К вопросу о роли государства в современной жилищной системе Швейцарии

(Семина Т. А.)

("Жилищное право", 2009, N 3)

Текст документа

К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ СИСТЕМЕ ШВЕЙЦАРИИ

Т. А. СЕМИНА

Семина Т. А., к. ю.н., советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.

Функционирование жилищной системы Швейцарии связано в том числе с особенностями ее территориального устройства. Являясь федеративной республикой, Швейцария состоит из 26 кантонов, каждый из которых имеет свои органы управления и обладает высокой степенью автономии.

Следует отметить, что наибольшим образом влияние государства в жилищной сфере Швейцарии проявляется не на федеральном уровне, а на уровне кантонов и общин. Значение федеральной государственной власти в процессе формирования жилищной политики в Швейцарии менее существенно, чем в Российской Федерации.

На сегодняшний день государство, являясь значимым участником жилищной системы Швейцарии, выполняет ряд свойственных именно ему функций.

В частности, государство на уровне федерации, кантонов и общин устанавливает правовые условия, позволяющие реализовывать должным образом частную экономическую инициативу.

Полномочия федерального и кантонального уровней власти в жилищной сфере определены Конституцией Швейцарии (1999 г.), согласно которой федерация и кантоны берут на себя обязательства в дополнение к личной ответственности граждан и частной инициативе обеспечивать право на достойное жилье.

Федеральная власть Швейцарии вырабатывает общие (концептуальные) направления жилищной политики. Так, федерация стимулирует строительство жилья и приобретение квартир и домов для личного пользования частных лиц, а также деятельность организаций, занимающихся строительством жилья для общественных нужд. Федерация способствует, в частности, приобретению и обустройству земельных участков под строительство жилья, рационализации и уменьшению стоимости строительства. Кроме того, к компетенции федерации относится регулирование гражданско-правовых отношений в жилищной сфере, в том числе общих аспектов найма жилья, защиты прав его нанимателей и т. п. При принятии законов федерация учитывает интересы семей, имеющих детей, пожилых лиц, а также других нуждающихся в государственной поддержке граждан.

Что же касается непосредственной реализации жилищной политики в Швейцарии, то значительные полномочия в этой части переданы на кантональный уровень: каждый кантон издает собственные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с распоряжением земельными участками, градостроительной деятельностью, государственно-частным партнерством при строительстве социального жилья, вложением денежных средств пенсионных фондов в недвижимость т. д. Учитывая высокую степень самостоятельности кантонов Швейцарии, вырабатываемые ими подходы к решению жилищных вопросов неодинаковы.

Общины в Швейцарии, в свою очередь, участвуют в оперативном решении текущих проблем, связанных как со строительством жилья, так и с его заселением.

Наряду с обеспечением правового регулирования жилищной сферы государство активно стимулирует новаторские инициативы, способствующие развитию жилищного хозяйства, эксперименты в области организации и финансирования строительства, использование при строительстве экологичных и энергосберегающих материалов, применение новых форм эксплуатации жилья.

Среди функций, выполняемых государством в жилищной сфере Швейцарии, следует особо выделить создание условий для обеспечения жильем лиц, не способных самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Государство вынуждено выполнять данную функцию в связи с тем, что рынок не учитывает потребностей малоимущих граждан, пожилых людей, многодетных семей, людей с ограниченными психическими и физическими возможностями и др. При этом в указанной части опыт Швейцарии представляется весьма интересным, поскольку содействие государства при решении данного вопроса не выводит из строя рыночные механизмы обеспечения жильем граждан. В решении жилищных проблем населения государство в качестве инвестора имеет второстепенное значение. Создание и предоставление жилья в Швейцарии в основном является задачей частного капитала. Государственная поддержка призвана помогать инвесторам строить и реконструировать жилье, которое способно найти спрос у экономически слабых групп населения. Главные фигуры стимулирующей политики государства - частные строители жилья для общественных нужд. Государство на федеральном, кантональном и общинном уровнях поддерживает своим долевым участием создание и функционирование частных организаций, строящих жилье для общественных нужд, стимулирует их деятельность путем предоставления займов с низкой процентной ставкой или без нее, субсидий, налоговых льгот, оказывает помощь в подготовке и оборудовании территорий для строительства, предоставляет поручительства перед банками, а также использует другие стимулирующие механизмы. Жилье, построенное указанными субъектами, является более дешевым, чем жилье, созданное другими инвесторами, что позволяет существенно снижать плату за его наем для отдельных категорий граждан. Следует отметить, что современные тенденции оказания государственной помощи застройщикам в Швейцарии характеризуются постепенным снижением объема федеральной помощи и повышением роли в этом процессе кантонов и общин.

