Украина и Россия: хроники Смутного времени

(Котляров И. Д.) ("Международное публичное и частное право", 2009, N 2) Текст документа

УКРАИНА И РОССИЯ: ХРОНИКИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

И. Д. КОТЛЯРОВ

Смутным временем в российской истории обычно называется период 1604 - 1618 гг. [10, 13] - от вторжения войск Лжедимитрия I до Деулинского перемирия <1>. Как известно, в это время под вопросом была сама возможность сохранения России в качестве независимого государства, а словосочетание "смутное время" стало синонимом эпохи краха российской системы государственности. По последней причине смутным временем также называют период национальной катастрофы 1917 - 1922 гг. <2> и годы распада Советского Союза (1990 - 1991 гг. - в этом последнем случае датировки варьируют) [5]. -------------------------------- <1> Указанные даты являются в определенной степени условными; существуют альтернативные датировки этого периода. Так, согласно С. М. Соловьеву [16] Смутное время длилось с 1598 г. до 1613 г. - от смерти Федора Ивановича, последнего царя из династии Рюриковичей, до избрания царем Михаила Федоровича, основателя новой династии Романовых. Как нетрудно видеть, у каждой из этих датировок есть логические обоснования, но, так или иначе, среди историков существует консенсус по поводу того, что в начале XVII в. в России наступил период Смуты, когда были потрясены сами основы российской государственности, хотя точные хронологические границы этого периода разными историками могут определяться по-разному. <2> Например, генерал А. И. Деникин назвал свои воспоминания о гражданской войне "Очерки русской Смуты" [7].

Тем не менее такой подход к определению "смутного времени" представляется излишне узким. Дело в том, что крах системы государственного управления России, угроза утраты ею своей независимости и распад на отдельные фактически независимые территории являются лишь высшей точкой кризиса российского суверенитета, его апогеем. Сам же кризис суверенитета заключается в невозможности реализации Россией своей исторической функции империи - вне империи невозможно полноценное существование российской государственности [2]. Таким образом, смутным временем в широком смысле можно считать ту эпоху в истории России, в которую у нашей страны отсутствует имперский статус <3>. Проанализируем под этим углом зрения российскую историю [10]. -------------------------------- <3> Отдельно уточним, что речь идет о фактическом имперском статусе, о выполнении Россией функций евразийской империи и одного из ведущих игроков мировой геополитики, а не о наличии у правителя России формального титула императора.

