Правовое положение иностранцев в Древнем мире (некоторые страницы истории)
(Смирнова Е. С.) ("Международное публичное и частное право", 2009, N 2) Текст документаПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ДРЕВНЕМ МИРЕ (НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ)
Е. С. СМИРНОВА
Смирнова Е. С., кандидат юридических наук, докторант Института государства и права РАН.
В различные исторические эпохи вопрос регулирования статуса иностранцев рассматривался по-разному. На первом этапе развития международных отношений в период рабовладения и раннего Средневековья враждебность, политическая, культурная и религиозная исключительность и замкнутость государств влекли за собой закрытие доступа иностранцам в пределы государства. Вследствие религиозной нетерпимости или политических соображений, заставлявших смотреть на иностранца как на человека опасного, некоторые древние государства запрещали доступ иностранцев на свою территорию. Например, Индия с незапамятных времен свободно допускала всех иностранцев на свою территорию, с открытием гаваней покровительствовала торговле. Законодательно предписывалось оказывать иноземцам хороший прием, но живущие в Индии иностранцы относились к низшей касте, следовательно, отношение к ним характеризуется уровнем не более чем терпимости. По мнению В. О. Пероговского, "на востоке человек особенно, по преимуществу религиозен, у древних восточных народов основание права для человека лежит в религии, а не в личности человека. Человек, не принадлежащий к известному религиозному обществу, бесправен" <1>. Следовательно, в этих странах мог допускаться произвол по отношению к иностранцам. -------------------------------- <1> Пероговский В. О началах международного права относительно иностранцев у народов Древнего мира. Киев, 1859. С. 1.
Значительное количество источников последовательно переводят исследователя к вопросу правовой регламентации статуса иностранца у древних иудеев, к библейской истории нахождения евреев в Египте: "...когда Авраам пришел из земли Халдейской в Египет... он живет и получает там помощь" <2>. История Иосифа, проданного братьями, повествует о восхождении бывшего раба на самую высокую ступень достоинств в Древнем Египте благодаря своим выдающимся способностям. В то же время после смерти Иосифа благодеяния, оказанные им Египту, были забыты. История его сородичей в египетском плену полна драматизма <3>. -------------------------------- <2> Бытие, гл. 12, ст. ст. 10 - 20. <3> Исх., гл. 1, ст. 14.
Законы Моисея отличаются особой гуманностью к иностранцам: "...и пришельца не оскорбляйте... потому что сами... пришельцы в земле Египетской" <4>. В Иудее в отличие от других стран древнего периода истории был один закон и для еврея, и для иностранца: "...закон един да будет тоя земли жителю и пришельцу, пришедшему к вам" <5>. "Господь Бог ваш любит пришельца, дайте ему хлеба и ризу" <6>. Десятину урожая каждого третьего года иудеи обязаны были разделять между пришельцем, бедным, вдовой и сиротой, "снопы, плоды, забытые в поле и саду, не должны быть возвращены - они для бедного и пришельца" <7>. Царь Соломон при освящении храма Иерусалимского просит в молитве "о помощи чуждому" <8>. -------------------------------- <4> Исх., гл. 28, ст. 9. <5> Исх., гл. 12, ст. 49. <6> Второзак., гл. 10, ст. 18. <7> Второзак., гл. 14, ст. 29; гл. 26, ст. 12; Лев., гл. 23, ст. 22; гл. 25, ст. 35. <8> Книга Царств, гл. 8, ст. ст. 41, 42.
В отношении иностранцев действовало право убежища для неумышленных убийц, равенство с местным населением в отношении уголовного судопроизводства, были разрешены браки с чужеземцами, денежный процент позволялось брать только в отношении временно пребывающих иностранцев <9>. В то время как у других народов, между которыми жили евреи, пылали костры, в Иудее проливалась кровь жертвенных животных, "иностранец, так же как и иудей, пользовался всеми благами страны, кипящей медом и молоком" <10>. -------------------------------- <9> См. подробнее: Институт убежища у древних евреев в связи с уголовным и государственным правом Моисея и Талмуда и сравнительно с институтами убежища у древних греков, римлян, в средневековой и новой Европе. Историко-юридическое исследование Н. М. Голубова. СПб., 1884. <10> Пероговский В. О началах международного права относительно иностранцев у народов Древнего мира. Киев, 1859. С. 24.
