Незаконная миграция как угроза экономической безопасности государств Евразии

(Есаян А. К.) ("Юридический мир", 2009, N 5) Текст документа

НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

А. К. ЕСАЯН

Есаян А. К., кандидат юридических наук (Армения).

Основной проблемой в области миграции, создающей угрозу экономической безопасности, продолжает оставаться существование в странах евразийского континента огромного количества нелегальных мигрантов. Вместе с тем отсутствие эффективного контроля за въездом и выездом иностранных граждан не позволяет сколько-нибудь точно назвать цифру нелегальной миграции. Автором анализируется данная проблематика в контексте наличия угрозы экономической безопасности государств Евразии.

The fundamental problem in the sphere of migration creating a menace to economic security continues to be the existence in the countries of Eurasia of a great quantity of illegal migrants. Alongside with that the lack of effective control over entry and exit of foreign citizens does not allow to determine the volume of illegal migration. The author analyses these problems in the context of the existence of menace to economic security of the states of Eurasia <*>. -------------------------------- <*> Esayan A. K. Illegal migration as a menace to economic security of the states of Eurasia.

В связи с тем что, по прогнозам, к 2010 г. число нелегальных мигрантов в России может достичь 19 млн. человек <1>, которое несопоставимо с масштабом миграционных процессов, протекающих в других государствах - членах СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, и объясняется разницей в уровне жизни между странами, что российской миграции в полной мере присущи закономерности, определяющие в последние десятилетия международную миграцию населения, нормативное обеспечение миграции в России требует совершенствования, предметом настоящего исследования являются состояние, последствия и предупреждение незаконной миграции преимущественно в России с одновременным компаративистским анализом законодательного регулирования миграционных процессов в государствах - членах СНГ, ЕврАзЭС, ШОС в контексте обеспечения экономической безопасности. -------------------------------- <1> См.: http://www. strana. ru.

Следует согласиться с некоторыми авторами относительно того, что на территории евразийского пространства именно Россия оказалась центром притяжения нелегальных мигрантов из стран бывшего СССР, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), прежде всего из КНР, КНДР и Вьетнама <2>. -------------------------------- <2> Балашова Т. Н. Национальная безопасность и национальные интересы Российской Федерации в контексте миграционных процессов // Миграционное право. 2006. N 1; Горбунова И. Ю. Китайская миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2007. N 5; Зинченко Н. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования: Монография. М.: Внешторгиздат, 2003; Кононов А. А. Правовое регулирование международной миграции населения и его учет в деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Холодов Л. Г. О современном состоянии миграции населения в мире // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. N 1 и др.

