Электронная торговля в Молдове

(Боршевский А. П.) ("Реклама и право", 2009, N 1) Текст документа

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ В МОЛДОВЕ

А. П. БОРШЕВСКИЙ

Боршевский А. П., доктор, старший научный сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы, старший преподаватель юридического факультета Комратского госуниверситета.

Конец прошлого и начало нового века характеризуются значительными изменениями в мировой экономике и цивилизации в целом, во многом связанными с развитием информационных технологий, новых электронных средств связи и широким использованием глобальной сети Интернет. В ходе своего развития Интернет постепенно охватывает все новые и новые сферы жизни, становясь стандартным каналом социальных коммуникаций. Основное достоинство Интернета состоит в том, что он представляет собой прекрасное средство общения, что явилось следствием резкого падения стоимости обработки и передачи информации. В свою очередь, это вызвало ряд изменений в характере деятельности фирм, ставших использовать у себя Интернет. Во-первых, изменились привычные границы деятельности. Сотрудничество с другими компаниями стало более простым и дешевым. Предприятия могут искать нужные им ресурсы по всему миру, а новые идеи и источники конкуренции могут возникнуть в любой точке планеты. Во-вторых, Интернет сделал управление предприятиями более прозрачным. Потребители могут следить за выполнением своих заказов, а поставщики все больше начинают брать информацию непосредственно из баз данных своих клиентов. В-третьих, значительно возросло значение стандартизации. Для того чтобы информация беспрепятственно передавалась между различными компаниями, она должна строиться на единых стандартах. С другой стороны, стремление к стандартным технологиям и стандартным параметрам, предлагаемым потребителям, дает возможность снизить эксплуатационные затраты и упрощает оценку потребительского спроса. В сферу Интернета постепенно и органично вливаются такие отрасли экономики, как связь, средства массовой информации, консультационные услуги. Появляются новые социальные группы, формируется новая идеология, новый образ жизни. Учитывая эти тенденции, международное сообщество <1> и правительства ведущих мировых стран провозгласили основным направлением своей деятельности построение так называемого информационного общества. Республика Молдова также присоединилась к этому процессу, приняв политику создания информационного общества в Республике Молдова <2>, Национальную стратегию создания информационного общества "Электронная Молдова" <3> и ряд других документов в этой сфере <4>. -------------------------------- <1> Окинавская хартия 2000 г. по построению глобального информационного общества // URL: www. unesco. ru/rus/pages/Admin01122004200114.php. <2> Постановление Правительства РМ от 8 июня 2004 г. N 632 "Об утверждении Политики создания информационного общества в Республике Молдова" // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2004. N 96 - 99. <3> Постановление Правительства РМ от 9 марта 2005 г. N 255 "О Национальной стратегии создания информационного общества - "Электронная Молдова" // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2005. N 46 - 50. <4> Например, Указ Президента Республики Молдова от 19 марта 2004 г. N 1743-III "О создании информационного общества в Республике Молдова" // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2004. N 50 - 52.

Одним из важнейших компонентов создания информационного общества является электронная торговля, осуществляемая посредством использования информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения оптимального взаимодействия между бизнес-партнерами. Бизнес является наилучшим проводником информационных компьютерных технологий в жизнь, что объясняется несколькими факторами. С одной стороны, эти технологии позволяют значительно повысить эффективность бизнес-процессов внутри компании, а с другой - получить более высокую динамику и комфортность отношений с потребителями и партнерами. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в бизнесе способствует росту конкурентоспособности за счет улучшения качества управления и координирования производственных процессов, эффективного мониторинга процессов распределения, более качественного и оперативного удовлетворения потребностей потребителей, роста производительности и снижения цен. В предпринимательской сфере процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий находят свое воплощение в быстром росте "новой экономики", основу которой составляет электронный способ ведения бизнеса, или электронная торговля (англ. electronic commerce) <5>. Электронная торговля, осуществляемая посредством сети Интернет, является важной составной частью процесса глобализации. -------------------------------- <5> Ефремкина О. В. Электронная торговля в ЕС (основные правовые аспекты) // Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. С. 1236 - 1237.

О значимости электронной торговли говорит тот факт, что в 1996 г. ООН был принят Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли <6>, так как быстрый рост электронной коммерции требовал ее законодательного регламентирования. -------------------------------- <6> Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (принят на 29-й сессии Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Рекомендован Резолюцией 51/162 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года) // URL: www. un. org/russian/documen/convents/commerce. htm.

