Институт референдума в Украине

(Мильчакова О. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 12) Текст документа

ИНСТИТУТ РЕФЕРЕНДУМА В УКРАИНЕ

О. В. МИЛЬЧАКОВА

Мильчакова О. В., старший преподаватель кафедры конституционного (государственного) права зарубежных стран Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам конституционно-правового регулирования института референдума в Украине. В настоящее время институт референдума в Украине привлекает повышенное внимание, причем не только в Украине, но и в зарубежных по отношению к ней странах. Задачей автора явилось исследование возможности и целесообразности использования референдума как способа разрешения конфликтов в современных условиях нестабильной политической жизни в Украине.

The article is devoted to the issues of constitutional-law regulation of the institute of referendum in the Ukraine. At present the institute of referendum in the Ukraine attracts a lot of attention not only in the Ukraine but also in foreign countries. The author studied the possibility and feasibility of use of the referendum as a means of solution of conflicts in contemporary conditions of unstable political situation in the Ukraine <*>. -------------------------------- <*> Mil'chakova O. V. Institute of referendum in the Ukraine.

В настоящее время институт референдума в Украине привлекает все больше внимания, причем не только в Украине, но и в зарубежных по отношению к ней странах. В условиях нестабильной политической жизни различные общественные движения, партии и государственные деятели изыскивают новые возможности повлиять на государственное устройство Украины и положение страны на внешнеполитической арене. Неоднократно обсуждались вопросы об инициировании референдумов по вопросам о принятии новой Конституции, о вступлении Украины в НАТО, об отделении от Украины Автономной Республики Крым и присоединении ее к России, о статусе русского языка, о снятии запрета на приватизацию газотранспортной системы и др. В связи с этим представляется весьма интересным обратиться к юридической стороне вопроса, изучив тонкости процедур назначения референдума в Украине, гарантированности реализации его результатов, а также исследовать вопрос о возможности и целесообразности проведения референдума в современных условиях общественно-политической жизни в Украине. Конституционно-правовое регулирование института референдума. Организация и порядок проведения референдумов в Украине регулируются Конституцией 1996 г. <1>, Законом от 3 июля 1991 г. N 1286-XII "О всеукраинском референдуме и местных референдумах" <2> (далее - Закон о референдумах), Законом от 30 июня 2004 г. N 1932-IV "О Центральной избирательной комиссии" <3>. -------------------------------- <1> Конституцiя Украiни // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни вiд 23.07.1996. N 30. Ст. 141. Iз змiнами, внесеними згiдно iз Законом вiд 08.12.2004 N 2222-IV // Вiдомостi Верховноi Ради. 2005. N 2. Ст. 44. <2> Закон вiд 03.07.1991 N 1286-XII "Про всеукраiнський та мiсцевi референдуми" // Вiдомостi Верховноi Ради УРСР вiд 13.08.1991. N 33. С. 443. Iз змiнами, внесеними згiдно iз Законами вiд 19.06.92 N 2481-XII // Вiдомостi Верховноi Ради. 1992. N 35. Ст. 515; вiд 11.07.2001 N 2628-III // Вiдомостi Верховноi Ради. 2001. N 49. Ст. 259. <3> Закон "Про Центральну виборчу комiсiю" // Вiдомостi Верховноi Ради. 2004. N 36. Ст. 448. Iз змiнами, внесеними згiдно з Кодексом вiд 06.07.2005 N 2747-IV // Вiдомостi Верховноi Ради. 2005. N 35 - 36. Ст. 446; Законами вiд 19.12.2006 N 489-V // Вiдомостi Верховноi Ради. 2007. N 7 - 8. Ст. 66; вiд 12.01.2007 N 602-V // Вiдомостi Верховноi Ради. 2007. N 13. Ст. 134; вiд 22.02.2007 N 698-V // Вiдомостi Верховноi Ради. 2007. N 20. Ст. 282; вiд 29.05.2007 N 1095-V // Вiдомостi Верховноi Ради. 2007. N 28. Ст. 382; вiд 28.12.2007 N 107-VI // Вiдомостi Верховноi Ради. 2008. N 5 - 6, N 7 - 8. Ст. 78.

