Система пробации в Чехии

(Редакционный материал)

("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 2)

Текст документа

СИСТЕМА ПРОБАЦИИ В ЧЕХИИ

Создание и внедрение службы пробации в Чехии осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства N 341, принятым в 1994 г., которое дает полномочия Министерству юстиции Чешской Республики на создание подобной службы в рамках Программы социальной превенции и предотвращения правонарушений. Работая в этом направлении, Министерство юстиции ввело с 1 января 1996 г. должности сотрудников службы пробации во все региональные и районные суды Чехии. Сотрудники службы пробации являются служащими соответствующих судов; с точки зрения организационной структуры они - сотрудники администрации и получают зарплату из бюджета Министерства юстиции, причем в зависимости от имеющейся нагрузки могут работать как полный, так и неполный рабочий день.

По прошествии года с начала внедрения этой функции выяснилось, что новая практика работы различных судов Чехии единообразия не достигла. Совершенно очевидно, что институт пробации, повсеместно введенный в Чешской Республике, изначально не был достаточно проработан в организационном смысле. Отсутствие соответствующей законодательной базы для регламентации работы сотрудников службы пробации и утвержденной концепции пробации и службы примирения затрудняет как внедрение института пробации, так и осуществление функции примирения в отдельных судах. Кроме того, не определены квалификация и умения, которыми должен обладать сотрудник службы пробации. И открытым остается вопрос, должны ли службы пробации развиваться как полноценная социальная работа, специализирующаяся в сфере уголовного судопроизводства и требующая четкого определения области компетенции, или же они должны осуществлять обычную административную деятельность. В настоящее время в большинстве судов на должность сотрудника службы пробации ставятся работники канцелярий суда, совмещающие эту функцию с текущей нагрузкой административного характера. Поскольку такая административная нагрузка сама по себе достаточно велика, функции пробации выполняются лишь как дополнительные и, как правило, сводятся к заботе об административных и технических аспектах устройства правонарушителя на работу. Таким образом, должность сотрудника службы пробации существует в большей части судов чисто формально, а в ряде случаев и вообще не заполнена.

Более широкая концепция службы пробации получает распространение в судах, принимающих на работу выпускников университетов по соответствующим специальностям, имеющих искренний интерес к такой работе, людей, обладающих необходимыми знаниями и умениями как в области социальной работы, так и в области права. Примером могут служить около 10 судов, находящихся главным образом в Праге, где сотрудники службы пробации выполняют следующие функции.

1. Примирение как альтернативный

способ разрешения конфликта

Сотрудник службы пробации при разрешении уголовного дела работает в качестве ведущего (медиатора) в процедурах примирения между правонарушителем и пострадавшим. По просьбе судьи сотрудник службы пробации информирует потерпевшую сторону и правонарушителя о возможности применения альтернативного метода разрешения конфликта и подготавливает их встречу. Целью личной встречи между правонарушителем и жертвой преступления является разрешение возникшего между ними конфликта. Это помогает наладить отношения между сторонами, смягчить последствия совершенного правонарушения, разрешить конфликт и заключить договор о компенсации причиненного ущерба, приемлемый и с точки зрения интересов общества. Позиция сотрудника службы пробации как медиатора в данном процессе строго нейтральна (беспристрастна), в одинаковой мере уважаются обе стороны.

Материалы, полученные сотрудником службы пробации во время встреч и обсуждений с участвующими в деле сторонами, передаются судье и могут послужить основанием для вынесения судом решения об отсрочке применения карательной санкции, примирении между сторонами или какого-либо другого решения.

Важная роль медиации заключается, помимо всего прочего, в возможности вовлечения всех участвующих в конфликте сторон в процесс его разрешения: усиливается роль потерпевшего как участника процесса, чьи права максимально удовлетворяются, одновременно в разрешении конфликта активно участвует и сам правонарушитель. Примирение дает потерпевшей стороне возможность принять активное участие в решении вопроса о компенсации ущерба, будь то финансовое или моральное удовлетворение. С другой стороны, и правонарушитель получает возможность участвовать в решении уголовного дела, осмыслить последствия своего поведения и взять на себя ответственность за него.

А. Урегулирование (примирение) (settlement) между потерпевшим и правонарушителем (ст. 309 - 314 Уголовного кодекса).