Данный международный документ заложил правовые основы деятельности в сфере электронной торговли, дал определения основным понятиям, таким, как сообщение данных, электронный обмен данными, информационная система, признал юридическую и доказательственную силу за документами, совершенными в электронной форме, определил условия, предъявляемые к подписи как средству подтверждения подлинности и целостности электронного документа. Закон гласит (ст. 2), что информация не может быть лишена юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что она составлена в форме сообщения данных (т. е. в форме информации, подготовленной, отправленной, полученной или хранимой с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту). Когда законодательство требует, чтобы информация была представлена в письменной форме, это требование считается выполненным путем представления сообщения данных, если содержащаяся в нем информация является доступной для ее последующего использования. Согласно ст. 10 при любых процессуальных действиях никакие положения норм доказательственного права не применяются таким образом, чтобы отрицать допустимость сообщения данных в качестве доказательства: а) на том лишь основании, что оно представляет собой сообщение данных или б) если оно является наилучшим доказательством, которое, как этого можно разумно ожидать, может быть получено представляющим его лицом, на том основании, что оно не представлено в его подлинной форме. Информации в форме сообщения данных придается надлежащая доказательственная сила. При оценке доказательственной силы сообщения данных учитывается надежность способа, с помощью которого подготавливалось, хранилось или передавалось это сообщение данных, надежность способа, с помощью которого обеспечивалась целостность информации, способа, при помощи которого идентифицировался его составитель, а также любой другой соответствующий фактор. Закон гласит, что при заключении контрактов оферта и акцепт оферты могут производиться с помощью сообщения данных. В случае, когда при заключении контракта используется сообщение данных, этот контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что для этой цели использовалось сообщение данных. К сфере применения Закона Организации Объединенных Наций относятся любые торговые сделки о поставке товаров или услуг, обмене товарами или услугами, дистрибьюторские соглашения, факторинг, лизинг, инжиниринг, купля-продажа лицензий, банковские услуги, страхование, соглашение об эксплуатации и концессии, совместная деятельность и другие формы промышленного и предпринимательского сотрудничества, перевозка товаров и пассажиров воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом. В 1997 г. ООН рекомендует национальным правительствам максимально учитывать положения Типового закона при разработке своего законодательства. Европейская комиссия в апреле 1997 г. выступила с Европейской инициативой в области электронной торговли, в июне 2000 г. была принята Директива о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, и в частности электронной торговли на внутреннем рынке (Директива об электронной торговле). Государствам-членам было предписано привести свое законодательство в соответствие с Директивой в срок до 17 января 2002 г. Директива об электронной торговле обеспечивает развитие внутреннего рынка Европейского союза в отношении услуг информационного общества, под которыми понимаются "услуги, оказываемые по индивидуальному запросу клиента на расстоянии, обычно за вознаграждение, посредством электронной передачи и хранения данных". Электронная подпись как важнейший компонент электронной торговли (для удостоверения подлинности договоров и др. документов) также имеет широкую юридическую регламентацию. 13 декабря 1999 г. в Европейском союзе была подписана Директива 1999/93/EC об электронных подписях, которая вступила в силу с января 2000 г. Согласно ст. 1 цель Директивы - "содействовать применению электронных подписей и способствовать признанию их юридической силы". Директива определяет юридические рамки для электронных подписей и определенные сертификационные услуги для обеспечения надлежащего развития внутреннего рынка. Статья 5 посвящена определению юридической силы электронных подписей. Директива определяет двухуровневую систему электронных подписей: электронная подпись и квалифицированная электронная подпись. Остальная часть Директивы и приложения определяют порядок работы провайдеров сертификационных услуг, а также определяют требования к сертификатам. Главной целью Директивы является не обеспечение законности электронной подписи, а гарантия, что национальные законы не создают препятствий для свободного течения сертификационных услуг в Европейском сообществе. Статья 13 Директивы обязывает государства - члены Сообщества до 19 июля 2001 г. ввести в действие законы и другие нормативные акты, необходимые для исполнения Директивы, о которых следует немедленно сообщить Комиссии. Для примера реализации данной Директивы ЕС можно привести положение дел в этом вопросе в Великобритании. 25 мая 2000 г. в Великобритании получило королевское одобрение Постановление об электронном сообщении 2000. Постановление состоит из трех частей. В первой части "Провайдеры криптографических услуг" определяются условия регистрации провайдеров. Во второй части "Содействие электронной торговле, хранению данных и т. д." признается юридическая сила электронной подписи. Также уделяется внимание "содействию электронным сообщениям или электронному хранению данных как альтернативе традиционным средствам сообщения и хранения" (Комментарии к Постановлению об электронном сообщении 2000). Третья часть в основном посвящена изменениям телекоммуникационных лицензий и является поправками к Телекоммуникационному акту 1984. В самом Постановлении об электронном сообщении 2000 способы защиты информации не описываются, но в Комментариях отмечается, что "криптография и электронные подписи важны для электронных сделок". Далее даются понятия криптографии, процесса шифрования и электронной подписи, а также понятия закрытого и открытого криптографических ключей. В США основным документом, регламентирующим применение электронной подписи, является Акт об электронной подписи в мировой и национальной торговле, подписанный Президентом 30 июня 2000 г. <7>. -------------------------------- <7> Electronic Signatures in Global and National Commerce Act // URL: www. ffiec. gov/ffiecinfobase/resources/electbank/fdi-fil-72-2000_e_sign_glob_and_nat_comm_act. pdf.

