Стратегия Европейского союза по борьбе с нелегальной иммиграцией

(Коннова А. Д.) ("Миграционное право", 2009, N 1) Текст документа

СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО БОРЬБЕ С НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИММИГРАЦИЕЙ

А. Д. КОННОВА

Коннова А. Д., курсант 4-го курса экономического факультета АЭБ МВД России.

Миграция населения является объективным процессом, неотъемлемой чертой глобализации и вызвана неравномерностью развития отдельных регионов земного шара. Правительства стран всего мира вполне благожелательно воспринимают циркуляцию товаров и капиталов, при этом гораздо более негативно реагируя на передвижение людей. Резкое ограничение доступа на европейские рынки труда населения третьих стран, начавшееся еще в 70-е годы прошлого столетия, породило феномен нелегальной иммиграции, который в начале XXI в. принял самую опасную форму. Торговля и транспортировка людей привели к возрождению современного вида рабства, о котором цивилизованный мир, казалось бы, давно забыл. Стоит отметить, что иммиграция сама по себе не является нелегальной. В соответствии с определением Комиссии ЕС, нелегальным считается иммигрант, который въехал незаконно на территорию государства - члена ЕС через сухопутные, морские или воздушные границы, включая транзитные зоны аэропорта, самостоятельно или с помощью криминальных группировок <1>. -------------------------------- <1> Communication from the Commission on Policy priorities in the fight against illegal immigration of third-country nationals. Brussels, 19.07.2006. COM (2006) 402 final.

По информации Европейской комиссии, на территории ЕС в 2008 г. насчитывается от 4,5 млн. до 8 млн. нелегальных иммигрантов. Это число ежегодно увеличивается на 350 - 500 тыс. человек (для сравнения: легально в ЕС ежегодно въезжают около 600 тыс. иммигрантов). Теневая экономика, складывающаяся при использовании труда нелегальных иммигрантов в сельском хозяйстве, строительстве и обширном секторе обслуживания, занимает от 7 до 16% ВВП, при этом большинство нелегальных рабочих трудятся в условиях, больше напоминающих подневольный труд <2>. -------------------------------- <2> FRONTEX Annual Report. 2008. P. 16/62.

Любой путь, по которому следуют нелегалы, начинается в стране их исхода за пределами Евросоюза и оканчивается в одной из стран назначения. Транзитные страны располагаются как внутри ЕС, так и за его пределами. Некоторые из соседних стран ЕС используются как главные перевалочные пункты перед заключительным этапом в страну назначения. Изучив слабые места в пограничном контроле и иммиграционном режиме, организованные преступные группы воспользовались определенными маршрутами для переправки нелегалов. Нелегальные иммигранты часто используют сразу несколько путей <*>: -------------------------------- <*> Рисунок не приводится.

- Северо - и Западно-Африканское побережье - это пути самой массовой транспортировки нелегалов в Европейский союз; из африканских стран они попадают в Италию, Мальту и Испанию; - Восточно-Средиземноморское направление; конечная цель на этом маршруте - Греция; Турция и ближневосточные государства служат транзитом; - "балканский" путь проходит через западно-балканские государства; далее иммигранты попадают в ЕС через Грецию, Италию, Словению, Австрию, Болгарию, Румынию и Венгрию; "центрально-" и "восточно-европейский" пути проложены транзитом через Россию, Украину, Молдову и Беларусь, отсюда через Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Болгарию и Румынию вглубь территории Евросоюза; - в последнее время чаще стал использоваться "балтийский" маршрут - "организованная" нелегальная иммиграция через Балтийские страны направляется в Скандинавию. В соответствии с докладом Европола о нелегальной иммиграции Россия включена в число самых проблемных регионов мира - источников нелегальной иммиграции, наряду с Ираком, Турцией, Индией, Афганистаном, Пакистаном, Китаем. Россия является также страной транзита, через нее проходит несколько путей транспортировки нелегальных иммигрантов - "северный" путь, "балтийский" и "восточноевропейский". Москва, вместе с Киевом и Стамбулом, считается крупным центром сбора нелегальных иммигрантов, где они "отдыхают", распределяются по маршрутам, снабжаются нужными документами. Транзитные пути функционируют как коридоры нелегальной миграции с фиксированными остановками. Как правило, эти пункты снабжены соответствующей "инфраструктурой" - убежищами для временного проживания, определенными пунктами, где можно тайно пересечь границу, и даже транспортными терминалами <3>. Исследования, проведенные в рамках Международной организации по миграции (МОМ), выявили еще несколько путей, которыми транзитные нелегальные иммигранты попадают в европейские страны через территорию России. Активно используется "сибирский", или "китайский", путь, также в обоих направлениях. Продвижение по этому пути нелегальных иммигрантов облегчено политикой упрощения визового режима и поощрения туризма в Россию из Китая. "Сибирский" путь соединен с "центрально-европейским": нелегальные иммигранты из Китая попадают через Москву и Прагу в Германию, а также с "балтийским" путем, который признается самым отлаженным. Особенно удобными остаются белорусско-литовская, украинско-польская и польско-литовская границы, которые нелегальные иммигранты пересекают, следуя из России через Беларусь и Украину в Польшу и далее на запад <4>. Таким образом, на территории Европейского союза, а также России проложены и успешно функционируют своего рода "трансъевропейские криминальные коридоры", которые, будучи соединенными и с другими континентами, приобретают глобальное измерение. -------------------------------- <3> Organised Illegal Immigration into the European Union. Europol. P. 3. <4> IOM News Release. "Trafficking in Migrants: the Baltic Route". 24 January 1997. См. также: Sally W. Stoecker. The Rise in Human Trafficking and the Role of Organized Crime // Demokratizatsiya. The Journal of Post-Soviet Demokratization. Vol. 8. No. 1. Winter 2000.