882 г. - летописная (но по сути - легендарная) дата объединения двух восточно-славянских протогосударств - Новгородского и Киевского - под властью новгородской варяжской династии. 907 - 911 гг. - Русь заключает договоры с Византией, что можно считать знаком международного признания Древнерусского государства. 988 - 989 гг. - летописные даты крещения Руси, киевский князь Владимир женится на Анне, сестре византийских императоров Василия и Константина, что является подтверждением высокого статуса Древнерусского государства и его правителя. 1019 - 1054 гг. - правление Ярослава Мудрого, пик могущества Древнерусского государства, ставшего ведущим политическим образованием в Восточной Европе. Русь осознается современниками как европейское христианское государство. Ярослав Мудрый заключает ряд брачных союзов с другими европейскими странами. В конце его правления или несколько позднее [17] происходит канонизация первых русских святых, князей Бориса и Глеба (что было чрезвычайно важно для повышения престижа княжеской династии и Древней Руси в целом). Также при Ярославе Мудром киевским митрополитом впервые становится не грек, а русский - знаменитый Иларион, автор "Слова о законе и благодати". Русь ведет самостоятельную чеканку золотой и серебряной монеты. Вторая половина XI в. - начало XII в. - на Руси усиливаются центробежные тенденции, начало феодальных усобиц между представителями различных ветвей рода Рюриковичей. 1113 - 1125 гг. - краткосрочная реставрация централизованного государства на Руси под властью Владимира Мономаха. 1132 г. - смерть Мстислава, сына Владимира Мономаха, начало феодальной раздробленности на Руси. Однако ощущение единства державы продолжало существовать в сознании народа и после фактического ее распада на независимые удельные княжества. 1169 г. - жесточайшее разорение Киева войсками князя Андрея Боголюбского, после чего фактическая столица Древней Руси была перенесена во Владимир. Киев тем не менее продолжает восприниматься как первый среди русских городов. 1250 г. - фактическое отделение от русских земель Галицко-Волынского княжества (переход в западноевропейскую сферу влияния) вместе с Киевом. Произошедшее незадолго до этого (1237 - 1240 гг.) нашествие монголо-татарских орд привело к установлению зависимости остальных русских территорий от Золотой Орды. Русь перестает играть какую-либо роль в европейской политике и начинает ориентироваться на Орду. XIV в. - оккупация Литвой и Польшей земель современных Украины (вместе с Киевом) и Белоруссии. Эти территории окончательно вышли из орбиты российского влияния. На Северо-Востоке русских земель начинает возрождаться русская государственность во главе с Московским княжеством. Москва ведет борьбу за избавление от ордынского ига, но безрезультатно, несмотря на отдельные тактические успехи: после разгрома татарских войск на Воже в 1378 г. и прежде всего на Куликовом поле в 1380 г. (после которого иго было свергнуто) золотоордынский хан Тохтамыш совершил карательный поход, завершившийся разорением Москвы и восстановлением ига. 1480 г. - ликвидация татаро-монгольского ига. Середина - вторая половина XVI в. - принятие Иваном Грозным царского титула, а московским митрополитом - титула патриарха; активное расширение Московского царства на Восток (захват Казанского, Астраханского и Сибирского ханств) при одновременном сокрушительном поражении на Западе (разгром в Ливонской войне 1558 - 1583 гг., сопровождавшийся большими территориальными потерями, в частности утратой выхода к Балтийскому морю). Опричнина и карательные походы Ивана Грозного, сопровождавшиеся массовыми казнями. Роль России в европейской политике по-прежнему мала, несмотря на значительный территориальный рост и изменение титула правителя государства. Россия воспринимается европейцами как азиатское государство. 