Современные тенденции развития иммиграционного законодательства в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии

(Арсеньева Е. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 5) Текст документа

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИММИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

Е. В. АРСЕНЬЕВА

Арсеньева Е. В., аспирантка Московской государственной юридической академии (МГЮА).

В последние двадцать лет в Соединенном Королевстве, особенно в Великобритании, наблюдается значительное увеличение числа иммигрантов. На сегодняшний день иммиграционное законодательство страны активно и мобильно реагирует на изменяющиеся потребности общества, а также на демографические, экономические и иные проблемы. Стратегия иммиграционной политики трансформируется в сторону ужесточения контроля за иммигрантами, находящимися на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и привлечения только той рабочей силы, в которой страна испытывает особую необходимость.

The number of immigrants has increased considerably in Great Britain for the last twenty years. At present immigration legislation of the country actively responds to the changing needs of the society and also to demographic, economic and other problems. The immigration policy strengthens control of immigrants being on the territory of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and concentrates on the attraction of work force of the type necessary for the country <*>. -------------------------------- <*> Arsen'eva E. V. Contemporary tendencies of development of immigration legislation in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland.

За последние двадцать лет в Соединенном Королевстве, особенно в Великобритании, наблюдается значительное увеличение числа иммигрантов. Следует отметить, что до сравнительно недавнего времени в течение нескольких столетий Великобритания сама "поставляла" эмигрантов в другие страны мира. Численность людей, выезжавших из нее, значительно превышала численность тех, кто стремился сюда попасть. Однако в 1980-е годы ситуация изменилась. Так, в 1985 г. в Великобританию въехали 232 тысячи человек, а выехали из нее - 174 тысячи. Таким образом, из страны эмиграции она превратилась в страну иммиграции. Немногим более чем за 20-летний период (с 1981 по 2001 г.) численность ежегодно въезжающих в страну иммигрантов увеличилась более чем в три раза (с 153 тысяч до 480 тысяч человек). Численность же эмигрантов за этот период выросла незначительно (в 1981 г. она составляла 233 тысячи, а в 2002 г. - 308 тысяч человек) <1>. Официальное число прибывших в Великобританию иммигрантов с 2004 г. по середину 2006 г. - 375 тысяч, а по неофициальным данным - 500 - 600 тысяч человек. По данным на 2001 г., 7,53% от общей численности населения Великобритании составили лица, родившиеся за пределами Великобритании, т. е. иммигранты, в то время как в 1991 г. число иммигрантов равнялось 5,75% от общей численности населения. Основное число иммигрантов прибывает на территорию Англии. В период с 2001 по 2004 г. население Англии увеличилось на 644 000 человек, две трети из которых - иммигранты. -------------------------------- <1> Кондратьева Т. С. Западная Европа перед вызовом иммиграции // Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов. Вып. 1 / РАН ИНИОН; Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем; Отдел Западной Европы и Америки; Ред. кол. Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженова и др. М., 2005. С. 88 - 114.

Согласно опросам общественного мнения британцы хотели бы, чтобы Правительство осуществляло более жесткую иммиграционную политику. Так, по данным опроса газеты The Sunday Times, проведенного в 2006 г., 77% опрошенных британцев выразили желание, чтобы Правительство установило более строгие количественные ограничения иммигрантов, которые ежегодно могут въезжать в страну <2>. -------------------------------- <2> http://www. novonews. lv/print/2006/08/21/lat_gazety/007169.php

Иммигрировать в Соединенное Королевство можно, получив одну из виз, например гостевую, студенческую, трудовую, пенсионера, лица, приезжающего для заключения брака, или иную визу, выдаваемую в рамках действующих иммиграционных программ. В 2007 г. в Соединенном Королевстве 164635 человек получили гражданство, что на 7% больше, чем в 2006 г. В предоставлении гражданства в 2006 и 2007 гг. было отказано 9% от общего числа заявителей. Всего по вопросу о предоставлении гражданства в 2007 г. было принято 180265 решений. Более половины от общего числа заявителей (53%) получили гражданство на основе постоянного проживания <3>. -------------------------------- <3> http://www. oiTicial-documents. gov. uk/documens/cm71/7197/7197.pdf

