Становление и развитие судебной системы Республики Казахстан

(Ельчибаев Б. З.) ("Административное право и процесс", 2009, N 3) Текст документа

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Б. З. ЕЛЬЧИБАЕВ

Ельчибаев Б. З., Председатель Бостандыкского районного суда г. Алматы, соискатель кафедры судебной власти и уголовного процесса КазНУ им. Аль-Фараби.

После обретения Казахстаном независимости предстояло все отрасли права привести в соответствие с произошедшими социально-экономическими и политическими изменениями. Кризисные явления усиливались избыточной перегруженностью судов. Необходима была коренная перестройка судебной системы.

After Kazakhstan received independence all branches of law were to be adapted to the social-economic and political changes. Crisis was increased by the fact that the courts were overloaded. The judicial system needed fundamental restructuring <*>. -------------------------------- <*> Elchibaev B. Z. Formation and development of judicial system of the Republic of Kazakhstan.

На уровне всех трех ветвей государственной власти при содействии научных работников-юристов, практиков, средств массовой информации, общественных организаций и различных неправительственных организаций проводились различные дискуссии о том, какой должна быть судебная реформа. Причем реформирование продолжается и по сей день. Главными задачами судебно-правовой реформы были следующие: - осуществление демократических идей правосудия, проверенных мировой практикой и наукой; - обеспечение правовых гарантий независимости судебной власти; - введение специализации судов; - приближение судов к населению; - четкое определение компетенции различных звеньев судебной системы; - обеспечение права граждан на рассмотрение их дел независимым, компетентным и беспристрастным судом и т. д. Председатель Верховного Суда РК К. А. Мами, в частности, в своей докторской диссертации "Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: основные тенденции и приоритеты", анализируя процесс создания новой судебной системы Казахстана, выделяет следующие его основные этапы: - предреформенный (1990 - 1992 гг.); - начальный (1993 - 1995 гг.); - этап реализации судебно-правовой реформы (1995 - 2000 гг.); - текущий этап (с сентября 2000 г. по настоящее время) <1>. Мы считаем, что с этим предложением видного казахстанского юриста можно в целом согласиться, поскольку такое разделение обусловлено реальным ходом развития конституционного законодательства: Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", Конституции Республики Казахстан 1993 и 1995 гг. В то же время хотелось бы заметить, что мы не согласны с самими названиями этапов, предложенных К. Мами. Например, на наш взгляд, сложно назвать самый первый этап предреформенным, поскольку он характеризуется самыми важными реформами, поворотными изменениями - провозглашение суверенитета Казахстана, верховенства его Конституции и законов, установление новых принципов государственной власти. Этот период стал основой, фундаментом всех последующих изменений в судебной системе государства. Кроме того, считаем, что правильнее было бы очертить хронологические границы этапа 1990 - 1993 гг., т. е. продлить его до момента принятия Конституции 1993 г. -------------------------------- <1> Мами К. А. Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: основные тенденции и приоритеты: Дис. ... д. ю.н. Алматы, 2003.

Остановимся на более подробной характеристике этапов реформирования судебной системы Республики Казахстан. Первый этап (1990 - 1993 гг.), включающий самые первые годы существования Казахстана как суверенного государства; он ознаменовался, прежде всего, принятием 25 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР. Согласно ст. 1 данного исторического документа, Казахская ССР провозглашалась суверенным государством, которое "добровольно объединяется с другими республиками в Союз суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе". При этом отмечалось, что "Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза". На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливалось верховенство Конституции и законов Казахской ССР. Кроме того, Декларация в ст. 7 провозгласила разделение властей в качестве основополагающего принципа осуществления государственной власти: "Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную" <2>. Иначе говоря, Декларация закрепила право Казахстана как суверенного государства самостоятельно регламентировать вопросы, касающиеся государственной власти, в том числе и судебной. -------------------------------- <2> Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. N 44. Ст. 408.

Казахстан воспользовался данным правом, приняв 23 ноября 1990 г. Закон "О судоустройстве Казахской ССР" <3>. В соответствии с ним до 10 лет увеличился срок полномочий всех судей. Закон изменил порядок формирования судов, возложив избрание судей районных (городских) народных судов на областные и Алма-Атинский городской Советы народных депутатов, а судей областных, Алма-Атинского городского и Верховного судов - на Верховный Совет Республики. Была значительно повышена роль Министерства юстиции и его территориальных органов в организационном, материально-техническом и ином обеспечении деятельности судов. Данный нормативно-правовой акт стал основой формирования казахстанской судебной системы, развития независимой судебной власти. -------------------------------- <3> Закон КазССР от 23.11.1990 "О судоустройстве в Казахской ССР" // Справочная система "Юрист".

