История и основные предпосылки создания Европейского банка реконструкции и развития. Основные факты о Европейском банке реконструкции и развития
(Ахметгараева А. С.) ("Международное публичное и частное право", 2009, N 2) Текст документаИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ О ЕВРОПЕЙСКОМ БАНКЕ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
А. С. АХМЕТГАРАЕВА
Ахметгараева А. С., соискатель кафедры международного и европейского права юридического факультета Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина.
"Европейскому банку предстоит сыграть важную роль в общеевропейской дискуссии: он будет отдавать предпочтение проектам, связывающим две части Европы, наполняющим конкретным содержанием то огромное преимущество для стран европейского континента, каковым является их географическая близость" <1>. -------------------------------- <1> См.: Le Monde. 1991. Apr. 24.
80-е годы XX в. ознаменовались для Европы глобальными изменениями в политической, социальной и экономической сферах. Основным направлением преобразований стал переход от административной системы управления хозяйством к рыночным отношениям в странах Центральной и Восточной Европы (далее - страны ЦВЕ). "Первоначально казалось, что достаточно будет ликвидировать административную систему управления и вмешательство государства в экономику в странах ЦВЕ, чтобы законы рынка сами привели к экономической гармонии" <2>. -------------------------------- <2> См.: Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики зарубежных стран: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. С. 264.
Но в результате подобного перехода в странах ЦВЕ резко снизился уровень производства, обострилась проблема привлечения внешних инвестиций, стало очевидным отсутствие правовой базы для формирования рыночной экономики. Для решения возникших проблем необходима была координация совместных усилий правительств европейских стран и крупные инвестиции. К тому же велико было "желание западноевропейских государств создать контролируемый финансовый институт (в котором США не играли бы доминирующей роли), что способствовало бы повышению статуса Западной Европы в формировании глобальной и региональной экономической политики..." <3>. -------------------------------- <3> См.: Мигун И. В. Кредитная деятельность ЕБРР на рынках стран Центральной и Восточной Европы: Дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2005. С. 27.
В сложившейся ситуации в октябре 1989 г. в правительственных кругах Европы возникла идея создания региональной кредитно-финансовой организации для содействия преобразованиям, проходившим в странах ЦВЕ. Такой международной финансовой организацией стал Европейский банк реконструкции и развития (далее - ЕБРР). С инициативой о создании ЕБРР выступил бывший Президент Франции Франсуа Миттеран, который на заседании Европейского парламента, состоявшемся 25 октября 1989 г., заявил: "Я уверен, все согласятся с тем, что самым важным для Европы, а возможно, и для всего мира, со времен Второй мировой войны является то, что происходит в Восточной Европе... Чего может достичь Европа? Гораздо большего! Почему бы не создать Европейский банк?" <4>. -------------------------------- <4> См.: ЕБРР и ЕС помогают России (www-документ). URL: http://old. iamik. ru/15829.php (3 сентября 2008 г.).
В 1989 г. в Париже проект создания нового банка был представлен государствам - членам Европейского экономического сообщества. Несмотря на явную необходимость создания новой международной организации, некоторые государства - участники переговоров отнеслись к вопросу настороженно. Европейский совет и Германия опасались значительного снижения своего влияния в странах Центральной и Восточной Европы. США считали, что группа Всемирного банка способна сама оказать необходимое содействие в переходе к открытой рыночной экономике странам Центральной и Восточной Европы. К тому же США и Япония негативно отнеслись к возможному участию СССР в ЕБРР. Несмотря на это, на сессии Европейского совета в Страсбурге в декабре 1989 г. Франция внесла предложение о создании ЕБРР. Так было положено начало формирования новой международной финансовой организации. Первое совещание потенциальных членов ЕБРР состоялось в Париже 15 и 16 января 1990 г., в нем приняли участие представители 24 членов Организации экономического сотрудничества и развития, Мальты и Кипра, восьми стран ЦВЕ, Европейского экономического сообщества и Европейского инвестиционного банка. Результатом совещания стало определение основных направлений деятельности банка, а именно кредитование частного и государственного сектора, а также одобрение положения о том, что ЕБРР должен финансировать лишь государства, признающие принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящие их в жизнь. Впоследствии это положение нашло отражение в Соглашении об учреждении ЕБРР (ст. 1, ст. 8). Для сравнения следует отметить, что в уставах других международных финансовых организаций, созданных до ЕБРР, особо подчеркивается, что их деятельность не зависит от политической ситуации в странах операций. Следующее совещание потенциальных членов ЕБРР проходило в период с 8 по 11 марта 1990 г., помимо указанных выше стран-делегатов, в нем приняли участие представители Египта, Израиля, Корейской Республики, Лихтенштейна и Марокко. 8 - 9 апреля 1990 г. состоялась итоговая встреча, на которой был решен вопрос о первоначальной подписке на акции ЕБРР. Акции распределили следующим образом: 12 стран - членов Европейского союза, Европейский инвестиционный банк и Европейское экономическое сообщество подписались на 51% акций ЕБРР, США подписались на 10% акций, Япония, Великобритания, Франция, Германия и Италия оформили подписку на пакеты по 8,5% акций, СССР - 6% акций. Заключительные переговоры состоялись в Париже 20 мая 1990 г. 29 мая 1990 г. прошла официальная церемония подписания Соглашения об учреждении ЕБРР, которое в теории международного права нередко именуют Уставом ЕБРР <5>. -------------------------------- <5> См.: Моисеев А. А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во "Омега-Л", 2006. С. 111.
