Современная банковская система Венесуэлы
(Глушко А. В.) ("Реформы и право", 2009, N 2) Текст документаСОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ВЕНЕСУЭЛЫ
А. В. ГЛУШКО
Глушко Александр Владимирович - кандидат юридических наук.
Экономические и финансовые системы латиноамериканских стран в последние десятилетия не раз потрясали сокрушительные кризисы, которые сопровождались галопирующей инфляцией, крахом национальных денежных единиц, массовой безработицей. В 1990-х гг. в этом регионе начали происходить глубокие политические и экономические преобразования. Военные диктатуры, правившие в большинстве стран, уступили место демократически избранным правительствам. За короткое время страны, полагавшиеся на импортозаменяющие стратегии, снизили торговые барьеры, приватизировали принадлежащие государству предприятия, осуществили глубокие реформы в налоговой сфере. Но все это справедливо для таких стран, как Аргентина, Мексика, Перу и Чили. Что касается Венесуэлы, то ситуация в этой стране развивается по-иному. В отличие от большинства латиноамериканских стран на протяжении последних четырех десятилетий в Венесуэле регулярно проводились парламентские и президентские выборы. Страна заслуженно считалась оплотом стабильности на континенте. Однако системный кризис, охвативший Венесуэлу с конца 1980-х гг., привел к стихийным выступлениям жителей крупных городов, неудавшимся попыткам государственного переворота в феврале и ноябре 1992 г., организованным военными, отстранению в мае 1993 г. президента страны А. Переса. Если на президентских выборах 1993 г. правящие силы смогли победить, выдвинув якобы независимого кандидата - одного из самых влиятельных и опытных политиков - Р. Кальдеру, который ранее уже занимал пост главы государства, то в 1998 г. партия власти впервые за последние десятилетия потерпела сокрушительное поражение. На президентских выборах победил подполковник Уго Чавес, один из руководителей февральского путча 1992 г. <1>. -------------------------------- <1> См.: Штатина М. А. Организация государственной власти по конституции Венесуэлы 1999 г. // Право и жизнь. 2000. N 29.
В середине 1990-х гг. высокие цены на сырье на мировом рынке и приватизация способствовали экономическому росту Венесуэлы. Однако времена нефтяного богатства миновали. Страна вступила в полосу нестабильного развития. Банковская система Венесуэлы, по мнению известной исследовательской компании Global Insight, входит в первую пятерку самых неустойчивых банковских систем мира <2>. -------------------------------- <2> http://www. bagnet. org/news/rating/country/2008-10-14/5658
Многие эксперты, еще задолго до резкого ухудшения экономической ситуации, обусловленного мировым финансовым кризисом, относили Венесуэлу к числу стран, в которых в среднесрочной перспективе весьма вероятны политические или экономические потрясения <3>. Последние же шаги руководства страны вносят столь серьезные перемены в банковскую систему, что ее устойчивость, несомненно, подвергнется испытанию на прочность. -------------------------------- <3> http://www. xserver. ru/user/lanpr/
Но прежде чем проанализировать эти шаги, дадим общую характеристику правовой основы банковской системы Венесуэлы. По Конституции Венесуэлы 1999 г. регулирование деятельности Центрального банка, денежной системы, валютного режима, финансовой системы и рынка капиталов, а также денежная эмиссия и чеканка монет отнесены к компетенции общенациональной государственной власти (ст. 156). Первостепенное значение в банковской системе Венесуэлы имеет Центральный банк Венесуэлы, который действует на основе Закона о Центральном банке Венесуэлы 2001 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в октябре 2002 г.). По этому Закону Центральный банк Венесуэлы - юридическое лицо публичного права, являющееся частью системы государственной власти, с конституционным статусом, полной публичной и частной правоспособностью. Центральный банк автономен в проведении политики в денежно-кредитной сфере, осуществляет свои задачи в соответствии с общим экономическим курсом для достижения целей государства и нации. При выполнении своих полномочий Банк не подчиняется указаниям правительства. Имущество Центрального банка состоит из уставного капитала, основного резервного фонда, нераспределенной прибыли и иных имущественных счетов. Имущество Банка не может распределяться и передаваться. Местонахождением Центрального банка Венесуэлы является город Каракас. Основная задача Центрального банка - достижение ценовой стабильности и поддержание курса национальной валюты. Банк содействует латиноамериканской и карибской интеграции посредством координации макроэкономической политики. Для достижения своих целей Центральный банк осуществляет следующие функции: - выработка и проведение денежной политики; - участие в разработке и проведении валютной политики; - регулирование кредитных процентных ставок в финансовой системе; - регулирование валютного оборота и поддержание ликвидности финансовой системы; - централизация и управление внешними валютными резервами Республики; - мониторинг и регулирование рынка иностранных валют в соответствии с указаниями правительства; - надзор за функционированием платежной системы государства и утверждение правил операционных расчетов; - эксклюзивное право выпуска национальной валюты; - консультирование национальных властей по вопросам собственной компетенции; - осуществление прав и выполнение обязанностей Республики перед Международным валютным фондом; - разработка нормативов и проведение операций на рынке драгоценных металлов; - осуществление сбора и публикация основных экономических, денежных, финансовых, валютных, ценовых и платежных данных; - проведение иных операций и оказание услуг, относящихся к полномочиям Центрального банка в соответствии с законом <4>. -------------------------------- <4> Закон о Центральном банке Венесуэлы: http://www. bcv. org. ve/c3/lawbcvreform. pdf.
