Реформа королевских полномочий в Швеции: перспективный анализ

(Каримов Д. А.) ("Международное публичное и частное право", 2009, N 2) Текст документа

РЕФОРМА КОРОЛЕВСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ В ШВЕЦИИ: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Д. А. КАРИМОВ

Каримов Д. А., студент 5-го курса Уральской государственной юридической академии.

Сегодня шведская модель функционирования монархии является уникальным явлением современности. Появившись (в окончательном виде) в 1974 г. в связи с принятием новой редакции Формы правления, шведская монархия была приспособлена к экономическим условиям, рожденным на стыке социализма и капитализма. Новая Форма правления сделала все, чтобы исключить шведского монарха из сферы политики, однако оставила за ним ряд полномочий, которые позволяют королю иметь влияние в государственных институтах и обществе. Представители Шведского королевского двора, основываясь на конституционных источниках, определяют их как статус Короля как главы государства; верховного представителя (читай - главы) шведской системы защиты (то есть вооруженных сил), имеющего высшие звания во всех видах Вооруженных сил Швеции; председателя Консультативного совета по внешним сношениям <1>; председателя (главы) Государственного совета (англ. терминология "cabinet council") в тех случаях, "когда это необходимо" (это, как правило, так называемые информационные советы), а также при смене правительства (англ. терминология "special cabinet council"); высшего представителя государства во внешних сношениях <2> (это, кстати, осуществление монархического принципа, вытекающего из конституционной формулировки о том, что король есть правитель государства по шведской терминологии) <3>. -------------------------------- <1> В отечественной науке используется перевод "Внешнеполитический комитет Риксдага". Автор не соглашается с такой формулировкой, поскольку Консультативный совет является самостоятельным органом, с которым советуется правительство. Риксдаг лишь назначает его членов, что также свидетельствует о самостоятельности статуса. См., например: Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 3. М.: НОРМА, 2001. С. 765. <2> На основе этого положения за Королем сохранено право получения верительных грамот и именно он подписывает их шведским послам. <3> См. офиц. сайт Королевского двора Швеции: www. royalcourt. se.

Как видим, статус монарха был "атрофирован" измененной Формой правления. По меткому выражению шведских юристов, король теперь является лишь придатком государства <4>. -------------------------------- <4> См.: Введение в шведское право. М.: Юридическая литература, 1986. С. 24.

Однако шведская форма правления - это, безусловно, монархия. Собственно, сохранение монархии являлось отправной точкой при разработке Формы правления 1974 г. <5>. Собственно, и Конституция сохранила некоторую основу для возможности осуществления истинно монархических полномочий, а также сохранения практики существования монархии. В заключительных и переходных положениях Конституционный акт указал, что Форма правления 1809 г. (как раз и содержащая признаки монархизма) сохранит свое действие в отношении монарха, если иное не будет признано Риксдагом и из смысла акта, а также иных правовых актов будет следовать, что имеется в виду лично Король (Королевское Величество). В свою очередь, предыдущая Форма правления сохранила действие (с соответствующими исключениями) в отношении формы правления, действовавшей до ее принятия, и так далее. Поэтому полномочия монарха можно наблюдать и в инструкциях, которые давали монархи в XVI в. Собственно, и Форма правления Швеции 1974 г. не установила переход верховной власти народу: ст. 1 говорит только о наличии публичной власти (но не верховной, как принято в теории монархии) народу <6>. А Акт о Риксдаге позволяет монарху участвовать (правда, формально) в деятельности законодательного органа: именно по представлению короля Тальман (председатель парламента) объявляет парламент открытым <7>. Шведская доктрина права и сам принцип монархии позволяют утверждать об обязательности указаний короля в своем представлении для депутатов. -------------------------------- <5> Там же. С. 15. <6> См. офиц. сайт Королевского двора Швеции: www. royalcourt. se. Кроме того, официальный сайт Правительства Швеции не упоминает о наличии этой власти у народа: www. sweden. gov. se. <7> Такое правило было введено Законом 1994 г., изменившим положение о том, что Король открывает Риксдаг по представлению Тальмана. Однако сайт Королевского двора Швеции до сих пор использует это понятие. См. офиц. сайт Королевского двора Швеции: www. royalcourt. se.