В связи с этим Европейской комиссией была предложена разработка концепции иммиграционной политики, общей для государств ЕС в контексте политических целей европейской интеграции, и особенно в рамках создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка" в Евросоюзе. Однако Комиссия не обладает преимущественными полномочиями в формировании законодательства в данной сфере: несмотря на то что по Амстердамскому договору иммиграционная политика была изъята из исключительной компетенции национальных государств и перенесена в "первую опору" - на наднациональный уровень, государства-члены продолжают играть значительную роль. В то же время нелегальная иммиграция и торговля людьми уже давно стали вызовом безопасности не только отдельных стран, но и ЕС в целом. Государства-члены объективно оказались перед необходимостью прийти к согласию по поводу хотя бы минимального стандарта по противодействию нелегальной иммиграции, усилению координации действий и улучшению взаимодействия трансграничного сотрудничества между полицейскими, пограничными и иммиграционными службами. В новой программе была заявлена цель создания общей политики ЕС к 2010 г., когда начнет функционировать специальное ведомство по вопросам иммиграционной политики и убежища. Среди основных задач программы: - укрепление партнерства со странами, не входящими в ЕС для регулирования нелегальной иммиграции; - разработка политики возвращения нелегальных иммигрантов на родину; - эффективное использование биометрических и информационных систем <5>. -------------------------------- <5> Council of the European Union. The Hague programme strengthening freedom, security and justice // http://europa. eu. int/comm/justice_home/fsj/intro/fsj_intro_en. htm; J. W. de Zwaan. EU Asylum and Immigration Law and Policies // Freedom, Security and justice in the European Union. Implementation of the Hague Programme / J. W. de Zwaan, F. Goudappel eds. The Hague. 2006. P. 120 - 122.

Методы борьбы с нелегальной иммиграцией, предложенные Гаагской программой, были подробнее проанализированы в нескольких сообщениях Комиссии и планах действий, посвященных как непосредственно нелегальной иммиграции и трафику, так и формированию общей иммиграционной политики ЕС. Наибольший интерес представляет Сообщение Комиссии "Общая иммиграционная политика Европейского союза: принципы, направления, инструменты" <6>, так как в нем получили развитие десять принципов, на которых будет основываться иммиграционная политика в перспективе. Принципы сгруппированы по трем разделам, первый из которых носит название "Процветание и иммиграция". Комиссия подчеркивает, что для успешного социально-экономического развития Евросоюза и каждого государства-члена необходима законная иммиграция, которая будет регулироваться четкими и ясными правилами в соответствии с потребностями ЕС в рабочей силе определенной квалификации. Второй раздел, "Солидарность и миграция", содержит положения касательно внутреннего управления миграционными потоками (солидарность между государствами-членами, в том числе распределение финансовых затрат), а также внешнего (партнерство со странами - экспортерами иммигрантов и транзитными государствами). Наконец, четыре принципа по противодействию нелегальной иммиграции объединены под заголовком "Безопасность и иммиграция": -------------------------------- <6> A Common immigration policy for Europe: principles, actions and tools. Brussels, 23 June 2008.