Президент Центрального банка Венесуэлы осуществляет общее руководство Банком, является председателем Совета директоров банка, представляет Банк в качестве официального представителя. Президент Центрального банка назначается Президентом Республики на семь лет и утверждается большинством голосов Национальной ассамблеи. Если Национальная ассамблея не утверждает две предложенные кандидатуры, то Президент Республики назначает Президента Центрального банка и такое назначение на должность одобряется Национальной ассамблеей. Первый управляющий вице-президент Центрального банка осуществляет полномочия, делегированные президентом Центрального банка или Советом директоров. Он присутствует на заседаниях Совета директоров с правом реплики, однако лишен права участвовать в голосовании, выступая в качестве секретаря Совета директоров. Первый управляющий вице-президент назначается на должность Советом директоров по представлению президента Центрального банка на шесть лет. Первый управляющий вице-президент исполняет обязанности президента Центрального банка в период временного отсутствия последнего. Совет директоров Центрального банка Венесуэлы состоит из президента Банка и шести директоров, пять из которых выполняют свои обязанности на постоянной основе. Они назначаются на семь лет. Министр экономики Венесуэлы, назначаемый Президентом Республики, является по должности одним из директоров и входит в состав совета директоров. Совет директоров и первый управляющий вице-президент представляют исключительно национальные интересы. Члены Совета директоров и президент Центрального банка продолжают исполнять свои обязанности и после срока истечения их полномочий, если не принято решение об их отставке. Назначение нового состава Совета директоров не должно превышать девяносто дней. Президент республики назначает президента Центрального банка и четырех членов Совета директоров, включая министра экономики Венесуэлы. Две оставшиеся кандидатуры утверждает Национальная ассамблея большинством голосов. Члены Совета директоров назначаются Национальной ассамблеей в соответствии с публичной процедурой. Назначение осуществляется с учетом их личных заслуг. На каждую должность директора, назначаемого Национальной ассамблеей, должно быть как минимум три кандидата. Национальная ассамблея образует комитет для проверки соответствия необходимым требованиям потенциального кандидата на должность в Совете директоров. Такой комитет формируется из двух представителей, выбираемых Национальной ассамблеей, двух представителей, назначаемых правительством, и одного представителя от Национальной академии экономических наук. Центральный банк Венесуэлы освобожден от уплаты налогов, пошлин, сборов и иных платежей в пользу Национального казначейства, за исключением косвенных налогов, взимаемых с услуг, оказываемых банком. Аналогично банк освобожден от налогов штатов, муниципалитетов и столичного региона Каракас. Закон о Центральном банке Венесуэлы содержит перечень операций, проведение которых прямо запрещено банку. К их числу относятся: - денежное финансирование налогового дефицита; - выдача прямых кредитов национальному правительству или гарантирование обязательств государства, штатов, муниципалитетов, государственных компаний и юридических лиц со смешанной формой собственности; - предоставление ссуд без специального разрешения, за исключением сделок по заключенным соглашениям с другими центральными банками, региональными клиринговыми палатами или региональными латиноамериканскими банками; - предоставление овердрафтов; - предоставление долгосрочных инвестиций, даже с ипотечным покрытием, или финансирование, направленное на создание или увеличение уставного капитала государственных или частных банков; - предоставление авансовых платежей и ссуд или дисконтирование существующих кредитных линий; - пролонгирование кредитных линий более одного раза; - выступление гарантом выпуска ценных бумаг; - участие в качестве акционера в любой корпорации, прямое или косвенное участие в их управлении (за исключением корпораций, основная деятельность которых необходима для функционирования Центрального банка); - предоставление ссуд банкам, компаниям и корпорациям, аффилированным руководству Центрального банка и их родственникам; - приобретение недвижимого имущества, за исключением необходимого для осуществления собственных функций и полученного в качестве оплаты по кредитам, гарантом по которым выступал Центральный банк и др. Центральный банк Венесуэлы может