1604 - 1618 гг. - Смутное время, Россия с трудом сохраняет суверенитет, теряет земли (в том числе Смоленск). Активной роли в международной политике наша страна не играет. 1654 г. - присоединение Украины <4>. Россия формирует антипольскую коалицию и ведет успешную войну с Польшей. Значение России на мировой арене возрастает. -------------------------------- <4> В настоящей статье речь идет только о констатации факта присоединения Украины к России. Оценка степени добровольности этого присоединения не входила в наши задачи. Отдельно отметим, что, несмотря на номинальный факт присоединения, гетманская Украина долгое время сохраняла фактическую независимость в рамках Российского государства и периодически отделялась от него, вступая в союзы с врагами России (вспомним, например, измену гетмана Мазепы). Тем не менее главное значение факта присоединения состоит в вовлечении Украины в геополитическую зону России.

1689 - 1725 гг. - самостоятельное правление Петра Великого. Реформа армии и политической организации страны, создание флота. Основание Петербурга. Возврат выхода к Балтийскому морю. Россия становится одной из ведущих мировых держав и продолжает быть таковой до 1917 г. 1917 - 1922 гг. - крах Российской империи. Провозглашение государственной независимости многих российских территорий, в том числе Украины. Гражданская война, борьба против иностранной интервенции. Массовые репрессии против гражданского населения, проводившиеся всеми воюющими сторонами. В 1922 г. Российская империя возрождается в виде СССР (советской империи), Россия и Украина стали учредителями этого нового государственного образования. С самого начала своего существования СССР начал играть важную роль в мировой политике, а после войны 1941 - 1945 гг. стал сверхдержавой. 1990 - 1991 гг. - постепенный распад СССР. Окончательный развал наступил в начале декабря 1991 г., после референдума на Украине, по итогам которого большинство жителей Украины высказались за независимость от СССР. В конце декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев сложил с себя полномочия главы государства, а руководители России, Украины и Белоруссии подписали Беловежские соглашения о роспуске СССР. После 1991 г. - поэтапное строительство нового российского государства. Наша страна была оттеснена на задворки мировой политики и всерьез рассматривались (и вероятно, будут продолжать рассматриваться) варианты ее дальнейшего территориального расчленения и превращения в сырьевой придаток экономически развитых стран [18]. После 2000 г. наметилась тенденция к укреплению российской государственности и началу возвращения нашей страны на активные роли в мировой политике. Одновременно усилилось противодействие возрождению России со стороны ведущих мировых держав, в частности в форме поддержки антироссийски настроенных режимов на постсоветском пространстве и прежде всего на Украине, занимающей с 1991 г. позицию более или менее жесткого противостояния России. Как представляется, приведенная выше краткая хронология позволяет вычленить следующие периоды в истории России. 1. С 882 г. по 1250 г. - Древнерусское государство, являвшееся в полном смысле этого слова империей. В этом периоде можно выделить два подпериода: 882 - 1132 гг. - эпоха существования единого централизованного государства и 1132 - 1250 гг. - время феодальной раздробленности с сохранением у населения и правящих элит ощущения единства державы. Концом этого периода стали события 1237 - 1250 гг. - монголо-татарское нашествие и переход Галицко-Волынского княжества из древнерусской в западно-европейскую зону влияния (не просто территориальная потеря или отпадение феодального удела, но смена системообразующей <5> территорией своей геополитической ориентации). -------------------------------- <5> Галицко-Волынское княжество было системообразующей территорией, поскольку включало в себя Киев - исторический центр Древней Руси, ее столицу и резиденцию митрополита.

