Реформа таможенного законодательства России и Швеции в 1724 г.: общие черты и особенности
(Минаева Т. С.) ("Таможенное дело", 2009, N 1) Текст документаРЕФОРМА ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И ШВЕЦИИ В 1724 Г.: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ
Т. С. МИНАЕВА
Минаева Т. С., доцент кафедры отечественной истории Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат исторических наук.
Тема использования зарубежного опыта, в том числе шведского, в преобразованиях Петра I является актуальной и дискуссионной уже не одно столетие. Меняются взгляды историков, обнаруживаются новые документы и с течением времени появляется возможность по-новому взглянуть на события прошлого. Российские и зарубежные ученые обращали внимание на заимствование элементов европейского законодательства в ходе проведения административных реформ Петра I, реорганизации армии и создания морского флота, но практически не рассматривали воздействие европейских правовых актов на таможенную реформу и изменение таможенного права России в этот период <1>. -------------------------------- <1> См.: Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России XVIII века. Сравнительно-историческое исследование. М., 1994; Некрасов Г. А. Учреждение коллегий в России и шведское законодательство // Общество и государство феодальной России. М., 1975. С. 334 - 343; Хуссен А. Х. Устав Морской царя Петра Великого (1720 г.) // Русский Север и Западная Европа. СПб., 1999. С. 326 - 340; Det svenska urverket. Kommerskollegium 350 er. Sthlm, 2001.
Окончание Северной войны позволило двум соперничавшим на Балтийском море державам, России и Швеции, обратиться к решению своих внутренних проблем. К этому времени оба государства достигли примерно одинакового уровня экономического развития, но в результате Северной войны сократился экономический и политический потенциал Швеции и открывались широкие возможности для усиления России. Итоги и последствия войны заставили руководство обоих государств уделять особое внимание проблеме дефицита государственного бюджета, состоянию мануфактурного производства, положению в области внешней торговли. Совпадение приоритетных задач экономического развития определило выбор и одного и того же направления таможенной политики, которым стал протекционизм. Преобразования таможенной системы, проводившиеся в начале 20-х годов XVIII в. в России и Швеции, свидетельствовали о попытках руководства улучшить деятельность таможенной службы, чтобы обеспечить достижение фискальной и протекционистской целей таможенной политики в обоих государствах. Проводя таможенную реформу и разрабатывая соответствующее ей законодательство, Петр I, как и в других своих преобразованиях, ставил своей целью укрепление Российского государства и приближение российских форм и методов управления и хозяйствования к европейским. 31 января 1724 г. в России были приняты Морской торговый регламент и устав, содержащие новые таможенные правила, которыми должны были подчиняться не только гражданские, но и военные суда. Устав внес изменения в существующие таможенные процедуры, определил порядок прохождения таможенного досмотра в порту и уплаты пошлин, таможенный порядок погрузки и разгрузки судна, указал перечень судовых документов, необходимых для предъявления на таможне, определил состав таможенных преступлений и ответственность за них. Российский Морской торговый регламент закреплял также такие ранее введенные указами положения, как сопровождение корабля в порт досмотрщиком с брандвахты, предъявление коносаментов на таможне, уплата пошлин до выпуска товаров с таможни. Отдельными статьями устанавливалась ответственность корабельщика за пассажиров и членов экипажа, покинувших судно до проведения таможенного досмотра, за груз, спущенный с борта судна без разрешения таможни, и за все утаенные от таможенного досмотра товары на корабле. Статья 35 определила правовой статус таможенников и запрещала оскорблять их или применять по отношению к ним физическое насилие во время исполнения служебных обязанностей. Нарушителей наказывали штрафом, а в случае особого неповиновения таможенникам, с применением силы при конфискации товаров, - смертной казнью. Вполне вероятно, что при составлении Морского торгового регламента, как предположил еще К. Лодыженский, использовались шведские таможенные правовые акты XVII в., находившиеся в распоряжении Петра I <2>. Шведский и российский документы объединяют общие положения о порядке прихода корабля в порт, одинаковые таможенные правила погрузки и разгрузки и требования к корабельным документам, перевозимому грузу и пассажирам. -------------------------------- <2> См.: Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 67.