В разработку этого документа заложены следующие принципы: 1. Устранить препятствия электронным сделкам, приняв соответствующие положения из Типового закона об электронной торговле, принятого в 1996 г. Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. 2. Позволить участникам сделок определять соответствующие технологии идентификации и модели осуществления сделок с гарантией, что их технологии и модели будут признаны и осуществлены. 3. Предоставить участникам сделок возможность доказать в суде или других судебных разбирательствах, что их методы идентификации и их сделки действительны. В первой части Постановления "Электронные записи и подписи в торговле" признается юридическая сила электронной формы документов, относящихся к сделкам в мировой и национальной торговле: в пункте (1) статьи (a) говорится, что "подпись, контракт или другая запись, относящаяся к такой сделке, не может быть лишена юридической силы, действительности или осуществимости на том лишь основании, что составлена в электронной форме"; пункт (2) статьи (a) гласит, что "контракт, относящийся к подобной сделке, не может быть лишен юридической силы, действительности или осуществимости на том лишь основании, что в нем использовалась электронная подпись или электронная запись". Следующие статьи определяют отношения сторон, а также их права и обязанности. В третьей части "Стимулирование международной электронной торговли" определяются обязанности министра торговли: пункт (1) статьи (a) гласит, что министру торговли следует поддерживать принятие и использование на международном уровне электронных подписей. Министру торговли следует предпринимать необходимые действия... для устранения или максимально возможного уменьшения препятствий торговли с использованием электронных подписей с целью содействия развитию внутренней и зарубежной торговли. Электронный документооборот и электронная подпись имеют законодательное регламентирование не только в странах с развитой рыночной экономикой, но и в СНГ. В январе 2000 г. Парламент Республики Беларусь принял Закон об электронном документе. В январе 2002 г. в России был принят Закон об электронной подписи. В нем указано, что электронная цифровая подпись в электронном документе при совершении гражданско-правовых сделок признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В ст. 4 российского Закона содержатся условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи: - сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания; - подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; - электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи <8>. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // Российская газета. 2002. 12 января. С. 8.

В мае 2003 г. Верховная Рада Украины приняла Закон, разрешающий субъектам хозяйствования использовать электронный документооборот. Аналогичные законодательные акты приняты и в других странах. В законодательстве и современной практике под электронной торговлей понимается совершение коммерческих сделок с использованием электронных средств связи. При этом сделки совершаются в онлайновом режиме, в том числе и в режиме реального времени, без использования традиционных носителей информации. Таким образом, основным принципиальным отличием электронной торговли от традиционной является продвижение товара через сеть Интернет <9>. Использование Интернета в бизнесе ведет к сокращению времени продажи, к росту количества сделок, к снижению коммуникационных и эксплуатационных расходов. -------------------------------- <9> Балабанов И. Т. Электронная коммерция. СПб., 2001. С. 191.