выступать в качестве держателя средств Национального казначейства по согласованию с правительством, а также открывать субсчета в иностранной валюте для Национального казначейства в соответствии с законом и соответствующими соглашениями. Центральный банк выступает в качестве финансового агента правительства, как во внутренних, так и международных кредитных отношениях, предоставляет отчеты о финансовой ситуации и дает соответствующие рекомендации, координирует с правительством Республики фискальную, денежную и валютную политику. Банк также планирует кредитные операции и управляет размещением и вложением в ценные бумаги в качестве финансового агента правительства. Центральный банк проводит платежи организаций, входящих в систему Национального казначейства, в соответствии с соглашениями, может держать депозиты правительства, штатов, муниципалитетов, государственных компаний и международных организаций. Центральный банк Венесуэлы уполномочен на регулирование уровня процентной ставки в финансовой системе. Он устанавливает минимальное и максимальное значение по размещаемым и привлекаемым ресурсам для всех финансовых учреждений, как государственных, так и частных. Банк разрабатывает тарифную сетку по вспомогательным банковским операциям и услугам, которые прямо или косвенно относятся к кредитованию или депонированию средств. В соответствии с этой сеткой банки устанавливают плату за проведение той или иной сделки. В целях сдерживания инфляции Центральный банк, по решению Совета директоров, может выборочно по секторальному, отраслевому и иному другому принципу устанавливать лимиты финансовых показателей для конкретного банка или финансовой организации. Центральный банк Венесуэлы осуществляет ряд операций с физическими лицами напрямую, в соответствии с лимитами, установленными Советом директоров Банка. Речь идет прежде всего о размещении депозитов, купле-продаже драгоценных металлов, иностранной валюты, ценных бумаг, осуществлении сделок "репо", переучета векселей и долговых обязательств сельскохозяйственного и животноводческого секторов, а также иных операциях в соответствии с законодательством. Центральный банк может выпускать ценные бумаги и осуществлять торговлю ими, руководствуясь правилами соответствующего выпуска. Центральный банк может получать прибыль. Финансовая отчетность Центрального банка Венесуэлы проходит ежегодную внешнюю аудиторскую проверку. Однако это положение касается прежде всего текущих счетов и не распространяется на расходы, связанные с реализацией кредитно-денежной политики, и финансовые инвестиции банка. Центральный банк, по согласованию с правительством, регулирует обращение иностранной валюты в стране, а также выполняет международные расчетные соглашения. Валютные соглашения, принятые Банком и Правительством Республики, могут устанавливать ограничения и запреты свободной конвертации платежных средств в целях обеспечения стабильности финансовой системы, проведения международных платежей государства или в качестве контрмеры, направленной против вывода капитала из страны. Центральный банк снабжает Венесуэльскую государственную нефтяную компанию (ПДВСА) или иное юридическое лицо, созданное для управления топливной индустрией государства, иностранной валютой, необходимой для реализации бюджетной политики, утвержденной собранием акционеров данной компании на очередной год, и в соответствии с квартальной программой, предоставляемой компанией в Центральный банк в течение 15 дней по окончании каждого квартала. Венесуэльская государственная нефтяная компания не может держать валютные резервы для проведения внешнеторговых операций в размерах, превышающих лимиты, определенные Советом директоров Центрального банка. Центральный банк Венесуэлы имеет полномочия по применению мер административной ответственности за нарушение положений законодательства и собственных предписаний. Таким образом, для правового статуса Центрального банка Венесуэлы характерны некоторые особенности, отличающие этот Банк от центральных банков стран со стабильной и развитой банковской системой: 1. Президент Республики имеет существенные прерогативы в отношении Центрального банка. На референдуме 2007 г. в числе прочих даже ставился вопрос о переходе Банка под контроль Президента страны, однако предлагаемые изменения избиратели не поддержали <5>. -------------------------------- <5> http://news. bbc. co. uk/hi/russian/international/newsid_7124000/7124204.stm
