Состояние и перспективы торгово-экономических отношений России и Республики Беларусь
(Прокушев Е. Ф., Костин А. А.) ("Внешнеторговое право", 2009, N 1) Текст документаСОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Е. Ф. ПРОКУШЕВ, А. А. КОСТИН
Прокушев Е. Ф., профессор кафедры таможенного дела факультета таможенного дела Белгородского университета потребительской кооперации, доктор экономических наук.
Костин А. А., доцент кафедры таможенного дела факультета таможенного дела Белгородского университета потребительской кооперации, кандидат экономических наук.
Торгово-экономические отношения России со странами СНГ являются главной составляющей сотрудничества независимых государств. Развиваясь в условиях рыночной системы хозяйства и либерализации торговли, Россия стала проводить новую торговую политику, основанную на более качественных экономических реформах. Вместе с тем на пути к сотрудничеству и интеграции России со странами - участницами СНГ появился ряд трудностей, возникших в процессе становления и развития Содружества. Место и потенциал России на постсоветском пространстве претерпели заметное изменение; внешнеторговые отношения России стали испытывать ряд зависимостей: от состояния мирового рынка и финансов; отказа от монополии государства на внешнюю торговлю, подверженности торговли кризисным факторам развития экономики и финансов и т. п. Для внешней торговли России и государств Содружества характерна тенденция роста цен на основные экспортируемые товары. Рост экспортных цен во взаимной торговле, их приближение к мировым ценам (в ряде случаев и их превышение) являются неизбежным результатом либерализации внешней торговли в условиях низких по сравнению со среднемировыми показателями производительности труда и эффективности национальных производств, а также инфляционных процессов <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Костин А. А. Торгово-экономические отношения России: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 2. Белгород: Кооперативное образование, 2008. С. 28 - 63.
В 2008 г. основными торговыми партнерами России на пространстве СНГ являлись в соответствии с долей во внешнеторговом обороте Украина (5,4%), Беларусь (4,7%) и Казахстан (2,7%) <2>. Динамика взаимной торговли товарами между двумя странами за последние три года характеризуется тенденцией к росту основных ее показателей (рисунок). -------------------------------- <2> Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными странами-партнерами в 2008 г. // http://gks. ru.
Значение Показателя, Млн. долл. США
40000 34188,9 35000
30000 26083,5 25000 23603,8 19934 20000 17204,9 \ \ \ \ 15000 13084 \ \ \ \ \ \ \ 8878,6 \ \ 10585,1 10000 \ \ 6850 \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ 5000 \ \ \ \ \ \
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Внешнеторговый \ Экспорт Импорт оборот \ \
Рис. Динамика внешней торговли России и Белоруссии за 2006 - 2008 годы
В 2008 г. торговля между Россией и Белоруссией продолжала динамично развиваться. Внешнеторговый оборот между Россией и Республикой Беларусь за 2008 г. составил около 14,2 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с 2006 г. на 71,5%, в том числе импорт России составил почти 10,6 млрд. долл. США, экспорт - свыше 23,6 млрд. долл. США. Товарная структура белорусского экспорта в Россию не претерпела существенных изменений: Россия остается крупнейшим покупателем белорусских машин, оборудования и транспортных средств (около 45% всего экспорта), продовольственных товаров и сельхозсырья (около 17%), продукции химпрома (около 10%). При этом Россия покупает в Белоруссии практически весь объем ее экспорта мяса и субпродуктов, около 97% сахара. В белорусском товарном импорте из России основную долю по-прежнему занимают минеральные продукты (свыше 60%), машины, оборудование и транспортные средства (около 12%), металлоизделия (свыше 10%). Значительный вклад в расширение взаимного внешнеторгового оборота между Белоруссией и Россией вносят динамично развивающиеся межрегиональные связи (около 80% внешнеторгового оборота России с Белоруссией приходится на 10 регионов - г. Москва и Санкт-Петербург, а также Московскую и Тюменскую области и др.). Среди федеральных округов Российской Федерации наиболее высокого уровня развития экономических связей с белорусскими областями достиг Центральный федеральный округ, удельный вес которого в общем объеме внешнеторгового оборота составляет около 50%. Более полная реализация взаимных экспортных возможностей России и Белоруссии напрямую связана с перспективой модернизации белорусской промышленности и активного участия российского капитала в приватизации белорусских предприятий. В процессе создания совместных и иностранных предприятий на территории Белоруссии наиболее популярными для российских инвесторов являются сфера торговли и общественного питания, деревообрабатывающая промышленность, транспорт и связь, металлообработка, пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность. Имеются также намерения создать совместные предприятия в области автомобилестроения, машиностроения, стекольной, пивоваренной промышленности и сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники. Совместные и иностранные предприятия с участием российского капитала имеются во всех областях Белоруссии. В настоящее время на территории Белоруссии работают около 600 смешанных предприятий с российским участием, в том числе 54 совместных предприятия в 6 свободных экономических зонах "Брест", "Минск", "Гомель-Ратон", "Витебск", "Могилев" и "Гродно-инвест". Экономическое сотрудничество между Россией и Белоруссией осуществляется в рамках созданного Договором от 8 декабря 1999 г. Союзного государства, которое базируется на принципах суверенного равенства государств-участников и добровольности <3>. -------------------------------- <3> Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства (подписан в г. Москве 08.12.1999) // Бюллетень международных договоров. 2000. N 3. С. 54 - 73.
