Взаимодействие международного и национального законодательства в борьбе с таможенными преступлениями
(Кастрикина Т. Н.) ("Таможенное дело", 2009, N 1) Текст документаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В БОРЬБЕ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
Т. Н. КАСТРИКИНА
Кастрикина Т. Н., аспирант кафедры уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП), г. Иркутск.
Глобализация особенно очевидна в первую очередь в международных экономических отношениях. Кроме того, существует точка зрения, что "современное мировое хозяйство все более отчетливо приобретает характер единого, целостного организма - глобального по своим масштабам" <1>. -------------------------------- <1> Шумилов В. М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: Международ. отнош., 2003. С. 9.
Исходя из этого, представляется возможным затронуть особенности международных отношений, касающиеся общих проблем стран - сотрудников в области таможенного права, которые возникают в условиях совместного противодействия контрабанде. Под контрабандой практически во всех странах принято понимать незаконное перемещение через границу государства товаров или иных предметов, признаваемое преступлением <2>. Проведенное исследование законодательства зарубежных стран подтверждает справедливость этого заключения. Кроме того, существует легальное определение контрабанды, закрепленное в Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.) и принятое большинством стран мира. В п. "г" ст. 1 данной Конвенции говорится, что "термин "контрабанда" означает обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме" <3>. Сторонами, могущими присоединиться к Конвенции, являются государства - члены Совета таможенного сотрудничества и Организации Объединенных Наций (далее - ООН) или ее специализированных учреждений (п. 1 ст. 15 Международной конвенции). Россия к Конвенции присоединилась в 1994 г. -------------------------------- <2> См.: Назаренко В. М., Назаренко К. С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2001. С. 586. <3> Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.), п. "г" ст. 1 // [Электронный ресурс]. Система "КонсультантПлюс", электрон., опт. диск (CD-ROM), 2008.
По российскому праву под контрабандой понимается перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием <4>. -------------------------------- <4> См.: УК РФ // [Электронный ресурс]. Система "КонсультантПлюс", электрон., опт. диск (CD-ROM), 2008. Ч. 1 ст. 188.
Одной из проблем, существующих в организации международно-правового сотрудничества, является выборочное несоответствие национального законодательства и некоторых международных договоров. Соответственно, для ликвидации трудностей, вытекающих из данной проблемы, необходимо проводить работу по сближению национального законодательства с международно-правовыми актами, а также активизировать "деятельность международных организаций и национальных служб по обмену информацией, необходимой для борьбы с контрабандой" <5>. -------------------------------- <5> См.: Фомичев С. А. Контрабанда культурных ценностей: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2006.
В 1970 г. была принята Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Конвенция ЮНЕСКО 1970 г.). Поскольку национальные культурные ценности являются достоянием каждого государства, их контрабанда, а соответственно, и утрата могут привести к серьезным межгосударственным противоречиям и нанести ущерб взаимопониманию народов. В связи с этим указанная Конвенция предлагает сформировать национальную службу охраны культурных ценностей, в чьи обязанности будет входить содействие и помощь в разработке соответствующих нормативных актов, призванных защищать культурное наследие; осуществление воспитательной деятельности с тем, чтобы воздействовать на поколения с учетом принципов уважения культурного достояния; составление и обновление реестра важных культурных ценностей, вывоз которых нанес бы ущерб национальному достоянию, а также уведомление об исчезновении соответствующей культурной ценности <6>. -------------------------------- <6> См.: Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 14 ноября 1970 г.), ст. 5 // [Электронный ресурс]. Справочная правовая система "ГАРАНТ", электрон., опт. диск (CD-ROM), 2008.
Несомненно, что выполнение подобных предложений принесет пользу в противодействии контрабандному вывозу товаров. Кроме того, международные нормы допускают возможность каждой стране согласно ее внутреннему законодательству признать уголовными преступлениями действия, если они совершаются преднамеренно в виде переправки, транзитной переправки, транспортировки, импорта или экспорта любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений международных Конвенций <7>. Вместе с тем, если указанные деяния признаются уголовными преступлениями, предусматривается наказание за их совершение. Однако наказание, установленное в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), не всегда в полной мере соответствует совершенному деянию, в частности, его сложно определить при каждой конкретной квалификации. -------------------------------- <7> См.: Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.). Ч. 1 ст. 3 // [Электронный ресурс]. Справочная правовая система "ГАРАНТ", электрон., опт. диск (CD-ROM), 2008.