Наибольшие масштабы по сравнению с другими видами иммиграции приобрела иммиграция трудовая. В 2005 г. 565000 человек въехали на территорию Соединенного Королевства в качестве иммигрантов, из них 159000 - на уже заранее определенные рабочие места, 85000 - в поисках работы <4>. Работа по настоящий момент остается одной из основных целей иммиграции в Соединенное Королевство. Во многом это обусловлено тем, что Соединенное Королевство предоставляет большое количество интересных возможностей как для ведения собственного бизнеса, так и для карьерного роста. Важными факторами притока рабочей силы являются также высокий уровень оплаты труда и социального обеспечения, интеграция и сотрудничество как со странами Евросоюза, так и с бывшими британскими колониями. В качестве одной из важнейших мер заинтересованности в иммиграции, а также интеграции иммигрантов в британское общество законодательство Великобритании предусматривает и перспективу получения ими при соблюдении определенных условий британского гражданства (при допустимости двойного гражданства). -------------------------------- <4> См.: Ibid.

Правовое регулирование вопросов иммиграции и гражданства в Великобритании началось в первые годы XX в. Законодательство тогда во многом носило ограничительный характер: с помощью юридических механизмов власть осуществляла контроль за иммигрантами и устанавливала их статус. Первым законом по вопросам иммиграционных отношений был Акт об иностранцах, принятый в 1905 г. Он предусматривал в основном иммиграционный контроль за въездом в страну с целью недопущения прибытия нежелательных категорий иностранцев. Внутренний же контроль имел второстепенное значение <5>. Акт об ограничении прав иностранцев 1914 г. затруднил условия въезда иностранцев и ограничил области мест их проживания, а также установил порядок и условия их депортации <6>. В 1919 г. путем внесения изменений в Акт об иностранцах 1905 г. были установлены наказания за мятеж и беспорядки, учиненные иностранцами <7>. В 1962 г. был принят Акт об иммиграции из стран Британского Содружества, ограничивший права на иммиграцию лиц, прибывающих из бывших британских колоний, путем введения так называемых ваучеров занятости (employment vouchers), выдаваемых Правительством и дающих право на проживание в Соединенном Королевстве. -------------------------------- <5> Более подробную информацию об Акте можно найти по ссылке: http://en. wikipedia. org/wiki/Aliens_Act_1905. <6> См.: A Treatis, Lassa Oppenheim, Ronald F. Roxburgh: International Law. P. 487 - 489. Oxford, 2003 (Aliens Restriction Act 1914). <7> См.: Ibid. P. 450 - 451.

Иммиграционный акт 1971 г. значительно ужесточил требования к иностранцам. Он ввел ограничения времени их пребывания в стране, запрет на их доступ к социальным пособиям и нелегальную занятость. В отношении некоторых категорий иммигрантов была предусмотрена регистрация в полиции, которая, впрочем, носила лишь уведомительный характер <8>. -------------------------------- <8> С официальным текстом Закона можно ознакомиться по ссылке: http://www. statutelaw. gov. uk/legResults. aspx? LegType=All+Legislation&title=Immgpgypgg/\0&blanketAmendment=0&TYPE=QS&NavFrom=0&activeTextDocId=1578007&PageNumber=1&SortAlpha=0.

В 90-х годах прошлого века иммиграционное законодательство Соединенного Королевства было подвергнуто некоторой либерализации, впрочем, ненадолго. В 1990 г. Великобритания стала участницей Дублинской конвенции о предоставлении права убежища. В 1993 г. был принят Акт об иммигрантах и убежище <9>, предоставляющий права убежища и облегчающий беженцам получение вида на жительство. -------------------------------- <9> С текстом Закона можно ознакомиться на сайте: http://www. opsi. gov. uk/acts/acts1993/Ukpga_19930023_en.

