Международное законодательство о незаконном отмывании денежных средств

(Буркова А.)

("Таможенное дело", 2009, N 2)

Текст документа

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕЗАКОННОМ ОТМЫВАНИИ

ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

А. БУРКОВА

Буркова А., кандидат юридических наук.

Проблема борьбы с незаконным отмыванием денежных средств все больше волнует умы развитых юрисдикций.

Документы, регулирующие борьбу с незаконным отмыванием денежных средств, принимаются на различных уровнях:

- на международном уровне;

- на уровне Европейского союза;

- на уровне отдельных государств.

Международное регулирование

Основным документом, регулирующим предотвращение отмывания денежных средств, являются сорок рекомендаций ФАТФ (FATF "The Forty Recommendations") (Рекомендации).

Эти Рекомендации были разработаны, учитывая существующую практику, и призваны, чтобы страны имплементировали соответствующие нормы в их национальное законодательство. Рекомендации касаются не только отмывания денежных средств, но и борьбы с финансированием террористов. В настоящее время более 130 стран мира имплементировали Рекомендации в свое законодательство.

Рекомендации в том числе включают в себя следующие меры:

- страны должны иметь уголовное законодательство относительно отмывания денежных средств; если применение уголовного законодательства невозможно к юридическим лицам, то должны быть установлены соответствующие гражданско-правовые или административные санкции;

- санкции должны включать возможность конфискации активов, связанных с отмыванием денежных средств, и соответствующих доходов вследствие этого;

- законы о конфиденциальной информации не должны препятствовать выполнению Рекомендаций;

- финансовые институты не должны открывать анонимные счета или счета на явно вымышленные имена; финансовые институты должны идентифицировать своих клиентов при совершении ими операций;

- финансовые институты должны идентифицировать своих контрагентов при проведении кросс-граничных операций и с осторожностью использовать посредников;

- финансовые институты обязаны на протяжении не менее пяти лет хранить информацию об операциях, чтобы предоставить ее в случае запросов компетентных органов;

- финансовые институты должны уделять особое внимание сложным, необычным сделкам, которые не имеют явной экономической или юридической цели;

- в случае сомнений финансовые институты должны сообщать о таких сделках и операциях в компетентные органы, при этом такое сообщение информации должно быть разрешено по соответствующему праву и не влечь никакой ответственности для финансового института или его сотрудников;

- финансовые институты должны разработать соответствующие программы борьбы с незаконным денежным отмыванием и финансированием террористической деятельности;

- недопущение лиц, ведущих преступную деятельность, к управляющим должностям в финансовых компаниях;

- в странах должны быть созданы соответствующие органы, отвечающие за вопросы борьбы с незаконным отмыванием денежных средств; эти органы должны иметь быстрый доступ к необходимой информации и документации;

- страны должны предоставлять взаимную помощь в борьбе с незаконным отмыванием денежных средств.

Рекомендации касаются таких видов правонарушений, как участие в организованных преступлениях, терроризм, сексуальная эксплуатация, незаконная торговля людьми, наркотическими средствами, вооружениями, крадеными вещами, коррупция и взяточничество, мошенничество, подделка валюты и продуктов, экологические преступления, убийства или преступления, связанные с тяжкими телесными повреждениями, похищение людей, грабежи, пиратство, торговля инсайдерской информацией и манипулирование рынком, и некоторых других.

Европейский союз

На уровне Европейского союза одним из основных документов, регулирующих незаконное отмывание денежных средств, является Директива 2005/60/EC от 26 октября 2005 г. "О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств" (Directive 2005/60/EC of 26 October 2005 "On prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering") (Директива).

Директива призвана установить меры для защиты финансовых систем, интегрированных в рамках Европейского союза.

В соответствии с Директивой страны - участники Европейского союза должны обеспечить, чтобы незаконное отмывание денежных средств было запрещено в этих странах.

Директива предусматривает:

- обязательность идентификации клиентов финансовых организаций;

- сотрудничество финансовых организаций с компетентными органами;

- финансовые организации будут воздерживаться от осуществления сделок, которые могут быть связаны с отмыванием денежных сумм;

- раскрытие финансовыми организациями компетентным органам информации, являющейся конфиденциальной, не должно расцениваться как нарушение договоров или законодательства и влечь какие-либо санкции для финансовых институтов и его сотрудников;

- обязанность финансовых организаций иметь внутренние процедуры для предотвращения отмывания денежных средств.

Английское право

Рассмотрим национальное законодательство на примере Великобритании.

В настоящее время основным документом, регулирующим незаконное отмывание денежных средств, является Money Laundering Regulations 2007/2157 (Положения). Положения частично имплементировали требования Директивы.

Положения действуют в отношении кредитных организаций, иных финансовых институтов, аудиторов, внешних бухгалтеров и налоговых консультантов, лиц, осуществляющих процедуры несостоятельности, независимых юридических профессионалов, трастов, агентств по недвижимости, казино и т. п.

В соответствии с Положениями проверка клиентов для финансовых организаций является обязательной. Такая проверка включает в себя идентификацию клиента и идентификацию бенефициара по сделке, получение информации о целях и природе бизнес-отношений. Положения устанавливают случаи, когда проверки должны проводиться более или менее тщательно. Положения также регулируют такие вопросы, как мониторинг взаимоотношений с клиентом, внутренние процедуры и подготовка штата, наблюдение и регистрация соответствующих лиц, полномочия контролирующих органов, судебные действия.

Российское право

Законодательство о противодействии отмыванию денежных средств существует какое-то время уже и в России.

Основным законом, регулирующим противодействие отмыванию денежных средств, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Закон).

Закон в общем соответствует Рекомендациям. Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Закон регулирует такие вопросы, как:

- меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю;

- права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

- организация деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

- ответственность за нарушение Закона.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Закон относит:

- обязательные процедуры внутреннего контроля;

- идентификацию клиентов;

- обязательность контроля со стороны организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и уполномоченных органов;

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- иные меры, принимаемые в соответствии с Законом.

Во исполнение Закона были приняты некоторые иные акты о противодействии (легализации) денежных средств. Например, такие, как Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленные письмом ЦБР от 13 июля 2005 г. N 99-Т, или Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 27.

Значение принятия правовых актов о противодействии

легализации денежных средств

Значение принятия правовых актов о противодействии отмыванию денежных средств достаточно значительное. Эти акты нацелены на предотвращение возможности для лиц, совершающих соответствующее правонарушение, использовать денежные средства, полученные от таких правонарушений. Невозможность использовать такие денежные средства не должна стимулировать соответствующих лиц продолжать осуществлять соответствующие правонарушения, что должно влечь уменьшение преступности в мире.

Также более тщательный контроль над денежными средствами, полученными вследствие незаконной легализации, может помочь обнаружить соответствующие правонарушения и предотвратить их.

Название документа