Исследование процессов незаконной миграции как угрозы экономической безопасности государств евразийского пространства позволило сформулировать ряд выводов. 1. Исследование феномена незаконной миграции как угрозы экономической безопасности позволило обозначить ряд основополагающих для данной работы авторских дефиниций: - незаконная миграция - одна из форм территориального перемещения населения, специфика которой заключается в том, что в процессе такого перемещения или пребывания мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства) в принимающем государстве ими осознанно нарушаются нормы международного и (или) внутригосударственного права; - легальная незаконная миграция - одна из форм незаконной миграции, специфика которой заключается в том, что мигранты легально въезжают на территорию РФ, а потом незаконно пытаются на ней закрепиться; - криминальная миграция - одна из форм незаконной миграции, проявляющаяся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещение криминальных технологий; - нелегальная экономическая миграция - одна из форм криминальной миграции, которая представляет собой не контролируемое государством перемещение групп нелегальных мигрантов, преследующих различные цели, в том числе такие, как: нелегальная, незаконная, преступная экономическая деятельность, контрабанда, совершение иных корыстных и насильственных преступлений. 2. В числе основных направлений предупреждения криминологически значимых негативных последствий нерегулируемых массовых миграционных потоков значатся: совершенствование системы регистрации и учета мигрантов; осуществление индивидуальной профилактической работы с мигрантами; направление предложений в органы власти, законодательные органы для принятия соответствующих мер, в том числе для совершенствования законодательства, и др. 3. В целях совершенствование системы регистрационного учета мигрантов, создания условий для регистрации мигрантов в сроки, обеспечивающие возможность контроля за их пребыванием, повышения эффективности работы правоохранительных органов по расследованию преступлений, розыску граждан, организации аналитической работы, прогнозирования дальнейшего развития тенденций в области борьбы с преступностью мигрантов и последствий миграции целесообразно отменить недостаточно продуманные изменения о сроках регистрации граждан, которые были установлены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825. 4. Учитывая недостаточную урегулированность в законах оснований применения мер профилактики, полномочий субъектов профилактики, перечня мер профилактического воздействия, которые они могут применять, способов их осуществления, основных направлений, форм и методов предупреждения преступлений, представляется необходимым принятие закона, регулирующего сферу профилактики преступлений, в том числе совершаемых мигрантами. 5. Для целенаправленного определения развития законодательства в области миграции населения представляется целесообразным нормативно закрепить основные принципы и приоритеты миграционной политики, программно-целевой метод регулирования, с помощью которого можно эффективно распределять материальные и финансовые средства, направляемые из бюджета на цели миграционной политики, контролировать достижение этих целей. 6. В целях устранения коллизий норм законов и правовых норм в актах разного уровня, регулирующих миграционные процессы на территории евразийского пространства, целесообразно ревизовать подзаконные акты для того, чтобы в последних дословно повторялась норма закона, как этого в данном случае требует юридическая техника подготовки нормативного правового акта. 7. Необходимость поставить под контроль возрастающие масштабы миграции требует выработки качественно нового законодательного регулирования, четкой государственной миграционной политики. 8. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития и экономической безопасности государств Евразии большинству стран - участниц СНГ, ЕврАзЭС, ШОС необходимо безотлагательно разработать концепцию государственной миграционной политики, направленную на комплексное решение проблем незаконной миграции, на совершенствование миграционного законодательства, на обеспечение качественного статистического учета в сфере миграции, анализа и прогнозирования происходящих процессов, выстраивания эффективной государственной институциональной системы управления миграцией. 9. На основе концепции государственной миграционной политики государствам - членам евразийских организаций целесообразно сформировать государственные программы по отдельным направлениям, в том числе по противодействию незаконной миграции, предусматривающие план конкретных действий по совершенствованию законодательного регулирования, организационного, научно-методического и образовательного обеспечения, стимулирования участия граждан и общественных объединений в реализации указанных программ. 10. В целях повышения эффективности правоохранительной системы государств евразийского пространства следует признать, что основной целью обновленного миграционного законодательства должно стать ужесточение ответственности за организацию незаконной миграции, усиление контроля за пребыванием иностранных граждан на территории государств - членов евразийских организаций с одновременным упрощением приобретения ими правового статуса пребывания в стране. 11. При разработке российской Концепции миграционной политики целесообразно учитывать положительный опыт Кыргызстана в плане определения целей, задач и принципов миграционной политики, ее основных приоритетов, механизмов, форм и методов ее реализации. 12. В целях решения проблем незаконной миграции целесообразно совершенствование правового регулирования противодействия незаконной миграции на евразийском пространстве по следующим направлениям: - ужесточение контроля государством за деятельностью организаций по найму работников для осуществления трудовой деятельности; - изменение подходов к квотированию для въезжающих в государство непостоянного места жительства трудовых мигрантов (въезжающих по иным основаниям) путем расчета квоты не из количественных показателей, а из процентного соотношения с гражданами государства - временного пребывания мигрантов; - возобновление системы "фильтрации" на государственной границе; - увеличение обеспечения, суммы денежных средств, необходимых для въезда, наличием денежных средств на банковской карте; - уточнение разнородных источников данных о мигрантах: пограничный контроль, реестры населения - данные, получаемые в паспортно-визовых отделах, консульствах, при вручении заграничных паспортов, обязательная регистрация по месту жительства или месту пребывания иностранных граждан (находящихся свыше 5 дней), перепись населения и т. д.; - упорядочение визовых отношений государств евразийского пространства путем систематизации визового законодательства с государствами - членами СНГ, ЕврАзЭС, ШОС; - урегулирование в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС законодательства по борьбе с незаконными мигрантами. 13. В целях решения проблем незаконной миграции целесообразно использовать следующую методику квотирования пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств - членов СНГ, ЕврАзЭС, ШОС: квота должна рассчитываться не из количественных показателей, а из процентного соотношения с гражданами государства временного пребывания мигрантов; необходимо упорядочить визовые отношения государств евразийского пространства, систематизировав визовое законодательство с государствами - членами СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, урегулировать в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС законодательство по борьбе с незаконными мигрантами. 14. В целях дальнейшего совершенствования сотрудничества государств - участников СНГ, уставных и отраслевых органов СНГ в борьбе с незаконной миграцией следует также совершенствовать правовую базу по международным договорам в области противодействия незаконной миграции путем заключения соглашений по вопросам борьбы с незаконной миграцией с Казахстаном, Туркменией, Киргизией, Беларусью, Таджикистаном, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Молдова, разработки и подписания Программы сотрудничества государств - участников СНГ, ЕврАзЭС, ШОС в противодействии незаконной миграции на 2008 - 2010 гг., заключения Протокола между правительствами государств - участников СНГ, ЕврАзЭС, ШОС о создании Объединенной российско-латвийской рабочей группы по вопросам борьбы с незаконной миграцией.

Название документа