстве, а о завершении строительства Рогунской ГЭС. Тем не менее, наш сосед оказывает противодействие осуществлению законного права Таджикистана на завершение строительства Рогунской ГЭС на внутренней, а не на трансграничной реке Вахш. Раздавались "предупреждения", что если Таджикистан будет апеллировать к международной общественности о неправомерных действиях соседа, то последний окажет экономическое давление в виде препятствий по транзиту грузов, энергии, пассажиров и других мер. Они, к сожалению, как показала практика отношений в зимние периоды сезонов 2005 - 2009 гг., оказались пророческими.

Делаются заявления о том, что ресурсы трансграничных рек следует использовать с учетом интересов соседей. Эти заявления формально соответствует духу международного водного права. Но в нашем случае лишь формально. По-видимому, имеются в виду ущемления интересов ирригации в государствах низовий рек. Реально дело обстоит иначе.

По региону в начале 90-х годов сложилась следующая структура водопотребления [1], в %:

1) хозяйственно-питьевое и коммунальное водоснабжение - 3,6;

2) орошаемое земледелие - 91,6;

3) сельхозводоснабжение - 1,56;

4) промышленное и техническое водоснабжение - 1,92;

5) рыбное хозяйство - 0,78;

6) прочие - 0,54.

Где ущемление интересов ирригации? Гидроэнергетическое использование входит в 1,92%. Налицо диктат орошаемого использования - 91,6%.

По международному праву первейшей обязанностью государств верховий рек является подача воды для удовлетворения жизненно важных нужд людей. Почти при всех обстоятельствах оно будет иметь приоритет по отношению к другим видам ее использования. Таджикистан многократно перекрывает своими водными ресурсами потребность соседей в таком использовании воды.

По рекам Амударья, Зарафшан, Сырдарья Таджикистан отдает более 50 куб. км своей воды бесплатно. Постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1949 г. N 1720 "О введении денежной оплаты за воду, подаваемую по государственным оросительным системам Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Киргизской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР" на территории этих республик была введена плата за полученную колхозами из государственной оросительной системы воду. Оно никем не отменялось.

Сейчас во всех государствах региона создаются ассоциации водопользователей (АВП). В Таджикистане они собирают плату за воду, отбираемую из государственных оросительных систем. Во многих государствах мира АВП оплачивают соседним государствам услуги по подаче воды. В России - стержневом государстве СНГ и ЕврАзЭС вода признанна товаром, третьим природным ресурсом. Россия признает право продажи воды на рынке.

В проекте концепции ЕврАзЭС по эффективному использованию водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии эти принципиально важные положения отсутствуют. В нем сделан акцент на необходимость возмещения ущерба загрязнителем, в том числе при аварии от стихийных бедствий. В Конвенции "О несудоходном использовании международных водотоков", не вступившей в силу, в статье 5 сформулирован принцип справедливого и разумного использования. Он стоит выше статьи 7, содержащей правило ненанесения существенного ущерба. В концепции ЕврАзЭС забыто, что вододеление в регионе несправедливое, и оно продолжает наносить колоссальный ущерб региону. Чрезмерное ирригационное использование воды в Узбекистане и Туркмении нанесло региону ущерб, который никто не собирается компенсировать. Между тем участились жалобы на Таджикистан, что завершение строительства Рогунской ГЭС нанесет существенный ущерб Узбекистану.

Экологические, социально-экономические последствия в бассейне изменились после отбора у Аральского моря стока, который израсходован на освоение свыше 7,9 млн. га земли: в Узбекистане - 54; Туркменистане - 21,6; Казахстане - 10; Таджикистане - 9,1; в Киргизии - 5,3 (в %).

Пора изменить структуру водопотребления в регионе. По принципу интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР) все водопользователи имеют равные права при решении вопроса, куда и как следует распределять воду. Экономическая сторона использования воды имеет при этом исключительно важное значение. Гидроэнергетика не является водопотребителем, она водопользователь. Для выработки электроэнергии воду пропускают через турбины и возвращают в русло без потерь. В наших условиях в Таджикистане, как, впрочем, и в Кыргызстане, не имеющих достаточных носителей углеводородных источников энергии, гидроэнергетика - почти единственный, монопольный источник создания электроэнергии.

Для Таджикистана, как это обостренно показал печальный опыт зимнего сезона 2007 - 2008 гг., использование воды для выработки электрической энергии является "удовлетворением жизненно важных нужд человека". В республике из-за аномально низких отрицательных температур воздуха, которые держались рекордно длительное число дней, с начала декабря и до середины февраля, резко возросла потребность в тепле. При годовой выработке в Таджикистане электроэнергии в 18 млрд. кВт. ч и потребности в 20 - 21 млрд. кВт. ч дефицит зимой составляет 2 - 3 млрд. кВт. ч. Обычно он покрывается импортом из соседних государств. Этой аномально холодной зимой для всего региона импорт был затруднен по целому ряду причин. В зоне формирования стока температура воздуха достигала -15 град. C. - 30 град. C. Приточность воды в Нурекское водохранилище сократилась в несколько раз. В республике был введен чрезвычайный режим ограничений подачи электрической энергии промышленности и населению. Промышленность, за исключением производства алюминия, хлеба, связи, транспорта, городского водоснабжения в столице, фактически встала. Республике нанесен колоссальный ущерб. Он мог бы быть значительно меньше при условии создания Рогунского водохранилища и введения мощности первых этапов строительства запроектированной ГЭС.