Однако из-за неконтролируемой иммиграции и притока беженцев вскоре вновь возникла необходимость в принятии законов, ужесточающих контроль над иммигрантами. В частности, в 1996 г. Актом о беженцах и иммигрантах <10> был установлен окончательный запрет на доступ к жилью и пособиям для многих категорий иностранцев, и особенно для нелегалов, а также введено уголовное наказание в отношении работодателей, принимающих на работу нелегалов. В 2002 г. в обязанность Агентства по налогам и таможенным пошлинам Великобритании <11> было вменено информирование Министерства внутренних дел в отношении подозрительных иностранцев (Акт о гражданстве, беженцах и иммиграции 2002 г.) <12>. Также была установлена обязанность работодателя представить всю имеющуюся у него информацию на работников по требованию вышеуказанного Министерства. Упростилась процедура депортации иммигрантов из страны сотрудниками Министерства внутренних дел. Упрощенная процедура депортации стала носить административный характер, то есть для большинства иностранцев исчезло право на апелляцию <13>. -------------------------------- <10> С текстом Закона можно ознакомиться на сайте: http://www. opsi. gov. uk/acts/acts1996/1996049.php. <11> Официальный сайт федерального агентства по налогам и сборам: http://www. hmrc. gov. uk/. <12> Официальный текст Закона представлен на сайте: www. opsi. gov. uk/acts2002/ (Nationality, Asylum and immigration Bill 2002). <13> Раньше до принятия Закона 2002 г. "О гражданстве, беженцах и иммигрантах" иностранцам предоставлялась возможность подавать апелляцию в судебные органы на решение о депортации из страны. Это позволяло иностранцам продлевать свое пребывание в Великобритании.

Пытаясь оставить в стране только высококвалифицированных иностранцев, с 1 октября 2004 г. Департамент миграции и визового контроля при Министерстве внутренних дел предложил внести изменения в Иммиграционный акт 1971 г. (в настоящее время это основной иммиграционный закон Великобритании) и запретить студентам языковых вузов и других краткосрочных курсов менять свою студенческую визу на рабочую <14>. Более того, были предприняты жесткие меры по сокращению временных рамок обучения на курсах английского языка и подобных курсах, уровень которых ниже уровня высшего образования, с четырех лет до двух. С 1 января 2005 г. введен в действие точный список школ и университетов, официально зарегистрированных и подходящих для прохождения обучения. В результате проверки Министерства внутренних дел около 300 колледжей оказались не соответствующими государственным требованиям. -------------------------------- <14> Полную информацию о внесенных изменениях можно посмотреть на сайте: www. ind. homeoffice. gov. uk.

Кроме того, в 2004 г. Парламент утвердил новые поправки к иммиграционному законодательству (Asylum and Immigration Act), которыми вводилось обязательное правило сдачи экзамена на знание английского языка для лиц, желающих получить гражданство Великобритании. Начиная с 1 ноября 2005 г. кандидаты на получение британского гражданства должны сдавать специальный экзамен - на знание не только английского языка, но и истории страны, понимание механизма функционирования британских правительственных учреждений и политической системы, а с 2 апреля 2007 г. сдача такого экзамена стала обязательной и для подающих заявление на получение постоянного места жительства (indefinite leave to remain). Затруднено в последние годы также получение визы жениха/невесты, а также сам порядок заключения брака британских граждан с иностранцами. В 2006 г. Департаментом миграции и визового контроля была принята инструкция, регулирующая изменение порядка оформления виз невесты/жениха внутри Великобритании (Immigration directorate instructions от 1 марта 2006 г., N 354). Согласно новым правилам, для того чтобы гражданину страны, не состоящей в ЕС, зарегистрировать брак с гражданином Соединенного Королевства, иностранцу необходимо получить специальное разрешение от иммиграционных властей (сертификат) либо вернуться в родную страну и получить визу жениха/невесты, после чего подать заявку на оформление вида на жительство в Департаменте миграции и визового контроля в Великобритании <15>. Также необходимо обратить внимание на то, что в Соединенном Королевстве брак с иностранцем можно заключить только в одном из 76 официальных служб бракосочетаний, указанных в опубликованном Министерством внутренних дел списке. -------------------------------- <15> С полным текстом Приказа можно ознакомиться по ссылке: http://www. ind. homeoffice. gov. uk/documents/idischapter8/section3.pdf? view=Binary.