Конституция весьма скупо регламентирует основания и порядок проведения референдумов. Так, в ст. 38 Конституции закреплено право граждан непосредственно принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах. В третьем разделе Конституции, посвященном выборам и референдуму, установлены требования к лицам, имеющим право участвовать в референдуме, перечень органов и должностных лиц, обладающих правом назначения референдума, определены ограничения по предмету референдума. Некоторые положения, касающиеся порядка проведения референдума, установлены и в других разделах Конституции, а именно в разделах о статусе парламента, президента, полномочиях Верховной Рады Автономной Республики Крым, о местном самоуправлении и о порядке внесения изменений в Конституцию. В соответствии со ст. 92 Конституции организация и порядок проведения референдумов определяются исключительно законами. Следует отметить, что Закон о референдумах был принят значительно раньше, чем Конституция 1996 г., - в 1991 г. При этом многие положения Закона о референдумах расходятся с положениями Конституции, находятся в прямом противоречии. Ряд положений Конституции, регламентирующих основания и порядок проведения референдумов, не находят отражения в тексте Закона о референдумах. Например, в отличие от Конституции в Законе о референдумах не предусмотрено назначение референдума Президентом. В Верховной Раде (парламенте) рассматривалось несколько различных законопроектов по вопросам организации и проведения референдумов, но до настоящего времени ни один из них не был принят в качестве закона. В отсутствие детального регламентирования пробелы в законодательном регулировании института референдума восполняются толкованиями Конституционного Суда, в том числе при рассмотрении вопросов о соответствии положений Закона о референдумах нормам Конституции. Виды референдумов. Конституция Украины допускает проведение общенационального референдума, республиканского референдума, который проводится на территории Автономной Республики Крым, а также местных референдумов. Провести классификацию референдумов по их предмету довольно непросто, в связи с тем, что Конституция не определяет четкого перечня вопросов, которые решаются посредством референдума. Прежде всего можно выделить конституционный референдум. В соответствии со ст. 156 Конституции законопроект о внесении изменений в раздел I "Общие положения", раздел III "Выборы. Референдум" и раздел XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины" после его принятия Верховной Радой утверждается всеукраинским референдумом, который назначается Президентом. Кроме того, следуя логике Конституционного Суда, на референдуме может быть принята новая Конституция. Так, в решениях от 5 октября 2005 г. N 6-рп/2005 <4>, от 16 апреля 2008 г. N 6-рп/2008 <5> Конституционный Суд указал, что поскольку в соответствии со ст. 5 Конституции народ имеет исключительное право определять и изменять конституционный строй в Украине, следовательно, народ может реализовать указанное право путем принятия новой Конституции на всеукраинском референдуме. -------------------------------- <4> Рiшення Конституцiйного Суду Украiни у справi за конституцiйним поданням 60 народних депутатiв Украiни про офiцiйне тлумачення положень частини першоi статтi 103 Конституцii Украiни в контекстi положень ii статей 5, 156 та за конституцiйним зверненням громадян Галайчука Вадима Сергiйовича, Подгорноi Вiкторii Валентинiвни, Кислоi Тетяни Володимирiвни про офiцiйне тлумачення положень частин другоi, третьоi, четвертоi статтi 5 Конституцii Украiни (справа про здiйснення влади народом) вiд 05.10.2005 N 6-рп/2005 // Голос Украiни. 04.11.2005. N 209. <5> Рiшення Конституцiйного Суду Украiни у справi за конституцiйними поданнями Президента Украiни про офiцiйне тлумачення положень частин другоi, третьоi статтi 5, статтi 69, частини другоi статтi 72, статтi 74, частини другоi статтi 94, частини першоi статтi 156 Конституцii Украiни (справа про прийняття Конституцii та законiв Украiни на референдумi) вiд 16.04.2008 N 6-рп/2008 // Вiсник Конституцiйного суду Украiни. 2008 р. N 3. С. 15.