Важность последнего момента демонстрирует деятельность компании UTC - одного из крупнейших в мире онлайновских покупателей. При проведении подготовительной работы для перехода к закупкам посредством электронной торговли выяснилось, что наименее эффективно осуществляется закупка так называемых вспомогательных материалов, когда процесс закупки обходился дороже, чем сами закупаемые материалы. Так, оказалось, что подразделения компании закупают 12,5 тысячи, наименований канцелярских принадлежностей, при этом заказы утверждаются на четырех уровнях руководства с оформлением 200 тыс. счетов. Подготовка единого каталога закупаемых вспомогательных материалов и закупка товаров только из этого каталога позволили на порядок снизить средние затраты на один заказ со 100 долларов до 10 долларов. Одним из наиболее продвинутых направлений развития электронной торговли является создание электронных торговых площадок, на которых покупатели могут проводить прямые закупки с поставщиками. В мировой практике появилось два направления создания таких площадок. Такие компании, занимающиеся разработкой таких площадок, как Ariba и Commerce One, создают их по отраслевому принципу. Например, площадки по продажам нефти, сталепроката, химической продукции и т. п. Вторым направлением является объединение нескольких потребителей для закупки необходимых им комплектующих. Своеобразным образцом работы на торговой площадке является деятельность корпорации Cisko Systems со штатом 18 000 человек и объемом продаж 10 млрд. долларов. Ежедневно корпорация размещает информацию о своих потребностях в комплектующих в специализированной сети на основе Интернета, объединяющей ее с 32 предприятиями-производителями. Прежде чем эти предприятия были включены в специализированную сеть, они прошли достаточно длительный процесс сертификации с целью достижения ими требуемого корпорации уровня качества своей продукции. В течение нескольких часов эти поставщики выдают свои ответы с указанием цены, сроков поставки и другой необходимой информации. В результате внедрения такой системы размещения заказов корпорация отказалась от 50 снабженцев, которые фактически получали ту же информацию по телефонам и телефаксам, затрачивая на эту работу три-четыре дня. Особо подчеркиваются в деятельности Cisko три момента. Первый - использование для формирования ценообразования своеобразной формы электронной биржи. Второй - ускоренный способ обмена информацией. Третий - высокая доля передаваемых сторонним организациям функций, которые при традиционных подходах выполнялись собственными силами. Основной правовой принцип электронной коммерции, который работает как на международных, так и на внутренних рынках, заключается в следующем: стороны, заключившие электронную сделку, не могут ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена, а часто исполняется (как в финансовой сфере) электронным способом и в основе ее не лежит традиционный бумажный документооборот, сопровождаемый традиционной собственноручной подписью <10>. -------------------------------- <10> Соловяненко Н. Проблемы и направления правового регулирования интернет-трейдинга // Рынок ценных бумаг. 2000. N 23. С. 48.

Электронная торговля может сыграть решающую роль в маркетинге и продаже товаров отечественных компаний за рубежом. Основным препятствием для малых предприятий в этой сфере деятельности являются несовершенное таможенное законодательство и высокая стоимость транспортировки товаров. В США малые предприятия, использующие Интернет, растут на 46% быстрее, чем те, которые Интернет в своей деятельности не используют. Это, в свою очередь, подтолкнуло развитие малых предприятий. Электронная торговля также полезна для производителей и потребителей в силу того, что она помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Компаниям уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов. Виртуальные магазины и контактные адреса в Интернете позволяют приблизить места хранения товаров к месту их непосредственного производства, тем самым ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты. Интернет и электронная торговля увеличивают рекламные возможности по всему миру, в результате все легче становится рекламировать товары, а сама реклама становится все более глобальной. Данное обстоятельство может быть особенно важным для предприятий, которые традиционно испытывают трудности в поиске покупателей за рубежом. Электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат. Актуальность использования электронной торговли в бизнесе показывает ее быстрый рост. Важной основой для увеличения электронной торговли служит развитие рынка услуг электросвязи и информатики. По данным Департамента статистики и социологии Молдовы, в 2003 г. внутренний валовой продукт вырос на 6,3% по сравнению с 2002 г. По сравнению с 2002 г. объем услуг электросвязи и информатики, рассчитанный отдельно, возрос в 2003 г. на 39,4%. Эти данные показывают, что рост в секторе электросвязи и информатики в 6,3 раза больше, чем в целом повышение ВВП. Этот факт служит наглядным подтверждением актуальности использования электронной торговли в Молдове <11>. -------------------------------- <11> Постановление Правительства РМ от 9 марта 2005 г. N 255 "О Национальной стратегии создания информационного общества - "Электронная Молдова" // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2005. N 46 - 50.