Золотовалютные запасы страны не раз использовались для облегчения принятия тех или иных политических решений. В частности, перед референдумом 2004 г., на котором решался вопрос о возможной досрочной отставке Уго Чавеса, Центральный банк Венесуэлы перечислил часть золотовалютных запасов страны на социальные программы. Законодательством многих стран со стабильной и развитой банковской системой обеспечивается самостоятельное проведение центральными банками денежно-кредитной политики, создаются механизмы, позволяющие противостоять популистским мерам со стороны правительств, которые, как правило, обусловлены их стремлениями как можно дольше оставаться у власти. 2. Центральный банк Венесуэлы наделен широким кругом жестких административных регуляторов: регулирование уровня процентных ставок по кредитам и депозитам иных банков, ограничение прироста кредитов, валютные ограничения и др. Для центральных банков стран со стабильной и развитой банковской системой обычно характерно преобладание косвенных методов регулирования денежной и кредитной системы, более того, постепенное освобождение от оперативных функций и от регулирования отдельных финансовых институтов и ориентация на регулирование макроэкономических процессов, обеспечение финансовой устойчивости государства и его защиты на мировых финансовых рынках. 3. Центральному банку Венесуэлы предоставлено право осуществлять операции с физическими лицами. В мировой практике центральные банки выступают кредитором последней инстанции, т. е. банком правительства и банком банков. 4. В Законе о Центральном банке Венесуэлы ряд норм специально посвящен взаимоотношениям этого Банка с Венесуэльской государственной нефтяной компанией. Это свидетельствует об особом положении газового монополиста в экономике и финансовой системе Венесуэлы. Такие нормы не характерны для законодательства о центральных банках, действующего в зарубежных странах, и могут рассматриваться как исключение. Теперь обратимся к иным банкам Венесуэлы. По состоянию на 1 марта 2007 г. в стране насчитывалось 58 банков, в том числе 10 государственных и 48 частных. Из частных банков 8 являлись иностранными и 40 венесуэльскими. Из государственных банков Венесуэлы можно отметить созданный в 2001 г. Банк социально-экономического развития Венесуэлы (Бандес). Его задачей является стимулирование деятельности мелких и средних предприятий, оказание им технического и финансового содействия. Ориентация на усиление роли государства в экономике проявилась в создании в 2004 г. нового государственного банка - Банка дель Тесоро. В его задачи входит управление государственными ресурсами и контроль за источниками финансирования центрального правительства и правительств штатов. Что касается частных банков, то испанские финансовые институты (Банко Сантандер и ББВА) до недавнего времени контролировали 40% банковского сектора Венесуэлы. Испанский банк Сантандер - крупнейший банковский концерн в Латинской Америке, с 4500 филиалами по всему региону. Треть своих прибылей эта транснациональная корпорация (ТНК) получала в Латинской Америке. Банко де Венесуэла - один из самых крупных банков Венесуэлы. В 2007 г. он имел 285 отделений и 3 млн. клиентов. Банк получил прибыль в 170 млн. долл. в первой половине 2008 г., это на 29% больше, чем в 2007 г. Банк был национализирован в 1994 г. после серьезного банковского кризиса, в ходе которого обанкротилось более 60% банковского сектора страны, а в 1996 г. банк был приватизирован и куплен испанской группой Сантандер, всего за 300 млн. долл. Сантандер окупил свои расходы уже через девять месяцев. В 2007 г. банк получил 325.3 млн. долл. прибыли. Банко Провинсиал был также поддержан венесуэльским государством в период кризиса 1994 г., а затем приватизирован в 1996 г. и куплен испанской ТНК ББВА. В целом в венесуэльском банковском секторе в последние годы доминировали четыре группы: две испанские ТНК - ББВА и группа Сантандер и два венесуэльских банка - Меркантил и Банеско. В стране принят Общий закон о банках и других финансовых учреждениях <6>. Законодательство Венесуэлы выделяет универсальные банки, коммерческие банки, ипотечные банки, инвестиционные банки, банки развития и банки второго уровня. К финансовым организациям относятся лизинговые, сберегательные и ссудные организации, фонды денежных рынков. -------------------------------- <6> Действует в редакции Декрета о реформе Общего закона о банках и других финансовых организациях, опубликованного в Официальном вестнике Боливарианской Республики Венесуэла N 5.555 от 13 ноября 2001 г.