2. С 1250 г. по 1654 г. - период медленного восстановления российской государственности. За это время произошло объединение России после эпохи феодальной раздробленности, избавление от золотоордынского ига и присоединение и значительное территориальное расширение Московского царства на восток. Объединение России не было плавным и поступательным: оно сопровождалось жестокими войнами и периодами ослабления Московского княжества (разгром Тохтамышем в 1382 г., ослепление московского князя Василия II Темного в 1446 г.). Знаком окончания этого периода стало присоединение Украины к России - именно оно превратило московского царя в самодержца всероссийского ("государя всея Великия, Малыя и Белыя Руси", где под Малой Русью, Малороссией, подразумевается Украина). 3. С 1654 г. по 1917 г. - Российская империя, одно из ведущих государств мира, евразийская держава, рухнувшая после Февральской революции и октябрьского переворота. 4. С 1917 г. по 1922 г. - Гражданская война, сопровождавшаяся развалом Российского государства на фактически независимые территории. Окончанием этого периода можно считать подписание договора об образовании СССР. 5. С 1922 г. по 1991 г. - СССР (советская империя). Здесь также довольно отчетливо вычленяются два периода: 1922 - 1941 гг., когда СССР отстраивал свою государственность в практически полной изоляции от внешнего мира (что было вызвано жестким идеологическим противостоянием СССР и остального мира и исключением СССР из Версальской политической системы), и 1941 - 1945 гг., когда вначале Советский Союз стал полноправным членом антигитлеровской коалиции (отметим - более чем полноправным, так как именно на СССР пришлась основная тяжесть войны), а затем - лидером мировой социалистической системы. Однако уже в самом начале второго периода советской имперской государственности были допущены трагические геополитические ошибки, а именно: разрыв с Югославией и раскол социалистического лагеря, катастрофически усиленный последующим разрывом с Китаем, и разрыв с Израилем, противопоставивший СССР мировой финансово-политической элите еврейского происхождения, играющей важную роль в определении государственной политики в ряде стран. 6. С 1991 г. - Российская Федерация, существующая в отрыве от ряда своих исторических территорий и не являющаяся империей (однако претендующая на евразийское имперское наследие и пытающаяся реставрировать традиционно присущую ей имперскую государственность на новой основе). Очевидно, что периоды 1, 3 и 5 являются "имперскими" (на их протяжении наша страна была империей), а периоды 2, 4, 6 - нет (соответственно согласно предложению, высказанному нами в начале статьи, "неимперские" периоды можно считать смутным временем в широком смысле слова). В чем же различие в условиях функционирования российской государственности в "имперские" и "неимперские" периоды? Разумеется, отличий масса, с учетом разницы в хронологических, исторических, политических, экономических, культурных и религиозных условиях, менявшихся на всем протяжении существования Российского государства, но наша задача - выявить тот ключевой критерий, при соблюдении которого Россия с высокой степенью вероятности будет империей. Анализируя приведенные выше краткую хронологию и периодизацию истории России, можно сделать однозначный вывод - таким критерием является контроль России над Киевом и украинскими землями. Действительно, в "имперские" периоды существования России территория современной Украины была в ее составе. Иными словами, Россия является империей (и вообще способна играть важную роль в мировой политике) только при условии контроля над украинскими землями. При отсутствии такого контроля Россия является в лучшем случае региональной державой с ограниченными международными правами и будет постоянно испытывать угрозу утраты политического или экономического суверенитета. Этот вывод полностью совпадает с мнением российских и зарубежных исследователей, занимающихся данным вопросом [1, 11, 12], с той существенной разницей, что они приходят к этому тезису на основе анализа современной геополитической ситуации, а порой даже текущей политической конъюнктуры, тогда как мы склонны после обзора всей истории России рассматривать его как важный исторический территориальный закон существования российской имперской государственности. Можно сформулировать тезис о том, что Россия и Украина являются частями единого восточно-европейского православного имперского государства, которое ни одна из этих стран по отдельности сформировать не может. Напрашивается аналогия с Францией и Германией, являющимися историческими правопреемниками первого единого европейского государства постантичного периода - империи Карла Великого. После распада этой империи и Франция, и Германия претендовали на создание европейской империи с собой в качестве центра этой империи, но не преуспели. Только в XX в., после фактического объединения Германии и Франции в новую единую европейскую конфедеративную империю - Евросоюз - появилась надежда на создание панъевропейского государства. Следствием из этого вывода является заключение о невозможности одновременного существования российской и украинской государственности: если Украине наличие России в принципе ничем не грозит, так как Украина стремится только к сохранению своей национально-политической самобытности в пределах своих границ, то полноценная российская государственность может существовать только в том случае, если Россия является империей, необходимым условием чего является контроль над территорией Украины. Соответственно смутным временем в широком смысле слова можно назвать периоды фактического нахождения Украины за пределами российской сферы влияния (в том числе и за пределами государственных границ России), а именно - 1250 - 1654 гг., 1917 - 1922 гг. и с 1991 г. В свою очередь, насущной задачей выживания России становится задача воссоединения Украины с Россией. Нужно особо подчеркнуть, что этот вывод ни в коем случае не является призывом к ликвидации украинской государственности, или, паче того, к насильственной ассимиляции украинцев. Речь идет лишь о том, что Украина, находящаяся вне сферы влияния России, препятствует формированию полноценной российской государственности. Таким образом, Украина должна быть возвращена в государственную зону России. Если эту цель удастся достичь, Россия должна будет взять на себя обязательство по сохранению и поддержке украинской самобытности и испытывать чувство признательности к украинскому народу, пожертвовавшему естественным стремлением к государственной независимости во имя восстановления великой либеральной евроазиатской неоимперии и ради этого доверившему свою судьбу России. Очевидно, что военный путь решения этой задачи категорически неприемлем - война стала бы поистине братоубийственной; даже допускать такую возможность преступно. Таким образом, можно наметить три других способа: экономический, политический и геополитический. 1. Экономический способ уже начинает негласно реализовываться: речь идет о превращении России в ведущего поставщика газа для Европы, для чего начато строительство прямого газопровода из России в Германию (без транзитных государств, что избавит нас от регулярных газовых войн с Украиной и банального воровства газа) по дну Балтийского моря и заключено соглашение о выкупе "Газпромом" всех экспортных объемов туркменского газа, предназначенных для Европы <6> [6]. Россия, таким образом, становится не просто ведущим экспортером энергоносителей, но и обладателем уникального монопольного транспортного проекта по доставке сибирского и центрально-азиатского газа в Европу, что имеет решающее значение для укрепления статуса нашей страны как великой державы. -------------------------------- <6> Однако с учетом недавней смерти президента Туркменистана Сапармурата Ниязова эти договоренности нуждаются в обязательном подтверждении со стороны нового президента.