Таким образом, шведская монархия продолжает оставаться важной составной частью Шведского государства <8> (которое официально и называется "Королевство Швеция" <9>). Практика политической жизни государства позволяет утверждать о нужности и перспективности этого института для самой Швеции <10> и требует формального уточнения возможностей такой деятельности в конституционных актах для исключения коллизий в деятельности Короля и придания конституционной силы сложившимся теоретическим принципам, на которых действует монархия. Далее автор на основе существующих в Форме правления разделов о работе правительства и социально-экономическом положении королевства предлагает авторский проект соответствующего раздела о деятельности Короля, а также необходимые изменения в другие разделы действующей Формы правления 1974 г. -------------------------------- <8> Монархи Европы: судьбы династий / Под ред. А. Д. Александрова. М.: Республика, 1996. С. 254. <9> См. офиц. сайт Шведского правительства: www. sweden. gov. se. <10> Даже политические партии левого толка не рискуют серьезно лоббировать вопрос об изменении формы правления, поскольку в этом случае они теряют электорат.

Приложение 1

Закон "Об изменении Формы правления"

Для оптимизации государственного управления Риксдаг постановляет внести в Форму правления следующие изменения:

Статья 1

Изложить главу 1 Формы правления в следующей редакции: "Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1. (1) Официальное наименование государства - Королевство Швеция. Оно строится на демократических началах, указанных в этой Форме правления. Для обозначения государства может использоваться термин "Королевство", а для публичной администрации также термин "Корона". (2) - (4) Существующие ныне пункты с соответственно измененной нумерацией. (5) Швеция является Королевством, формой правления которого является конституционная монархия, что означает принадлежность верховной государственной власти Королю или Королеве. Осуществление государственным органом своих функций трактуется как осуществление полномочий от имени монарха в любом случае. (6) Конституционная монархия основывается на принципах служения государству и народу, признания, уважения и неограничения прав и свобод человека и гражданина. (7) Существование конституционной монархии не может служит основанием для ограничения прав и свобод одних людей в пользу других. Комментарий. Наличие данных норм позволит, с одной стороны, сохранить то социальное начало, которое существует в управлении Швецией, с другой стороны, позволит четко очертить статус монарха, существующий в теории монархизма. Статья 5. (1) Король или Королева являются главой государства, то есть высшим должностным лицом Королевства Швеция. Они находятся на шведском престоле согласно Акту о престолонаследии".

