Всемирная торговая организация: перспективы участия в установлении международных трудовых стандартов

(Лютов Н. Л.) ("Трудовое право", 2009, N 7) Текст документа

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ В УСТАНОВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ СТАНДАРТОВ

Н. Л. ЛЮТОВ

Лютов Н. Л., кандидат юридических наук.

По идее Всемирная торговая организация (ВТО), занимающаяся вопросами международной торговли, не должна относиться к субъектам международного трудового права. Однако, как отмечается самой организацией, нет вопроса, вызывающего большее количество дебатов в рамках ВТО, чем соотношение между международной торговлей и ключевыми трудовыми стандартами <1>. Таким образом, Всемирная торговая организация является, наверное, вторым по величине после Международной организации труда форумом, на котором обсуждаются проблемы международного трудового права. Следует иметь в виду, что для России значимость ВТО как международной организации, связанной с установлением в том числе трудовых стандартов, существенно меньше, чем роль Международной организации труда. Во-первых, это связано с тем, что ВТО занимается установлением именно торговых правил, а международные трудовые стандарты касаются деятельности этой организации лишь постольку, поскольку они связаны с увеличением или уменьшением экономической конкурентоспособности государств - членов ВТО (см. об этом далее). Во-вторых, несмотря на то, что рабочая группа ВТО по вступлению России в эту организацию была образована еще в 1993 г., наша страна до сих пор не вступила в ВТО <2>. Причем, судя по всему, российские власти проявляют со временем все меньшую заинтересованность в том, чтобы Россия в ВТО все-таки вступила. В отличие от МОТ, членом которой может стать любое государство - член ООН, вступление в ВТО любого нового государства обусловлено согласованием его торговых отношений со всеми нынешними государствами - членами ВТО <3>. В некоторых случаях такое согласование сложно сделать по чисто политическим причинам, не связанным с экономикой. Тем не менее для общей системы международных отношений роль ВТО достаточно велика, и Россия не может этого не учитывать. -------------------------------- <1> WTO. Doha Ministerial 2001: Briefing Notes. Trade and Labour Standards: A Difficult Issue for Many WTO Members. http://www. wto. org/english/thewto_e/minist_e/min01_e/brief_e/brief16_e. htm. <2> См. о динамике переговоров по вступлению России в ВТО: http://www. wto. org/english/thewto_e/acc_e/a1_russie_e/brief16_e. htm. <3> О процедурах вступления в ВТО см.: http://www. wto. org/english/thewto_e/acc_e/acc7_3_e. htm.

Механизмы воздействия на нарушителей договоров в рамках ВТО существенно более значимы по своим последствиям, нежели меры контроля за соблюдением международных трудовых стандартов в рамках МОТ <4> и нередко предполагают применение экономических санкций к государствам-нарушителям. На академическом уровне внимание к ВТО с точки зрения возможностей реализации международных трудовых стандартов привлекается в большей степени со стороны юристов и экономистов из США <5>. -------------------------------- <4> О проблемах эффективности контроля за соблюдением актов МОТ см.: Лютов Н. Л. Эффективность деятельности МОТ: наднациональный уровень // Трудовое право. N 2. 2008. <5> См., например: Atleson J., Compa L. et al. International labour law: cases and materials on workers' rights in the global economy. Thomson-West, 2008; Basu K., Horn H., Rom'n L., Shapiro J. (eds.) International Labour Standards: Histori, Theory and Policy Options. Blackweil Publishing, 2006; Fianagan R. J., Gould IV W. B. (eds.) International Labour Standards: Globalization, Trade and Public Policy. Stanford Law and Policy, 2003.