Несомненно, при реализации этого проекта нашу страну ждут многочисленные трудности. Прежде всего, разумеется, проект строительства Балтийского газопровода сталкивается с активным прямым и косвенным противодействием малых европейских государств [4, 14], лишающихся таким образом инструментов влияния на Россию. К счастью, в осуществлении этого проекта заинтересованы стержневые государства Евросоюза (прежде всего Германия), поэтому нет никаких сомнений в том, что он будет реализован. Также несомненно, что Россия будет продолжать сталкиваться с давлением Евросоюза (для которого и предназначен экспортируемый по этому трубопроводу газ) на предмет реорганизации экспортной модели - перехода от долгосрочных контрактов к разовым сделкам. Такая модель наиболее выгодна импортерам энергоносителей, поскольку снижает их ценовую зависимость от поставщика. Однако позиции России (как экспортера с длительной историей добросовестных поставок и большими запасами) в этом вопросе представляются достаточно сильными, и, вероятнее всего, давлению она не поддастся. Также важно не оказаться в зависимости от единственного потребителя, как это произошло в случае "Голубого потока" (газопровод по дну Черного моря, предназначенный для Турции) - наличие единственного покупателя привело, по сути, к экономическому краху проекта [8, 9]. В случае экспорта в Европу, однако, такой ситуации удастся избежать, поскольку Германия не является конечным адресатом, газ предназначен для всего Евросоюза. Также важным элементом диверсификации географии поставок газа должно стать строительство терминалов по экспорту сжиженного природного газа в Мурманске и на Сахалине (без этих терминалов Россия будет привязана к Европе и, возможно, к Китаю, без перспектив выхода на стратегически важный рынок США). Далее, после строительства трубопровода России не следует останавливаться на достигнутом - надо не забывать о политическом и экономическом противодействии всем проектам альтернативных путей транспортировки газа из Центральной Азии в обход нашей страны (или, напротив, активном участии в них для получения влияния при принятии решений). В первую очередь это касается доставки газа из Казахстана. Возвращаясь же к основной теме статьи, отметим, что строительство газопровода по дну Балтийского моря и выкуп "Газпромом" экспортных объемов туркменского газа будет способствовать решению важнейшей геополитической задачи - экспансии России на Юг, а именно: введению Украины (что наиболее существенно) и Туркменистана в зону российского влияния. Для Туркменистана Россия является единственным возможным направлением транспортировки газа (ключевого экспортного товара этой страны), и, продавая "Газпрому" весь предназначенный для Европы объем газа, Ашхабад, по сути, декларирует отказ от внешнеторгового суверенитета и становится экономическим протекторатом России, что важно с точки зрения закрепления влияния Москвы на постсоветском пространстве. Украина же отличается крайне энергоемкой экономикой (функционирующей на основе дешевых российских энергоносителей), продукция которой (стальной прокат) к тому же конкурирует на международных рынках с аналогичной продукцией российского производства. При ликвидации (с запуском Балтийского газопровода) транзитной зависимости России от Украины Киев больше не сможет шантажировать "Газпром" забором газа из объемов, предназначенных для добросовестных европейских потребителей, в случае отключения газа Украине за неуплату. Выкуп "Газпромом" экспортных объемов туркменского газа лишит Украину последнего источника поставок. Это даст возможность России устанавливать для Киева справедливую рыночную цену на газ и прекращать поставки в случае неоплаты, регулируя, таким образом, социально-политическую ситуацию на Украине и объем украинского промышленного производства. Украина в этом случае станет энергетическим и, как следствие, политическим вассалом России. Поскольку же, как мы попытались показать в настоящей статье, зависимость Украины от России является одним из важнейших условий существования России как мировой державы [1, 11, 12], Балтийский газопровод (вкупе с монополизацией Россией поставок среднеазиатского газа на европейский рынок) также приобретает статус геополитического, а не только экономического проекта. Существенным элементом этого плана должна стать работа о переводе украинской системы магистральных газопроводов под контроль России, но очевидно, что это может стать возможным только при наличии у России альтернативных путей доставки газа в Европу. Пока же Украина ни в коем случае не пожертвует своей газопроводной системой, которая является ее основным транспортным проектом и основным компонентом выживания Украины как независимого государства [3]. Также уточним еще один момент: в том случае, если Россия не сможет сама стать ведущей энергетической державой, на ее энергетические ресурсы могут предъявить претензии другие государства мира. Поэтому задача монополизации энергетических поставок при любом угле зрения является задачей сохранения Россией своего суверенитета [18]. Наконец, в завершение укажем, что контроль над системой магистральных газопроводов "Восток - Запад" может стать для России тем глобальным транспортным проектом, наличие которого у страны рассматривается как необходимое условие для достижения мирового лидерства [3]. 2. Политический способ предполагает отрыв Украины от Евросоюза и вовлечение ее в СНГ путем предоставления политических и экономических льгот и, в случае необходимости, оказания давления. Такой вариант представляется наиболее привлекательным, поскольку не требует принятия резко враждебных мер по отношению к Украине, но необходимым условием его реализации является готовность большей части элиты и народа Украины к более глубокой интеграции с Россией. К сожалению, нет оснований полагать, что такая готовность в настоящее время существует за пределами Восточной Украины (что ни в коем случае не значит, что России не надо работать в этом направлении), да и на Востоке перспективы сближения с Европой, а не с Россией имеют значительную популярность. Все это заставляет задуматься о третьем варианте. 3. Под геополитическим способом следует понимать активную политическую работу на Украине с целью стимулирования распада этого государства на Восток и Запад с последующим включением восточной части в состав России. Эта задача представляется гораздо более сложной, и очевидно, что прибегнуть к активному использованию этого инструмента можно только в самом крайнем случае, когда все иные варианты решения не дадут желаемого результата (однако играть на противоречиях между Востоком и Западом Украины Россия должна постоянно). Разумеется, Россия столкнется с противодействием ООН, Евросоюза и США, ни в коем случае не заинтересованных в возрождении России в качестве сверхдержавы. Кроме того, в случае распада Украины Россия получит на своей границе крайне враждебно настроенное и политически агрессивное государство в виде Западной Украины. Однако настроения жителей Восточной Украины и Крыма [15], а также недавний референдум по независимости Черногории позволяют надеяться, что такая работа может привести к положительному для России исходу. России следует действовать на всех трех направлениях - как на экономическом, так и на политическом и геополитическом (вероятно, отдавая приоритет экономическому и политическому вариантам), чтобы обеспечить максимальный эффект от своих усилий. И когда наша страна сумеет снова интегрировать Украину в свое политико-экономическое пространство (даже необязательно формально включив ее в свои территориальные границы), новое "смутное время" наконец-то закончится, и Россия, объединив исторические южный и северный центры государственности, снова станет великой державой.

