Глобальное партнерство в аспекте международного права

(Тюрина Н. Е.) ("Внешнеторговое право", 2009, N 1) Текст документа

ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В АСПЕКТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Н. Е. ТЮРИНА

Тюрина Н. Е., доцент кафедры международного и европейского права юридического факультета Казанского государственного университета, кандидат юридических наук.

Цели международного сообщества, сформулированные в Уставе ООН, были провозглашены от имени народов и выражают интересы всего человечества. Между тем на протяжении нескольких десятилетий в достижении этих целей делалась ставка на государства, в том числе организованные в различные международные институты, что было вполне логично для второй половины XX в., когда направление мирового развития определялось преимущественно политическим вектором. По окончании холодной войны бизнес, торговля и инвестиции - три кита для мира и процветания - становятся существенным фактором в определении внешней стратегии государств. В условиях возрастающей взаимозависимости они выступают предпосылкой к экономической интеграции, под влиянием которой происходят изменения в парадигме планетарной эволюции, суть которых выражается понятием "глобализация". Под воздействием процессов, которые охватываются этим понятием, происходят изменения в международной и внутригосударственной жизни, требующие осмысления в концептуальном аспекте международного права. В значительной мере это касается представлений о международном экономическом праве. Параллельно с утверждением после долгих научных дискуссий в отечественной и зарубежной литературе положения о международном экономическом праве как отрасли международного права <1> вновь появляются воззрения, ставящие под сомнение этот постулат. Так, Д. Джексон утверждает, что международное право является на 90% международным экономическим правом <2>. В пояснение этой мысли он ссылается на то, что в современный период стало трудно говорить о национальной экономике, так как ни капитал, ни производство не являются в полном смысле внутригосударственными, а государства постепенно утрачивают контроль над собственной экономикой. При этом основанные на принципах международного экономического права режимы, такие как режим недискриминации, национальный режим и режим наиболее благоприятствуемой нации, ориентированы не столько на суверенное равенство государств, сколько на обеспечение рыночных механизмов. В этих условиях свободная торговля подрывает автономность национальных экономик, и задачей международного экономического права становится устранение препятствий для трансграничных перемещений. Однако, по мнению Д. Джексона, в целом это не умаляет роли государства, поскольку оно продолжает обеспечивать инфраструктуру и осуществлять регулирование в сфере экономики <3>. -------------------------------- <1> См.: Шумилов В. М. Международное экономическое право: Учебно-методич. пособие. Кн. 2. М., 2002. С. 19; Кузьмин Э. Л. Международное экономическое право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 21 - 22; Malanczuk P. International Law. The Hague, 1996. P. 222 - 223; Qureshi A. H. International Economic Law. London, 1999. P. 3 - 12. <2> Jackson J. Global Economics and International Economic Law // Journal of International Economic Law. No. 1. March 1998. Р. 8. <3> Ibid. Р. 128, 133.

В отечественной литературе также высказывается мнение, что в международно-правовом аспекте XXI в. будет веком международного экономического права <4>, и с этим трудно не согласиться, так как экономические интересы пронизывают все отрасли международного права и присущи всем его субъектам. -------------------------------- <4> Шумилов В. М. Указ. соч. Предисловие.

Нельзя также не заметить того, что в международном экономическом праве усиливается частноправовой элемент. Это обусловлено расширением круга негосударственных участников международных экономических отношений, среди которых особую роль играют многонациональные и транснациональные объединения (корпорации). В своей деятельности при следовании определенным ориентирам они способны содействовать достижению целей международного права, что необходимо использовать для предупреждения и минимизации негативных последствий, которые отмечаются в процессе глобализации. Начало в решении данной задачи, положенное инициативой ООН по установлению партнерских отношений с деловыми кругами, является новеллой в организации международного сообщества, которая еще не получила всестороннего осмысления с точки зрения перспектив правового регулирования. Между тем в докладе Генерального секретаря ООН на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи было сказано, что сотрудничество между ООН и частным сектором, которое стартовало в 2000 г. созданием партнерского объединения (Global Compact - Глобальное соглашение), интенсивно развивается. В настоящее время почти все специализированные учреждения ООН, фонды и программы имеют связи с бизнесом, и такое партнерство уже оправдало себя как метод достижения целей ООН <5>. -------------------------------- <5> Enhanced cooperation between the United Nations and all relevant partners, in particular the private sector. Report of the Secretary-General // A/62/341.

Партнерство предусматривает четыре широких направления: пропаганду ценностей и достижение целей ООН, разработку норм и стандартов, распределение, координацию и экспертизу ресурсов, использование рынков в целях развития <6>. -------------------------------- <6> Ibid.

Первое направление ориентировано на партнерство в целях пропаганды, включая осуществление проекта "Глобальный альянс в сфере информационных и коммуникационных технологий и развития", который был инициирован Генеральным секретарем ООН при поддержке ЭКОСОС в июне 2006 г. Второе направление предусматривает привлечение частного сектора к сотрудничеству на нормативном уровне, чтобы повысить степень согласованности правил и стандартов для международного сообщества. Третье направление - это партнерство в распределении, координации и экспертизе ресурсов, направляемых представителями частного сектора на поддержку программ и инициатив ООН. Четвертое направление - партнерство в развитии и расширении устойчивых рынков локального, регионального и глобального уровня, включающее партнерство по обеспечению доступа на рынки и партнерство по созданию условий для инвестиций. Как видно, партнерство ставит весьма серьезные задачи, оставаясь в организационно-правовом аспекте довольно неопределенным. С юридической точки зрения Глобальное соглашение не является организацией. Присоединение к нему осуществляется в декларативном порядке, и никакого формального членства не предусматривается. Участие в партнерстве происходит добровольно через такие мероприятия, как диалоги по вопросам политики, обучение, участие в локальных сетях и в партнерских проектах. Предполагается также, что участники будут публиковать ежегодные отчеты о том, как они на практике поддерживают Глобальное соглашение и проводят в жизнь 10 принципов партнерства (два - относящихся к правам человека, четыре - к стандартам в сфере труда, три - к охране окружающей среды, один - к борьбе с коррупцией) <7>. -------------------------------- <7> Frequently asked questions about the UN Global Compact // http://www. unglobalcompact. org.

Несмотря на то что указанные принципы являются производными от содержания международно-правовых документов, получивших признание в качестве юридически обязательных, нормативным характером они не обладают. Тем не менее насчитывается более 4 тысяч организаций, которые готовы к тому, чтобы соблюдать эти принципы, и уже следуют им. Такой опыт трудно переоценить, поскольку негосударственные акторы выступают активными участниками международных экономических отношений, и формирующийся глобальный правопорядок в значительной мере определяется их деятельностью. Организационная структура Глобального соглашения, так же как и его правовая форма, отличается незавершенностью. Однако можно констатировать, что система управления партнерством к настоящему времени сформирована. Управление осуществляется через саммит лидеров Глобального соглашения, локальные сети (группы участников), ежегодный форум локальных сетей, Совет Глобального соглашения, офис Глобального соглашения и группу представителей органов и специализированных учреждений ООН. Таким образом, в системе ООН вырисовываются контуры нового образования, которое со всей очевидностью может способствовать трансформации международной системы в мировую глобальную систему и повышению потенциала международного права как глобального регулятора.

Название документа