Статья 2

Изложить главу 5 Формы правления в следующей редакции: "Глава 5. Король. Статья 1. (1) Король является монархом и обладателем верховной государственной власти. От его имени, то есть по распоряжению, верховную власть осуществляет Риксдаг, правомочный осуществить компетенцию и полномочия любого образования. Распоряжения Короля даются в форме письменного совета как часть выражения воли монарха тогда, когда это будет делаться в соответствии с частью 8 этой статьи. При согласии с действиями Риксдага совет выражается как поощрение. При несогласии Короля совет выражается как предупреждение и означает невозможность Риксдага действовать таким образом. Такие советы Риксдаг должен получать для совершения любого действия, включая издание правового акта, до его совершения. Комментарий. Помимо того что данное полномочие становится выражением монархизма, оно имеет под собой и важное демократическое начало. Так, поскольку часть 8 указывает, что воля монарха может даваться не чаще, чем один раз в год, то принятие и изменение компетенции других органов будет зависеть от срока, а не от политических настроений в государстве. С другой стороны, такое выражение принципа не позволит органам принимать недемократические решения. Видится, что данная статья, устанавливая монархические начала, позволяет сохранить баланс в государстве для его осуществления. (2) Король является правителем Королевства. От его имени, то есть по распоряжению Короля как главы государства, Королевством управляет Правительство. Распоряжения Короля даются в форме письменного совета. Король дает такие советы, которые призваны обеспечивать согласованное функционирование органов государственной власти в интересах народа. При согласии с действиями правительства совет выражается как поощрение. При несогласии Короля совет выражается как предупреждение и означает невозможность Правительства действовать таким образом. Такие советы Правительство должно получать для совершения любого действия, включая издание правового акта, до его совершения. (3) Король возглавляет Государственный совет, включающий его как председателя, Кронпринца или Кронпринцессу и Правительство, для заслушивания мероприятий правительства, а также во время смены правительства. На этих заседаниях не должны приниматься какие-либо решения. Время заседания и его порядок определит Король, повестку заседания - Премьер-министр. Заседания Государственного совета должны проводиться не реже чем один раз в месяц. (4) Премьер-министр будет информировать Короля относительно дел в Королевстве. Время встречи и ее порядок определит Король. Повестку встречи определит Премьер-министр. Встречи Премьер-министра должны проводиться не реже чем один раз в неделю. На встречах может принимать участие Кронпринц или Кронпринцесса, если они достигли совершеннолетия. Комментарий. Наличие этого пункта позволит осуществить полномочия Короля. Ведь ему нужно, грубо говоря, для лучшего осуществления своих обязанностей быть в курсе текущих государственных дел. Однако Государственный совет не будет принимать решений, что исключит влияние Короля из сферы деятельности правительства, но сохранит его в сфере возможности обеспечить или пресечь действия правительства. Это так называемое двойное недопущение незаконных действий Короля и правительства. При этом наличие Кронпринца (Кронпринцессы) позволит сохранить историческую преемственность, а также подготовить последнего к исполнению обязанностей главы государства. Кроме того, на взгляд автора, такая система функционирования Государственного совета позволит оптимизировать его деятельность, а регулярность встреч Короля с Премьер-министром позволит оптимизировать деятельность главы государства. (5) Король является верховным представителем Вооруженных сил Королевства. Он имеет высшие звания во всех видах Вооруженных сил Швеции. Король и члены королевской семьи могут возглавлять определенные воинские формирования, если так их уполномочит правительство. (6) Король возглавляет Консультативный совет по внешним сношениям, с которым правительство должно советоваться до совершения каких-либо действий, включая издание правовых актов, направленных вовне Королевства. Король определяет порядок заседания Консультативного совета по внешним сношениям и председательствует на них, он подписывает решения Консультативного совета по внешним сношениям, которые, однако, не являются обязательными для правительства. Консультативный совет собирается не реже чем один раз в месяц. (7) Король является высшим представителем Королевства во внутренних и внешних сношениях. Органы и должностные лица публичной администрации действуют от имени, то есть по распоряжению, Короля через правительство (для исполнительной власти) или через Риксдаг (для иных властей). Распоряжения Короля даются в форме письменного совета. При согласии с действиями соответствующих органов совет выражается как поощрение. При несогласии Короля совет выражается как предупреждение и означает невозможность этих органов действовать таким образом. Такие советы публичная администрация и ее должностные лица должны получать для совершения любого действия, включая издание правового акта, до его совершения. (8) Король принимает глав иностранных государств, а также иных иностранных официальных лиц, но не может вести с ними какие-либо переговоры. (9) Король принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов, а также подписывает верительные и отзывные грамоты шведских послов. (10) Король открывает парламент. По рекомендации Риксдага он устанавливает процедуру открытия и ее дату. Открытие парламента не может производиться чаще чем один раз в год и реже чем один раз в два года. На церемонии открытия парламента Король произносит речь, оформленную в форме письменного совета. Только такое действие является выражением воли Короля. Такая воля обязательна для исполнения всеми публичными органами, а также их должностными лицами, гражданами и иными физическими и юридическими лицами, а