Российский Морской торговый регламент 1724 г. по своему содержанию частично соответствовал шведскому Навигационному распорядку 1636 г., который, в свою очередь, как утверждает шведский историк Я. Бергрен, включил в себя таможенные правила, практиковавшиеся в прусских и голландских портах <3>. Однако в отличие от шведского Навигационного распорядка, включая его изменения на конец XVII в., Морской торговый регламент России не устанавливал процедуры таможенного досмотра на таможенных заставах до прихода корабля в порт назначения и не являлся простым переводом со шведского языка на русский, хотя основные правила для купцов и корабельщиков в обоих документах совпадали. Так же, как шведские власти в XVII в. использовали прусский и голландский опыт в организации таможенного дела и борьбе с контрабандой, так и в России в ходе таможенной реформы воспользовались зарубежным опытом, вероятно, не только шведским, чтобы упорядочить процедуру таможенного досмотра и усилить таможенный контроль. Кроме того, использование западноевропейского законодательства должно было способствовать развитию внешнеторговых связей. Петр I хотел ввести таможенные правила, соответствовавшие российским потребностям и знакомые европейским купцам, и приучить отечественных торговцев и корабельщиков к зарубежным порядкам. -------------------------------- <3> См.: Berggren J., Nilzen G. Tullverket 1638 - 1986. Fallkoping, 1986. S. 21.
Перестройка таможенной системы Швеции, начатая еще в годы Северной войны, на фоне реализации программы внутриэкономического развития страны закономерно привела к появлению 5 декабря 1724 г. нового таможенного уставного документа - Регламента Большой Морской таможни <4>. Регламент обозначил круг должностных обязанностей инспекторов, контролеров, управляющих таможнями, досмотрщиков, служащих береговой и пограничной охраны и порядок прохождения таможенных процедур. -------------------------------- <4> См.: Modee R. G. Utdrag utur alia... utkomne publique handlingar, placater, furordningar, resolutioner och publicationer. V. 1. Sthlm, 1742. S. 579 - 599.
Согласно Регламенту торговый корабль приходил в порт или на таможенную заставу в сопровождении таможенной яхты. Если морская охрана проводить корабль не могла, то груз опечатывался и ответственность за сохранность печатей и груза ложилась на лоцмана. При приходе в порт или на таможенную заставу до окончания досмотра никто не имел права покидать судно или подниматься на борт. Корабельщик готовил декларацию или опись груза, куда записывал название корабля, место постройки, порт приписки, откуда прибыл, все сведения о грузе, включая его упаковки и клейма, перечислял личные вещи членов команды и корабельную провизию. Затем вместе с досмотрщиком корабельщик отправлялся в таможню, где предъявлял опись груза, паспорт и другие корабельные документы. Общая информация о корабле и грузе вносилась в таможенный журнал. После этого опись груза передавалась досмотрщикам, которые вместе с корабельщиком возвращались на корабль. До того как начинался досмотр, корабельщик получал последнюю возможность внести что-либо им упущенное в опись груза, которую потом подписывал словами "к этому нечего больше добавить" и возвращал досмотрщику. За процедурой досмотра наблюдал инспектор с управляющим таможней или контролером. Все товары, не указанные корабельщиком, конфисковывались, и в описи груза делали соответствующую запись. По окончании таможенной процедуры досмотрщик подписывал декларацию и ставил на ней дату. Перед выходом с таможенной заставы корабельщик получал опись груза с таможенной печатью для предъявления в порту. Судно с опечатанными люками до порта сопровождал досмотрщик, в случае его отсутствия ответственность за груз принимал на себя лоцман. В порту досмотр повторялся. После этой процедуры корабельщик отправлялся к адресатам груза с сообщением, чтобы они предоставили в таможню спецификации на товар. Разгрузка судна производилась под наблюдением досмотрщика, который находился на судне круглосуточно. По окончании разгрузки он осматривал судно и составлял для таможни аттестат. Если среди товаров находились соль или зерно, то