В рамках опроса, организованного проектом Программы развития Организации Объединенных Наций в Молдове "Технология информационного общества для развития", 83% экономических агентов Молдовы используют компьютеры и программные продукты в области производства, предоставления услуг и управления, 12% предприятий планируют в будущем осуществлять закупки, 66% предприятий имеют доступ к Интернету. Многие молдавские компании заявили о необходимости использования электронной торговли и электронного документооборота для получения заказов на продукцию, предоставления отчетов, сдачи налоговых накладных, проведения банковских операций. Согласно данным опроса, проведенного среди 375 менеджеров высшего звена предприятий, в числе основных препятствий для развития электронного документооборота было названо недостаточное его понимание, отсутствие законодательной базы, нежелание государства менять ситуацию. И лишь 9% участников опроса отметили отсутствие интереса у бизнеса в изменении ситуации <12>. -------------------------------- <12> Банки и финансы. 2004. N 11. С. 3.

Диаграмма. Препятствия развития электронного документооборота в Молдове

29% // - Недостаточное понимание /// 26% /// /// 22% - Отсутствие законодательной базы /// /// *** 14% /// *** ** - Нежелание государства менять ситуацию /// *** ... 9% /// *** ... /// *** ... +++ .. - Другие причины /// *** ... +++ /// *** ... +++ /// *** ... +++ ++ - Отсутствие интереса у бизнеса

При этом участники опроса заявили о необходимости использования электронного документооборота для получения заказов на продукцию, предоставления отчетов, сдачи налоговых накладных, проведения банковских операций. Данный опрос показывает важность информирования предпринимателей о механизмах использования в бизнесе (для увеличения его эффективности) электронной торговли. В Молдове развитие и повышение эффективности электронного бизнеса и электронной торговли "e-comert" провозглашено государственными задачами. Цель этого развития - привлечение инвестиций; содействие росту сотрудничества национальных экономических агентов с иностранными партнерами; развитие экспортного потенциала частных малых и средних предприятий за счет продвижения отечественных товаров и услуг <13>. -------------------------------- <13> Постановление Правительства РМ от 8 июня 2004 г. N 632 "Об утверждении Политики создания информационного общества в Республике Молдова" // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2004. N 96 - 99.

15 июля 2004 г. Парламентом Молдовы был принят Закон об электронном документе и цифровой подписи, а 22 июля 2004 г. - Закон об электронной торговле. В законодательстве Молдовы под электронной торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, осуществляемый физическими и юридическими лицами, заключающийся в продаже вещей, выполнении работ или предоставлении услуг с использованием электронных сообщений и/или электронных договоров <14>. -------------------------------- <14> Закон РМ N 284-XV об электронной торговле // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2004. N 138 - 146.

Закон об электронной торговле распространяется на все виды коммерческой деятельности, за исключением следующих: a) деятельность нотариусов, в той мере, в какой она предполагает непосредственное их участие в выполнении своих функций; b) деятельность по юридическому представлению в судебных инстанциях и органах уголовного преследования; c) азартные игры с денежными выигрышами, лотереи и пари; d) деятельность, осуществляемая посредством оказания услуг голосовой телефонии, телефакса, телекса; e) услуги по радиовещанию и телевидению, в том числе услуги по телетексту; f) услуги по голосовой телефонии, телефакс или телекс; g) обмен информацией при помощи электронной почты или других эквивалентных средств индивидуального общения между лицами, действующими в целях, не связанных с их торговой деятельностью. Деятельность агентов электронной торговли (под агентами понимается физическое или юридическое лицо, занимающееся электронной торговлей) осуществляется без предварительного получения разрешения, в соответствии с принципами свободной, лояльной конкуренции. Деятельность физических и юридических лиц, участвующих в электронной торговле, не ограничивается определенной территорией или категорией вещей, работ либо услуг, если иное не предусмотрено договором или законом. Согласно ст. 7 Закона субъектами электронной торговли могут быть физические, юридические лица, в том числе иностранные, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, а также государство как субъект права, которые участвуют в электронной торговле в качестве: a) агентов электронной торговли; b) покупателей и заказчиков соответствующих вещей, работ или услуг, в том числе потребителей; c) посредников в электронной торговле (физическое или юридическое лицо, предоставляющее другим субъектам электронной торговли услуги, связанные с организацией и управлением информационными системами и сетями в рамках электронной торговли, в том числе с отправкой, получением и хранением информации в электронной форме). В соответствии с Законом объектами электронной торговли являются: a) вещи, которые в соответствии с законодательством могут отчуждаться; b) работы; c) услуги. Электронная торговля может осуществляться хозяйствующими субъектами, наделенными в установленном законом порядке правом заниматься предпринимательской деятельностью. Право осуществлять электронную торговлю возникает с момента государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Если для продажи вещей, выполнения работ или предоставления услуг необходимо получить лицензию или разрешение, электронная торговля может осуществляться с момента получения лицензии или разрешения на занятие соответствующим видом деятельности. Согласно законодательству РМ электронная торговля осуществляется с использованием электронных сообщений и электронных договоров <15>. -------------------------------- <15> Электронный договор направлен на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, что дает основание отнести его к разновидности гражданско-правового договора (ст. 4 Закона РМ об электронной торговле N 284-XV).