Инаугурация ЕБРР и первое заседание Совета управляющих Банка, в котором приняли участие представители 41 страны-участницы, состоялись в Лондоне с 15 по 17 апреля 1991 г. На этом заседании были избраны Президент и директора ЕБРР, принято постановление, разрешающее Банку начать свою деятельность, а также утверждены Правила внутреннего распорядка и Правила процедуры Совета управляющих, вступившие в силу 15 апреля 1991 г. Соглашение о штаб-квартире между Правительством Соединенного Королевства и ЕБРР было подписано также 15 апреля 1991 г. и вступило в силу с момента его подписания. Официально Банк начал осуществлять свои операции с этой же даты. 1991 г. ознаменовался для ЕБРР и утверждением первых проектов: в июне был одобрен проект в государственном секторе для Банка г. Познань (Польша), в сентябре утверждены первые три проекта в частном секторе. В ноябре 1991 г. Совет управляющих ЕБРР одобрил членство Эстонии, Латвии и Литвы и подписал Соглашение об открытии представительства в Варшаве (Польша). Среди наиболее важных вех в деятельности ЕБРР необходимо указать также следующее: в апреле 1992 г. в Будапеште (Венгрия) проходит первое ежегодное заседание Совета управляющих ЕБРР. В 1992 г. новыми членами Банка становятся 12 независимых государств бывшего Советского Союза и Словения, а в январе 1993 г. - Чехия и Словакия. Примечательно, что в 2007 г. "Чехия стала первой страной операций Банка, получившей "аттестат зрелости" ЕБРР" <6>. В марте 1993 г. ЕБРР принимает предложение стран "большой семерки" по администрированию многосторонней Программы ядерной безопасности, призванной повысить безопасность на атомных электростанциях региона, в июле того же года при поддержке ЕБРР создается Фонд поддержки малого предпринимательства России. -------------------------------- <6> См.: Годовой отчет за 2007 год. Годовой обзор. ЕБРР. Лондон, 2008. С. 6.
