Социальная поддержка иностранных граждан на территории Российской Федерации

(Симанович Л. Н.) ("Социальное и пенсионное право", 2009, N 1) Текст документа

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л. Н. СИМАНОВИЧ

Симанович Л. Н., декан юридического факультета Серпуховского филиала НИЕВ, кандидат юридических наук.

Международная миграция населения, и в частности все более растущее применение труда иностранных граждан в нашей стране, порождает многоаспектные экономические, социальные и правовые проблемы, которые требуют объективного рассмотрения и освещения. Одной из глобальных проблем, стоящих в настоящее время перед мировым сообществом, является надлежащее правовое обеспечение на международном и национальном уровне прав и свобод человека. Решение данной проблемы может достигаться различными способами, один из которых - законодательное регламентирование правового статуса личности <1>. -------------------------------- <1> Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М.: Юристъ, 2006. С. 205.

Российская Федерация, выступая равноправным партнером иностранных государств на мировой арене в области обеспечения прав и свобод человека, является участником многочисленных международных организаций, которые занимаются проблемами, связанными с законодательным регулированием правового статуса индивида, в том числе и иностранных граждан. Среди таких организаций следует отметить Организацию Объединенных Наций, Совет Европы (Суд по правам человека), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и т. д. Правовое положение иностранных граждан, пребывающих в России, также находится под пристальным вниманием со стороны Российского государства. Во многом благодаря этому факту ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, т. е. закрепляется приоритет международного законодательства над внутрироссийским. Кроме того, преамбула Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" закрепляет, что международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека. Среди международных правовых актов универсального характера, регулирующих правовое положение человека, в том числе иностранцев, необходимо отметить следующие нормативные правовые акты <2>: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, и т. д. Эти и многие другие международные нормативные акты определяют основы правового подхода к формированию института прав человека на территории государств, которые являются участниками данных документов. -------------------------------- <2> Зинченко Н. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования: Монография. М.: Внешторгиздат, 2003. С. 27.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим правовое положение иностранных граждан на территории России, изданным во исполнение Конституции Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранцах). В последнее время во исполнение Закона об иностранцах были изданы следующие подзаконные нормативные правовые акты: - Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство"; - Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 апреля 2003 г. N 250 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство" и т. д. Эти документы конкретизируют применение некоторых норм, закрепленных в Законе об иностранцах. Поэтому они очень важны при определении правового статуса конкретного иностранного гражданина. В 2003 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 марта 2003 г. N 167 "О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации". Данное Постановление утверждает Положение о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации. Данное Положение определяет порядок предоставления приглашающей стороной гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина и лица без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации. Приглашающей стороной могут выступать федеральные органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации и их представительства на территории России, а также представительства иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, а также граждане России и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане. Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания на территории нашей страны являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств: а) предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации; б) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; в) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в нашей стране страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи; г) жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в России в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, прилагает к гарантийным письмам о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение обязательств. Приглашающая сторона при обращении в Министерство иностранных дел России либо ФМС или ее территориальный орган с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию одновременно предоставляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания на территории России. Медицинские гарантии. В России с 1993 г. действуют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно ст. 18 которых иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В той же статье определено, что порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации". Данные Правила устанавливают следующие основы медицинских гарантий для иностранных граждан: - медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы; - скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно; - скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу, в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений). После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь; - плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы их жизни, в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования, и обязательно на платной основе; - в случае если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора. Помимо этих минимальных медицинских гарантий иностранным гражданам предоставляются еще и следующие: 1. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства получают противотуберкулезную помощь в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 3587-ВС "Об обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов - иностранных граждан" иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Российской Федерации и признанные инвалидами, вправе по месту своего жительства на территории Российской Федерации обратиться в уполномоченный орган за предоставлением им технических средств реабилитации. Кроме того, согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся на территории Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Документальным подтверждением временного проживания данной категории иностранных граждан (студентов, туристов, въехавших по частным, служебным делам) является наличие заграничного национального паспорта, зарегистрированного в установленном порядке в органах внутренних дел, в принимающих организациях и гостиницах. В настоящее время действуют также и международные договоры и соглашения о предоставлении иностранным гражданам медицинских услуг. Например, Соглашение от 24 ноября 1998 г. "О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи". Согласно ст. 3 указанного Соглашения скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности предоставляется гражданам сторон беспрепятственно, бесплатно для пациента и в необходимом объеме в лечебно-профилактических государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения государства временного пребывания граждан (независимо от наличия медицинского страхового полиса). Также в России действует Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 января 1997 г. N 19 "О введении в действие Положения о порядке предоставления медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь". Согласно п. 2.1 указанного Положения скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности предоставляется гражданам государств Сообщества беспрепятственно, бесплатно для пациента и в необходимом объеме во всех лечебно-профилактических учреждениях государства временного пребывания граждан (независимо от наличия медицинского страхового полиса).

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". 2. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ Российской Федерации "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". 3. Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". 4. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". 5. Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание". 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство". 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". 10. Трунов И. Л. Права иностранных работников в России. М.: Эксмо, 2006.

Название документа