Основные факты о ВТО. Всемирная торговая организация была учреждена в нынешнем виде достаточно недавно - в 1995 г., однако до этого она функционировала почти 50 лет в качестве не имеющего собственного названия органа, отвечающего за исполнение Генерального соглашения по тарифам и торговле (принятая аббревиатура - ГАТТ, от англ. General Agreement on Tariffs and Trade), заключенного в 1947 г. в рамках так называемых Бреттон-вудских соглашений (по названию г. Бреттон-Вудс, Нью-Гемпшир, США, где они были заключены). В июле 1944 г., еще до окончания Второй мировой войны, произошла знаменитая Бреттон-вудская конференция. Бреттон-вудская конференция 1944 г. Официальное название - Монетарная и финансовая конференция при Организации объединенных наций. На Бреттон-вудской конференции фактически было закреплено доминирующее положение доллара США в качестве мировой резервной валюты (первоначально - на паритетных основах с британским фунтом стерлингов), доллар США в результате подписанных на конференции соглашений стал единственной валютой в мире, напрямую привязанной к золоту. Такая система просуществовала до 1970-х гг., когда доллар сначала был неоднократно девальвирован по отношению к золоту, а потом США вообще отказались обменивать доллары на золото. Тем не менее доллар остался основной мировой резервной валютой. Система Бреттон-вудских соглашений предусматривала создание трех специальных организаций, занимающихся реализацией заключенных соглашений: Всемирного банка, Международного валютного фонда и Международной торговой организации. Основным спонсором этих организаций должны были выступать Соединенные Штаты. Однако США согласились ратифицировать соглашения, предусматривающие создание только первых двух из этих трех организаций. Вместо создания Международной торговой организации был учрежден лишь небольшой секретариат, наблюдавший за исполнением Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Целью ГАТТ было максимальное открытие торговых рынков стран-участниц и устранение торговых барьеров. Изначально эта политика отвечала геополитическим интересам США, - это была единственная крупная экономика, усилившаяся в ходе Второй мировой войны и имевшая резервы капитала, которым нужны были выходы на рынки других стран. За предоставление субсидий и кредитов пострадавшим в войне государствам страны - участницы ГАТТ должны были обеспечивать доступ американских товаров на свои рынки. В течение десятилетий развития ГАТТ проводились раунды переговоров, все более расширявших свободу международной торговли и снижавших тарифные барьеры. Количество стран, участвовавших в ГАТТ, постепенно увеличивалось. Наконец, на Уругвайском раунде переговоров, проходившем с 1986 по 1994 г., было принято решение об учреждении Всемирной торговой организации (изначально она называлась ГАТТ-ВТО, но потом название было сокращено). Современная Всемирная торговая организация - это многосторонняя межправительственная международная организация, в которую по состоянию на май 2009 г. входят 153 государства. Участники ВТО на взаимной основе снижают торговые тарифы и устраняют иные, нетарифные, ограничения во взаимной торговле. Основным принципом деятельности ВТО является недискриминация: государства-участники обязаны по общему правилу предоставлять равный доступ на свой рынок для одинаковых продуктов, импортируемых из разных стран. Всемирная торговая организация самостоятельно не устанавливает систему международной торговли, это делается самими государствами - участниками ВТО. Постольку, поскольку такие системы установлены на национальном уровне, в рамках ВТО предусмотрены механизмы разрешения споров между государствами по поводу справедливости этих торговых систем и их соответствия требованиям ВТО. При этом ВТО не обладает каким-либо механизмом непосредственного воздействия на национальное законодательство стран-участниц. В том случае, если государство-участник нарушает правила ВТО, организация может освободить других своих членов от обязанности не дискриминировать государство-нарушителя; в отношении такого государства могут быть наложены дополнительные тарифные ограничения со стороны государств-участников. В этом механизм контроля за соблюдением стандартов ВТО похож на контрольные механизмы МОТ: Международная организация труда также не может самостоятельно наложить какие-либо санкции в отношении входящих в ее состав государств, она может лишь призвать государства-члены пересмотреть свои отношения с нарушителем. Однако, во-первых, меры ВТО в этом отношении применяются гораздо чаще <6>, а во-вторых, тарифные ограничения в рамках ВТО гораздо более болезненны для экономики стран-участниц. -------------------------------- <6> МОТ воспользовалась этим своим правом лишь однажды - в отношении Мьянмы, в течение десятилетий допускавшей грубейшие нарушения в области использования принудительного труда.

