Особенности оценки наркоторговли и проституции в Нидерландах

(Кислухин В. А., Макаров А. Н.)

("Наркоконтроль", 2009, N 1)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ НАРКОТОРГОВЛИ

И ПРОСТИТУЦИИ В НИДЕРЛАНДАХ

В. А. КИСЛУХИН, А. Н. МАКАРОВ

Кислухин В. А., доцент Кировского института МГЮА, кандидат юридических наук (г. Киров).

Макаров А. Н., доцент Кировской государственной медицинской академии, кандидат филологических наук (г. Киров).

В общественном сознании большинства российских граждан сложилось и является непоколебимым традиционное убеждение в том, что употребление наркотических средств без назначения врача и проституция являются глобальными проблемами человечества, угрожающими безопасности любого государства и требующими ликвидации и полного запрета этих социальных феноменов.

Однако не все государства придерживаются традиционных подходов к оценке наркоторговли и проституции.

Ярким примером нетрадиционного подхода к указанным явлениям выступает политика Королевства Нидерланды в отношении легализации проституции и немедицинского употребления наркотиков.

Более 30 лет назад правительство Нидерландов приняло беспрецедентное на тот момент историческое решение - легализовать потребление некоторых видов наркотиков и взять их реализацию под государственный контроль.

Новая голландская политика в отношении наркотиков стала базироваться на результатах комиссии, возглавляемой психиатром и экспертом по реабилитации наркоманов Питером Л. Х. Бааном. В своем докладе, сделанном в 1975 г. перед парламентом страны, П. Баан рекомендовал разделить все виды наркотиков на два списка. В так называемый первый список включались те наркотики, которые представляли "неприемлемый риск" (героин, кокаин и ЛСД). Во второй список вошли наркотики на основе переработки конопли (гашиш и марихуана), считающиеся менее опасными ("мягкими").

С целью удовлетворить потребности лиц, употребляющих "мягкие" наркотики, в городах открылись "коффи-шопы", находящиеся под контролем местных властей, где курильщик мог бы легально купить до 30 г марихуаны (с 1995 г. это 5 г). Одновременно правительством принимались меры с целью воспрепятствования незаконному обороту "тяжелых" наркотиков. С этой целью за нарушение законодательства в сфере производства и реализации наркотических средств парламент страны принял ряд правовых актов, усиливающих юридическую ответственность и предусматривающих максимальное наказание за производство, продажу, транспортировку запрещенных видов наркотиков в виде лишения свободы на срок до 16 лет и/или штрафа в размере до 45000 евро.

С целью преодоления проблем, связанных с бродяжничающими по улицам наркоманами, принимающими в том числе и сильнодействующие наркотики, в некоторых городах Нидерландов были созданы так называемые центры для употребления.

Так, власти г. Арнема организовали такой центр в помещении старой баржи, пришвартованной на берегу Рейна и переоборудованной под лечебно-оздоровительное учреждение наподобие хосписа. Наркоманы ежедневно собираются в это учреждение с территории почти полумиллионного города, чтобы принять употребляемую ими дозу наркотиков. Здесь в специально отведенных помещениях они выкуривают, вдыхают, вводят внутривенно под присмотром врачей и полиции принесенные ими героин, кокаин, марихуану. Представители власти, полиции и медицинский персонал не интересуются источником приобретения этих наркотиков.

В учреждении для ресоциализации обитателей центра предусмотрены возможности занятий ими спортом (имеются залы, спортивные снаряды), музыкой (музыкальные инструменты), живописью (краски, холсты, кисти) и др. Сотрудники центра признают, что в конечном итоге только малая часть посетителей возвращается к нормальной жизни. Другая же часть в результате прогрессирующей наркозависимости рано или поздно прекращает свое земное существование.

Расходы на погребение покойных наркоманов берет на себя городской бюджет. Власти Арнема резонно полагают, что контролируемое потребление наркотиков наносит меньшее зло обществу, чем их нелегальное применение, чреватое проявлениями преступности и распространения гепатита, СПИДа, других смертельно опасных заболеваний.

Другой проблемой, которую многие годы пытаются решить нидерландские власти, является проституция. И здесь голландская инициатива приобрела неординарный, оригинальный, порой шокирующий характер.

Проституция признана в стране экономической деятельностью, подлежащей налогообложению. В настоящий период законодательство Нидерландов регулирует все составные элементы секс-бизнеса: проститутки имеют статус, аналогичный наемным работникам других профессий, т. е. платят налоги, состоят в профсоюзе, получают социальные пособия, в том числе по безработице, пользуются юридической защитой своих интересов. Сутенеры переведены в разряд бизнесменов-посредников и законных предпринимателей.

В то же время усилена юридическая ответственность с 1 года до 6 лет тюремного заключения за насилие и издевательство над проститутками и за привлечение к занятию проституцией несовершеннолетних.

Показателен в этом отношении пример г. Арнема, власти которого взяли проституцию под свой контроль. Для этого занятия они отвели участок городской улицы длиной 500 м, называемый зоной, на котором жрицы любви имеют право "работать" с 20.00 часов до 1 часа ночи. Неподалеку от зоны расположены помещения, где женщины предоставляют секс-услуги, после чего клиенты возвращают их обратно на территорию зоны.

Весь процесс находится под контролем полиции и медицинских работников, не допускающих насилия в отношении проституток и распространения заболеваний. За работу без разрешения властей, во внеурочное время и вне зоны, отведенной для этой деятельности муниципалитетом, проституткам грозит наказание в виде изъятия разрешения на занятие секс-бизнесом или штраф в сумме до 3350 евро, а также арест до 3 месяцев.

Опыт Нидерландов, легализовавших потребление "легких" наркотиков и проституцию, признается большинством стран, в том числе и Россией, неприемлемым.

Название документа