С помощью России досрочно был осуществлен ввод первого агрегата Сангтудинской ГЭС-1, который несколько смягчил энергодефицит на юге республики, но в целом, особенно на севере республики, была исключительно тяжелая ситуация с энергоснабжением.

Исправить ситуацию с электродефицитом на севере республики можно путем сочетания следующих мероприятий:

- освоение гидроэнергоресурсов реки Зарафшан;

- строительство ЛЭП 500 кВ "Юг - Север";

- строительство тепловых станций на базе использования углей Магианского рудного поля.

По реке Зарафшан, имеющей средний годовой сток порядка 5 куб. км, 100% которого формируется на территории Таджикистана, лишь 7% используется в нашей республике. Узбекистан посчитал, что строительство ГЭС с бассейном суточного регулирования на реке Зарафшан может нанести ему ущерб. В соответствии с Конвенцией ООН-97 о несудоходном использовании международных водотоков при новом строительстве допускается нанесение ущерба, если сложившееся, традиционное водопользование несправедливое. Международная экспертиза, выполненная немецкими экспертами, опровергала обвинения в адрес Таджикистана о нанесении существенного ущерба Зарафшанской ГЭС.

Иногда от наших соседей по бассейну можно услышать упрек, что Таджикистан не соблюдает подписанные соглашения, в частности Алма-Атинское соглашение 1992 г. Но позвольте заметить, что базовое Алма-Атинское соглашение от 18 февраля 1992 г. содержит противоречащую известному принципу территориального суверенитета на свободное использование своих природных ресурсов и богатств утверждение, записанное в статье 1: "Признавая общность и единство водных ресурсов региона, стороны обладают одинаковыми правами на пользование и ответственностью за обеспечение их рационального использования и охраны". По принципу территориального суверенитета Генеральная Ассамблея ООН трижды принимала резолюции. Вопрос подробно освещен председателем Ассоциации международного права (АМП) России профессором А. Я. Капустиным в его выступлении на Международной конференции, прошедшей в Душанбе летом 2008 г.

Этим соглашением не признается конституционное право, зафиксированное в основном законе государств ЦА, в соответствии с которым вода как ресурс является исключительной собственностью государства, на территории которого он расположен. Такое право является устойчивой международно признанной традицией, обычаем, статус которого стоит на одном уровне с международной конвенцией.

В Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 г., к которой присоединились Казахстан и Узбекистан, содержится обязательство сторон по защите трансграничных водотоков и международных озер. Это обязательство не выполняется нашим соседом. Это повлекло за собой катастрофу, далеко превосходящую по последствиям региональный масштаб.

Некоторые эксперты указывают, что соль, песок и пыль со дна Арала хорошо узнаваемы на ледниках, где формируется основной сток рек бассейна Арала. Почему же не ставится вопрос о нанесенном ущербе государствам верховьев рек, региону и не призываются к ответу виновники? Почему не ставится вопрос об устранении причин, вызвавших катастрофу?

В полемике о правомерности завершения строительства Рогунской ГЭС его противники указывают, что оно приведет к возрастанию дефицита воды в бассейне реки Амударьи.

В 1991 г. институт "Союзгипроводхлопок", расположенный в г. Ташкенте, специально анализировавший вопрос поиска мер по снижению этого дефицита, с учетом потребностей Афганистана, который после перехода к мирному строительству увеличит отбор воды из Амударьи, пришел к выводу, что наиболее эффективными мероприятиями следует считать: реконструкцию ирригационных оросительных систем; строительство Рогунского водохранилища.

Ташкентский институт "Гидропроект" в 1993 г. составил рабочую документацию "Дополнительные проработки, уточняющие материалы проекта по оценке технико-экономических показателей ГЭС, при уменьшении емкости водохранилища", и пришел к выводам:

- подтверждены параметры, высокая эффективность и значение гидроузла в решении энергетических, водохозяйственных и социально-экономических проблем Среднеазиатского региона, и в первую очередь Республики Таджикистан;

- водохранилище гидроузла совместно с Нурекским на реке Вахш и Туямуюнским на реке Амударья, общей полезной емкостью 18 - 19 куб. км, способно обеспечить многолетнее регулирование стока реки Амударьи с дополнительной гарантированной водоподачей в размере 5,0 - 5,9 куб. км на земли Амударьинского бассейна, расположенные на территории республики Узбекистан и Туркменистан;