Следует иметь в виду, что такая система контроля за международной торговлей по определению не может не быть дискриминационной: крупное государство с мощной экономикой может своими санкциями нанести небольшому государству со слабой экономикой несопоставимо больший ущерб, чем наоборот. Кроме того, наложение санкций в рамках ВТО - это предмет очень длительных и сложных переговоров между спорящими государствами. В ряде случаев споры по поводу предполагаемого нарушения свободы торговли могут длиться десятилетиями. Международная организация труда и ВТО сходны в том, что обе эти организации являются международными площадками для обсуждения странами-участницами интересующих их вопросов. Очевидное различие заключается в том, какие вопросы обсуждаются: центральная тема международных актов и ведущихся странами-участницами в рамках МОТ дискуссий - это улучшение стандартов труда. Центральные проблемы переговоров и соглашений в рамках ВТО - устранение торговых барьеров между государствами и открытие национальных рынков для экспорта. Это не означает, что ВТО не влияет на установление международных трудовых стандартов, но влияние ВТО в этой области имеет несколько более узкий характер. Причины принятия международных соглашений в сфере труда. Можно утверждать, что установление международных трудовых стандартов еще с XIX в. мотивировалось тремя группами причин: гуманитарными, социальными и экономическими. Гуманитарные соображения сводились к тому, что трудящиеся находятся в тяжелом положении, нуждаются в помощи и государства должны сотрудничать между собой с целью установления более гуманных трудовых стандартов. Социальные соображения были связаны с опасениями социальных потрясений, которые могли принять транснациональный масштаб, - эти опасения реализовались в полной мере в конце Первой мировой войны, когда возникла реальная угроза международного распространения социалистических революций. Наконец, экономические соображения - это опасения, что другое государство будет конкурировать с национальной экономикой другого государства за счет низких расходов на труд работников. Все эти мотивы актуальны и в начале XXI в. Если Международная организация труда по большей части имеет дело с гуманитарными и социальными составляющими международного трудового права, хотя экономические соображения при принятии актов МОТ также играют свою роль, то ВТО связана с международными трудовыми стандартами исключительно в плоскости их влияния на открытость национальных рынков и наличие торговых барьеров. Международные трудовые стандарты и торговые барьеры. Международная экономика труда исходит из того, что принятие или отказ от принятия международно установленных трудовых стандартов влияет на каждую национальную экономику с двух сторон: экспортной и импортной. В том случае, если государство ослабляет трудовые стандарты в отраслях экономики, конкурирующих с иностранным импортом, оно предоставляет большие возможности по снижению стоимости продукции собственных производителей, делая их более конкурентоспособными. Тем самым осуществляется косвенное субсидирование национальных производителей, что наносит ущерб другим государствам, экспортирующим товары в эту страну. Если же государство, наоборот, размывает трудовые стандарты в экспортных отраслях экономики, оно косвенно субсидирует своих собственных экспортеров, нанося ущерб национальным производителям из других стран. И те и другие действия считаются установлением торговых барьеров, с которыми призвана бороться Всемирная торговая организация. Таким образом, в экономической плоскости цели Международной организации труда и ВТО в некоторой степени совпадают: МОТ стремится к установлению достойных международных трудовых стандартов в целом, а ВТО борется с ограничениями свободы международной торговли, одним из видов которых является отказ от международных трудовых стандартов. Поэтому МОТ и ВТО осуществляют техническое сотрудничество в вопросе соблюдения странами основополагающих стандартов и прав в сфере труда. Всемирная торговая организация исходит из позиции, что каждое государство - член ВТО должно неукоснительно соблюдать по крайней мере четыре основополагающих права и принципа в сфере труда, закрепленные Декларацией МОТ 1998 г. <7>, т. е. обеспечивать свободу объединения и право на ведение коллективных переговоров, действенный отказ от принудительного труда, запрещение детского труда и недопущение дискриминации в области труда и занятий. -------------------------------- <7> Декларация Международной организации труда 1998 г. "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" // РГ. 16.12.1998.