Венесуэльскому законодательству известно понятие "финансовая группа", под которой понимается объединение банков, сберегательных и ссудных и прочих финансовых организаций и других компаний, которые представляют собой организационную единицу по принятию решений или управлению на основе критериев, формально предусмотренных национальным законодательством. Для надзора за банками и другими финансовыми организациями создано специальное Управление надзора за банками и другими финансовыми организациями Боливарианской Республики Венесуэла (Судебан). Управление образовано при Министерстве финансов. Это правительственное учреждение, которое осуществляет функции по инспектированию, надзору, наблюдению, регулированию и контролю за банками и другими финансовыми организациями. Оно также является головным ведомством, осуществляющим борьбу с незаконным "отмыванием" капиталов в Венесуэле. Национальное управление финансовой разведки (УНИФ) является структурным подразделением Судебан. УНИФ - административный орган, который обобщает полученные сведения и передает материалы на рассмотрение в суд. УНИФ насчитывает 56 сотрудников. Управление надзора за банками и другими финансовыми организациями и Центральный банк Российской Федерации связывают Меморандум о взаимопонимании касательно сотрудничества в сфере обмена информацией между Центральным банком Российской Федерации и Управлением надзора за банками и другими финансовыми организациями Боливарианской Республики Венесуэла <7>. -------------------------------- <7> http://www. cbr. ru/today/PK/print. asp? file=Venezuela. htm
В Венесуэле действует Фонд гарантирования депозитов и защиты банков Венесуэлы. Средства фонда задействуются во время санации и ликвидации кредитных организаций. Фонд был создан в 1985 г. как акционерное общество со стопроцентным участием государства. Из средств Фонда были осуществлены выплаты вкладчикам нескольких десятков обанкротившихся банков. Лимит страхового возмещения составлял на конец 2008 г. эквивалент 4700 долларов США, выплаты начинались через 30 дней после принятия решения о санировании или ликвидации банка. Выплаты осуществляются преимущественно через банки-агенты. Участие банков в системе гарантирования депозитов носит обязательный характер. Ставка взносов банков в Фонд составляет 0,25% от суммы застрахованных депозитов, взносы уплачиваются ежемесячно. По состоянию на конец 2008 г. имущество Фонда составляло эквивалент 1,8 млрд. долларов США или 9,5% всех депозитов банковской системы. Имущество Фонда состояло из первоначального взноса государства (эквивалент 2 млн. долларов США), взносов банков и доходов от операционной деятельности Фонда. Средства Фонда инвестируются в международные ценные бумаги (через три управляющие компании) и в национальные финансовые инструменты. Руководство деятельностью Фонда осуществляет Генеральная ассамблея, состоящая из Министра финансов (председатель), Президента Центрального банка Венесуэлы, Исполнительного директора Финансового совета и Президента Национального банковского совета. Исполнительными органами являются Правление и Президент Фонда <8>. -------------------------------- <8> http://www. m3m. ru/text/news-37965.php
Венесуэла участвует и в межгосударственных банковских организациях. В декабре 2007 г. лидеры Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Парагвая, Боливии и Эквадора подписали протокол о создании Южноамериканского банка, или Банка Юга. В публицистике этот проект называют "любимым детищем Уго Чавеса", поэтому Венесуэла станет флагманом Банка. Штаб-квартира новой организации расположится в Каракасе, а два филиала - в Буэнос-Айресе и в Ла-Пасе (Боливия). Новый банк призван стать альтернативой таким международным финансовым учреждениям, как Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые в последнее время подвергались серьезной критике со стороны глав государств региона. Стартовый капитал учреждения должен составить 7 млрд. долларов, что, впрочем, в 20 раз меньше, чем у МВФ. Банк будет финансировать проекты, направленные на региональную интеграцию. В задачу нового банка входит финансирование крупных социально-экономических проектов южноамериканских стран. Планируется, в частности, что банк будет финансировать строительство участка транснационального южноамериканского газопровода из Боливии в Аргентину. Однако идея Банка Юга будет иметь успех при условии, если его деятельность будет отвечать требованиям рынка, а не будет подвержена политической и идеологической конъюнктуре. Он должен активно взаимодействовать с другими кредитными организациями региона: Межамериканским банком развития и Андской корпорацией развития <9>. -------------------------------- <9> http://www. rambler. ru/news/economy/banks/11783339.php