Под электронным сообщением понимается информация в электронной форме, не являющаяся электронным документом, отправленная, полученная и хранящаяся с помощью электронных средств. Электронное сообщение по юридической силе приравнивается к информации, представленной в письменной форме, имеет такую же доказательственную силу. Оно не может быть лишено юридической или доказательственной силы на том лишь основании, что оно составлено в электронной форме. В случаях, когда согласно законодательству информация должна быть представлена в письменной форме, это требование считается выполненным при представлении электронного сообщения, если содержащаяся в нем информация доступна для ее неоднократного использования. Электронное сообщение считается сообщением составителя, если оно было отправлено: a) непосредственно составителем; b) лицом, наделенным полномочиями действовать от имени составителя, в том числе посредником в электронной торговле; c) информационной системой составителя или от его имени - системой, работающей в автоматическом режиме. Однако более существенное значение для электронной торговли имеет электронный договор, под которым понимается совокупность электронных документов, представляющих собой гражданско-правовой договор, направленный на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, предметом которого могут быть вещь, работа или услуга. Электронный договор заключается до совершения сделки или их совокупности с последующей его регистрацией и хранением в соответствии с соглашением сторон. При оформлении договорных отношений в электронном виде стороны получают следующие преимущества. Во-первых, экземпляр договора может пересылаться по электронной почте, т. е. из одного конца страны в другой будет передаваться всего несколько минут. Во-вторых, при наличии электронной подписи сторона-отправитель никогда не докажет, что конкретный документ ею не подписан (он либо подписан ею, либо с ее ведома, либо по ее грубой неосторожности). В-третьих, никто не сможет прислать от чужого имени подложный документ. В-четвертых, такой документ почти невозможно подделать. Электронный договор состоит из оферты и акцепта и заключается путем обмена ими между сторонами. В отношении оферт и акцептов применяются общие нормы законодательства о заключении договоров. Оферта представляет собой электронный документ, посредством которого одно лицо предлагает другим лицам заключить договор и направляет им его текст, содержащий договорные условия, в том числе обязательные. Оферта действительна в течение указанного в ней срока. Она утрачивает законную силу, если акцепт ее не заявлен в установленный срок, а также в случае ее отклонения. Оферта может быть отозвана до момента ее получения отправителем акцепта в установленном законодательством порядке. Отзыв оферты производится посредством направления ее получателю уведомления об отзыве в форме электронного документа, в котором должны быть указаны причины отзыва. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, либо, если этот срок не установлен, - в течение времени, необходимого для того, чтобы адресат мог выразить свое согласие и чтобы ответ мог дойти до оферента. Оговорка, которой одна сторона обязуется вступить в договор с другой стороной по ее требованию, является безотзывной офертой (ст. 684 ГК РМ) <16>. -------------------------------- <16> Гражданский кодекс РМ (N 1107-XV от 6 июня 2002 г.) // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2002. N 82 - 86.