Однако между свободой международной торговли и установлением международных трудовых стандартов есть и определенные противоречия. Как уже было сказано, политика ВТО заключается в максимальной либерализации международной торговли и устранении торговых барьеров. Собственно, превращение всех стран мира в единый экономический рынок - это и есть экономическая глобализация, которая пугает многих защитников трудовых прав. Благодаря "размытию" экономических границ между странами повышается мобильность капитала. При этом национальные границы и интересы отдельных государств никуда не пропадают, поэтому, конкурируя между собой за привлечение инвестиций, государства начинают отказываться от трудовых стандартов, вступая в так называемую "гонку на дно". "Гонка на дно" (англ. "race to the bottom") - термин, обозначающий в современном международном трудовом праве и экономике труда "соревнование", ведущееся между государствами для привлечения иностранных инвестиций за счет низких социальных расходов инвестора. Для привлечения в страну иностранных инвестиций и создания новых рабочих мест государства, в особенности развивающиеся, стремятся обеспечить иностранным инвесторам, чаще всего транснациональным корпорациям, режим наибольшего благоприятствования. Одно из важнейших направлений такого режима - установление "гибкого" трудового законодательства, т. е. такого законодательства, которое бы в наименьшей степени связывало работодателя и сокращало его расходы на рабочую силу. Это, очевидно, приводит к снижению социальных стандартов для работников. В результате государства оказываются в ловушке собственной политики: в условиях международной конкуренции за привлечение капитала они уже не могут позволить себе вводить защищающее работников законодательство: это сразу же приведет к "бегству" работодателей в страны, где расходы на рабочую силу остаются низкими. Происходит так называемая "заморозка регулирования" (англ. "regulatory freeze", когда страны фактически отказываются от установления достойных трудовых стандартов. В силу указанных обстоятельств между Международной организацией труда и Всемирной торговой организацией возникают сложные отношения - сотрудничества и одновременно - соперничества. Увязывание свободы международной торговли с соблюдением международных трудовых стандартов. Механизм, с помощью которого Всемирная торговая организация может повлиять на соблюдение странами-участницами международных трудовых норм, представляет собой увязывание доступа на национальные рынки с выполнением страной-экспортером основополагающих прав и принципов в сфере труда. Речь идет о так называемой "социальной оговорке" (англ. "social clause") в международных торговых договорах <8>. -------------------------------- <8> О социальных оговорках см. также: Черняева Д. В. Международные стандарты труда // Международное публичное трудовое право: Учебное пособие. М., 2009.

Торговые правила ВТО. В соответствии со ст. 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле, каждый участник ВТО обязан предоставлять каждому другому участнику ВТО все преимущества и привилегии в торговле, которые предоставляются этим участником любой другой стране. Этот принцип принято называть принципом "наиболее привилегированного торгового партнера", т. е. каждый участник ВТО является "наиболее привилегированным торговым партнером" каждого другого участника ВТО. Кроме того, в ст. 2 ГАТТ закреплен принцип "национального обращения", означающий, что члены ВТО обязаны предоставлять для продукции, импортируемой ими из стран - участниц ВТО, режим внутренней продажи, транспортировки, распространения, использования и т. п. не хуже, чем в отношении продукции, производимой собственными национальными предприятиями. Поскольку режим "наиболее привилегированного торгового партнера" предоставляется всем членам ВТО и, по сути, является не привилегией, а нормой, с 2001 г. этот режим трансформировался в режим "нормальных торговых отношений". Государство-член с санкции ВТО имеет право отказать в режиме "нормальных торговых отношений" государству, нарушающему принципы свободной торговли, предусмотренные организацией. Помимо несоблюдения принципов свободы торговли, причиной отказа экспортеру в режиме "нормальных торговых отношений" могут стать нарушения экологических стандартов при производстве. Острые дебаты ведутся по поводу того, допустимо ли увязывать этот режим с реализацией государством - членом ВТО основополагающих прав и принципов в сфере труда, т. е. о возможности использования "социальной оговорки" в рамках ВТО. Всемирная торговая организация в вопросе "социальной оговорки" не является монополистом: такого рода оговорки включаются в двухсторонние договоры между государствами <9>, а также составляют предмет систем всеобщих торговых преференций <10>. Это приводит к значительному усложнению торговых отношений между странами, за что критики называют эти торговые режимы "миской со спагетти". Тем не менее именно ВТО обладает возможностью наиболее эффективно использовать механизм "социальной оговорки" в силу универсализма организации. Однако в настоящий момент, несмотря на ожесточенные споры по этому поводу, социальные оговорки практически не используются в качестве механизма обеспечения соблюдения международно признанных прав человека в сфере труда. -------------------------------- <9> Например, двухстороннее торговое соглашение в отношении текстильной промышленности между США и Камбоджей 2001 г., в котором камбоджийские производители текстиля получают преимущества при доступе на рынок США в случае соблюдения ими международных трудовых стандартов. <10> О всеобщей системе торговых преференций США и ЕС см.: Лютов Н. Л. Торговые преференции и международные трудовые стандарты: опыт Европейского союза и США // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. N 2. 2008. С. 148 - 152.