В Венесуэле проходит реформа банковской системы, правовые контуры которой находятся в стадии формирования. Так, Президент Венесуэлы Уго Чавес подписал пакет законов по реформе банковской системы страны. Пакет состоит из 26 законов, вступающих в силу особым распоряжением самого Президента Венесуэлы <10>. -------------------------------- <10> http://bankir. ru/news/newsline/04.08.2008/1107204
Правительство Венесуэлы настаивает на том, чтобы все частные банки назначили в свои правления двух представителей государства. Цель этих усилий - создание "социализма XXI века". Данное нововведение отразится на многих банках. Среди них прежде всего Банко Сантандер и ББВА и оба собственно венесуэльских банка - Банко де Венесуэла и Банко Провинсиал. Другие крупные банки в стране, которые также, скорее всего, испытают это нововведение, включают: Банко Меркантил и Банеско. Меры по внедрению представителей правительства в правление частных банков по всей Венесуэле будет гарантировать им 20% представительства в управляющих органах банковской сферы. Избранные правительством банковские назначенцы будут отвечать за то, чтоб займы и другие денежные потоки были ориентированы в большей степени соображениями политики левого толка, а не чисто финансовыми факторами <11>. -------------------------------- <11> http://www. kommentator. ru/economy/2005/e0906-1.php
Теперь обратимся к данным, характеризующим состояние финансовой и банковской системы Венесуэлы, и наиболее значимым преобразованиям, произведенным за последнее время. Международные резервы Венесуэлы по состоянию на январь 2009 г. уменьшились на 29,85% и составили 29,47 млрд. долл. В Фонд развития было переведено более 12,5 млрд. долл. "для финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, образовании и здравоохранении". Это сделано в соответствии с концепцией "адекватного уровня международных резервов", принятой правительством в 2005 г. Наверное, уместно напомнить, что в 2005 г. Президент Венесуэлы добился согласия Национальной ассамблеи на принятие закона, по которому правительство получило право распоряжаться частью валютных резервов страны для осуществления национальных программ в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, строительстве социального жилья. Было определено, что оптимальный размер золотовалютных резервов, хранящихся в Центральном банке, должен составлять 29 - 30 млрд. долл. Излишек переводится Центральным банком в Фонд национального развития (Фонден), который финансирует указанные программы. Часть валютных средств поступает в Фонден непосредственно от Венесуэльской государственной нефтяной компании. Всего в Фонден на конец 2006 г. поступило 18,8 млрд. долл., преимущественно от экспорта нефти. Уровень инфляции в 2008 г. достиг рекордной для латиноамериканских стран отметки и, по данным Министерства финансов Венесуэлы, составил 30,9%. По официальным прогнозам в 2009 г. инфляция снизится до 15%. Вместе с тем независимые эксперты полагают, что уровень инфляции может даже превысить показатели 2008 г. Особую тревогу вызывает упомянутое решение Уго Чавеса взять из золотовалютных запасов Центрального банка средства, чтобы покрыть бюджетные расходы на выполнение социальных программ <12>. -------------------------------- <12> http://www. polpred. com/country/ve/news. html? section=11&country=33
В начале 2008 г. национальная денежная единица - венесуэльский боливар - была деноминирована в тысячу раз. Фиксированный курс боливара составил порядка 2,15 вместо 2150 боливаров за 1 доллар США. Проведение денежной реформы обусловливалось желанием упростить финансовые расчеты и повысить веру населения к деньгам, которые потеряли свою ценность из-за высокой инфляции. Правительство Венесуэлы заявляло, что новая валюта упростит ежедневные сделки, выполнение государственного бюджета, работу и трансакции крупных банков. Помимо новых купюр достоинством в 100, 50, 20, 10, 5 и 2 боливара, в оборот были введены и новые монеты от 1 боливара до 1 сентима. Центральный банк Венесуэлы продвигает новую денежно-кредитную единицу с лозунгом: "Сильная экономика, сильный боливар, сильная страна". Некоторые финансисты и чиновники, критикующие реформу, считают, что попытка поставить валюту Венесуэлы в один ряд с валютами развитых стран немного запоздала. Новые деньги были распределены в банки и банкоматы по всей стране и постепенно