Особенности правового регулирования военного этапа подготовки иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях СССР

(Савин И. Г.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 3) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЕННОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР

И. Г. САВИН

Савин И. Г., начальник юридической службы РВВДКУ (ВИ), подполковник юстиции.

Первый этап правового регулирования подготовки иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях СССР, охватывающий период с начала 20-х до начала 40-х годов XX в., характеризуется тем, что в указанный период осуществлялась подготовка военнослужащих вооруженных сил Монголии и Германии. При этом если подготовка монгольских военнослужащих вписывалась в классическую схему, предполагающую наличие более высокого уровня промышленного развития страны, осуществляющей подготовку национальных кадров, то в случае с подготовкой германских военнослужащих в роли обучаемых в основном выступали советские военнослужащие и гражданские специалисты, направляемые на подготовку в военные школы, хотя и находившиеся на территории СССР, но осуществлявшие подготовку военнослужащих по программам рейхсвера германскими же специалистами <1>. -------------------------------- <1> Савин И. Г. Правовые основы подготовки иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях СССР в 20-е и 30-е годы XX века // Военно-юридический журнал. 2008. N 10. С. 31.

Рассмотренный период характеризуется тем, что, несмотря на подготовку иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях СССР в условиях повышенной секретности, эта подготовка имела под собой правовую основу, которой являлись международные договоры, заключенные уполномоченными на это органами государственной власти СССР и иностранных государств. Второй этап правового регулирования подготовки иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях СССР совпадает с временными рамками Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. - май 1945 г.), в связи с чем по праву может носить название военного этапа. К началу 40-х годов XX в. Советский Союз становится сильной индустриальной державой с довольно многочисленной армией и развитой сетью военных училищ. Накануне войны в военно-учебных заведениях СССР, кроме советских граждан, проходили обучение военнослужащие Монгольской народной армии. Правовым основанием для такого обучения явился подписанный в Москве в ходе советско-монгольских переговоров Договор от 5 ноября 1921 г. В нем стороны заявляли о взаимном признании и обязывались проводить принцип наибольшего благоприятствования в области своих политических и экономических взаимоотношений <2>. -------------------------------- <2> История дипломатии. Т. III: Дипломатия в период подготовки Второй мировой войны. М., 1945. С. 112.

В дальнейшем, в развитие ранее достигнутых договоренностей, был подписан Протокол о взаимопомощи между СССР и МНР от 12.03.1936 <3>, установивший, что "Стороны... решили оформить в виде настоящего Протокола существующее между ними с 27 ноября 1934 года джентльменское соглашение, предусматривающее поддержку всеми мерами в деле предотвращения и предупреждения угрозы военного нападения, а также оказания друг другу помощи и поддержки в случае нападения какой-нибудь третьей стороны на СССР или МНР, для каковой цели и подписан настоящий Протокол". Слушатели-монголы обучались в Военной академии им. Фрунзе, ВПА им. Ленина, бронетанковой, химической, инженерной и других академиях Красной Армии <4>. -------------------------------- <3> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XII. М., 1956. С. 12. <4> Боевое содружество. О советско-монгольском боевом содружестве. М., 1983. С. 64.

За годы войны число монгольских офицеров, обучавшихся в военных академиях, высших и средних военно-учебных заведениях Советского Союза, увеличилось в 3 - 4 раза <5>. -------------------------------- <5> Там же. С. 197.

Пятого декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, закрепившая право ратификации и денонсации международных договоров за Президиумом Верховного Совета СССР <6>. -------------------------------- <6> Пункт "п" ст. 49 Конституции СССР 1936 г. // Кукушкин Ю. С., Честяков О. И. Очерк истории советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 284 - 314.

Принятый позднее Закон СССР от 20 августа 1938 г. "О порядке ратификации и денонсации международных договоров СССР" <7> в ст. 2 определил, что "ратификации подлежат заключаемые Союзом Советских Социалистических Республик мирные договоры, договоры о взаимной обороне от агрессии, договоры о взаимном ненападении. Равным образом ратификации подлежат международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации". Остальные международные договоры заключались от имени Правительства СССР - Совета Народных Комиссаров <8>. -------------------------------- <7> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XII. М., 1956. С. 224. <8> Там же.

В действовавшем на период начала Великой Отечественной войны советском законодательстве вопросы военно-технического сотрудничества с иностранными государствами отдельно прописаны не были. Причина, по всей вероятности, состояла в том, что это сотрудничество как таковое Советским Союзом с другими государствами практически не осуществлялось либо было тайным (как в случае с оказанием помощи республиканской Испании). С началом 22 июня 1941 г. Великой Отечественной войны произошли изменения в структуре государственной власти. 30 июня 1941 г. был образован Государственный комитет обороны (ГКО) под председательством И. В. Сталина. ГКО стал высшим органом, осуществлявшим функции партийного и государственного руководства, всю полноту власти в стране <9>. -------------------------------- <9> История дипломатии. Т. IV: Дипломатия в годы Второй мировой войны. М., 1975. С. 183.

