Международное сотрудничество в сфере финансового мониторинга

(Голец Г. А.) ("Финансовое право", 2009, N 7) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

Г. А. ГОЛЕЦ

Голец Г. А., адъюнкт Московского университета МВД России, специалист-ревизор ЦДПР МВД России, лейтенант милиции.

Статья посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере финансового мониторинга. Анализируются основные документы, принятые на международном уровне в данной сфере, а также анализируются направления сотрудничества Российской Федерации с другими государствами и международными организациями по данным вопросам. В современных условиях глобализации и интеграции отмывание доходов превратилось в феномен мирового масштаба, чему немало способствуют процессы постоянного перемещения преступных средств, позволяя пользоваться пробелами в законодательстве различных стран. Парадоксально, что эти же самые процессы повышают эффективность борьбы с легализацией преступных средств путем развития информационного обмена между странами. Таким образом, необходимым элементом эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, является международное сотрудничество, осуществляемое посредством взаимодействия национальных подразделений финансовых разведок <1> с международными органами противодействия легализации преступных доходов <2>, а также обмен информацией между национальными надзорными, правоохранительными и судебными органами. -------------------------------- <1> FIU: financial information units - органы финансовой информации, или financial intelligence units - органы финансовой разведки. <2> К основным международным группам противодействия преступных доходов относятся ООН, ФАТФ, Базельский комитет, Группа "Эгмонт", Вольфсбергская группа.

В 1990 г. Советом Европы была принята Конвенция "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" - Страсбургская конвенция <3>, цель которой состоит в том, чтобы облегчить международное сотрудничество и взаимную помощь подразделениям по расследованию преступлений, розыску, захвату и конфискации преступных доходов <4>. -------------------------------- <3> Convention N 141 of 1990 from the Council of Europe. <4> Конвенция подписана РФ 07.05.1999 (Постановление Правительства РФ от 04.05.1999 N 486), ратифицирована (Федеральный закон от 28.05.2001 N 62-ФЗ).

В целях международного сотрудничества Конвенция предусматривает различные формы противодействия легализации преступных доходов, начиная от постоянных мер, таких как помощь в сборе улик, передача информации другому государству без официального запроса и принятие общих методов ведения следствия, вплоть до применения таких мер пресечения, как блокирование счетов в банке, конфискация собственности с целью предотвращения ее уничтожения. Значительным достижением в установлении международных стандартов финансового мониторинга стали "сорок рекомендаций" Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ (FATF) <5>, цель которой состоит в развитии международной стратегии противодействия легализации денежных средств. Рекомендации ФАТФ представляют собой универсальную юридическую основу для правоприменительной деятельности в борьбе с отмыванием денег, в целях ее последующей адаптации в национальных системах законодательства стран-участников с учетом их индивидуальных особенностей. Они включают в себя меры, предусматривающие уголовное преследование за осуществление отмывания доходов, организацию превентивного контроля в финансовых и ряде нефинансовых учреждений, создание подразделения финансовой разведки и международное сотрудничество в деятельности по борьбе с данным видом преступления. -------------------------------- <5> Официальный сайт группы - www. fatf-gafi. org.

Объединение органов финансового мониторинга в 1995 г. получило название Группы "Эгмонт" <6>. На сегодняшний день Группа "Эгмонт" объединяет подразделения финансовых разведок 100 стран мира <7>, в том числе и Росфинмониторинг, что позволяет нам принимать активное участие в разработке международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов. Для выполнения своей главной цели - совершенствования обмена информацией между ПФР - группой были приняты "Принципы информационного обмена" <8> и "Передовой опыт обмена информацией" <9> между подразделениями финансовых разведок, которые заключались в том, что информационный обмен ПФР должен находиться под строгим контролем и защитой, для соответствия нормам национального законодательства в части конфиденциальности и исключения несанкционированного доступа. -------------------------------- <6> Официальный сайт группы - www. egmontgroup. org. <7> Список подразделений-участников представлен на официальном сайте Группы "Эгмонт". <8> Principles for Information Exchange. <9> Best Practices for the Exchange of Information.

Для совершенствования связи между финансовыми разведками разных стран в феврале 1997 г. была создана "Безопасная сеть Эгмонт" <10>, которая представляет собой информационную базу, дающую возможность подразделениям разных стран, входящих в группу "Эгмонт", получать надлежащую информацию (о задачах, структуре организации, возможностях), вновь появившихся способах легализации преступных доходов, средствах анализа финансового состояния и новых технологических разработках. -------------------------------- <10> Egmont Secure Web - ESW.

Особую роль в формировании системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, сыграл Базельский комитет по банковскому надзору, который был сформирован в 1974 г. управляющими центральных банков 10 стран и в настоящий момент насчитывает в своем составе 13 членов, объединяя тем самым центробанки стран-участников <11>. Комитет рекомендует стандарты контроля и принципы руководства, разработанные на основе методов, применяемых в банковской системе стран-участников, в частности, это принятые в 2006 г. "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" <12>, которые представляют собой проект 25 обязательных принципов работы банков. -------------------------------- <11> Бельгия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и США. <12> Core Principles for Effective Banking Supervision. Basel Committe of Banking Supervision. 2006.

Для приведения отечественного законодательства в соответствие с международными стандартами по противодействию отмыванию доходов Российской Федерацией был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". А 1 ноября 2001 г. был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу <13>, который Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг, ныне находящийся в ведении Правительства Российской Федерации. Согласно названному Федеральному закону к ведению Росфинмониторинга относятся меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. -------------------------------- <13> Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Главой IV Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено три направления осуществления международного сотрудничества, это: - взаимодействие с компетентными органами иностранных государств путем запрашивания и предоставления информации их компетентным органам при условии обеспечения ее конфиденциальности и использования только в целях, указанных в запросе; - экстрадиция иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с отмыванием криминальных доходов; - признание вынесенных иностранными судами и вступивших в законную силу приговоров в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления легализации доходов, полученных преступным путем. В докладе о сотрудничестве России и международного сообщества в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации доходов, полученных преступным путем, советником проекта Совета Европы по борьбе с отмыванием денег в Российской Федерации Леонидом Фитуни было отмечено, что рост российской экономики в последние годы объективно ведет к консолидации ее международных позиций, которая, в частности, выражается и в более активном участии России в борьбе с легализацией средств преступного происхождения и противодействии финансированию терроризма <14>. -------------------------------- <14> Воронин А. С. От противодействия легализации преступных доходов к снижению рисков согласно международным стандартам // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2008. N 1. Январь-февраль.

В настоящее время Россия - полноправный член ФАТФ, занимает также ведущую роль в региональной группе, активно участвует в разработке и распространении международных стандартов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. При этом в международном информационном обиходе, например в обзоре, подготовленном KPMG <15>, отмечается, что противодействие легализации (отмыванию) доходов в России все еще нуждается в корректировке в соответствии с мировыми стандартами, особенно это касается банковской сферы. -------------------------------- <15> Международный обзор борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем за 2007 год; KPMG - Международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские и консультационные услуги.

Название документа