Приказом Департамента миграции и визового контроля от 15 марта 2004 г. N 755 <16> для более эффективного наблюдения за нелегальными иммигрантами во всех аэропортах, на железнодорожных станциях и дорожных въездах была введена система электронной записи СЕМАФОР <17>, которая позволяет хранить данные обо всех получающих визы и въезжающих иностранцах. Кроме общей личной информации, система предполагает занесение отпечатков пальцев каждого иностранца. В настоящий момент на каждого иностранца, въезжающего в страну, заводится карта с биометрическими данными. -------------------------------- <16> С полным текстом Приказа можно ознакомиться по ссылке: http://www. opsi. gov. uk/si/si2004/20040755.php. <17> О проекте СЕМАФОР можно узнать на официальном сайте Министерства внутренних дел Великобритании: http://www. ind. homeoffice. gov. uk/aboutus/eborders/semaphore.

Усиленному контролю со стороны иммиграционных властей при въезде в страну подвергаются граждане стран, названных Министерством внутренних дел проблемными, т. е. государств, граждане которых наиболее часто нарушают иммиграционный режим Соединенного Королевства. Список таких стран ежеквартально утверждается Департаментом миграции и визового контроля при Министерстве внутренних дел. Странам, попавшим в этот "черный" список, выдается ограниченное количество виз и ужесточаются требования получения британской визы. Россия согласно неофициальным источникам трижды попадала в этот список. Следует отметить, что в действительности и в настоящее время существуют некоторые сложности в получении британской визы российскими гражданами. В конце 2007 г. развернулась дискуссия по поводу целесообразности сокращения срока туристической визы с шести до трех месяцев, в результате которой был оставлен ранее установленный максимальный срок выдачи визы - шесть месяцев. Ко всем нелегально находящимся в стране иностранцам применяются штрафы, которые, впрочем, в полном объеме возвращаются лицам, добровольно выезжающим из страны в установленный срок. За последние годы в Соединенном Королевстве значительно сократилось число беженцев и выселений некоторых категорий беженцев в страну, из которой они прибыли. Самым основным моментом в политике борьбы с проблемой беженства стало уменьшение количества принимаемых заявок от беженцев. Сумма средств, выделяющаяся на покрытие расходов беженцев, значительно сократилась. Ряд дополнительных функций Правительство Великобритании возложило на британские посольства за рубежом с целью предотвращения подачи заявителями не соответствующей действительности информации. Обязательства также возложены на корпоративные группы, бизнесменов и университеты Великобритании, которые по новым правилам должны выступать в качестве поручителей мигрантов, прибывающих в страну на работу или учебу, и гарантировать, чтобы те, кто пользуется их поддержкой, соблюдали условия выданных им виз, наиболее важным из которых является срок пребывания в стране. Таким образом, Соединенное Королевство утверждает курс на более жесткую, но в то же время справедливую, более прозрачную и строгую систему регулирования притока иностранных граждан, которая должна принести пользу экономике и защитить границы Соединенного Королевства. Другие важные направления иммиграционной политики в последние годы - это привлечение иммигрантов с высоким интеллектуальным потенциалом и восполнение недостатка рабочей силы. В феврале 2005 г. была опубликована пятилетняя стратегия Министерства внутренних дел в области предоставления политического убежища и иммиграции "Контроль границ и миграция, выгодная Британии" <18>. Целями новой иммиграционной политики стало распознавание мигрантов с наиболее богатым для реализации на благо Великобритании потенциалом и восполнение пробелов на рынке рабочей силы и в то же время обеспечение более эффективного контроля за миграцией, предотвращение злоупотреблений, сведение на нет нелегальной иммиграции и увеличение доли отъездов после окончания срока работы или обучения. Осуществление этой стратегии является ключевым приоритетом для Правительства Великобритании. С момента принятия вышеуказанной стратегии Правительство приступило к пересмотру и консолидации существующих в Великобритании иммиграционных программ. -------------------------------- <18> См.: www. ind. homeoffice. gov. uk.