В мире греко-римском источником права для человека также служила религия, и главным образом государство - принадлежность человека к известному политическому обществу <11>. Сложившиеся в VI - V в. н. э. в ареале Средиземноморья идеи о субъективном праве личности, в том числе и о праве его на частную собственность; наличие определенных учреждений, в системе которых граждане участвовали в управлении государством, позволили ряду ученых определить их как основу будущего западноевропейского конституционализма, восходящего к временам греко-римского мира. На этой основе в эпоху западного Средневековья сложились предпосылки конституционных идей, среди которых независимость духовных властей от светских. Эти предпосылки были подробно исследованы в трудах французских и итальянских ученых, представляющих страны, которые непосредственно унаследовали традиции античного мира <12>. -------------------------------- <11> Там же. С. 2. <12> Ориу Г. Конституционное право. Париж, 1929; Он же. Принципы общественного права. Париж, 1916; Дайси А. В. Основы государственного права Англии. М., 1907.
В Древней Греции вне своего отечества человек оказывался бесправен, на него распространялось только покровительство права Божественного. Дружеское гостеприимство представлялось, кроме героев, жрецам, художникам, купцам. Несмотря на ряд предубеждений, иностранцы имели гостиный стол и кров, но ограничивались в приобретении земли и недвижимости. Преследуемые в своем отечестве чужеземцы получали в Греции особую защиту, действовал обычай, запрещавший их выдачу. В. И. Пероговский отмечает, что с появлением понятия гражданства к чужеземцам стали относиться с меньшим уважением, чем при действии Божественного права <13>. Вскоре образовался институт проксении, смысл которого сводился к тому, что граждане одного государства добровольно брали на себя обязанность принимать в своем отечестве иностранцев и защищать их права. Проксения провозглашалась торжественно в почетной обстановке. В дальнейшем этот обычай получил закрепление в международных договорах государств, которые предоставляли гражданам на взаимной основе права вступления в брак, приобретения земельной собственности и домов. Они могли быть освобождены от налогов и пошлин, им предоставлялось право председательства в народных собраниях (вопрошение оракула и т. д.). Отдельным эдиктом им могло быть предоставлено почетное гражданство. -------------------------------- <13> Пероговский В. О началах международного права относительно иностранцев у народов Древнего мира. Киев, 1859. С. 26.
В VI в. до н. э. афинский архонт Солон первым учредил определенную форму законодательного состояния метеков. Прежде всего они обязаны были избирать себе патрона среди граждан в качестве посредника для частных и общественных дел с государством. В случае нарушения закона они могли быть проданы в рабство. К их обязанностям относились: уплата годовой подати и несение военной службы. Солоном были введены правила принятия иностранцев в гражданство. Предусматривалось получение гражданства за особые услуги государству. Желающим идти на войну метекам также предоставлялось это право. Формы проведения процедуры вступления в гражданство проходили торжественно в народных собраниях, где утверждался проект принятия иностранцев в число граждан. При этом требовалось получить одобрение 6 тыс. голосов. Вынесенное решение могло быть опровергнуто в течение года. Применительно к "неприрожденным" гражданам действовали ограничения в занятии должностей архонта, жреца и ряд других. В отношении категории иностранцев, приехавших на время с целью торговли или занятия ремеслом, существовал запрет на брак с греческими гражданами (нарушившие запрет продавались в рабство). Чужеземцы имели свой храм и своего Бога-покровителя. Существовавшая между критскими городами исполатия являлась договором, согласно которому граждане одного города получали взаимно права в другом критском городе в отношении пользования политическими правами, владения недвижимостью, заключения брака, участия в празднествах. Спартанским правителем Ликургом в IX - VIII в. до н. э. была создана система уникальных законов. Ликург учредил Совет старейшин, провел передел земли, отменил хождение денег, ввел строгие нравы, способствовал укреплению семейно-брачных отношений и создал особую систему воспитания молодежи. В целях недопустимости заимствования чужих обычаев Ликург не позволял уезжать из дома, путешествовать без определенной цели, перенимать чужие нравы, подражать образу жизни, лишенному порядка, и государственному устройству, не имеющему стройной системы. Мало того, он даже выселял иностранцев, если они приезжали в Спарту без всякой цели или жили в ней тайно. Этот порядок выдворения получил название "ксенеласия", надзор за которым был поручен эфорам - чиновникам, наблюдавшим за исполнением законов. Государство стремилось не допустить к себе всякого чужеземца, могущего стать учителем порока. "С новыми лицами входят, естественно, новые речи, с новыми речами являются новые понятия, вследствие чего на сцену выступает множество желаний и стремлений, не имеющих ничего общего с установившимся порядком правления. Поэтому Ликург считал нужным строже беречь родной город от внесения в него дурных нравов, нежели от занесения в него заразы извне", - подчеркивает Плутарх <14>. -------------------------------- <14> Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1990. С. 119.