Правительство СССР прилагало энергичные усилия, направленные на развитие союзнических отношений и военно-технического сотрудничества с США и Англией, а также рядом правительств других стран, находившихся в состоянии войны с гитлеровской Германией. 18 июля 1941 г. советское правительство заключило соглашение с эмигрантским правительством Чехословацкой Республики, находившимся в Лондоне. Оба правительства согласились немедленно обменяться посланниками и взаимно обязывались оказывать друг другу помощь в войне против Германии. Советское правительство согласилось на формирование в СССР национальных чехословацких частей, которые на его территории должны были действовать под руководством советского Верховного командования. Это было оформлено военным соглашением между Верховным командованием СССР и Верховным командованием Чехословакии от 27 сентября 1941 г. <10>. -------------------------------- <10> Там же. С. 183.

12 декабря 1943 г. в Москве был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Чехословакией, ратифицированный Президиумом ВС СССР 20.12.1943 <11>. -------------------------------- <11> Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. N 2.

На основании достигнутых договоренностей директивой Оргучетного управления Главного оргуправления Генштаба КА от 11.04.1944 N Орг/7/367518 и Оргмоботдела штаба МВО от 13.04.1944 N 11109 "в соответствии с шифротелеграммой Генштаба КА от 09.04.1944 N Орг/7/7055, в целях обеспечения офицерскими кадрами чехословацких военных формирований на территории СССР - для подготовки офицеров пехоты" при военных училищах были сформированы отделения чехословацкой национальности установленной численности <12>. К 1 мая такие отделения были созданы: при Рязанском пехотном училище - 220 человек, Московском инженерном - 20, Муромском училище связи - 10, Саратовском танковом - 30, Смоленском артиллерийском - 120 человек. На подготовку офицеров в пехотном училище отводилось три месяца, а в технических отделениях - четыре месяца <13>. -------------------------------- <12> Исторический формуляр РВВДКУ. Т. 1. Л. 8. <13> Центральный архив Министерства обороны. Ф. 19. Оп. 11539. Д. 3. Л. 144.

Интересной представляется позиция чехословацкой стороны. Так, "согласно разъяснению начальника Чехословацкой военной миссии в СССР бригадного генерала Пика от 11.09.1944 N 3460/1944 по правилам, действующим в чехословацкой армии, окончившие офицерские училища за границей не получают звания офицера немедленно после окончания училища, а получают его позднее, по истечении известного периода практической службы во фронтовой части. Все выпускники в прежних званиях направлены в распоряжение командующего 1-го чехословацкого армейского корпуса" <14>. -------------------------------- <14> Исторический формуляр РВВДКУ. Т. 1. Л. 45.

В течение всего июля 1941 г. в Лондоне велись переговоры между представителями Советского Союза и польского эмигрантского правительства Сикорского о заключении советско-польского соглашения о совместной борьбе против гитлеровской Германии. Переговоры закончились подписанием 30 июля 1941 г. соглашения между СССР и Польшей. Соглашение предусматривало восстановление дипломатических отношений между обоими правительствами и взаимное обязательство оказывать всякого рода помощь и поддержку друг другу в войне. Советское правительство согласилось на формирование польской армии на территории СССР. В дальнейшем было заключено военное соглашение между Верховным главнокомандованием СССР и Верховным командованием Польши, которое численность польской армии в СССР определяло первоначально в 30 тыс. человек <15>. Впоследствии, в результате переговоров 3 - 4 декабря 1941 г. между И. В. Сталиным и В. Сикорским, была подписана Декларация Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи <16>. -------------------------------- <15> История дипломатии. Т. IV: Дипломатия в годы Второй мировой войны. М., 1975. С. 214 - 215. <16> Там же. С. 216.

Однако, в нарушение советско-польских договоренностей, в марте - августе 1942 г. по приказу польского эмигрантского правительства была выведена за пределы СССР в Иран часть армии генерала Андерса, сформированной в соответствии с советско-польским соглашением для совместной с Красной Армией борьбы против немецко-фашистских войск на советско-германском фронте <17>. Правительство СССР после ряда предупреждений, на которые польское эмигрантское правительство не реагировало, 25 апреля 1943 г. прервало дипломатические отношения с этим правительством, указав, что оно, "скатившись на путь сговора с гитлеровским правительством, прекратило на деле союзные отношения с СССР и стало на позицию враждебных отношений к Советскому Союзу" <18>. -------------------------------- <17> Там же. С. 361. <18> Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. I. М., 1944. С. 303.

