К вопросу о легальной организации вооруженного формирования
(Хаитжанов А.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 5) Текст документаК ВОПРОСУ О ЛЕГАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ
А. ХАИТЖАНОВ
Хаитжанов А., доцент кафедры уголовного права.
В настоящее время население всего мира в разных странах и регионах переживает различные военные конфликты, террористические акты, которые сеют среди людей ужас, страх, хаос и неуверенность в завтрашнем дне, что приводит в упадок социальную и экономическую базу, создавая при этом политическую нестабильность. Всему этому способствуют политические инсинуации (распри) различных глав государств, которые, решая внешнеполитические вопросы между государствами и не придя к общему мнению о выполнении поставленных задач мирным путем, нередко применяют диверсии, террористические акты и в конечном итоге военную силу. Ярким примером тому могут быть действия Президента Грузии Михаила Саакашвили, который при решении вопроса об административно-территориальном районе с Южной Осетией применил военную силу, которая была нацелена на уничтожение не только военной силы, но и на искоренение всего там находящегося населения. Конституции всех государств, а так как большинство населения Южной Осетии - граждане России, то Конституция Российской Федерации в своих предписаниях предусматривает защиту своего населения, его суверенитета и территориальную целостность (ст. ст. 2, 4, 21, 22, 23, 45, 71, 114 (п. п. "д", "е" ч. 1) Конституции РФ). Возникает вопрос: от каких посягательств и от кого защищал Президент Грузии М. Саакашвили, создавая свои смертоносные подразделения совместно с Соединенными Штатами Америки? На сегодняшний день не является ни для кого секретом, что в создании вооруженных формирований Грузии, в их оснащении большую и активную роль играли Соединенные Штаты Америки и Украина. Соединенные Штаты Америки поставляли в Грузию не только оружие, боевую технику, боеприпасы и продовольствие, но и своих военных инструкторов для подготовки личного состава по рукопашному бою, инструкторов по выживанию в экстремальных условиях, а во время отдыха и досуга плясали лезгинку на американский манер с грузинским "спецконтингентом". Почему мы называем этих вояк "спецконтингентом"? Да потому что человек с высоким сознанием, воспитанный в нормальных условиях демократического государства, следующий принципам демократизма, никогда не будет уничтожать мирное население; в данном случае не исключена возможность, что эти формирования не были созданы из лиц с криминальным прошлым и боевиков-наемников. Из средств массовой информации нам стало известно о том, что при проведении операции против Южной Осетии участвовали украинские военные специалисты (из выступлений Валерия Коновалюка по телевидению). Теперь самое время рассмотреть деятельность Виктора Ющенко. Торговля оружием в Украине давно стала личным бизнесом президента. Так, в октябре 2006 г. Президент Украины Виктор Ющенко впервые использовал свое право приостанавливать действие актов правительства <1>. Своим Указом он приостановил действие Постановления Кабинета Министров от 20 сентября 2006 г. N 1336, которым Кабинет Министров, в свою очередь, переподчинил себе из ведения президента и Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) предприятие "Укрспецэкспорт" - государственный экспортер вооружений. -------------------------------- <1> Указ Президента от 20 сентября 2006 г. N 1336.