- включение в работу Рогунского водохранилища дает возможность дальнейшего водохозяйственного развития в Амударьинском бассейне. При варианте развития орошаемого земледелия возможно обеспечить прирост вновь орошаемых земель в размере 360 тыс. га и увеличение водообеспеченности существующих ирригационных систем на площадях до 4,3 млн. га. При варианте "стоп" развитию орошаемого земледелия дополнительная водоотдача от многолетнего регулирования стока Рогунским водохранилищем может быть использована для решения проблем Аральского моря и обводнения Приаралья;

- при варианте приоритетного энергетического использования гидроузла при установленной мощности в 3,6 млн. кВт и емком водохранилище Рогунская ГЭС по своему потенциалу явится системообразующей и может быть использована для покрытия значительной части (до 13%) нагрузок ОЭС Средней Азии;

- ввод в строй Рогунского гидроузла полностью обеспечит собственные нужды и энергетическую независимость Республики Таджикистан, с возможностью экспортировать часть электроэнергии за пределы республики. Годовая экономия топлива за счет исключения тепловых станций составит около 4,2 млн. т условного топлива, что эквивалентно 3,5 куб. км природного газа;

- при работе ГЭС в ирригационном режиме энергетический эффект гидроузла в каскаде Вахшских ГЭС по зимней гарантированной мощности и зимней выработке электроэнергии снижается соответственно в 1,5 - 2 раза. При этом возмещение ущерба от потерь энергетического эффекта станций предусматривается за счет реальных водопотребителей в бассейне реки Амударьи.

Энерго-ирригационный режим использования Рогунского гидроузла в каскаде водохранилищ по сравнению с существующей схемой регулирования "без Рогунской ГЭС" окажет позитивное влияние на социально-экономические показатели развития бассейна.

Энергетический режим, по мнению некоторых экспертов, наносит ущерб Узбекистану.

Ирригационный режим выгоден соседям, но при этом Таджикистан упускает экономические выгоды, экологии региона будет нанесен значительный ущерб.

В советский период экологические негативные последствия предусматривалось снизить за счет переброски в регион части стока сибирских рек. Россия как правопреемник СССР, инициатор революционного освоения земельных и водно-энергетических ресурсов республик ЦА может внести вклад в устранение создавшейся неправомерной практики водопользования в регионе.

С учетом глобального изменения импорта можно пересмотреть отношение к проекту переброски сибирских рек в низовье бассейна рек Арала.

Пора всем странам садиться за стол переговоров и находить взаимно выгодные условия с учетом экономических интересов и защиты экологии и охраны природной среды. В соответствии с Дублинскими принципами вода имеет экономическую ценность. Многие цивилизованные государства мира признают воду товаром. Как и всякий товар, она имеет цену, которую можно установить в переговорном процессе. Как показывает опыт стран Восточной Европы, перешедших на платное водопользование, там, где воды не хватало, после введения платности ее стало в избытке. Настала пора и в нашем регионе переходить к передовым экономическим методам стимулирования экономного и бережного отношения к воде.

В условиях, когда нет соглашения по использованию реки Амударьи по Конвенции-97, ст. 3 п. 4 "Соглашение о водотоке", может быть заключено соглашение для конкретного проекта.

Наилучшим способом гарантировать себя от невыгодного режима использования стока рек после создания Рогунского водохранилища является участие государств, расположенных в низовье, в консорциуме по строительству Рогунской ГЭС.

С учетом опыта строительства Нурекской, Токтогульской ГЭС реальные сроки наполнения водохранилища превышают проектные. Таджикистан за счет своих неиспользованных лимитов без ущерба для других сможет заполнить Рогунское водохранилище, польза от которого в будущем для всего бассейна реки Амударьи доказана серьезными расчетами.

Литература

1. Маматканов Д. М., Баженова Л. В., Романовский В. В. Водные ресурсы Кыргызстана на современном этапе. Бишкек; Илим, 2006. С. 197 - 200.

2. Усубалиев Т. У. Закон Кыргызской Республики о межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики. Кыргызстану, всей Центральной Азии грозит глобальное загрязнение радиоактивными отходами. Бишкек; Шам, 2002. С. 26.

3. Разаков Р. М., Рахмонов Б. А., Савицкий А. Г., Насонов В. Н. Социально экономические и экологические ущербы при существующем состоянии использования водных ресурсов в бассейне Арала. Вода и рынок. Санкт-Петербург, 2005. Материалы семинаров "Экология и вода" и "Вода и рынок". С. 101, 105, 108.

4. Капустин А. Я. Право на водные энергетические ресурсы в современном международном праве // Международная конференция по сокращению стихийных бедствий, связанных с водой. Душанбе, 2008. С. 59.

5. Дополнительные проработки проекта Рогунской ГЭС по оценке ТЭО ГЭС при уменьшении емкости водохранилища. Раздел "Международное вододеление при многолетнем регулировании стока в Рогунском водохранилище с учетом отбора воды в Афганистан". Ташкент: "Союзгипроводхлопок", 1991.

6. Духовный В. А, Соколов А. Г. Перспективы гидротехнического строительства в странах Центральной Азии // Семинар "Плотины и гидроэнергетика в России и странах СНГ". СПб., 2007. С. 111.

Название документа