Законодательный референдум прямо не предусмотрен в Конституции. Однако в ст. 3 Закона о референдумах установлено, что всеукраинский референдум может проводиться по вопросам принятия, изменения, отмены законов или их отдельных положений. Также Конституционный Суд в решениях от 14 декабря 2000 г. N 15-рп/2000 <6>, от 16 апреля 2008 г. N 6-рп/2008 разъяснил, что положения ст. 75 Конституции, согласно которым единственным органом законодательной власти в Украине является парламент, не означают, что народ непосредственно на референдуме не может принимать законы, поскольку сам народ является единственным источником власти в Украине (ч. 2 ст. 5 Конституции). Исходя из содержания ст. 5, 72, 74 Конституции, Конституционный Суд указал, что народ, как носитель суверенитета, осуществляя свое волеизъявление через референдум, может принимать законы, вносить изменения в действующие законы, отменять их (за исключением законов по вопросам, по которым Конституция запрещает проведение референдумов). При этом стоит отметить, что в законодательстве не установлены требования к форме, структуре и содержанию законопроекта, который может быть вынесен на референдум по народной инициативе. -------------------------------- <6> Рiшення Конституцiйного Суду Украiни у справi за конституцiйним поданням Президента Украiни щодо вiдповiдностi Конституцii Украiни (конституцiйностi) Постанови Верховноi Ради Украiни "Про чиннiсть Закону Украiни "Про Рахункову палату", офiцiйного тлумачення положень частини другоi статтi 150 Конституцii Украiни, а також частини другоi статтi 70 Закону Украiни "Про Конституцiйний Суд Украiни" стосовно порядку виконання рiшень Конституцiйного Суду Украiни (справа про порядок виконання рiшень Конституцiйного Суду Украiни) вiд 14.12.2000 N 15-рп/2000 // Офiцiйний вiсник Украiни вiд 05.01.2001. 2000 р. N 51. С. 80. Стаття 2226.

Территориальный референдум прямо предусмотрен Конституцией. Согласно ст. 73 Конституции исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины. В ст. 74 Конституции установлены ограничения по предмету референдума: не допускается проведение референдумов по законопроектам по вопросам налогов, бюджета и амнистии. Конституционный Суд в указанных выше решениях также обратил внимание, что на вопросы, выносимые на референдум, должны распространяться запреты, установленные для изменений в Конституцию (ст. 157 Конституции): на референдум не могут выноситься акты, которые предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, либо если они направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины. С учетом мнения Конституционного Суда, изложенного в решении от 16 апреля 2008 г. N 6-рп/2008, положений ст. 74 Конституции референдум, в зависимости от времени проведения, может быть как дозаконодательным, так и послезаконодательным. Обязательными референдумами можно назвать референдумы по вопросам изменения территории Украины и о внесении изменений в раздел I "Общие положения", раздел III "Выборы. Референдум" и раздел XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины" Конституции. Все остальные референдумы можно назвать факультативными. Вопрос о классификации референдумов в зависимости от правовых последствий также является довольно непростым. В Конституции прямо не урегулирован вопрос о том, являются ли предусмотренные в ней референдумы постановляющими или консультативными. Если исходить из правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в решении от 5 октября 2005 г. N 6-рп/2005, то можно заключить, что по крайней мере общенациональные референдумы в Украине являются постановляющими. Конституционный Суд указал, что результаты народного волеизъявления, выраженные через выборы и референдум, являются обязательными и окончательными. В Конституции Автономной Республики Крым <7> (ст. 7, 48) прямо предусмотрено проведение обязательных и консультативных республиканского и местных референдумов. Консультативные референдумы в Автономной Республике Крым могут быть проведены по вопросам, которые касаются ограничений статуса и полномочий Автономной Республики Крым, Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, определенных Конституцией и законами Украины. -------------------------------- <7> Закон вiд 23.12.1998 N 350-XIV "Про затвердження Конституцii Автономноi Республiки Крим" // Вiдомостi Верховноi Ради. 1999. N 5 - 6. Ст. 43.