В чем же состоят аргументы сторонников и противников использования "социальной оговорки" в рамках ВТО? Аргументы за. Наиболее активными сторонниками идеи увязывания режима "нормальных торговых отношений" с соблюдением социальных прав человека в рамках ВТО в течение ряда лет остаются международные профсоюзные организации. В частности, Международная конфедерация профсоюзов в своей поддержке "социальной оговорки" ссылается <11> на положения так и не вступившей в силу ст. 7 Гаванской хартии Международной торговой организации 1948 г. <12>, в которой говорится, что участники Хартии признают, что меры, связанные с занятостью, должны учитывать права работников, закрепленные межправительственными соглашениями, декларациями и конвенциями. Что более важно, в этой же статье Хартии говорится о том, что несправедливые условия труда, особенно в экспортных отраслях экономики, создают трудности в международной торговле и, соответственно, каждый участник Хартии предпримет любые уместные и возможные действия с тем, чтобы устранить такие условия на своей территории. В момент, когда принимались соответствующие положения Гаванской хартии, они были предложены развивающимися странами, стремящимися избежать "гонки на дно" между собой. Экономически развитые страны в тот исторический период не интересовались этой проблемой и были заняты в большей степени защитой протекционистских барьеров, направленных на защиту их национальной экономики. В настоящее время ситуация в этом отношении прямо противоположная: сторонниками "социальной оговорки", в том числе в рамках ВТО, в большей степени являются как раз более богатые страны. -------------------------------- <11> См.: International Confederation of Free Trade Unions (ICFTU) statement on building a WTO that can contribute effectively to economic and social development worldwide. http://www. wto. org/english/forums_e/ngo_e/icftu_e. doc. <12> Havana Charter of the International Trade Organization // Final Act of the United Nations Conference on Trade and Employment, held at Havana, Cuba from November, 21, 1947 to March, 24, 1948. Final Act and Related Documents, Interim Commission of the International Trade Organization, Lake Success, New York, 1948. Art. 7. http://www. wto. org/english/docs_e/legal_e/havana_e. pdf.

С точки зрения Международной конфедерации профсоюзов, неотъемлемыми составляющими современной глобальной коммерции становятся дискриминация и эксплуатация работников. Глобализация экономики приводит к увеличению имущественного неравенства и подрыву демократического процесса принятия решений национальными правительствами. Профсоюзы считают, что ВТО должна существенно улучшить механизмы, позволяющие торговле и инвестициям вносить вклад в социальное развитие, а не в отрицание фундаментальных прав человека. На Сингапурской конференции ВТО 1996 г. все страны - участницы ВТО подтвердили свое намерение соблюдать основополагающие права и принципы в сфере труда, сформулированные МОТ. Международная организация труда - это, с точки зрения профсоюзов, единственная международная организация, уполномоченная формулировать универсальные международные трудовые стандарты. Однако механизмы обеспечения этих стандартов в рамках МОТ недостаточно эффективны. Поэтому существует срочная необходимость осуществления ряда практических шагов в рамках ВТО с тем, чтобы основополагающие трудовые права, сформулированные МОТ, были инкорпорированы в программу действий ВТО таким образом, чтобы усилить приведение в жизнь этих стандартов. В качестве первого шага в этом направлении ВТО должна учредить официально действующую постоянную рабочую группу, которая, при консультативном участии представителей МОТ, рассматривала бы вопросы соблюдения трудовых прав государствами - участниками ВТО. При этом Международная конфедерация профсоюзов исходит из недопустимости использования ссылок на права работников в протекционистских целях. Аргументы против. Основной аргумент, использующийся противниками увязывания торговых и трудовых стандартов в рамках ВТО, принято называть аргументом "рождественской елки". Он сводится к тому, что социальных вопросов, затрагиваемых процессами глобализации, очень много и если увязывать каждый из них со свободой торговли, то, подобно рождественской ели, завешанной слишком большим количеством игрушек, система международных торговых соглашений просто рухнет. Этот аргумент, в частности, приводится в совместном заявлении трех бывших генеральных директоров ВТО <13>. -------------------------------- <13> Dunkel A., Sutherland P., Ruggiero R. Joint statement on the multilateral trading system, February, 1, 2001. http://www. wto. org/english/news_e/news01_e/jointstatdavos_jan01_e. htm.