Новый институт примирения (settlement) (между потерпевшим и правонарушителем) регламентируется ст. 309 - 314 Уголовного кодекса. Институт примирения - один из способов выведения правонарушителя из системы уголовного судопроизводства. Примирение возможно как на этапе судебного разбирательства, так и на подготовительном этапе, когда обвинитель в суде обладает полномочиями на внесение соответствующего предложения. Институт урегулирования (примирения) используется в тех случаях, когда государство не имеет явного интереса в применении уголовной санкции и отдает предпочтение заключению договора между правонарушителем и потерпевшим. Возможность примирения может быть одобрена судом в тех случаях, когда правонарушение не носит тяжелого характера с точки зрения социальных последствий, и при условии, если сам правонарушитель признает себя виновным в предъявленном обвинении. Он/она должен/должна предпринять необходимые шаги для возмещения (компенсации) ущерба, причиненного его/ее действиями, и должен/должна быть готов/готова внести соответствующий материальный (финансовый) вклад для использования на нужды сообщества (ст. 312 Уголовного кодекса).

Если обвиняемый признает себя виновным до суда, то он/она может возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб или же предпринять другие шаги, способные привести к исправлению последствий его/ее действий, искупить вину каким-либо другим способом. Если он/она вносит на банковский счет суда определенную денежную сумму на нужды сообщества, предназначенную для конкретного бенефициария (правом определить которого обладает сам правонарушитель), суд, с согласия правонарушителя и потерпевшей стороны, может принять решение, санкционирующее применение института примирения. Суд вправе поступить таким образом, если усматривает возможность применения подобного действия с учетом степени тяжести конкретного преступления и при отсутствии сомнения в искренности заявления правонарушителя, т. е. принимая во внимание такие факторы, как личные качества правонарушителя, его/ее материальное положение и степень воздействия правонарушения на интересы государства. Прежде чем принять решение о примирении, суд должен заслушать правонарушителя, а также потерпевшую сторону. Принимая решение о применении института примирения, суд тем самым выносит решение о приостановлении уголовного преследования. Денежная сумма, которую правонарушитель вносит на благо сообщества, может быть передана муниципалитету или другим юридическим лицам, находящимся на территории Чешской Республики, и использована на нужды образования, обучения, окружающей среды, на социальные, гуманитарные или какие-либо другие потребности. Точный список возможных бенефициариев определяется законом.

Б. Приостановление уголовного преследования (ст. 307 - 308 Уголовного кодекса).

Как институт примирения, приостановление уголовного преследования является заменой уголовной ответственности на альтернативный вид исправительного воздействия.

Приостановление уголовного преследования регламентируется ст. 307, 308 Уголовного кодекса. Соответствующее решение находится в рамках юрисдикции обвинения и суда.

Для принятия подобного решения в соответствии с вышеуказанными статьями Уголовного кодекса необходимо соблюдение ряда условий.

1. Совершенное преступление соответствует наказанию в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

2. Правонарушитель признает себя виновным в предъявленном обвинении.

3. Правонарушитель должен компенсировать ущерб, причиненный его/ее действием (или как минимум заключить договор с потерпевшим о компенсации ущерба либо предпринять другие шаги для заглаживания нанесенного вреда).

4. Правонарушитель дает согласие на проведение процедуры в соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса.

Если все необходимые правовые условия соблюдены, государственный обвинитель или судья, принимая решение о приостановлении уголовного преследования, определяет продолжительность срока пробации (от 6 до 24 месяцев). Обвинитель или судья могут также принять решение о наложении так называемых соответствующих (разумно необходимых, обоснованных) ограничений (например, в виде пробационного надзора). И обвиняемый, и потерпевший, и государственный обвинитель имеют право подать апелляцию на решение о приостановлении уголовного преследования.

Если на протяжении срока пробации правонарушитель ведет законопослушный, порядочный, нормальный образ жизни и выполняет наложенные ограничения, орган, издавший постановление о приостановлении уголовного преследования, определяет, смог ли правонарушитель оправдать себя в течение этого срока (с момента легализации решения об оправдании уголовный иск отменяется). Если правонарушитель не смог оправдать себя, уголовное преследование может возобновиться.

В рамках института приостановления уголовного преследования сотрудник службы пробации выполняет две функции:

а) как и в рамках института примирения, сотрудник службы пробации проводит медиацию (процедуру примирения) конфликта между правонарушителем и потерпевшим и помогает сторонам заключить договор о возмещении причиненного ущерба;

б) если принято решение (постановление) о приостановлении уголовного преследования, от правонарушителя может потребоваться, в рамках разумных пределов, поддерживать контакт с сотрудником службы пробации на протяжении всего срока пробации (ст. 307, пар. 4, Уголовного кодекса) и подчиняться пробационному надзору, который включает как элементы социально-психологической поддержки, так и элементы руководства и контроля.