- визовая политика, которая призвана облегчить законопослушным гражданам въезд и пребывание в странах ЕС, и в то же время она сопровождается повышенными мерами безопасности; - совместная охрана общей границы с целью обеспечения безопасности шенгенского пространства; - усиление борьбы с нелегальной иммиграцией, и особенно с торговлей людьми; - эффективная политика репатриации нелегальных иммигрантов. Мотивация соединения нелегальной иммиграции и безопасности в одном разделе вполне оправданна. Трафик людей, кроме того что подразумевает эксплуатацию рабского труда, часто связан с терроризмом, торговлей наркотиками и оружием. Попытки проникнуть на территорию государств-членов с помощью криминальных группировок заканчиваются трагично. В Сообщении предлагается усилить сотрудничество на всех уровнях - региональном, национальном и наднациональном. Десять принципов, изложенных в Сообщении Комиссии, предположительно лягут в основу следующей пятилетней "Стокгольмской программы" развития пространства свободы, безопасности и правосудия, которая будет утверждена в конце 2009 г. Интересно отметить, что председательствующая Франция выступила со своей "конкурирующей инициативой" в виде Пакта об иммиграции, который прямо не противоречит подходам Комиссии, однако имеет некоторые отличительные черты <7>. -------------------------------- <7> См.: Collet E. The EU Immigration Pact - from Hague to Stockholm, via Paris. European Policy Centre // http://www. epc. eu/TEWN/pdf/304970248_EU%20Immigration%20Pact. pdf.

Иммиграционная политика Евросоюза стала одним из приоритетов французского председательства в ЕС во второй половине 2008 г., и Пакт стал главным результатом активной деятельности президента Саркози. Пакт представляет собой программу формирования общей иммиграционной политики Евросоюза в пяти основных направлениях <8>: -------------------------------- <8> European Pact on Immigration // http://www. euractiv. com/en/justice/european-pact-immigration-unveiled/article-173980.

1. Защита границ. Центральный пункт этой задачи - усиление роли агентства ФРОНТЕКС <9> посредством учреждения центрального штаба и двух постоянно действующих подразделений на южной и восточной границах ЕС. -------------------------------- <9> Европейское агентство по управлению сотрудничеством на внешних границах.

Государства-члены будут по-прежнему нести ответственность за контроль над своим участком границы, опираясь при этом на обязательные нормы шенгенского законодательства, таким образом, в отношениях между Брюсселем и странами ЕС сохраняется принцип субсидиарности. Однако страны, более всего страдающие от наплыва нелегальных иммигрантов, смогут рассчитывать на помощь отрядов ФРОНТЕКС, действующих на наднациональном уровне. 2. Регулирование легальной миграции в соответствии с возможностями каждого государства-члена принимать и трудоустраивать иммигрантов. Эта сфера по-прежнему остается главным образом в компетенции национальных государств. Они сами будут определять условия въезда в страну и число приезжих. В русле политики, которую Саркози поддерживал начиная с 2003 г., государства-члены будут осуществлять "выборочную иммиграцию" в соответствии с потребностями национальных рынков труда. Основная роль отводится "голубой карте" по образцу американской "зеленой карты", которая вводится для привлечения высококвалифицированных специалистов в страны ЕС. 3. Одновременно предлагаются меры по сокращению числа притока неквалифицированной иностранной рабочей силы, главным образом в виде нелегальной иммиграции. Государства-члены смогут легализовать нелегалов, но на индивидуальной основе, при тщательном рассмотрении каждого случая. 4. Создание общей системы предоставления убежища. К 2010 г. планируется введение единых гарантий предоставления убежища всеми государствами-членами и унифицированного статуса беженца - данное положение взято из Гаагской программы и поддержано всеми государствами-членами. 5. Поддержка стран - экспортеров мигрантов. Для стимулирования сотрудничества этих стран в борьбе против нелегальной иммиграции Евросоюз предоставляет им возможности легальной иммиграции для работы и обучения в странах ЕС. Будет также поощряться добровольное возвращение нелегальных иммигрантов на родину, а также обеспечены условия для инвестирования заработка легальных мигрантов в странах ЕС в экономику их родных государств. Интересно отметить, что именно к сфере общей иммиграционной политики будет применяться принцип солидарности государств ЕС, прежде всего в смысле справедливого распределения материальной и финансовой ответственности за охрану внешней границы и регулирование потоков беженцев. Таким образом, выполнение заявленных программ ЕС по развитию иммиграционной политики напрямую связано с судьбой Лиссабонского договора <10> и реформы внутренних дел и юстиции <11>. -------------------------------- <10> Лиссабонский договор, известный также как Договор о реформе (официальное название - "Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества"),- международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 г. в монастыре иеронимитов в Лиссабоне. Призван внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС. Заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС. <11> Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных к. и.н. Потемкиной О. Ю., руководителем Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН.

Название документа