Быть или не быть? Кипр останется офшором?

(Оводов А. А.)

("Налоги" (газета), 2009, N 21)

Текст документа

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? КИПР ОСТАНЕТСЯ ОФШОРОМ?

А. А. ОВОДОВ

Оводов А. А., выпускающий редактор газеты "Налоги".

Офшорные зоны в последнее время находятся под пристальным вниманием мировой общественности. Разобраться в вопросе о будущем одной из самых "скандальных" офшорных зон - кипрской побуждает ряд событий, последовательно происходящих в сфере построения финансовых взаимоотношений России и Кипра на самом высоком уровне. Каково будущее кипрского офшора? На этот вопрос, думается, многие желают узнать ответ. Новую волну недоумений и обсуждений создало то, что в середине апреля Министерства финансов Российской Федерации и Республики Кипр подписали протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения.

При этом Министерство финансов РФ твердо намерено исключить Кипр из списка офшоров, о чем, к примеру, со ссылкой на вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина сообщили "Ведомости". Глава Минфина рассказал, что все необходимые для России условия раскрытия информации по зарегистрированным на острове компаниям были согласованы с кипрским Минфином.

Ранее российские налоговики не могли получить всю интересующую их информацию о компаниях, так как Соглашение между двумя странами об избежании двойного налогообложения предусматривало отказ в информации в случае, если запрос на нее противоречит законодательству Кипра, также отметили "Ведомости". Вследствие этого в январе 2008 г. Минфин поместил Кипр в "черный список".

При этом объем накопленных инвестиций, поступивших в Россию с Кипра и еще в большей части через Кипр, к примеру, к 2008 г. составил более 40 млрд. долл. США (из общего объема примерно в 200 млрд.). Кипр устойчиво находится в тройке лидеров по уровню капиталовложений в российскую экономику. И это было напрямую связано с льготным налогообложением на Кипре. Аналитики по-разному оценивают сложившуюся ситуацию.

Аргументы и контраргументы

Назаров В. Н., старший преподаватель ВГНА Минфина России.

- Владимир Николаевич, как Вы оцениваете ситуацию, складывающуюся вокруг офшора на Кипре?

- Во-первых, в настоящее время мы не можем говорить об отмене офшора. В настоящее время Правительство Российской Федерации в лице уполномоченных органов ведет переговоры с кипрской стороной.

- В чем суть уже достигнутых соглашений?

- Суть соглашения об отмене двойного налогообложения в том, что налоги будут уплачиваться нашей стороной с учетом тех налогов, которые будут уплачены на Кипре. Российские организации вправе уменьшать налоги на сумму уплаченных налогов. Если такое уменьшение не превышает размера налога в Российской Федерации, это, несомненно, очень хорошее, значительное достижение, потому что многие российские компании так или иначе связаны с организациями на Кипре и самое главное это позволит достичь большей прозрачности в налоговом регулировании.

- Какое будущее офшора на Кипре Вы видите?

- Есть южная часть Кипра - греческая. Она является членом Евросоюза, но при этом она является зоной с особым налогообложением. Естественно, что определенные проблемы могут возникнуть в результате реализации определенной экономической политики как со стороны ЕС, так и со стороны других стран, как США и России.

- То соглашение, которое "двадцатка" достигла сначала в Америке, а потом в Лондоне, предполагает координацию деятельности, снизив давление на такие государства, как Кипр, и другие офшорные зоны с целью сделать более прозрачными налоговые операции.

- Что касается российских компаний, то, конечно, уже не будет большого интереса, который был в 90-е годы с точки зрения использования офшорных зон в целях оптимизации налогообложения, в том числе включая незаконные способы уклонения от уплаты налогов. Это сделает более стабильной ситуацию в экономике России и, естественно, более прогнозируемым регулирование в сфере налогообложения.

- Как Вы считаете, какая судьба российских денег на Кипре, куда они уйдут, вернутся ли они на родину или их хозяева будут искать другие налоговые убежища?

- Деньги должны работать, а где они будут работать, во многом зависит от экономической политики Правительства Российской Федерации, в том числе и в сфере налогообложения и стимулирования развития промышленности и сферы услуг.

- А может Россия создать офшорную зону?

- С точки зрения развития нашей экономики - у нас достаточно ресурсов для развития обычных видов производства и становления производящей экономики, поэтому для нас это будет неэффективно и нецелесообразно.

Будылин С., старший юрист компании Roche & Duffay.