24 сентября сего года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сообщила, что поручила первому вице-премьеру, а также контрольно-ревизионному управлению провести глубокое изучение ситуации, сложившейся в сфере торговли оружием, которую проводит "Укрспецэкспорт", и представить отчет правительству. В результате чего выяснилось, что военно-техническое сотрудничество с Грузией активизировалось после 2004 г., когда к власти в Тбилиси пришел Саакашвили. Валерий Коновалюк утверждает, что отбором боеприпасов для Грузии на украинских складах занимались американские инструкторы. Они же определяли, что следует поставить из тяжелого вооружения, комплектуя грузинскую армию техникой для наступательных действий. По данным отчета ООН, в 2006 г. Грузия импортировала из Украины 6808 различных ракет и пусковых установок, а также 21870 единиц огнестрельного оружия. В 2007 г. - 74 танка Т-72, 9 крупнокалиберных артиллерийских систем, 8 самолетов. Это по грузинским данным. По украинским, Грузии были проданы, кроме того, 5 артиллерийских систем, 495 ракет и пусковых установок и 19964 единицы стрелкового оружия. Установить точное количество при таком несовпадении данных не так-то просто. Украина и Грузия не согласовали свои отчеты в ООН, поэтому данные оружейных продаж разительно не сходятся. Получается, что грузины получили на 2,1 тыс. автоматов и пулеметов больше, чем им продали украинцы. Зато вовсе не получили винтовок и пистолетов, счет которых идет на тысячи. При этом Грузия получила на 12 штук БМП-2 и 7 штук БТР-80 больше, чем указано в отчетах Украины. Украина вовсе не показала 9 штук 203-мм самоходных орудий "Малка", "Пи-он-М", которые Грузия у нее приобрела. После таких несовпадений трудно не заподозрить Украину в контрабанде, а представителей "высоких договаривающихся сторон" - в коррупции. Специальная комиссия Верховной Рады составила полный перечень вооружений, поставленных Грузии за последние 10 лет. Длительное время экспортировалось лишь стрелковое оружие и учебные самолеты, но с приходом к власти Михаила Саакашвили в больших количествах пошло наступательное вооружение. В 2004 - 2005 гг. Тбилиси начинает закупать танки, вертолеты, артиллерийские системы. В 2007 г. поставляются 6 ЗРК "Бук-М1", еще один такой комплекс - в июне 2008 г. В этот же период Тбилиси отправлены 48 управляемых зенитных ракет к "Букам", 200 ПЗРК "Стрела" и "Игла", танки Т-72. В 2008 г. - 5 боевых бронированных машин "Шквал", которые только начинали производиться и еще даже не поступили на вооружение украинской армии. Кроме того, корабельные РСЗО "Град". Все поставки осуществлялись по прямому поручению президента Виктора Ющенко <2>. -------------------------------- <2> URL: http://varjag-2008.livejournal. com/457384.php/
Напрашивается вопрос: почему лица, причастные к легальной организации вооруженного формирования для уничтожения мирного населения, не привлекаются к ответственности? Кто и как будет нести ответственность за тысячи унесенных жизней? Вопрос риторический и многоаспектный. В нашей стране правовой базой противодействия любым формам насилия является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ). Также предусмотрена уголовная ответственность за создание вооруженного формирования с целью посягательства на государственный суверенитет, его территориальную целостность и применение насильственных методов против мирного населения в законодательстве большинства зарубежных стран: например, УК Швеции, УК Китая, УК США, а также по международному договору "Римский статут Международного уголовного суда" <3>. -------------------------------- <3> УК Швеции по сост. на 01.05.1999; УК КНР 1997 г.; Примерный Уголовный кодекс США. М.: Прогресс, 1969; Международный договор "Римский статут Международного уголовного суда". 1998 г.
В Соединенных Штатах существует такая практика, как привлечение к уголовной ответственности по законодательству США иностранных граждан, даже если они совершили преступление не на территории иностранного государства. Главным критерием для привлечения к ответственности является то, угрожают ли действия иностранного гражданина национальным интересам США. По нашему мнению, такая практика должна быть применена и к государственным деятелям Грузии, США и Украины. Таким образом, из вышеизложенного видно, что государственные деятели трех государств: М. Саакашвили, Дж. Буш и В. Ющенко - сознательно и умышленно совершали свои противоправные деяния; т. е. легально организовали вооруженные формирования, чем нанесли непоправимый урон суверенитету Южной Осетии, ее территориальной целостности, а также умышленный вред правам, свободам и интересам мирного населения, за что предусмотрена ответственность международными договорами и соглашениями, Конституцией Российской Федерации, конституциями других государств и уголовными кодексами различных стран.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Международный договор "Римский статут Международного уголовного суда". 1998 г. 3. Указ Президента В. Ющенко от 20 сентября 2006 г. N 1336. 4. УК Швеции по сост. на 01.05.1999. 5. УК КНР 1997 г. 6. Примерный Уголовный кодекс США. М.: Прогресс, 1969. 7. URL: http://varjag-2008.livejournal. com/457384.php/
Название документа