Назначение референдума. В Конституции установлено, что Верховная Рада назначает всеукраинский референдум только по вопросам изменения территории государства. Президент назначает всеукраинский референдум о внесении изменений в Конституцию (в порядке реализации ст. 156 Конституции), а также объявляет о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе. Референдум по народной инициативе объявляется по требованию не менее чем трех миллионов граждан Украины, которые имеют право голоса, при условии, что подписи о назначении референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области. Депутаты парламента обратились в Конституционный Суд за разъяснением, обязан ли Президент объявить референдум, инициированный народом, или это его право. Конституционный Суд в решении от 15 октября 2008 г. N 23-рп/2008 <8> указал, что исходя из того, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, отсутствие детального урегулирования процедуры проведения референдумов не освобождает Президента от обязанности его провозглашения. -------------------------------- <8> Рiшення Конституцiйного Суду Украiни у справi за конституцiйним поданням 51 народного депутата Украiни щодо офiцiйного тлумачення положення пункту 6 частини першоi статтi 106 Конституцii Украiни (справа про проголошення Президентом Украiни всеукраiнського референдуму за народною iнiцiативою) вiд 15.10.2008 N 23-рп/2008 // Офiцiйний вiсник Украiни вiд 31.10.2008. N 80. С. 85. Стаття 2701.

Основания провозглашения всеукраинского референдума по народной инициативе базируются на конституционных началах. При условии соблюдения требований, определенных ст. 72 Конституции (требования о количестве подписей под заявлением о проведении референдума), Президент обязан провозгласить референдум. Слово "провозглашение", использованное в ст. 72 Конституции, по мнению Конституционного Суда, означает официальное объявление, обнародование, доведение до всеобщего сведения, официальное оповещение о начале и наступлении определенного события. Поэтому полномочие Президента провозгласить всеукраинский референдум по народной инициативе зависит от воли определенного Конституцией количества граждан, которые никем не могут быть лишены права на реализацию их инициативы. При этом Конституционный Суд указал, что в Конституции не установлен срок, в течение которого Президент обязан объявить о проведении общенационального референдума по народной инициативе. Данный вопрос, по мнению Конституционного Суда, должен быть урегулирован на законодательном уровне, и разрешить данный вопрос путем толкования конституционных норм невозможно. Также стоит обратить внимание на вывод Конституционного Суда о том, что хотя это прямо и не предусмотрено Конституцией, Президент, Центральная избирательная комиссия и другие государственные органы могут осуществлять проверку на предмет соответствия Конституции вопросов, которые предлагаются для вынесения на всеукраинский референдум (решение от 27 марта 2000 г. N 3-рп/2000 <9>). -------------------------------- <9> Рiшення Конституцiйного Суду Украiни у справi за конституцiйними поданнями 103 i 108 народних депутатiв Украiни щодо вiдповiдностi Конституцii Украiни (конституцiйностi) Указу Президента Украiни "Про проголошення все украiнського референдуму за народною iнiцiативою" (справа про всеукраiнський референдум за народною iнiцiативою) вiд 27.03.2000 N 3-рп/2000 // Офiцiйний вiсник Украiни вiд 11.08.2000. N 30. С. 153. Стаття 1285.

Следовательно, Конституционный Суд полагает, что совершенно обоснованно Центральная избирательная комиссия может отказать в регистрации инициативной группы по проведению референдума в случае, если, по ее мнению, предлагаемый на референдум вопрос в соответствии с Конституцией не может быть вынесен на референдум, а Президент может отказаться от объявления референдума по такому вопросу. Таким образом, Президент наделен более широкой компетенцией в области назначения всенародного референдума по сравнению с парламентом. Верховная Рада обладает компетенцией по назначению всенародного референдума только по вопросам об изменении территории. Имея в виду положения Конституции о целостности и неделимости территории Украины, представляется, что в этой сфере Верховной Раде вряд ли представится случай реализовать свое полномочие, что не исключает назначения референдума при решении вопроса о присоединении к Украине какой-либо территории. В украинских научных кругах такое соотношение полномочий парламента и Президента в сфере назначения референдума вызывает критику: Конституция серьезно ограничивает власть парламента как непосредственного выразителя воли народа и поэтому необходимо как можно скорее внести в нее изменения с целью сделать перевес в этом вопросе в сторону парламента, а не Президента. Например, украинские специалисты И. С. Плющ <10>, Л. Т. Кривенко и В. Ф. Погорилко <11> считают, что необходимо усилить конституционные основы деятельности Верховной Рады как единого представительного органа украинского народа: Верховная Рада обязательно должна иметь право, а в конкретных, законодательно установленных случаях обязана обращаться к народу как единственному источнику власти для разрешения вопросов относительно принятия определенного закона, если, например, в парламенте не достигнут консенсус. -------------------------------- <10> Плющ I. С. Парламентаризм в Украiнi - шляхи i тенденцii розвитку // Парламентаризм в Украiнi: теорiя та практика. Матерiали Мiжнародноi науково-практичноi конференцii. Киiв: Iнститут законодавства Верховноi Ради Украiни, 2001. С. 7 - 8. <11> Органи державноi влади Украiни: Монографiя / За ред. В. Ф. Погорiлка. К.: Iн-т держави i права iм. В. М. Корецького, 2002. С. 115 - 116.