К началу 1943 г. сложилась ситуация, когда: а) на территории СССР находилось большое количество поляков (большинство из которых стали гражданами СССР вследствие раздела Польши и присоединения к Советскому Союзу Западной Украины и Западной Белоруссии); б) наметился перелом в войне, и поляки (в том числе и граждане СССР, воевавшие в Красной Армии) готовы были объединиться в национальные воинские части для участия в боях совместно с Красной Армией за освобождение сначала территории СССР, а потом и Польши от оккупации; в) сложившейся ситуацией воспользовалась Коммунистическая партия Польши, получавшая поддержку от руководства Советского государства. В феврале 1943 г. на территории СССР была создана общественно-политическая организация - Союз польских патриотов (СПП). Во главе его стали видные деятели польского рабочего движения А. Лямпе и В. Василевская. В СПП объединились коммунисты, левые социалисты, людовцы и беспартийные деятели. В качестве своей первоочередной задачи СПП выдвинул создание польского воинского соединения на территории СССР для участия в совместной с советскими войсками борьбе против гитлеровской Германии. Соответствующая просьба была направлена советскому правительству. 6 мая 1943 г. Государственный комитет обороны принял постановление о создании польского воинского соединения на территории СССР <19>. -------------------------------- <19> Антосяк А. В. Зарождение народных армий стран - участниц Варшавского договора 1941 - 1949 гг. М., 1975. С. 106.

Так, согласно Директиве Генштаба КА от 08.09.1943 N Орг7/1389360 и Оргмоботдела штаба МВО от 13.09.1943 N 22007, направленной в Рязанское пехотное училище, "в целях обеспечения офицерскими кадрами польских военных формирований на территории СССР - для подготовки командиров взводов пехоты сформировать при военных училищах польское офицерское отделение на 1000 человек переменного состава. На формирование указанного отделения обращен ранее сформированный при училище директивой Главупраформа от 09.07.1943 N 180816-сс батальон польской национальности в количестве 500 человек переменного состава. Начало занятий с 20 сентября 1943 г. Срок подготовки - 3 месяца. Курсантов польских национальных отделений именовать по-польски "подхорунжими", и на период обучения им разрешено ношение польской формы" <20>. Таким образом, правовым основанием для начала подготовки в вузах Советского Союза польских военнослужащих явилась "просьба" общественной организации - Союза польских патриотов. -------------------------------- <20> Исторический формуляр РВВДКУ. Т. 1. Л. 7.

Примерно по такому же сценарию развивалась ситуация с румынами, с той лишь разницей, что Румыния, в отличие от Польши, находилась в состоянии войны с СССР. Под общим руководством румынских антифашистов во главе с Заграничным бюро ЦК КПР состоялись две конференции румынских военнопленных (январь 1942 г. и сентябрь 1943 г.), 16 сентября 1943 г. состоялось совещание представителей всех лагерей румынских военнопленных, на котором было принято решение обратиться к советскому правительству с просьбой о создании на территории СССР румынских добровольческих частей для участия их в войне с Германией. Советское правительство удовлетворило просьбу участников совещания и 2 октября 1943 г. дало согласие на создание румынской пехотной добровольческой дивизии имени Тудора Владимиреску <21>. -------------------------------- <21> Антосяк А. В. Указ. соч. С. 176 - 178.

"Всего за 1944 год было подготовлено курсантов Румынского отделения - 321 человек. В докладе выпускной экзаменационной комиссии от 30 января 1944 года было записано: итоги выпускных экзаменов курсантов Румынского отделения показывают, что, несмотря на краткосрочность обучения и особо сложные условия работы с курсантами-румынами (абсолютное незнание ими русского языка и недостаток переводчиков), училище с задачей подготовки полноценных офицерских кадров для румынской добровольческой дивизии им. Тудора Владимиреску справилось успешно" <22>. -------------------------------- <22> Исторический формуляр РВВДКУ. Т. 1. Л. 46.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в вузах на территории СССР осуществлялась подготовка национальных кадров как для вооруженных сил стран антигитлеровской коалиции (МНР, Польша, Чехословакия), так и союзников Германии (Румынская добровольческая дивизия). Правовыми основаниями для осуществления этой подготовки являлись: 1) Конституция СССР 1936 г. <23>; -------------------------------- <23> Кукушкин Ю. С., Честяков О. И. Очерк истории советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 284 - 314.

2) Закон от 20 августа 1938 г. "О порядке ратификации и денонсации международных договоров СССР" <24>; -------------------------------- <24> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск X. М., 1955. С. 224.

3) Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Чехословацкой Республикой от 12 декабря 1943 г. <25>; -------------------------------- <25> Ратифицирован Президиумом ВС СССР 20.12.1943 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. N 2. Ст. 4.

4) Протокол о взаимопомощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой от 12 марта 1936 г. <26>; -------------------------------- <26> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 11.

5) обращения общественных организаций, созданных проживающими или находящимися (военнопленные) на территории СССР иностранными гражданами. При этом деятельность этих организаций направлялась заграничными бюро национальных коммунистических партий (Польша, Румыния). В годы войны в военно-учебных заведениях СССР началась масштабная подготовка национальных военных кадров для вооруженных сил стран, которые после окончания Второй мировой войны образовали социалистический лагерь. При этом необходимо отметить, что решающую роль в победе коммунистических режимов в "странах народной демократии" обеспечили новые вооруженные силы этих государств, кадры для которых готовились в советских военно-учебных заведениях. В годы войны был получен бесценный опыт подготовки иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях СССР. Правовыми основаниями этой подготовки явились не только соглашения с официальными органами власти государства, но и обращения антифашистских организаций этих стран.

Название документа