также учреждениями для исполнения. Ничто в Королевстве не может совершаться против или помимо воли Короля. Комментарий. Такое действие необходимо для формализации статуса монарха как обладателя конституционной монархии. Однако для уточнения того, когда такая воля будет даваться, и собственно самого понятия этой воли необходимо формализовать процедуру. Это позволит сохранить монархические черты Королевства, при этом максимально демократизировав институты власти. (11) Король промульгирует законы в определяемых им по рекомендации правительства средствах массовой информации, принятые Риксдагом и утвержденные правительством. Формула промульгации при этом такая: "Мы, имярек, Король Швеции (далее могут перечислятся другие титулы Короля), всем, кто увидит или услышит данный акт, приветствуем. Знайте, что представители народа приняли закон, содержание которого следующее: (далее следует содержание закона). На основании того, что правительство утвердило данный закон, мы публикуем (обнародуем) его в (следует название средства массовой информации) как обязательное для всех, кто находится на территории Королевства Швеция". Комментарий. Данная норма позволит сохранить монархическое начало, но подчеркнуть, что закон принят именно народом. (12) Король устанавливает церемониал, то есть регламент поведения и особые процедуры в государстве. Он награждает государственными наградами и жалует титулы в Королевстве. Эти полномочия глава государства осуществляет с учетом рекомендации правительства. Комментарий. Данная норма позволит регламентировать так называемые собственно монархические полномочия. Однако, чтобы не допустить действий монарха, которые с его стороны могут повлечь ущерб для государства (поскольку как церемониал, так и титулы и государственные награды являются отражением политики позитивного или негативного отношения государства). (13) Король имеет в своем подчинении Королевский двор, который создан для обеспечения деятельности Короля, консультаций и обеспечения функций поверенного во всех сферах общества ему и королевской семье, а также для распоряжения финансами Короля и комплексом государственных замков и дворцов, другого государственного имущества, которое передается для деятельности монарха. Король осуществляет организацию Королевского двора и функции руководителя с учетом рекомендаций правительства. Комментарий. Эта статья с точки зрения полномочий монарха устанавливает статус и компетенцию Королевского двора. Главный критерий, по которому монархи подвергаются обстоятельной критике, состоит в том, что они якобы обладают огромными богатствами. Поскольку основная часть их "состояния" - это государственная собственность, то автор посчитал нужным указать это в тексте закона. С другой стороны, такая формулировка не позволит использовать комплекс финансов в угоду личной выгоде. Кроме того, указанное обеспечение функций поверенного и иных функций (включая правовую сферу) позволяет совершенствовать деятельность монарха. Статья 2. Король достигает совершеннолетия к 18 годам. Статья 3. (1) Король и члены королевской семьи не могут покидать территорию Королевства, пока правительство, по представлению Короля, им этого не разрешит. Если Король покидает территорию Королевства без разрешения правительства, то он считается отрекшимся от Престола. Если территорию Королевства без разрешения правительства покидает член королевской семьи, имеющий права на Престол, он и все его потомки лишаются права на Престол. (2) Король не может, одновременно являясь Королем Швеции, стать главой государства в другом государстве. (3) Король, а также члены королевской семьи не обладают активным или пассивным избирательным правом, не могут занимать должности в каком-либо государственном или муниципальном органе, а также в коммерческих и некоммерческих юридических лицах, международных органах и организациях. Комментарий. Данная норма исключает членов королевской семьи из политики, а следовательно, подтверждает их статус как олицетворения всей нации. Статья 4. Король, а также члены королевской семьи не облагаются налогами и иными сборами. Они, однако, могут вносить определенные денежные суммы в размере не ниже, чем он рекомендован правительством, в государственный бюджет как пожертвование на совершение каких-либо действий в интересах своего народа. В современной ситуации, при сохранении монархии, налогообложение монарха есть не что иное, как его право (потому что он не несет юридической ответственности). С юридической стороны это трактуется как то, что монарх, являясь обладателем верховной власти, постановил, что будет вносить в казну определенную сумму денег на нужды населения, тем самым выполняя свой долг. Предлагаемая статья имеет тот же смысл, но скорректирована с теорией монархизма. Статья 5. (1) Король не несет какой-либо ответственности за свои действия. Также не несет ответственности за свои действия в качестве Главы государства и Регент. (2) Нападение на Короля или члена королевской семьи, призывы к свержению конституционного строя и изменению формы правления, если они не связаны с процедурой изменения Формы правления, а также приготовление к таким действиям считаются преступлениями и подлежат определению в Уголовном кодексе. Статья 6. Если иное не указано в Форме правления или иных конституционных актах, для организации своей деятельности Король издает декреты, которые, однако, не могут вступить в силу, если они не подписаны Премьер-министром, который и несет за их действие и исполнение ответственность. Комментарий. Институт контрасигнатуры всегда являлся способом перенесения ответственности монарха. При этом в нашем случае он позволит избежать незаконных действий монарха. Статья 7. (1) Если Король не может по состоянию здоровья или иным причинам, указанным в этой Форме правления, исполнять свои обязанности, их будет исполнять Регент из числа членов королевской семьи, достигших 18 лет, в порядке существующей линии престолонаследия. Если из членов королевской семьи нет