В древних государствах (Греции и Риме) вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составляла постоянное звено общественного строя. В V - III вв. до н. э. между греческими городами в Северном Причерноморье и Афинами существовали интенсивные политические, экономические и культурные связи. Ряд причерноморских городов (около 400) входил в состав Афинского морского союза. На празднике Великих Дионисий в Афинах возглашали почетные декреты об увенчании золотыми венками граждан и иностранцев, оказавших государству большие услуги. В 288 г. такой почести удостоился боспорский царь Спарток III. Декрет в его честь гласил, что он выгодно для афинян продавал им хлеб, а иногда доставлял зерно в дар, за что он, подобно своим предкам, получил права афинского гражданства. В то время большинство боспорян и ольвиополитов приезжали в Афины на короткое время. Продолжительное время проживали в Аттике торговые агенты, представители боспорских царей, молодые люди, желавшие получить образование в риторской и философской школах <15>. В то же время были введены жесткие ограничения в отношении иностранных купцов: торговля иностранцам была разрешена в гавани, к городскому рынку допускались только граждане. В колониях была введена так называемая "эпидамия" - запрет прямой торговли с иностранцами. Для этого избирался сановник - "полет" (продавец), который закупал все необходимое у варваров. -------------------------------- <15> Скржинецкая М. В. Ольвиополиты и боспоряне в Афинах // Вестник древней истории. 2002. N 2. С. 133.
Следует отметить, что наличие тесных родственных уз между афинскими и босфорскими семьями послужило основанием тому, что в конце V - начале VI в. между двумя государствами возникло соглашение об "эпигамии", которое на родине мужа обеспечивало женщине, вышедшей замуж за гражданина другого государства, положение законной супруги, а детям предоставлялись гражданские и фамильные права. Это подтверждает история семьи знаменитого оратора Демосфена, дед которого, афинянин Гилон, долго жил на Босфоре, где женился на богатой местной девушке. Одна из двух дочерей Гилона - старшая, отправленная в Афины, - в дальнейшем, выйдя замуж за афинского гражданина, стала матерью будущего оратора Демосфена. В целом же отношение к чужеземцам у древних греков было отрицательным. Солон приписывает Фалесу следующие слова: "Мудрец ежедневно благодарит богов за три величайших благодеяния: что он человек, а не животное, что он мужчина, а не женщина, не варвар, а грек". В эпоху эллинизма, когда Греция становится частью Македонской империи, а затем Римской, постепенно уходит в прошлое идеал полиса как самостоятельной и самодостаточной формы гражданского общежития. С этим в значительной степени связан кризис полисной коллективистской идеологии, согласно которой мерой свободы человека является его принадлежность к гражданской общине (городу, государству), при этом ценность человека как разумного существа определялась его гражданством. Человек признается ценным сам по себе, независимо от того, является ли он гражданином государства или нет. Соответственно идеал свободы как коллективного права сменяется идеалом индивидуальной свободы. Речь не идет об обретении человеком самостоятельности и независимости в юридическом смысле этих понятий. Персонификация личности затрагивает лишь духовную, нравственную сферу. Софисты и Платон были выразителями идей различных ступеней просвещения. Софисты защищали индивидуализм эпохи расцвета античного полиса. Платон же увидел необходимость преимущественно коллективных усилий в период, когда полис как форма политической организации вступил в полосу кризиса. Именно на переломе V - IV вв. до н. э. противостояние между тенденциями, которые мы теперь называем либеральными и тоталитарными, история "смоделировала" в Древней Греции, и оно получило отражение в сочинениях величайшего мыслителя античности Платона. В последующие страницы истории гражданская война в Греции обнажила опасную сторону индивидуализма: в своих крайних проявлениях он грозит разрушением общества, всех социальных связей. Платон понял это, как никто другой, и стремился восстановить принцип коллективизма в правах и исключить крайние проявления индивидуализма, при которых одни граждане, презрев закон и общественные интересы, стремятся удовлетворить свое корыстолюбие за счет других людей путем насилия. Всякое общество находит определенный баланс во взаимодействии принципов индивидуализма и коллективизма, таково его мнение. Но в своих крайних проявлениях не только индивидуализм, но и коллективизм может приобрести антиобщественный, реакционный характер. В космическом плане Платон придерживался концепции круговорота, который, по его предположению, совершается в течение очень длительного отрезка времени. Вероятность такого круговорота не исключает и современная наука. Платон разработал модель "идеального" государства, стремясь обосновать правомерность правления "интеллектуальной аристократии", осуществляющей неограниченный контроль над всеми сторонами жизни общества. Принцип же индивидуализма, впервые обоснованный софистами, был в дальнейшем воспринят христианством и лег в основу западной цивилизации, провозгласившей личность человека главной целью. Выход из военных