2. Пробация (пробационный надзор)

Не существует четкой законодательной регламентации так называемого пробационного надзора - соответствующие правовые положения должны быть включены в общую рекодификацию уголовного права. В настоящий момент применение пробационного надзора основано на ст. 59/2 Уголовного кодекса. В соответствии с этим разделом, если суд принимает решение о приостановлении исполнения приговора о лишении свободы и определяет для правонарушителя срок пробации длительностью от одного года до пяти лет, суд может также наложить соответствующие (разумно необходимые) ограничения, чтобы заставить правонарушителя вести правильный, законопослушный образ жизни и таким образом оправдать себя в течение срока пробации. Одним из подобных ограничений является пробационный надзор.

Сотрудник службы пробации, отвечающий за такой надзор, должен обеспечить социально-психологическую помощь правонарушителю, контролируя при этом его поведение и осуществляя экспертное руководство. Это направлено на то, чтобы создать условия, при которых правонарушитель способен справиться со своей жизненной ситуацией, не вступая в противоречие с законом и не нарушая интересов общества.

3. Приостановление содержания под стражей

(ст. 73 Уголовного кодекса)

Приостановление содержания под стражей, которое в чешской терминологии называется своевременной помощью, предполагает совместную работу сотрудника службы пробации и правонарушителя на стадии, предшествующей осуждению. В ряде случаев она является альтернативой тому, чтобы, с одной стороны, вернуть правонарушителя под стражу, с другой - просто позволить ему наслаждаться неограниченной свободой.

Использование в подобных случаях сотрудника службы пробации возможно на основании толкования ст. 73, пар. 1 - 6, Уголовного кодекса, в соответствии с которым, если правонарушитель дает письменное обязательство вести достойный, порядочный, законопослушный образ жизни, выполнять свои обязанности и соблюдать предписанные разумно необходимые ограничения, судья, на основании оценки личности правонарушителя и учитывая природу правонарушения, может издать постановление об освобождении правонарушителя из-под стражи. В рамках разумно необходимых ограничений суд может потребовать, чтобы после освобождения из-под стражи и до объявления окончательного приговора правонарушитель мог являться по вызову сотрудника службы пробации соответствующего суда. Приостановление действия такого решения и возвращение правонарушителя под стражу допускаются только при наличии причин для содержания под стражей, оговоренных в ст. 67-a или 67-c Уголовного кодекса.

В этом случае функции сотрудника службы пробации аналогичны тем, что выполняются им во время пробационного надзора, хотя и осуществляются до вынесения окончательного решения суда. Работа сотрудника службы пробации заключается в том, чтобы осуществлять контроль за поведением правонарушителя, за соблюдением им обязательств, принятых во время предварительной стадии судопроизводства, в том, чтобы помочь правонарушителю вернуться к нормальной жизни и не нарушать закон. Подобная своевременная помощь позволяет сотруднику службы пробации установить тесный контакт с правонарушителем еще на раннем этапе уголовного судопроизводства, осуществить задачи профилактики и просвещения, что особенно важно в отношении малолетних и несовершеннолетних преступников.

Чтобы суметь оказать такую своевременную помощь, сотрудник службы пробации изучает семейное и социальное положение правонарушителя. На основании собранной информации в сотрудничестве с клиентом он составляет отчет с описанием социального положения правонарушителя и того положения, в котором тот находится в настоящий момент. Отчет передается в суд и служит одним из материалов для принятия судебного решения.

4. Помощь до вынесения приговора (сбор данных о личности

правонарушителя, его социальном положении, которые могут

быть использованы в качестве материалов

при вынесении судебного решения)

В соответствии со ст. 292 Уголовного кодекса ведение уголовного судопроизводства против несовершеннолетнего правонарушителя требует, чтобы суд располагал информацией о положении правонарушителя, т. е. о его семье, поведении до совершения преступления, о характере и уровне его интеллектуального развития и моральном облике. Это нужно суду для того, чтобы подготовить информацию по всем обстоятельствам, которые могут быть значимыми для принятия судебного решения и выбора наиболее подходящей меры наказания. Как правило, суд назначает для сбора данных молодого сотрудника службы социального обеспечения, однако такую работу может выполнять и помощник суда (социальный работник, сотрудник службы пробации) по просьбе председателя суда. Сотрудники службы пробации (социальные работники) имеют дело не только с несовершеннолетними правонарушителями, но также и с малолетними правонарушителями и со взрослыми преступниками. Поэтому их работа дополняет работу попечительских служб.