никого, кто сможет исполнять данные обязанности, то исполнять их будут ближайшие родственники монарха в порядке, определенном Риксдагом. Ближайшие родственники монарха должны быть совершеннолетними и подданными Королевства. (2) При наступлении указанного в части 1 этой статьи случая член королевской семьи или другое лицо, которое должно стать Регентом, издает прокламацию, в которой обосновывает необходимость введения Регентства. Если Риксдаг соглашается с такой прокламацией, он утверждает члена королевской семьи или другое лицо в таком качестве на срок, установленный в прокламации. Регентство автоматически прекращается при отпадении оснований введения Регентства, указанных в части 1 этой статьи. Если Регентство продолжается более шести месяцев, по обоснованной рекомендации правительства Регент может издать прокламацию о том, что Король должен считаться покинувшим Престол. Если Риксдаг согласится с этим, считается, что Король отрекся от Престола. Регент, однако, может издать такую прокламацию, только если Король не возражает против этого. Если Король возражает против этого либо вообще не сообщает свое мнение и последующие шесть месяцев основания для Регентства продолжаются, то Регент может издать дополнительную прокламацию о том, что Его Величеству для блага Отечества необходимо передать Престол потомкам. В этом случае Риксдаг обращается к Королю с просьбой, оформленной в виде резолюции, в которой содержится следующая формула: "Для обеспечения наилучшего управления Королевством в целях, указанных в Форме правления, для блага Швеции и ее народа представители народа смиренно обращаются к своему Суверену и просят Его Величество передать Престол своему наследнику. Представители народа благодарят Его Величество за служение долгу". В этой просьбе Король не может отказать. Отречение от Престола происходит в течение трех месяцев с момента получения Королем или Регентом резолюции. Если декрет не может издать Король, от его имени это сделает Регент. (3) Регентство вводится автоматически из числа лиц, указанных в части 1 этой статьи, если Король находится за пределами Королевства. В этом случае регентство вводится до возвращения Короля. (4) Регент будет осуществлять все функции Короля, даже если в законе или другом правовом акте предусмотрено иное. Комментарий. Эти нормы делают необходимым изменение всех положений (а это смена правительства, участие в Консультативном комитете и ряд других), когда в отсутствие Короля его функции исполняет другое лицо (как правило, спикер парламента). Статья 8. (1) Для обеспечения деятельности Короля Риксдаг по представлению правительства, основанному на предложении Короля, будет выделять ему определенные суммы, а также устанавливать комплекс замков, дворцов и иных объектов государственной собственности, которыми будут пользоваться Король и члены королевской семьи. Такое действие Риксдаг может совершить лишь один раз на период царствования Короля после восшествия его на Престол и принесения Королем присяги. До принятия указанного решения Риксдаг не может осуществлять свои функции. Король, а также члены королевской семьи не могут иметь другой собственности, а также другого содержания, кроме государственного, а также той собственности и тех сумм, которые ему, а также членам королевской семьи в каждом конкретном случае разрешено иметь Риксдагом. Королю не может быть выделен объект государственной собственности, который во время составления представления закреплен за другим лицом. Король дает представление, формула которого следующая: "Мы, имярек, для обеспечения Нашей деятельности по служению Отечеству, просим представителей народа установить Наше содержание в размере (указывается размер в валюте Королевства) и установить комплекс объектов государственной собственности в следующем: (указываются объекты государственной собственности, место их расположения, муниципальное образование, год постройки, кто пользовался до этого)". (2) Члены королевской семьи действуют в поддержку деятельности Короля таким образом, как это определит Король. Членами королевской семьи помимо Короля являются его супруга (супруг), их общие дети, которые сохраняют это положение пожизненно. Общие дети Короля носят титул Принца или Принцессы, а также обладают статусом Королевского Высочества, как это указано в действующей во время рождения Принца или Принцессы редакции соответствующего правового акта. Супруг Королевы, когда она находится на Престоле, носит титул Принца, а также обладает статусом Королевского Высочества, как это указано в действующей во время заключения брака с Королевой редакции соответствующего правового акта. Эти правовые акты должны оставаться неизменными в той редакции, в которой они содержатся на момент вступления в силу этой главы. Супруга Короля носит титул Королевы, а также обладает статусом Королевского Величества, как это указано в действующей во время заключения брака с Королем редакции соответствующего правового акта. Этот правовой акт должен оставаться неизменным в той редакции, в которой он содержится на момент вступления в силу этой главы. Статья 9. Король вступает в должность после принесения обязательной для него присяги в церемонии, которая устанавливается монархом и утверждается Риксдагом. Эта церемония должна состояться не позднее двух дней с момента смерти или отречения старого Короля".

Данная формулировка полномочий позволит инкорпорировать политические полномочия монарха в единое целое, исключить коллизии и совершенствовать практику осуществления королевских обязанностей. Кроме того, как видим, такая трактовка компетенции позволяет утверждать о сохранении принципа монархизма, который будет в действии лишь номинально. За монархом сохраняются функции по "обеспечению деятельности". А сами функции будут осуществлять иные органы. Как кажется, в этом случае Король Швеции, сохранив влияние в государстве, будет символизировать величие, при котором появление в Швеции Гитлера или Сталина исключается.

Название документа