Изменяя свою иммиграционную политику, Великобритания сделала акцент на разработке новых профессиональных программ, а также на изменении или упразднении старых с целью обеспечить потребности рынка рабочей силы страны. Так, Министерство внутренних дел объявило о решении ликвидировать существующие программы для низкоквалифицированной рабочей силы для приезжающих из стран, не входящих в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ), включая Программу по привлечению неквалифицированной рабочей силы (SBS - Sector Based Scheme) и Схему привлечения сезонных сельскохозяйственных рабочих (SAWS - Seasonal Agricultural Workers' Scheme), поскольку в этих областях многие вакансии заполняются работниками из стран - членов ЕЭЗ. Самая популярная иммиграционная программа - Программа по привлечению высококвалифицированных специалистов для работы в Великобритании (Highly Skilled Migrant Programme - HSMP) в последние годы постоянно претерпевала изменения. Так, например, в апреле 2005 г. высококвалифицированным и талантливым менеджерам, выпускникам элитной программы "Мастер делового администрирования" (MBA - Master of Business Administration), было предоставлено более привилегированное положение по сравнению с другими претендентами. С февраля 2007 г. начала действовать Программа, принятая Департаментом миграции и визового контроля, предназначенная для иностранной молодежи, желающей поработать с детьми в английских школах в течение года, оказавшегося у них свободным после окончания собственной школы <19>. Согласно этой Программе молодые люди в возрасте от 18 до 19 лет должны были поступить в университет за пределами страны, занятия в котором начинались только через год после поступления. Идея создания такой Программы возникла в связи с назревшей в системе среднего государственного образования проблемой острой нехватки преподавательского состава - как учителей, так и младшего персонала. Виза по молодежной программе выдавалась при въезде в Великобританию на срок до одного года и не предполагала продления, так как молодые работники должны были вернуться через год для начала обучения в вузе, куда они заблаговременно поступили до приезда в Великобританию. -------------------------------- <19> Полная информация об этой программе содержится на официальном сайте Министерства внутренних дел Великобритании: http://www. ind. homeoffice. gov. uk/documents/idischapter3/section3.pdf? view=Binary.

С 1 мая 2007 г. начала действовать еще одна Программа - "Международная схема дипломированных специалистов" (International graduates scheme - IGS) <20>. Эта Программа, как и многие другие, была разработана Департаментом иммиграции и визового контроля и утверждена Правительством Великобритании <21>. Она заменила Программу по привлечению молодых ученых (Science and Engineering Graduates Scheme - SEGS) и позволила студентам, которые успешно закончили образование в Великобритании и получили степени бакалавра, магистра или доктора, свидетельство аспиранта или диплом о высшем образовании, оставаться и работать в Великобритании в течение 12 месяцев после завершения их образования. Им также была предоставлена возможность переходить на другие иммиграционные программы (например, предпринимателя, специалиста), ведущие к возможности получения вида на жительства в Великобритании и даже гражданства Соединенного Королевства. -------------------------------- <20> Частичная информация об этой Программе (International Graduates Scheme) представлена на сайте: http://www. workpermit. com/uk/international_graduates_scheme. htm. <21> С официальным текстом Программы можно ознакомиться на официальном сайте: http://www. ind. homeoffice. gov. uk/documents/idischapter5/section13.pdf? view=Binary.