Выполняя эти обязанности, сотрудники службы пробации (социальные работники, помощники суда) стараются получить информацию о личности правонарушителя, его семье, социальном и служебном положении. Сначала они встречаются с самим правонарушителем, и лишь заручившись его согласием, приступают к сбору информации. Собранные сведения фиксируются в отчете, который включает экспертную оценку социального положения и условий жизни правонарушителя. Этот отчет передается в суд и служит дополнительным материалом, используемым при принятии судебного решения. Работа сотрудников службы пробации (в качестве помощников суда) способствует созданию индивидуального подхода судов к принятию решений относительно наиболее подходящей меры наказания или типа исправительного учреждения, а также служит методом просвещения преступников.

5. Выполнение общественных работ

Предписание общественных работ (службы в сообществе) в качестве меры наказания регламентируется ст. 45 - 45-a и ст. 335 - 340 Уголовного кодекса. Суд может определить такую меру наказания даже без согласия осужденного в случае, если по закону он может быть осужден на срок до пяти лет лишения свободы. Эта мера наказания является альтернативой тюремному заключению и может присуждаться как в качестве единственной санкции, так и в сочетании с другими (например, денежной санкцией, запретом и т. д.). Такое наказание может включать от 50 до 400 часов обязательной работы на благо местного сообщества или в интересах общества. Осужденный должен отбывать повинность как можно ближе к месту своего постоянного проживания, причем эту работу он должен выполнять в свое свободное время, не получая за нее никакой оплаты, и отработать назначенное количество часов максимум в течение одного года со дня назначения наказания. На время выполнения общественной службы суд может предписать осужденному правонарушителю разумно необходимые ограничения, чтобы заставить его вести законопослушный образ жизни, а также, как правило, обязать его компенсировать ущерб, причиненный его правонарушением. Если правонарушитель по собственной вине не сможет приступить к выполнению обязательной общественной повинности или не будет выполнять ее должным образом, суд может принять решение о замене приговора к общественной повинности на тюремное заключение, при этом каждые два часа невыполнения работы приравниваются к одному дню заключения.

Карательная мера в виде обязательной общественной повинности обычно выполняется в том районе (подведомственном соответствующему суду), где находится место постоянного проживания данного правонарушителя. При согласии на то правонарушителя, он может отбывать повинность и в другом месте. После вступления в силу приговора (судебного постановления) сотрудник службы пробации обсуждает с правонарушителем условия исполнения наказания. Сотрудник службы пробации должен выяснить, нет ли каких-либо обстоятельств, препятствующих выполнению такой повинности, связанных, например, с состоянием здоровья осужденного, временными ограничениями, отсутствием транспорта и т. п., а также проинформировать осужденного о его правах и обязанностях во время исполнения наказания. Затем сотрудник службы пробации подготавливает материалы, чтобы суд мог принять решение о конкретном месте выполнения работ и типе общественной повинности, которая будет предписана осужденному в зависимости от потребностей соответствующего органа районного управления (самоуправления).

Пока осужденный отбывает наказание (в виде обязательной общественной повинности), сотрудник службы пробации находится в контакте с соответствующим органом местного самоуправления, в чьем районе осужденный выполняет общественные работы, и при необходимости подготавливает для суда материалы для рассмотрения вопроса о том, чтобы отложить или приостановить выполнение повинности (ст. 339 Уголовного кодекса), воздержаться от этого (ст. 340 Уголовного кодекса) или изменить меру наказания (ст. 340-b Уголовного кодекса). До принятия судебного решения по просьбе суда сотрудник службы пробации может также проанализировать, насколько обязательная общественная повинность подходит для данного осужденного с точки зрения его здоровья, социального или семейного положения. В течение всего срока исполнения такого наказания сотрудник службы пробации интенсивно работает с осужденным, которому в рамках разумно необходимых ограничений в соответствии со ст. 45-a, пар. 1, Уголовного кодекса предписывается взаимодействовать с сотрудником службы пробации соответствующего суда в период выполнения предписанных работ. Задача такого взаимодействия состоит в том, чтобы заставить осужденного вести правильную, законопослушную жизнь и возмещать причиненный им ущерб.

Название документа