вводились в обращение. В этот переходный период хождение имели как старые, так и новые боливары. Летом 2008 г. президент Уго Чавес объявил о национализации Банко де Венесуэла. Чавес заверил, что сбережения владельцев счетов банка будут гарантированы, так же как и рабочие места служащих банка, более того, их трудовые условия улучшатся. Так уже произошло при национализации банка Сидор. Чавес поблагодарил менеджеров банка за то, что они превратили его в очень эффективное учреждение, но добавил, что банк перестанет быть капиталистическим предприятием: "Прибыль не будет принадлежать маленькой частной группе, а будет инвестироваться в социалистическое развитие. Социализм будет укрепляться с каждым днем" <13>. -------------------------------- <13> http://www.1917.com/International/Lat_Am/CD1gfNG0BbLKkSZOUTTudeYu0WE. html
Попытка венесуэльского правительства восстановить свой контроль над ресурсами страны вполне отвечает духу политики последних лет. По мнению Центрального банка Венесуэлы, государственные банки Венесуэлы не будут затронуты международным финансовым кризисом. Финансовые учреждения страны "хорошо защищены", а Национальный фонд развития Венесуэлы держит инвестиции в швейцарских, немецких, французских и ирландских банках. Очевидно, эти действия были встречены противостоянием со стороны ТНК. Представители испанских банковских групп считают это отрицательным развитием и не видят объективных причин, почему банковский сектор должен стать государственным. Данные специалисты полагают, что частный капитал более эффективен в управлении, в секторе банковского бизнеса. В мае 2008 г. Президент Венесуэлы провел ряд экономических реформ, направленных на увеличение поставок за счет "ускорения доступа импортеров к долларам" и увеличение производства в сельскохозяйственной, нефтяной и промышленной сферах за счет создания фонда в 1 млрд. долл. Он также отменил 1,5% налог на финансовые трансакции. Тем не менее спрос в стране продолжает превышать предложение. Правительство увеличило рамки диапазона цен для базовых продуктов питания с целью стимулировать производство и предотвратить нехватку продовольствия. Однако, по мнению аналитиков, рост цен на продовольствие в глобальном масштабе приведет к тому, что стоимость проживания в Венесуэле снова возрастет, так как 55% продуктов питания страна импортирует. Таким образом, в банковской системе Венесуэлы будут, очевидно, проявляться несколько тенденций: 1. Усиление государственного влияния. Эта тенденция может проявиться, с одной стороны, в приватизации банков, принадлежащих иностранному капиталу, с другой стороны, в усилении государственного участия в органах управления коммерческих банков. 2. Расширение использования в банковской сфере жестких административных регуляторов. Такие регуляторы, как показывает мировая практика, нередко позволяют с успехом решить ту или иную оперативную задачу, но почти всегда осложняют или отдаляют достижение стратегических целей. 3. Негативное влияние мирового финансового кризиса. Мировой финансовый кризис продолжает осложнять и без того непростую ситуацию в банковской сфере Венесуэлы. В период кризисов системообразующие банки вправе рассчитывать на помощь со стороны государства. Однако падение цен на нефть и тающие золотовалютные запасы Венесуэлы, не последнюю роль в сокращении которых играет использование этих запасов для финансирования бюджетных расходов, не позволяют ожидать масштабной поддержки со стороны государства.
* * *
В последнее время в Российской Федерации явно прослеживается повышение интереса к сотрудничеству с Венесуэлой в финансовой и банковской сферах. Так, представители Министерств финансов России и Венесуэлы заключили договор о взаимной защите и продвижении инвестиций, а также меморандум о взаимодействии в создании российско-венесуэльского банка, начальный капитал которого составит 4 млрд. долл. Российскую сторону в нем будет представлять "Газпромбанк", венесуэльскую - Национальный банк Венесуэлы. Доли сторон будут разделены поровну. Кроме того, российская и венесуэльская стороны подписали меморандум о взаимопонимании между ВТБ и Банком внешней торговли Венесуэлы <14>. -------------------------------- <14> http://www. rosbalt. ru/2008/11/08/539805.php
Развитие международного сотрудничества всегда и всеми рассматривается как позитивный фактор. Но вряд ли можно сбрасывать со счетов тот факт, что в данном случае речь идет об одной из самых нестабильных банковских систем мира. Отсюда - повышенные риски любых совместных финансовых и экономических проектов.
Название документа