Подобные настроения в украинском научном сообществе и в среде парламентариев вызваны главным образом практикой референдумов. 16 апреля 2000 г. в Украине был проведен всенародный референдум, назначенный Президентом по требованию свыше трех миллионов граждан. Предлагалось внести изменения в Конституцию: предоставить Президенту дополнительные основания для роспуска Верховной Рады, лишить депутатской неприкосновенности парламентариев, сократить общее число депутатов, сформировать двухпалатный парламент и др. Парламентарии незамедлительно обратились в Конституционный Суд с вопросом о соответствии Конституции Указа Президента о назначении данного референдума. Конституционный Суд признал Указ Президента соответствующим Конституции, за исключением пунктов, в которых речь шла о доверии Верховной Раде и о том, что Конституция должна приниматься всеукраинским референдумом (решение от 27 марта 2000 г. N 3-рп/2000). Конечно, было бы логично, если бы парламент имел более широкие полномочия по назначению референдума, чем глава государства, поскольку парламент - это представительный орган. Но ведь именно поэтому ему нужен противовес. Кроме того, думается, что полномочия, которыми Конституция наделила Президента в этой сфере, не так уж и опасны, потому что референдум об изменении Конституции Президент обязан назначить независимо от того, кто инициирует изменения (парламент или он сам), а в случае, если проведения референдума требуют граждане, то Президент лишь провозглашает референдум и отклониться от выполнения этой конституционной обязанности он не вправе. А какая разница в таком случае, к кому обращается народ? Представляется, что более серьезной проблемой является неурегулированность сроков и порядка осуществления Президентом обязанности объявить о проведении референдума, инициированного народом. Предложение же украинских специалистов о предоставлении Верховной Раде права обращаться к народу по поводу принятия закона или в случае недостижения консенсуса по какому-либо закону может обернуться слишком частыми такими обращениями, что в условиях экономической ситуации в Украине окажется чрезмерно затратным занятием. С другой стороны, если в парламенте законопроект не получает большинства голосов, то по идее и народ не должен одобрить такой законопроект: парламент - это все же представительный орган, который выражает волю всего населения. В Автономной Республике Крым право назначения республиканского и местных референдумов принадлежит Верховной Раде Автономной Республики Крым. Обеспечение проведения местных референдумов и реализации их результатов согласно ст. 143 Конституции возложено на территориальные общины села, поселка, города либо образованные ими органы местного самоуправления. Организация проведения референдума, формирование избирательных органов, избирательных списков, агитация и разъяснительная работа, голосование, подсчет голосов и определение итогов голосования при проведении референдума во многом схожи с аналогичными процедурами, осуществляемыми при проведении выборов, за исключением особенностей, характерных для референдума. Рассмотрение споров, возникающих при проведении референдумов, а также жалоб на действия (бездействие) органов по проведению референдумов возложено на органы административной юстиции. При этом можно отметить, что каких-либо существенных вопросов, связанных с пробелами в нормативном правовом регулировании указанных процедур, не возникало и не рассматривалось Конституционным Судом. Правовые последствия референдума. В Конституции и в Законе о референдумах не урегулированы вопросы о том, подлежат ли законы, принятые на референдуме, подписанию Президентом и может ли Президент воспользоваться при этом предоставленным ему Конституцией правом вето на законы. По запросу Президента Конституционный Суд в решении от 16 апреля 2008 г. N 6-рп/2008 разъяснил, что ст. 94 и 106 Конституции в целом урегулировали процедуры подписания, обнародования законов, принятых Верховной Радой, и вступления их в силу. К ним применяются процедуры подписания и обнародования, установленные в ст. 94 Конституции. При этом Президент может воспользоваться предоставленным ему правом вето. Процедуры подписания и обнародования законов, принятых всеукраинским референдумом, в Конституции не урегулированы. Данный вопрос относится исключительно к компетенции законодательного органа, который должен в законодательном порядке определить порядок проведения референдума и реализации принятых на нем решений. Кроме того, Конституционный Суд уточнил, что процедуры подписания и обнародования законов, установленные частью второй ст. 94 Конституции, не касаются законов, принятых референдумом, и ни одна из статей Конституции не предусматривает утверждения Верховной Радой решений, принятых всеукраинским референдумом. Результаты народного волеизъявления, выраженные через выборы и референдум, являются обязательными. Таким образом, решение всеукраинского референдума о принятии законов (внесении в них изменений или отмене законов) являются окончательными и не требуют утверждения или одобрения Верховной Радой или какими-либо иными органами государственной власти Украины. Следовательно, у Президента нет права вето на законы, принятые на референдуме. Отсутствие в Украине законодательного регулирования порядка реализации решений, принятых на референдуме, на практике уже приводило к тому, что решение референдума не было реализовано. Так, на референдуме 16 апреля 2008 г., инициированном Президентом, 82,94% принявших участие в голосовании избирателей поддержали решение о замене однопалатной системы парламента на двухпалатную, а за сокращение состава Верховной Рады с 450 до 300 депутатов проголосовало 91,14% принявших участие в голосовании граждан <12>. Но в связи с тем что в Конституции Украины не прописан механизм реализации решений референдума, соответствующие изменения не были внесены в Конституцию. Стоит заметить, что в Украине после обретения независимости на национальном уровне был проведен лишь один референдум - 16 апреля 2008 г. Предыдущий референдум был проведен 24 августа 1991 г. по вопросу о подтверждении Акта провозглашения независимости Украины. -------------------------------- <12> Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедический справочник / Сост. А. А. Танин-Львов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. С. 355 - 356.