Другим историческим моментом рассматриваемого этапа является, несомненно, принятие 16 декабря 1991 г. Конституционного закона "О государственной независимости Республики Казахстан" <4>. Важнейшие положения Закона отталкивались от Декларации о государственном суверенитете. Но если Декларация провозглашала независимость Казахской ССР в рамках Союза, то Конституционный закон говорил о полном суверенитете Республики Казахстан, не ограниченном Союзным договором. В Конституционном законе содержались нормы об основных принципах взаимоотношений Республики Казахстан с другими государствами, о ее территориальной целостности и неделимости, о народе как единственном носителе суверенитета и источнике государственной власти, о равенстве всех граждан, о развитии языков, экономических основах государственной независимости. Закреплялся принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную власти. Верховный Суд был объявлен высшим органом судебной защиты Конституции. Тем самым законодательно признавалась цель создания в Республике общества, которое будет строиться на правовых началах, где гражданам будут гарантированы основополагающие права и свободы, человек будет надежно защищен юридически, где государство будет выполнять не столько карательную, сколько охранительную функцию. -------------------------------- <4> Конституционный закон РК "О государственной независимости" от 16 декабря 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РК. 1991. N 51. Ст. 622.

Конституционный закон о государственной независимости во многом стал базой для будущей Конституции Казахстана, для юридического закрепления нового подхода к судебной системе. Обобщая итоги этого первого, начального этапа судебной реформы, можно отметить, что были сделаны первые шаги по предоставлению судам правомочий, присущих судам любого правового государства. Суд должен был стать надежным гарантом защиты прав и свобод личности, способствовать законному и справедливому разрешению конфликтов и споров в обществе. К сожалению, в первые годы независимости разговоры о судебно-правовой реформе сводились лишь к тематике организационного реформирования судебной системы, являющегося только частью проблемы, одним из совокупности множества способов ее решения. Второй этап реформирования судебной системы, на наш взгляд, начался с принятием 28 января 1993 г. первой Конституции суверенного Казахстана, закрепившей систему, основные принципы организации и деятельности судов. Была закреплена предметная и территориальная юрисдикция судебных органов - распространение ее на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов и иных актов, международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан, а также ее самостоятельность (недопустимость возложения ее функций на другие органы или должностных лиц). Другим существенным новшеством стало фактическое введение по Конституции 1993 г. разделения системы судебных органов на три крупные ветви: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд. Причем каждая ветвь, кроме Конституционного Суда, имела собственную вертикаль в виде нижестоящих судов. Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд были признаны высшими органами судебной власти по вопросам своей компетенции, на которые возлагался судебный надзор за нижестоящими судами. Конституционный Суд был назван высшим судебным органом по защите Конституции Республики Казахстан. "Необходимость сохранения трех высших судов доказывалась тем, что каждый из них имеет существенные особенности, поэтому их объединение приведет к неэффективности судебной власти" <5>. -------------------------------- <5> Сартаев С. С., Назаркулова Л. Т. Становление Конституции Республики Казахстан: проблемы и перспективы. Алма-Ата: КИПМО, 2002. 408 с.

Основной Закон 1993 г. запретил создание и учреждение чрезвычайных, специальных судов и должностных судей, а также чрезвычайных форм судопроизводства. Это означало недопустимость осуществления правосудия внесудебными органами. Также конституционно были закреплены основы статуса судей (порядок избрания, освобождения от должности, 10-летний срок полномочий, порядок освобождения от должности, неприкосновенность судей, несовместимость их должности с другой деятельностью и т. д.). Конституция, установив порядок избрания судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Верховным Советом по представлению Президента, возложила на Верховный Совет порядок определения формирования других судов. Фактически это означало отход от прежней модели, при которой нижестоящие судьи назначались вышестоящими по отношению по уровню представительными органами. Итак, впервые верховенство Конституции становилось реальным принципом осуществления правосудия, независимость судов и судей была гарантирована конкретными нормами, а сам принцип независимости приобрел новый смысл, включавший не только независимость от других государственных органов, но и политическую беспристрастность судьи как должностного лица при отправлении правосудия. В целом Конституция 1993 г. сыграла важную роль в становлении правовой системы и развитии демократических процессов в обществе. Однако дальнейшее укрепление государственности Казахстана требовало установления более эффективных механизмов взаимодействия между ветвями власти, с использованием действенной системы сдержек и противовесов. В Казахстане экономический кризис и отсутствие механизмов разрешения конфликтных ситуаций между исполнительной и законодательной властью (Правительством и Верховным Советом) спровоцировали политический кризис. Противостояние исполнительных и представительных органов шло не только в верхних, но и местных эшелонах власти, в результате чего произошел массовый самороспуск местных Советов осенью 1993 г., закончившийся в декабре этого же года самороспуском Верховного Совета двенадцатого созыва. Формирование нового Верховного Совета, избранного в марте 1994 г., не исчерпало конфликтной ситуации между ветвями власти. В результате решения Конституционного Суда РК от 6 марта 1995 г. Верховный Совет тринадцатого созыва был признан нелегитимным, после чего последний был распущен Президентом. Дальнейшее развитие общественных отношений потребовало своевременной коррекции их правового обеспечения, принятия качественно нового законодательства, высокопрофессионального правоприменения, слаженности в работе правоохранительных органов. Необходимость последующих судебных реформ стала одной из немаловажных причин принятия новой Конституции РК. К примеру, ст. 100 Конституции РК 1993 г. устанавливала десятилетний срок полномочий судьи, хотя общемировой практикой доказано, что для обеспечения подлинной независимости судьи необходим пожизненный срок занятия должности. Необходимы были дальнейшие преобразования для обеспечения процессуальной самостоятельности и независимости судей, для закрепления такого судейского статуса, который позволил бы стать им подлинными носителями судебной власти, эффективно отправляющими правосудие. Дальнейшие приоритеты развития судебной системы определила Государственная программа правовой реформы, утвержденная Постановлением Президента РК от 12 февраля 1994 г. <6>. Она сыграла огромнейшую роль в развитии современной казахстанской судебной системы. Ее значение трудно переоценить, поскольку она стала тем документом, который подробно, детально, от шага к шагу расписывал действия, необходимые для модернизации судебной системы, какая должна быть в подлинно правовом государстве. -------------------------------- <6> Постановление Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г. N 1569 "О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан" // Справочная система "Юрист".