аттестат подписывал также особый счетчик, измерявший груз, или прилагал свой дополнительный аттестат. Эти аттестаты сравнивались затем с описью груза и спецификацией адресата. В пакгаузах подробно записывалось все, что на сохранение поступало и когда и кем забиралось. Владелец груза сдавал в таможню спецификации и уплачивал пошлину. Товары в пакгаузе снова тщательно осматривались, взвешивались при необходимости на предмет соответствия спецификациям и выдавались владельцу. Перед погрузкой сведения о товарах, корабле и порте назначения сообщались в таможню, и весовой груз (железо, медь, сера и др.) взвешивался на городских весах в порту в присутствии досмотрщика. Досмотрщик находился на судне круглосуточно и составлял аттестат обо всех товарах, погруженных на борт судна. Аттестаты, полученные от досмотрщика и весовщика, сравнивались по окончании погрузки в таможне со спецификацией на груз и описью груза, предъявленной корабельщиком. После уплаты пошлин корабельщик получал паспорт и мог отправляться в путь, но перед уходом судно еще раз досматривали. Многие статьи в Регламенте особо выделяли обязанности служащих столичной таможни, самой крупной в стране, на которую в период навигации приходился наибольший объем работы. Так, например, для лучшей организации ее деятельности Регламент предписывал управляющему и контролеру находиться в таможне с 8 часов утра до 12 и с 15 часов дня до 19, вести документацию и обслуживать посетителей. Таможенные служащие независимо от их чина и должности должны были наблюдать за честностью работы друг друга и при обнаружении нарушений докладывать главному директору Большой Морской таможни. Наказания за отдельные виды нарушений отличались суровостью и подчеркивали значение таможенной службы для государства. Таможенник, уличенный, например, в сокрытии или растрате таможенного дохода, осуждался как государственный вор и приговаривался к штрафным работам в крепости Марстранд. Всякий, кто осмеливался уйти в рабочее время по своим делам без разрешения главного директора, лишался службы. Досмотрщик, покинувший свой пост, терял половину годового жалованья. В отличие от российского Морского торгового регламента шведский документ не содержал статей, защищавших права таможенного персонала. Однако это не означало, что шведские таможенники не имели проблем при проведении досмотров. Еще до появления Регламента в 1721 г. был принят специальный закон, который охранял таможенников во время исполнения служебных обязанностей от оскорблений и рукоприкладства, с помощью которых купцы и моряки выражали свое нежелание подчиняться законным требованиям <5>. -------------------------------- <5> См.: Kongl. Majts furnyade Protectorial fur tull-betienterne. Sthlm, 1721.
Таким образом, российский Морской торговый регламент и шведский Регламент для служащих Большой Морской таможни появились в ходе проведения таможенной реформы в обоих государствах, направленной на совершенствование деятельности таможенных органов и увеличения таможенных поступлений в государственную казну. Оба документа закрепляли ряд одинаковых таможенных правил, но цели и содержание регламентов во многом не совпадали. Шведский Регламент включал в себя обязанности служащих портовых и пограничных таможен и подробно их детализировал. Уставный документ явился результатом тщательного анализа и обобщения деятельности шведских таможен в XVII в. и отражал достаточно высокий уровень организации работы персонала, особенно в портовых таможнях. Основная цель Регламента состояла в улучшении деятельности таможенной службы, усилении ответственности таможенников, уменьшении таможенных правонарушений. Российский Морской торговый регламент представлял собой прежде всего правила для корабельщиков и купцов, приезжавших в Россию и уезжавших из России. Он был направлен на организацию таможенной деятельности в стране по европейскому образцу, на борьбу с контрабандой. Морской торговый регламент создавался в то время, когда только начиналось формирование кадрового таможенного аппарата в стране, поэтому в 1731 г. потребовалась доработка документа и в 1755 г. был принят отдельный Таможенный устав.
Название документа