Роль социальных институтов в вопросах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Казахстана

(Пилецкая Е. Н.)

("Юридическая психология", 2009, N 2)

Текст документа

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАЗАХСТАНА

Е. Н. ПИЛЕЦКАЯ

Пилецкая Е. Н., магистрант Академии Министерства юстиции Республики Казахстан.

В статье исследуется роль социальных институтов в вопросах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Казахстана. Автор исходит из того, что профилактика подростковой преступности позволяет решать задачи борьбы с преступностью с наименьшими затратами для общества, поскольку, сокращая преступность несовершеннолетних, общество добивается и снижения криминализации в целом. Автор приходит к выводу, что только комплексный подход, основанный на взаимодействии различных секторов государства и общества, взаимодействии семьи и школы, адекватная законодательная база могут дать положительные результаты в работе по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.

Предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних является приоритетным направлением уголовно-правовой политики Казахстана. Оно позволяет решать задачи борьбы с преступностью с наименьшими затратами для общества, поскольку, сокращая преступность несовершеннолетних, общество добивается и снижения криминализации в целом. Позитивные сдвиги в борьбе с подростковой преступностью могут быть только там, где правовые средства подкрепляются широкой программой социально-экономических и правовых мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего уровня жизни подрастающего поколения, воспитание и образование, оказание необходимой помощи семье и детям, предупреждение безнадзорности.

В настоящее время существует целый ряд проблем, которые тормозят развитие, становление и воспитание подрастающего поколения. К ним прежде всего относятся воспитание, полученное в семье, школьное воспитание, коммерциализация сфер молодежного досуга, средства массовой информации, которые непосредственно оказывают серьезное влияние на увеличение правонарушений среди несовершеннолетних.

Крайне важно оградить подростков от пагубного влияния аудио-, видео - и печатной продукции, пропагандирующей насилие, жесткость, порнографию, а также привлекательность курения и употребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ.

В одиночку ни учителям, ни родителям с этим не справиться.

Союз учителей и родителей, их контакт, доверие друг другу - наилучший способ выработки новых подходов к воспитанию личности ребенка.

Необходимо отметить, что исключительную роль в работе с родителями, в пропаганде положительного опыта воспитания в семье сегодня должны играть совершенно новые формы работы, такие как психолого-педагогическое просвещение родителей, объединение усилий педагогической и родительской общественности с правоохранительными органами, проведение совместных семейных праздников, фестивалей (2. С. 122).

Следует иметь в виду, что недопущение родителями формирования эгоцентризма и эгоизма детей является главной задачей семьи. Основными условиями для этого являются установление гармоничной психологической дистанции (т. е. достаточной родительской любви) и контроль поведения (без допущения авторитаризма или попустительства).

В связи с этим важной задачей семейного воспитания (помимо недопущения эгоизма и эгоцентризма) является его последовательность. Самым необходимым в этом отношении является принцип единства слов и дел родителей. Дело в том, что наличие несоответствия между ними умаляет все попытки успешного воспитания ребенка, закладывает основы цинизма, лицемерия, лживости и других подобных им качеств. Противоречие же между словами и делами родителей в современных семьях является очень частым.

Единство усилий семьи, школы и общественности - неотъемлемое требование педагогики.

Для того чтобы воспитательный процесс был результативным, необходимо каждому классному руководителю и администрации школы хорошо знать своих учеников, быть в курсе всего, что происходит в классе и в школе, изучить круг общения подростков, интересы и места проведения досуга. Главная задача педагогов и родителей - ежедневно, ежечасно требовательно относиться к себе и другим, не быть равнодушным к своей работе и воспитанию подрастающего поколения, владеть всей ситуацией, которая складывается среди подростков (3. С. 64).

В школах необходимо поддерживать тесную связь с родителями, организовывать работу классных собраний совместно с учениками и их родителями, родительскими комитетами, комиссиями по всеобучу, родительскими лекториями, советами профилактики и центрами правовых знаний.

Таким образом, только комплексный подход, основанный на взаимодействии различных секторов государства и общества, взаимодействии семьи и школы, адекватная законодательная база могут дать положительные результаты в работе по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.

Уверена, что благодаря совместной и спроектированной работе будут достигнуты определенные результаты профилактической работы с трудными подростками.

Литература

1. Алибеков С. Т., Абдрахманов С. Т., Бегалиев Е. Н., Бегалиев К. А. и др. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Алматы: Дайк Пресс, 2007. С. 135.

2. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школа: взгляд сквозь десятилетия // Воспитание школьников. М., 2003. С. 122.

3. Лахтина О. Ф., Волошин П. В. Некоторые аспекты причин и предупреждения подростковой безнадзорности // Материалы междунар. науч. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых. Парадигма современной науки глазами молодых. Костанай, 2008. С. 63 - 72.

Название документа