В соответствии с Программой судебная реформа должна быть реализована в следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях: - реорганизация судоустройства и судопроизводства; - совершенствование материального права; - реформирование деятельности и структур правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, следствия, дознания, прокуратуры, национальной безопасности и юстиции, а также адвокатуры. В целях повышения эффективности правосудия предполагалось отказаться от деления судов на общие и арбитражные. Правда, при этом отказ от деления судебной власти на подгруппы был неполным, поскольку Конституционный Суд (со всеми закрепленными за ним функциями) оставался. Рассмотрение судебных дел должно было осуществляться в четырех инстанциях: - 1-я инстанция - рассмотрение гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях; - 2-я инстанция - апелляционная инстанция - коллегиальное рассмотрение судебных дел по жалобам и протестам на состоявшиеся, но не вступившие в законную силу судебные постановления; - 3-я инстанция - кассационная инстанция - рассмотрение судебных дел по жалобам и протестам на состоявшиеся, но не вступившие в законную силу судебные постановления, вынесенные судами первой инстанции; - 4-я инстанция - надзорная инстанция - рассмотрение судебных дел на вступившие в законную силу судебные постановления по протестам председателей соответствующих судебных инстанций и прокуроров. Особо отмечалось, что функции Верховного Суда как суда первой инстанции следует максимально ограничить, не наделяя его правами апелляционной инстанции и оставив за ним рассмотрение судебных дел о преступлениях высших должностных лиц государства. Программой планировалось закрепление принципа несменяемости и назначаемости судей главой государства - Президентом Республики Казахстан по рекомендации судебных Советов или квалификационных коллегий. Допускалось внедрение конкурсного отбора судей. Введение принципа несменяемости судей не исключало возможности прекращения ими своих полномочий, но только строго по основаниям и в порядке, которые четко указаны в Законе. Сейчас мы уже можем говорить о том, что многие положения Государственной программы правовой реформы были претворены в жизнь, она сыграла свою большую позитивную роль в становлении правового государства. Но, наверное, "главным результатом исполнения Государственной программы правовой реформы в Республике Казахстан стало принятие новой Конституции Республики Казахстан, определивший стратегические направления развития общества и государства, закрепившей основополагающие права и свободы человека и гражданина, а также новую систему государственных институтов" <7>. -------------------------------- <7> Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. N 949 "О Концепции правовой политики Республики Казахстан" // Справочная система "Юрист".

Более определенно юрисдикция суда и статус судей был закреплен Конституционным законом РК от 25 декабря 2000 г. "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан". Образованные в с 2002 г. специализированные экономический и административный суды, а также с 2006 г. специализированный финансовый суд в г. Алматы позволили повысить эффективность и качество рассмотрения судами дел. Известно, что одними только политическими и бюрократическими методами демократическое, социальное и правовое государство не построишь. Его можно построить только путем активной защиты социальных и других ценностей, заложенных в Конституции, непосредственно в суде. Конечно, проведенный анализ проблем становления и развития судебной системы далеко не полный. Но, на наш взгляд, можно утверждать, что судебная реформа не завершена и требует своего дальнейшего исследования. Судебные органы должны стоять на страже Конституции и законов, являясь реальным гарантом защиты прав и свобод физических и юридических лиц.

Название документа