Так, совершенно очевидно, что если торговля наркотиками поставлена на коммерческую основу, то ее общественная опасность намного превышает общественную опасность предусмотренных УК РФ преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением и сбытом наркотических средств и психотропных веществ, а также с рядом иных сопутствующих незаконному обороту наркотиков преступных деяний. Полагаю, что существенную пользу принесло бы ужесточение имеющегося наказания либо наличие возможности применения каких-либо иных мер уголовно-правового характера за сбыт наркотиков, поставленный на коммерческую основу. Эти меры, как свидетельствует зарубежный опыт, привели бы к положительному результату. Например, в 1970-х годах в США был широко распространен принцип "three strikes and you're out" ("три прокола, и ты в тюрьме"). Он предполагал, что лицо, которое осуждается за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ более двух раз, в конечном итоге отбывает гораздо более длительный срок тюремного заключения, чем это предусматривалось за первые два раза <8>. -------------------------------- <8> См.: William J. Chambliss "Power, Politics and Crime". Boulder; Colorado; USA, 2001. P. 27.
Выборочное несоответствие международного и национального законодательства о контрабанде проявляется также в том, что в международном уголовном праве в основу видовой классификации преступлений положен родовой объект преступного посягательства, в зависимости от которого преступления объединяют в несколько групп <9>. Среди этих групп немаловажное место занимают преступления против общественной безопасности и преступления против мировой финансово-экономической системы. Как известно, по российскому праву контрабанда относится к преступлениям, совершаемым в сфере экономики <10>. Однако в законодательстве многих иностранных государств тенденция такого разграничения не поддерживается. -------------------------------- <9> См.: Адельханян Р. А. Преступность деяния по международному уголовному праву: Учеб. пособие / Ред. Н. К. Воеводенко. Академический правовой университет. М.: МЗ ПРЕСС, 2002. С. 25. <10> В ныне действующем УК РФ ответственность за контрабанду закреплена в разделе VIII "Преступления в сфере экономики", главе 22 "Преступления в сфере экономической деятельности".
Например, на современном этапе новое оригинальное решение ответственности за контрабанду закреплено в Модельном УК для стран Содружества Независимых Государств с учетом специфики объекта посягательства. В нем различаются: 1) контрабанда как преступление против общественной безопасности, когда предметом незаконного перемещения через таможенную границу РФ являются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые и другие опасные вещества, вооружение, военная техника, оружие массового поражения и другие опасные вещества, средства или предметы; 2) экономическая контрабанда как преступление против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, когда предметом незаконного перемещения через таможенную границу являются другие товары и предметы <11>. -------------------------------- <11> См.: Курс уголовного права: В 5 томах / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. Особенная часть. Т. 4 // [Электронный ресурс]. Справочная правовая система "ГАРАНТ", электрон., опт. диск (CD-ROM), 2008.
Еще один вопрос, касающийся взаимодействия международного и национального законодательства, связан с развитием международных транспортных отношений. Проблема состоит как в преодолении трудностей в укреплении и становлении международного транспортного права, так и в соблюдении уже существующих, широко признанных норм и положений современного международного права. По мнению Э. Алиева, одним из препятствий взаимодействию является то, что международные перевозки осуществляются преимущественно на основе внутригосударственных правовых норм, практикуемых, например, в международных морских и автомобильных транспортных перевозках. Однако в подобной ситуации на правоотношения между заинтересованными сторонами (их права, обязанности и ответственность) и транспортные условия будут влиять нормы и требования не только национального права субъектов, но и конвенционные нормы и требования, касающиеся договора о транспортной перевозке. Вытекающие из этой коллизионной ситуации трудности и проблемы могут оказывать различное по своим юридическим последствиям воздействие на содержание транспортных правоотношений, в том числе и на формирование соответствующего правового режима или порядка выполнения международных транспортных перевозок <12>. -------------------------------- <12> См.: Алиев Э. Некоторые проблемы международного транспортного права в контексте глобализации // Таможенное дело. 2006. N 3; [Электронный ресурс]. Система "КонсультантПлюс", электрон., опт. диск (CD-ROM), 2008.
Эти обстоятельства указывают на то, что необходимо тщательно соотносить нормы международного права с законодательством конкретной страны или изначально разрабатывать нормы строго в соответствии с уже имеющимися законами, которые приоритетны. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что, если "необходимость широкого международного сотрудничества в борьбе с преступностью возникает для предотвращения и пресечения особо опасных преступлений, посягающих не только на национальный, но и на международный правопорядок" <13>, то приведение закона в соответствие имеет большое значение именно для усиления международно-правового сотрудничества. Наличие, отсутствие закона или вносящиеся в него изменения существенным образом влияют на характер взаимоотношений между странами, а без такого сотрудничества в самых разных областях вряд ли возможно нормальное существование современных государств. Если государства в определенных случаях объединяют свои усилия и для борьбы с контрабандой, это влечет за собой обязанность отдельных государств следовать общепринятым рекомендациям. -------------------------------- <13> Угаров Б. М. Международная борьба с контрабандой. М.: Междунар. отношения, 1981. С. 67.
Название документа