Предложение представлять оферты, исходящее от субъекта электронной торговли, должно содержать все условия, подлежащие включению в оферты, либо ссылки на электронные документы или электронные сообщения, содержащие такие условия. Акцепт представляет собой электронный документ, посредством которого лицо выражает согласие на заключение договора на условиях, предложенных в оферте. Акцепт должен содержать текст электронного договора, предложенный оферентом, без каких-либо изменений условий договора, так как договор, совершенный под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признан судебной инстанцией недействительным. Существенное значение имеет заблуждение, если при совершении сделки существовало неверное представление относительно: a) характера сделки; b) существенных качеств предмета сделки; c) сторон сделки (партнера или выгодоприобретателя) в случае, если их личности являются определяющим мотивом совершения сделки. В случаях направления оференту акцепта с измененными условиями договора такой акцепт считается новой офертой. Оферта или акцепт считаются полученными с момента отправления получателем уведомления в форме электронного сообщения об их получении, если иное не предусмотрено договоренностью сторон. Если такое уведомление не получено отправителем в течение срока действительности оферты, отправитель может уведомить об этом получателя и указать срок, в течение которого подтверждение должно быть отправлено. Если подтверждение не получено в указанный срок, электронный договор не считается заключенным. Оферта и акцепт должны храниться сторонами электронного договора до момента прекращения его действия. Оферта и акцепт должны храниться отправителем в той форме, в какой они были переданы, а получателем - в той форме, в какой они были получены, если иное не предусмотрено договоренностью сторон. Электронный договор признается заключенным с момента получения стороной, направившей оферту, акцепта, направленного другой стороной, если договором не предусмотрено иное. Местом заключения электронного договора признается место нахождения агента электронной торговли, если договором не предусмотрено иное. Электронный договор по юридической силе приравнивается к договору, составленному в письменной форме и подписанному сторонами, в том числе удостоверенному печатями сторон. В электронном договоре может быть предусмотрено, что отдельные его условия включаются в договор посредством ссылки на электронный документ или электронное сообщение, размещенные в общедоступной системе электронного документооборота. В таких случаях сторона, разместившая электронный документ или электронное сообщение, обязана обеспечить свободный доступ к ним в течение срока действия электронного договора. Электронный договор должен содержать следующие обязательные условия: a) порядок и этапы заключения и исполнения договора; b) порядок применения цифровой подписи; c) язык, на котором составляется договор; d) порядок представления и отзыва оферты и акцепта; e) основные права и обязанности сторон; f) природа, характеристики и цена вещи, тариф на работу или услугу; g) порядок осуществления расчетов между сторонами; h) условия отказа от сделки; i) порядок и сроки исполнения обязательств; j) порядок внесения изменений в условия договора; k) условия, включаемые в договор посредством ссылки на электронный документ и электронное сообщение, и порядок доступа к соответствующей ссылке; l) условия прекращения действия договора; m) юридические, электронные адреса и банковские реквизиты сторон, а также другие условия, согласованные сторонами. Информация об условиях электронного договора должна предоставляться сторонами до его заключения. Условия электронного договора должны соответствовать требованиям законодательства и соглашения сторон. В отношении электронных договоров применяются общие положения Гражданского кодекса Республики Молдова о договорах. В форме электронного договора не могут быть заключены: a) договоры, в результате заключения которых передается право собственности на недвижимость, за исключением договоров об имущественном найме или аренде; b) договоры, заключение которых в соответствии с законодательством требует участия судебных инстанций, органов местного публичного управления или государственных служащих; c) договоры о поручительстве и залоге ценных бумаг, исполняемые лицами, действующими в целях, не связанных с их торговой деятельностью; d) договоры, регламентируемые семейным или наследственным правом. Отметим, что отдельные проблемы возможны при судебном рассмотрении споров, вытекающих из электронного договора. Электронный договор по доказательственной силе приравнивается к письменному договору, и стороны могут представлять суду распечатанные копии документов, но проверить подлинность электронного договора и подписи можно лишь при использовании компьютера. Таким образом, суд должен будет непосредственно использовать компьютер для проверки подлинности документов либо назначить соответствующую экспертизу. Основным юридическим препятствием развития электронной торговли является анонимность Сети, где невозможно быть полностью уверенным в том, что полученный по открытым каналам документ идентичен отправленному оригиналу, а отправитель и есть вторая сторона по договору. Эту проблему во многом снимает электронная цифровая подпись, которая позволяет четко идентифицировать автора документа и гарантировать неизменность информации по пути ее следования. Электронная подпись выполняет функции собственноручной подписи. Она может использоваться для того, чтобы подтвердить получателю сообщения, что это сообщение пришло именно от того, кто назван отправителем данного сообщения ("аутентичность"). Другое важное применение электронной подписи заключается в установлении того, что сообщение не подверглось фальсификации ("целостность"). По этим причинам закон РМ об электронной торговле определил, что в число обязательных условий электронного договора входит положения о порядке применения цифровой подписи, которая придает электронному договору юридическую силу. Электронная подпись - это совокупность данных в электронной форме, которые безошибочно ассоциируются с каким-либо электронным документом, т. е. это содержание на магнитном, а не на бумажном носителе, позволяющее идентифицировать его автора. Электронно-цифровая подпись представляет собой набор символов, который генерируется по специальному алгоритму в результате "смешивания" текста документа и личного кода подписывающего документ лица. Таким образом электронно-цифровая подпись неразрывно связывает конкретный электронный документ с конкретным лицом, с одному ему известным кодом. Если изменить документ, подписанный электронно-цифровой подписью, т. е. заменить в нем хотя бы один символ, то подпись не будет совпадать. При этом стойкость к подделке у электронной подписи гораздо выше, чем у собственноручной. Закон РМ об электронном документе и цифровой подписи установил, что цифровая подпись - неотъемлемая часть электронного документа, полученная в результате его криптографической трансформации с помощью закрытого ключа (закрытый ключ - уникальная цифровая последовательность, сформированная средствами цифровой подписи), используемого для подтверждения достоверности электронного документа <17>. -------------------------------- <17> Закон РМ от 15 июля 2004 г. N 264-XV "Об электронном документе и цифровой подписи" // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2004. N 132 - 137.