Литература

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1999. 2. Быков П. От империи к глобальному кондоминиуму // Эксперт. 2006. N 43. С. 46 - 54. 3. Вишневский Р. Экономические аспекты геополитики. URL: http://rvish. chat. ru/EcGeo. htm. 4. Вольф Р. Швеция недовольна строительством Балтийского газопровода. URL: http://www. inopressa. ru/taz/2006/08/02/15:38:09/schweden. 5. Гамаюнов И. Н. Однажды в России: из истории Смутного времени. М., 2005. 6. Гриднев А. "Газпром" еще раз выкупит весь туркменский газ // URL: http://economica. com. ua/top/article/20284.php. 7. Деникин А. И. Очерки русской Смуты. В 3 т. М., 2003. 8. Елисеев Г. Case study "Голубой поток" - как неправильно делать мега-проекты. URL: http://www. opec. ru/comment_doc. asp? tmpl=comment_doc_print&d_no=39965. 9. Макеев Н. Уцененный "Голубой поток". России придется потерять 15 миллиардов долларов. URL: http://www. c-r-t. ru/fluger/14.07.2003/01.shtml. 10. Материалы по истории России для студентов-заочников. URL: http://www. history. pu. ru/struct/cathed/russian/zao/materials. htm. 11. Мэддокс Б. "Газовая война", конечно, дело некрасивое, но это не худшее из прегрешений Путина. URL: http://www. inosmi. ru/translation/224665.php. 12. Орлов А. И. Украинская матрица. Перезагрузка. М.: Издательство "Поколение", 2006. 13. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. М., 1994. 14. Президент Литвы призывает Евросоюз "выступить объединенным фронтом" против энергетической политики России. URL: http://www. rosinvest. com/printnews/. 15. Россия обещает Украине глубокий раскол. URL: http://vlasti. net/?Screen=news&id=161689. 16. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 2006. 17. Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. N 2. С. 28 - 50. 18. Чернышев С. Новая Антарктида // Эксперт. 2006. N 41. С. 94 - 104.

Название документа