В настоящее время именно развивающиеся страны являются главными противниками увязывания режима "нормальных торговых отношений" с соблюдением основополагающих принципов в сфере труда. Позиция развивающихся стран заключается в том, что под предлогом обеспечения трудовых прав работников экономически развитые страны на самом деле занимаются торговым протекционизмом и закрывают свои рынки для развивающихся стран из прагматических, а не из гуманитарных соображений. Развивающиеся страны считают, что в настоящее время трудовые стандарты, которые им предлагается соблюдать, являются слишком жесткими, учитывая их уровень экономического развития. Юристы, представляющие эту точку зрения, говорят о том, что неясно, каким образом можно увязать международные трудовые стандарты, принимаемые Международной организацией труда, и правила международной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией. В частности, противникам "социальной оговорки" в рамках ВТО неясно, можно ли вообще и если можно, то каким образом стандарты, принятые МОТ, применять так, чтобы это не противоречило правилам ВТО <14>. -------------------------------- <14> См.: Labour standards: consensus, coherence and controversy // Understanding the WTO: cross-cutting and new issues. http://www. wto. org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/bey5_e. htm.

Результаты дискуссий. Жесткие дебаты по поводу социальных оговорок в рамках ВТО между представителями международных профсоюзов и объединений работодателей, правительствами развитых и развивающихся стран велись в течение долгого времени, и особенно обострилась ситуация в 1996 - 1999 гг. На Сингапурской конференции ВТО 1996 г., как уже говорилось, все участники подтвердили общее согласие выполнять основополагающие права и принципы в сфере труда так, как они понимаются МОТ. Однако, как было сказано в итоговой Декларации конференции, трудовые стандарты не должны использоваться в протекционистских целях. Экономические преимущества бедных стран не должны ставиться под вопрос, однако ВТО и МОТ, согласно Декларации, должны продолжать сотрудничество. Таким образом, в соответствии с Сингапурской декларацией, вопросы труда не были включены в повестку дня ВТО. Вопрос о трудовых стандартах поднимался также на Конференции министров ВТО в Сиэтле в 1999 г., но согласия по этому поводу достигнуто не было. Позиция ВТО, сформулированная в Сингапуре, была подтверждена в рамках так называемого Дохийского раунда переговоров, начавшегося в 2001 г. Но сам Дохийский раунд обнажил не разрешенные до настоящего момента серьезнейшие противоречия между развитыми и развивающимися странами по поводу субсидирования сельского хозяйства, и к настоящему моменту соответствующие переговоры зашли в тупик <15>. -------------------------------- <15> См. об этом, например: Бутрин Д. Дохийский раунд нокаутирован. Членам ВТО не удалось договориться о свободе торговли // Коммерсантъ. N 134. 25.07.2006. http://www. kommersant. ru/doc. aspx? DocslD=692633.

Новых попыток привести вопрос о "социальной оговорке" в рамки ВТО за последние несколько лет не предпринималось, и ВТО в настоящий момент лишь ограничивается подтверждением своей поддержки основополагающих международных трудовых стандартов, но не готова обеспечить действенную поддержку реализации этих стандартов странами-участницами. В связи с кризисом мировой экономики правительства ряда крупных стран вообще ставят под сомнение дееспособность ВТО в ее нынешнем виде и говорят о необходимости радикальной трансформации этой структуры с целью обеспечения большей прозрачности и демократизма принимаемых в ее рамках решений, а также содействия введению контроля за финансовым регулированием на национальном уровне. Такую точку зрения представляют Франция и Германия. Россия и Китай говорят о необходимости общей перестройки всей мировой финансовой системы и замены доллара США наднациональными резервными валютами. На фоне таких глобальных дискуссий вопрос о включении трудовых стандартов в повестку дня ВТО отходит на второй план, но, как представляется, именно в связи с углублением мирового экономического кризиса и катастрофическим ростом безработицы в мире этот вопрос вновь должен стать актуальным в ближайшее время. Угроза социальных потрясений должна заставить правительства разных стран задуматься над созданием эффективных механизмов контроля за соблюдением международных трудовых стандартов так же, как в свое время социальные потрясения, вызванные Первой мировой войной, послужили толчком к созданию Международной организации труда.

Название документа