Составителем электронного документа является владелец сертификата открытого ключа, создавший электронный документ и подписавший его цифровой подписью. В Молдове создан корневой государственный Центр сертификации, который оказывает услуги по сертификации открытых ключей. Для создания электронной подписи используются два различных, но связанных друг с другом ключа, один из которых служит для блокирования документа, а другой - для его разблокирования. Каждый из этих ключей - большое число с особыми математическими свойствами. Закрытый ключ (который известен только его владельцу) используется в качестве замка, с помощью которого данные преобразуются. Преобразованные данные представляют собой электронную подпись, подлинность которой может быть установлена путем ее разблокирования с помощью открытого ключа лица, поставившего эту подпись. Любое лицо, имеющее доступ к открытому ключу, может установить подлинность этой подписи, таким образом удостоверившись в том, что она была поставлена кем-то, имевшим доступ к закрытому ключу, а также в том, что содержание документа не было изменено. Криптография (тайнопись) с открытым ключом также может быть использована для сохранения тайны переписки: в этом случае ключи используются обратным образом. Лицу, посылающему сообщение, следует использовать открытый ключ предполагаемого получателя для блокирования сообщения. Теперь только соответствующий закрытый ключ может быть применен для разблокирования этого сообщения. Только его должен применить предполагаемый получатель для прочтения сообщения. Третья сторона не сможет прочитать сообщения, не имея доступа к закрытому ключу предполагаемого получателя. Цифровая подпись юридически равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при условии: a) подлинности цифровой подписи, подтвержденной сертифицированными средствами цифровой подписи; b) действительности на момент подписания электронного документа сертификата открытого ключа, составленного и выданного в установленном законодательством порядке. Цифровая подпись признается равной по юридической силе собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, заверенной печатью при наличии полномочий на использование печати. Электронная подпись применяется не только в электронных договорах, но и в других электронных документах <18>. -------------------------------- <18> Законодательство РМ гласит, что электронный документ, соответствующий требованиям закона, признается равным по юридической силе с аналогичным документом на бумажном носителе, заверенным собственноручной подписью. Если в законодательстве требуется, чтобы документ был оформлен письменно либо представлен в письменной форме, то электронный документ считается соответствующим этому требованию. Если согласно законодательству требуется, чтобы документ на бумажном носителе был заверен печатью, то электронный документ не требует такого заверения. Электронный документ признается доказательством, равным по своей значимости письменным доказательствам. Использование электронного документа в качестве доказательства не может быть запрещено по причине его электронной формы. Отметим, что во многих странах существует система отправки налоговых деклараций, отчетов и иных бухгалтерских документов с помощью электронных документов, что предопределяет неизбежность увеличения их использования в бизнес-практике.

В заключение отметим, что электронная торговля и электронные договоры в Молдове еще не получили широкого применения. Однако мировая практика показывает быстрый рост их использования (в западных странах электронный документооборот применяют до 70% компаний), неизбежно увеличение электронной торговли и электронного документооборота и в Молдове. Более того, со временем электронный документооборот полностью вытеснит бумажный, так как электронный бизнес предоставляет предпринимателям целый ряд преимуществ - ведет к снижению коммуникационных расходов, к сокращению времени продажи, к расширению связей с иностранными партнерами и к росту количества и сумм сделок, позволяет значительно повысить эффективность бизнес-процессов.

Название документа