конфликтов того периода требовал более сильных государственных образований, чем те, которые имелись в Греции при традиционной полисной системе, государственных союзов, способных обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность. Предполагалось, что стабильность в государстве - основа всякого устойчивого развития - экономики, различных областей культуры и т. д. Союз же нескольких государств, имеющих общие исторические и культурные корни, полезен вдвойне как для поддержания мира с соседними государствами, так и для достижения большего согласия между различными группами населения внутри каждой страны. Споры между различными греческими философскими школами по этому поводу имели место всегда. Будучи убежденным индивидуалистом, Эпикур дает своеобразную трактовку демократии. Человек-гражданин в его концепции постепенно уступает место человеку-индивиду. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая философия умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивида. По мнению Р. Ю. Виппера, Эпикур утверждал, что разница крови не имеет большого значения и что людей надо различать не по имени, а по хорошим или плохим качествам; все различие между варваром и греком в образовании, а образование может открыться каждому. Значит, все люди на земле могут стать равными между собой, могут составить одну великую семью <16>. -------------------------------- <16> Виппер Р. Ю. История древнего мира. М., 1997. С. 143.
Стоики (как, впрочем, и Эпикур) в своей концепции исходили из идеи разумности по природе всех людей, включая рабов. Таким образом, стирая грани между понятием гражданина и человека, греческая философия давала понимание всечеловечества. К сожалению, такое толкование вопроса происходило в период упадка государств. В период II - III вв. до н. э. в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшие господство в Греции. После разгрома римлянами Ахейского союза с 27 г. до н. э. на ее территории образуется римская провинция Ахайя. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Древней Греции существовала определенная, санкционированная государством система правовых взаимоотношений с иностранцами, которую характеризуют такие свойства, как в достаточной степени закрытость, перешедшая в региональную взаимосвязь в более поздние времена, классовое деление и явное предпочтение в предоставлении преимуществ гражданам Греции. Профессор В. И. Пероговский указывал, что в Древнем мире человек не возвышался до сознания начал интернационального права. Человек здесь исчезает, остается гражданин - и "любовь к отечеству, высокая и прекрасная, но ограниченная и несправедливая, возвышается на развалинах любви к человечеству" <17>. -------------------------------- <17> Пероговский В. О началах международного права относительно иностранцев у народов Древнего мира. Киев, 1859. С. 3.
Такова взаимосвязь проблем предоставления гражданства и решения некоторых вопросов социальной жизни населения Древней Греции. Международное право как таковое только начинает зарождаться в этот период. Тем не менее именно эти древние истоки правового регулирования отношений государств по проблемам населения представляют большой интерес для исследователя. Международные отношения древнего периода истории давали немало примеров правового закрепления взаимоотношений различных в культурном и экономическом развитии государств. Пример заселения греческих колоний в Причерноморье показателен для ученых, исследующих вопросы соответствующего направления науки, например, международных отношений (и соответственно международного права), по принципу "колония - метрополия". Именно в этот древний исторический период прослеживается вполне объективная картина расселения населения греческих городов-полисов в отдаленные географически пределы с целью приобретения более благоприятных условий жизни. Существовавшие в условиях примитивного хозяйства греческие государства можно охарактеризовать следующим образом: "Вся система этих государств основывалась на определенном ограничении численности населения, пределы которой нельзя было превысить, не подвергая опасности самих условий существования античной цивилизации" <18>. При превышении роста населения наступал голод, и иммиграция становилась насущной необходимостью. -------------------------------- <18> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1957. С. 567, 568.
В дальнейшем хрестоматийным примером такой иммиграции послужит Великое переселение народов, которое было осуществлено гуннами в III - IV вв., прошедшими от Западной Сибири до берегов Рейна и Тибра, "...давление избытка населения на производительные силы заставляло варваров с плоскогорий Азии вторгаться в государства Древнего мира" <19>. Вместе с ними происходит движение германцев, славян и других племен, что в конечном счете изменило политическую и демографическую карту Европы и даже Северной Африки <20>. Но история древних античных народов, особенно сохранившиеся письменные источники, характеризующие эту уникальную эпоху, ценны для юриста, так как позволяют связать нить прошлого с настоящим, а также во многом предвидеть будущее. -------------------------------- <19> Там же. <20> Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 57.
Название документа