В начале 2008 г. Великобритания продолжила реализацию программы "Контроль границ и миграция, выгодная Британии". 6 февраля 2008 г. Парламентом страны были приняты поправки в Иммиграционные правила 1971 г., смысл которых заключается в объединении иностранных граждан по категориям в зависимости от целей пребывания в стране и уровню квалификации, а также во введении новой Системы подсчета баллов (PBS - Point Based System) для заявителей данных категорий. Власти уже давно приступили к пересмотру и консолидации существующих в настоящее время иммиграционных программ. На основе объединения всех возможностей для иммиграции в Великобританию в группы образовано пять категорий иммигрантов: 1) иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты, например ученые и предприниматели; 2) иностранные граждане - квалифицированные работники, имеющие предложение о трудоустройстве, такие, как медсестры, учителя, инженеры, и другие специальности, вошедшие в список наиболее востребованных; 3) иностранные граждане - низкоквалифицированные работники, заполняющие временные вакансии; 4) иностранные граждане - студенты; 5) иностранные граждане - мобильная молодежь и временные работники, например работающие студенты во время каникул или музыканты, приехавшие отыграть концерт. Вид на жительство можно получить только по категориям 1 и 2. Переходить из одной категории в другую разрешено только лицам, относящимся к категориям 2 и 4. Категории 3 и 5 считаются временными. Принятыми Парламентом 6 февраля 2008 г. изменениями урегулировано положение иммигрантов первой категории. К ней относятся иммигранты, желающие получить высококвалифицированную работу по программе HSMP, предприниматели, въезжающие в страну с целью открыть свой собственный бизнес, инвесторы, намеревающиеся сделать существенные финансовые вложения в Великобритании, а также наиболее перспективные выпускники учебных заведений, завершившие образование в Великобритании. В соответствии с принятыми приложениями A, B, C к Иммиграционным правилам, для того чтобы получить въездную визу, иммигранты первой категории должны набрать 95 баллов по сочетанию следующих показателей: уровень образования, возраст, доход за предшествующий подаче заявления период, уровень владения английским языком, наличие денежной суммы не менее 800 фунтов стерлингов на момент подачи заявления, подтверждающей способность заявителя обеспечить себя на первое время после переезда в Великобританию. Новая система подсчета баллов вступила в силу с 29 февраля 2008 г., но не для всех категорий. Так, для высококвалифицированных специалистов, инвесторов и бизнесменов (т. е. для 1-й категории новой Системы подсчета баллов) она начала действовать с июня 2008 г., для иммигрантов 2-й и 5-й категорий - с ноября 2008 г., для иммигрантов 4-й категории предполагается, что она вступит в силу с весны 2009 г. Новая система постепенно заменяет все существовавшие до ее введения иммиграционные программы. Изменения, внесенные в Иммиграционные правила, регулируют также основания отказа заявителям, положение членов семьи иммигрантов первой категории, меры переходного характера для находящихся в Великобритании по программе HSMP и для тех, чье заявление по программе HSMP уже находится на рассмотрении на дату вступления в силу изменений (29 февраля 2008 г.), а также меры переходного характера для инноваторов, писателей, композиторов, художников, юристов, занимающихся индивидуальной деятельностью, находящихся в Великобритании (эти лица не вошли в первую категорию). Наряду с введением системы подсчета баллов произошло еще одно важное изменение: разрешение на работу (work permit) было заменено поручительством лицензированных работодателей и учебных заведений. Данное поручительство (спонсорский сертификат) представляет собой виртуальный документ, а именно уникальный номер, который спонсор присваивает иммигранту, дающий право подавать заявление на въездную визу. По новым правилам все британские работодатели, желающие выдавать спонсорский сертификат, а также учебные заведения, обучающие иностранных студентов, должны зарегистрироваться в Департаменте иммиграции и визового контроля и получить лицензию. Цель, которую преследуют данные нововведения, - увеличить роль и ответственность работодателей в процедуре принятия иностранцев на работу, а также обеспечить тесное взаимодействие работодателей и учебных заведений с Иммиграционным управлением (например, установлена обязанность работодателей уведомлять о соответствии трудоустроенных ими работников установленным правилам и обязанность учебных заведений сообщать об уровне посещаемости занятий студентами). За нарушение новых правил предусмотрена ответственность как для работодателей/учебных заведений вплоть до отзыва лицензии и крупных штрафов, так и для иностранных работников/студентов (аннулирование разрешения на пребывание). Вышеуказанные изменения являются началом в реализации новой системы "Контроль границ и миграция, выгодная Британии". В планах Правительства Великобритании не только завершение и уточнение регулирования статуса иммигрантов, подпадающих под вышеперечисленные пять категорий, но и проведение еще целого ряда мер по совершенствованию иммиграционной системы, таких, как: - учреждение Квалификационного консультативного комитета, призванного оценить недостаток рабочей силы в той или иной индустрии на тот или иной момент; - объединение государственных служб, уполномоченных выдавать разрешения на работу и принимать заявления на въездную визу, в одну службу; - финансовые гарантии для обеспечения возвращения мигрантов на родину после завершения срока пребывания в стране, для специфических категорий, в которых обнаружились проявления злоупотреблений; - ликвидация каналов трудоустройства в Великобритании для низкоквалифицированных работников, приезжающих не из ЕС, за исключением случаев кратковременного дефицита рабочей силы. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что иммиграционное законодательство Соединенного Королевства очень активно и мобильно реагирует на изменяющиеся потребности, демографические, экономические и иные проблемы страны, а также на соответствующую трансформацию стратегии иммиграционной политики как в сторону ужесточения контроля за иммигрантами, въезжающими в Соединенное Королевство и находящимися на его территории, так и в сторону привлечения рабочей силы, в которой страна испытывает особую потребность.

Название документа