В Конституции также не регламентированы вопросы о том, через какой период времени может быть проведен референдум по вопросу, по которому принято отрицательное решение на предыдущем референдуме. Данный вопрос также не был исследован Конституционным Судом. Согласно ст. 9 Закона о референдумах новый всеукраинский референдум по вопросам, которые раньше выносились на референдум, может быть проведен не ранее чем через пять лет, а местный референдум - не ранее чем через один год со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам. Учитывая правовую позицию Конституционного Суда, изложенную в указанных выше решениях, представляется, что при исследовании данного вопроса Конституционный Суд, возможно, придет к заключению, что положения ст. 9 Закона о референдумах противоречат Конституции и не могут применяться, так как они предусматривают ограничения народной инициативы, которые не установлены Конституцией. В Конституции также не урегулированы вопросы о порядке изменения и отмены законов, принятых на референдуме. При этом в ст. 45 Закона о референдумах предусмотрено, что изменение или отмена законов, иных решений, принятых референдумом, осуществляется референдумом. Также изменение или отмена законов, иных решений, принятых референдумом, могут осуществляться соответственно Верховной Радой, Верховной Радой Автономной Республики Крым, местным советом народных депутатов большинством не менее чем две трети от общего количества депутатов с обязательным утверждением на референдуме, который должен быть проведен в течение шести месяцев после внесения изменений или отмены таких законов. В заключение можно сделать вывод о том, что институт референдума в Украине не получил должного конституционно-правового регулирования. В связи с тем что в Конституции не установлены конкретные сроки, в течение которых Президент обязан объявить о проведении референдума, инициированного народом, исполнение президентской обязанности во многом зависит от личности Президента и сложившейся на конкретный момент времени политической ситуации. Кроме того, в отсутствие законодательных гарантий реализации результатов референдума его проведение становится бессмысленным и может привести к новым конфликтам между государственными органами, а также властью и обществом.

Название документа