В качестве особенности жилищной системы Швейцарии следует назвать то, что в данной стране значительно более развитым является институт нанимателей жилых помещений, нежели институт собственников жилья (примерно 80 процентов граждан пользуются жилыми помещениями на условиях найма). При этом реализуемая современная государственная жилищная политика в Швейцарии сориентирована на поддержание сложившейся ситуации. В собственности государства находится лишь незначительная часть жилых помещений. Так, в кантоне Женевы данный жилищный фонд составляет не более 15 процентов. Необходимо особо отметить, что швейцарская государственная политика направлена на обеспечение доступности найма жилых помещений, в том числе частного жилищного фонда, для большинства нуждающихся в жилом помещении граждан путем поддержания умеренных цен на наем жилых помещений. Жилые помещения, цена найма которых имеет государственное регулирование, относятся в Швейцарии к жилым помещениям общественного использования. Право стать нанимателем общественного жилого помещения принадлежит гражданам с невысокими доходами, не имеющим дорогостоящего имущества.

Значительный интерес представляет государственный подход к регулированию вопроса стоимости найма общественных жилых помещений в Швейцарии. Например, согласно законодательству кантона Женевы сумма расходов на наем жилого помещения для нуждающихся в социальной поддержке групп населения не должна быть ниже 18 процентов и превышать 23,4 процента от дохода семьи. В случае снижения или превышения этих показателей у нанимателя жилого помещения возникает соответствующая обязанность по несению дополнительных расходов или право на получение субсидии. В целях реализации указанного подхода государство осуществляет субсидирование расходов частных собственников общественного жилья, понесенных ими в связи с содержанием многоквартирных домов, в которых установлена предельная стоимость найма жилых помещений. Кроме того, в Швейцарии осуществляется контроль над доходами собственников общественного жилья - прибыль наймодателя должна быть обоснована и не может превышать 5 процентов в год, в противном случае увеличивается ставка налога на прибыль. Таким образом, государство осуществляет мероприятия, направленные на исправление результатов деятельности рынка, нежелательных с его точки зрения. Подобный подход к формированию системы государственной поддержки слабозащищенных слоев населения заслуживает положительной оценки, и думается, что основные его принципы с учетом национальных социально-экономических и демографических особенностей могут быть использованы при решении вопросов жилищного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации.

В настоящее время в Швейцарии испытывается недостаток жилья (незаселенным считается около 1 процента жилых помещений). С целью решения данной проблемы государство осуществляет определенные мероприятия, среди которых, в частности, законодательное закрепление условий, побуждающих собственников жилых помещений передавать свободные жилые помещения в наем. Так, в Швейцарии предметом налогообложения выступает не только жилое помещение, но и доход, который мог бы быть получен в случае передачи собственником данного жилого помещения внаем другим лицам. При этом данное правило действует даже в том случае, если жилое помещение является единственным местом жительства для собственника. Такая налоговая политика в отношении собственников жилья в Швейцарии в значительной степени влияет на дальнейшее развитие института найма жилых помещений и стимулирует разумное использование собственниками принадлежащих им жилых помещений. Представляется, что рассмотренный швейцарский опыт может быть признан актуальным (с определенными изъятиями) для развития института найма жилых помещений в Российской Федерации.

Последовательная реализация в Швейцарии рассмотренных направлений современной государственной жилищной политики привела к ряду позитивных результатов, среди которых следует назвать наличие высокой способности частных лиц к инвестированию средств в строительство жилья, значительное количество жилых помещений с оборудованием высокого качества, доступность найма жилья для большей части населения. Наряду с перечисленными позитивными результатами осуществления современной государственной жилищной политики в жилищной сфере Швейцарии имеется и ряд негативных тенденций, требующих преодоления, в том числе с участием государства. Среди них, в частности, возрастание числа малоэтажных домов, приводящее к нерациональному использованию земли, повышение интенсивности дорожного движения и отсутствие инфраструктуры, делающих непривлекательными некоторые жилые помещения, необходимость оптимизации потребляемой населением энергии, а также адаптации жилья к новым социальным проблемам (например, к проблеме старения населения).

Название документа