В апреле 1994 г. в г. Санкт-Петербурге (РФ) проходит ежегодное заседание Совета управляющих ЕБРР, на котором утверждается среднесрочная стратегия его деятельности. В октябре 1995 г. Банк принял участие в первой объединенной миссии в Боснии и Герцеговине, которая в июне 1996 г. становится шестидесятым членом и 26-й страной операций ЕБРР. В декабре 1996 г. Банк инициирует первый проект в Таджикистане. Через год начинает свою деятельность фонд помощи Чернобылю, где ЕБРР выступает в роли администратора. В ноябре 1998 г. ЕБРР открывает представительство в Ереване (Армения), тем самым полностью охватывая страны своей деятельности сетью представительств. В сентябре 1999 г. ЕБРР начинает осуществлять план действий в Юго-Восточной Европе с целью стимулирования инвестиций и содействия экономическому восстановлению региона. В октябре 2000 г. Монголия становится членом ЕБРР. В марте 2001 г. открывается представительство Банка в Белграде (Сербия). В июне 2002 г. стали разрабатываться документы Банка по вопросам улучшения управления и по повышению уровня прозрачности осуществляемой им деятельности. В апреле 2003 г. утверждается новая политика в области охраны окружающей среды. В 2004 г. начал работу независимый орган по рассмотрению жалоб, президент ЕБРР Жан Лемьер заступил на второй срок пребывания на посту. В 2005 г. по Программе поддержки торговли ЕБРР профинансировал 4000 сделку. В 2006 г. членом ЕБРР стала Черногория, а Монголия - очередной страной, где проводятся операции ЕБРР. В мае 2007 г. Ежегодное собрание ЕБРР прошло в г. Казани (РФ, РТ), на нем был подписан меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании, а в июне 2007 г. открылось представительство в Подгорице (Черногория). В мае 2008 г. ежегодное собрание ЕБРР прошло в г. Киеве (Украина). В июне 2008 г. ЕБРР открыл очередное представительство в Самаре (РФ). Пост Президента ЕБРР занимали Жак Аттали (апрель 1991 г. - июнь 1993 г.), Жак де Ларозьер (сентябрь 1993 г. - январь 1998 г.), Хорст Келлер (сентябрь 1998 г. - апрель 2000 г.), Жан Лемьер (июнь 2000 г. - июнь 2008 г.). С 3 июля 2008 г. пост президента ЕБРР занимает Томас Миров <7>. -------------------------------- <7> См.: Key dates in EBRD history (www-документ). URL: http://www. ebrd. com/about/basics/dates. htm (22 сентября 2008 г.).
Анализируя деятельность международных финансовых институтов в историческом контексте, следует отметить, что "ЕБРР - единственная международная финансовая организация, членом и одним из создателей которой был СССР" <8>. На протяжении длительного времени в СССР существовало отрицательное отношение к международным финансовым институтам. Официально неучастие СССР в МБРР и МВФ объяснялось тем, что "Бреттон-Вудские соглашения являются инструментом экспансионистской политики империалистических монополий" <9>. Однако к концу 80-х годов в СССР возникла острая потребность во внешних инвестициях. Участие в ЕБРР для СССР означало возможность инициировать интеграцию в мировую экономику. Но в связи с явными опасениями некоторых стран по поводу масштабов экономики СССР Председатель Правления Государственного банка СССР В. В. Геращенко вынужден был направить письмо председателю конференции по учреждению ЕБРР следующего содержании: "...намерения Советского Союза стать полноправным членом Банка продиктованы в первую очередь стремлением создать новый институт многостороннего сотрудничества для того, чтобы содействовать историческим преобразованиям на европейском континенте. Правительство СССР готово в соответствии с п. 4 ст. 8 Соглашения об учреждении ЕБРР ограничить свой доступ к ресурсам Банка на период в три года с момента вступления в силу Соглашения об учреждении Банка" <10>. -------------------------------- <8> См.: Моисеев А. А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во "Омега-Л", 2006. С. 109. <9> См.: Чижов К. Я. Международные валютно-финансовые организации капитализма. М.: Финансы, 1968. С. 14 - 15. <10> См.: письмо главы делегации СССР Геращенко В. В. Основные документы ЕБРР. ЕБРР. Лондон, 1990. С. 51.
В результате СССР стал членом ЕБРР, на его долю приходилось 6,0% акций Банка. После распада Советского Союза в 1991 г., бывшие республики СССР стали претендовать на свою долю в капитале ЕБРР. Вопрос был решен следующим образом: Россия получила 4% акций, государства Балтии - 0,1%, государства СНГ - 2%. Деятельность ЕБРР в качестве международной финансовой организации регулируется нормами международного публичного права, поэтому ЕБРР не включен в государственный регистрационный реестр стран - учредителей Банка. В настоящее время у ЕБРР 63 акционера - 61 страна, Европейский инвестиционный банк и Европейский союз. Акционерный капитал составляет 20 млрд. евро. Число реализованных проектов приближается к четырем тысячам. Официальными языками банка являются английский, французский, немецкий и русский. С уверенностью можно сказать, что с момента своего образования ЕБРР прошел путь от регионального учреждения до крупного международного кредитного института, играющего значительную роль в формировании рыночной экономики в странах Европы и Азии.
Название документа