Перспективы сотрудничества России и Белоруссии связаны с решением следующих проблемных вопросов торгово-экономических отношений: - завершением унификации экспортных и импортных таможенных тарифов: незавершенность ведет к бюджетным потерям и сохранению таможенных процедур внутри Союзного государства. В частности, применение в Белоруссии более низких, чем в России, вывозных пошлин на ряд товаров наносит ощутимый ущерб российской экономике. Также в 2008 - 2010 гг. предполагается создание системы информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства, на финансирование которой из бюджета Союзного государства выделено около 200 млн. рублей <4>; -------------------------------- <4> Постановление N 5 Совета Министров Союзного государства от 26 января 2008 г. "О Программе Союзного государства "Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства" на 2008 - 2010 годы" // СПС "КонсультантПлюс".
- ликвидацией расхождений в действующих в России и Белоруссии мерах нетарифного регулирования и созданием единой системы контроля за соблюдением мер нетарифного регулирования. Белорусской стороной введены ограничительные меры в отношении ввоза на территорию Республики ряда российских товаров: лицензирование (сахар белый, дрожжи, шины и покрышки пневматические резиновые, ковры и текстильные напольные покрытия, мыло, кроме мыла туалетного, маргарин, алкогольная продукция, фармацевтические товары); квоты (табачные изделия, океаническая рыба и морепродукты); защитные меры (расследования в отношении импорта изделий из асфальта, импорта кондитерских изделий); усложнение таможенных процедур ввоза (пиво солодовое, сахар белый, бензин и дизельное топливо). Кроме того, в соответствии с законом Республики Беларусь о бюджете местные органы власти устанавливают в отношении импортных (в том числе российских) товаров налог с продаж в размере 15%, в то время как в отношении белорусских товаров действует ставка налога в 5%. В ряде областей Белоруссии действуют обязательные требования к ассортименту продаваемых товаров, согласно которым доля белорусских товаров должна составлять 70%. Эта мера в первую очередь направлена против товаров российского происхождения, составляющих значительную долю на рынке Белоруссии; - созданием унифицированной системы таможенно-банковского контроля, которая позволит устранить условия для нарушения российского налогового законодательства; - введением минимальных размеров квот товаров для обязательной закупки у белорусских производителей и подлежащих поставке на внутренний рынок Республики Беларусь для реализации населению. В условиях глобализации мировой экономики особую актуальность и значимость приобретают вопросы углубления интеграционных процессов как в мире в целом, так и на постсоветском пространстве. В этой связи формирование единого экономического пространства, а также участие России и Белоруссии в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) представляются перспективными направлениями сотрудничества. В настоящее время завершается процесс формирования единой договорно-правовой основы торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Так, завершена подготовка 9 проектов международных договоров для подписания главами правительств стран на очередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС: - Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании; - Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран; - Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран; - Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам; - Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров; - Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза; - Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза; - Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер; - Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе <5>. -------------------------------- <5> Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. N 363 "О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, несмотря на определенные успехи, процесс развития торгово-экономических отношений России и Республики Беларусь характеризуется сложностью и многоплановостью, находится в непосредственной зависимости как от политических, так и от экономических условий, складывающихся в государствах. Немаловажную роль в этом играет таможенная политика стран, которая преследует не всегда совпадающие цели, и формы ее проведения иногда имеют различия.
Название документа