Новое налоговое законодательство Кипра (Income Tax Law 2002) было принято в 2002 г., в преддверии вступления Кипра в Европейский союз, и вступило в силу в уже 2003 г. Это законодательство, принятое в соответствии с требованиями ЕС, ликвидировало специальный льготный режим налогообложения компаний, контролируемых нерезидентами ("офшорных компаний"). С 2003 г. все компании, резидентные на Кипре, облагаются налогом по единой ставке (10%), хотя при этом некоторые виды дохода (например, дивиденды) освобождены от налогообложения. С тех пор налоговое законодательство Кипра существенно не изменялось.

Таким образом, вопреки распространенному мнению Кипр уже много лет не является офшорной зоной в прямом смысле этого слова. Вместе с тем изменение налогового законодательства не привело к существенному оттоку зарубежных капиталов с Кипра. Кипрские резидентные компании по-прежнему широко используются в международном налоговом планировании благодаря благоприятному налогообложению на самом Кипре, а также наличию у Кипра многочисленных выгодных налоговых соглашений с другими странами.

Налоговое Соглашение между Россией и Кипром (заменившее собой ранее действовавшее налоговое Соглашение между СССР и Кипром) было подписано в 1998 г., ратифицировано в 1999 г. и применяется с 2000 г. В апреле 2009 г. российская пресса сообщила о подписании дополнительного протокола к этому Соглашению, вносящего в Соглашение некоторые поправки. Поправки вступят в силу после ратификации протокола парламентами обеих стран. Суть поправок сводится к (1) расширению возможностей по обмену информацией между двумя странами и (2) к ограничению возможностей по использованию преимуществ, предоставляемых Соглашением. Теперь российские компетентные органы смогут получать гораздо больше информации с Кипра, включая, как предполагается, информацию о бенефициарах кипрских компаний. При этом компании, единственной целью которых является получение налоговых выгод, будут лишаться льгот, предоставленных Соглашением.

Несомненно, эти поправки способны оказать весьма серьезное воздействие на практику использования кипрских компаний в налоговом планировании. Многие прямолинейные схемы, в которых кипрская компания представляет собой не более чем комплект документов и банковский счет, станут неработоспособными. Вместе с тем данные поправки, по-видимому, не окажут никакого воздействия на кипрские компании, существование которых обусловлено разумной деловой целью, а сами компании имеют местный офис, персонал и т. п. Возможно, некоторые предприниматели предпочтут перерегистрировать свои зарубежные структуры в других юрисдикциях. Однако следует иметь в виду, что во многих европейских юрисдикциях, таких как Нидерланды, Люксембург и др., подобные требования по "укорененности" компании по месту регистрации предъявляются давным-давно. "Классические" же офшорные юрисдикции, такие как Британские Виргинские острова, не имеют налоговых соглашений с развитыми странами, что в ряде случаев делает их использование неэффективным.

Новые поправки в налоговое Соглашение между Россией и Кипром заслуживают серьезного внимания. Пока не совсем ясно, когда поправки вступят в силу, а также насколько широко они будут интерпретироваться и применяться кипрскими властями. Однако предпринимателям уже сейчас стоит задуматься о возможных изменениях в структуре международных холдингов с участием кипрских компаний. Вероятно, многим придется либо переводить деятельность в другие юрисдикции, либо принимать меры по "укоренению" компаний на Кипре: открытие рабочего офиса на Кипре, перевод туда части содержательной деятельности и т. п.

Дмитрий Батурин, заведующий отделом экономической политики газеты "Коммерсантъ", в эфире программы "Вести/Ракурсъ" отметил:

Основные идеи Минфина дублируют те усилия, которые предпринимает Еврокомиссия для борьбы с офшорами. В крайнем случае предполагается, что дочерние компании российской компании, которые зарегистрированы на острове Мэн или на Багамах, через суд решением Минфина могут признаваться российским налоговым резидентом. Это значит, если они хотят продолжать работать в России, на них будут выписаны налоги, которые они недоплатили в этой офшорной зоне.

При этом Минфину придется нанимать высококлассных специалистов с тем, чтобы они днями и неделями проявляли, кто конкретно стоит за фирмой, которая формально полностью раскрыла свою структуру владения.

В целом столь различное понимание проблематики создает предпосылки для недопонимания и волнений.

Сейчас становится очевидно, что в "борьбе" с офшорами от слов начали переходить к делу. Но смущает то, что количество организаций в России, оказывающих юридическую помощь офшорным компаниям, в том числе и кипрским, поражает своим изобилием.

По материалам: http://www. amondsmith. ru/news_comp/181/; http://ru. wikipedia. org/wiki/Kunp; http://pda. bfm. ru/news/2009/04/21/kipr-perestanet-byt-offshorom-minfina. html.

Название документа