Террористические преступления в новой редакции Уголовного кодекса

(Меркурьев В. В.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 10) Текст документа

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

В. В. МЕРКУРЬЕВ

Меркурьев Виктор Викторович, доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, международных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье рассматриваются перспективы совершенствования механизма уголовно-правового регулирования в сфере противодействия терроризму, поиска нового места террористических преступлений в процессе кодификации уголовного законодательства с учетом норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Ключевые слова: террористические преступления; международные преступления; преступления международного характера; транснациональные организованные преступления; международные стандарты.

Terrorist offenses the new version of the Penal Code V. V. Merkuryev

Merkuryev Viktor Viktorovitch, Doctor of Laws, Professor, Head of the Department of Prosecutor's Control Problems and Strengthening the Rule of Law in the Sphere of Federal Security, International Relations, and Counteraction to Extremism of the Scientific Research Institute of the Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation.

This article examines the prospects for improving the mechanism of legal regulation in the sphere of combating terrorism, finding a new place to terrorist crimes in the codification of the criminal law in accordance with international law and the international treaties of the Russian Federation.

Key words: terrorist crimes; international crimes; international crimes; transnational organized crime; international standards.

Как известно, еще в Резолюции III Конгресса уголовного права (июнь 2008 г.) было предложено изложить УК РФ в новой редакции. Ставился и вопрос о необходимости разработки нового УК РФ. Такие предложения обусловлены тем, что в последнее десятилетие в Кодекс внесено столько разнонаправленных и коллизионных изменений, что последний потерял первоначальную системность и внятность. Полагаю, Н. Ф. Кузнецова была права в оценках новой редакции Уголовного кодекса как вполне реальной перспективы законотворчества, которая позволит устранить пробельность, избыточность, бессистемность уголовного закона. Если рассматривать в качестве первого варианта разработку нового УК РФ, то применительно к тематике исследуемых отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ следовало бы поддержать идею Н. Ф. Кузнецовой о необходимости отнесения террористических преступлений к одному из трех видов международных преступлений. В новом УК РФ, как представляется, более верно этим видам преступлений посвятить целый раздел и озаглавить его "Международные преступления". В первой главе раздела регламентировать ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, как и в действующей редакции УК РФ 1996 г. Вторую главу посвятить преступлениям международного характера - так называемым конвенционным преступлениям (наемничество, нападение на лиц, пользующихся международной защитой, международный терроризм, нарушение международных правил полетов, пиратство и все иные преступления, которые имеют международную бланкетность) <1>. -------------------------------- <1> См.: Законодательство о борьбе с преступностью: состояние и перспективы развития / Под ред. О. С. Капинус. М., 2010. С. 21.

К этому следует добавить, что Совет Европы в 2008 г. ввел в действие Конвенцию Совета Европы по предупреждению терроризма <2> (далее - Конвенция СЕ), в которой "террористическое преступление" означает любое из преступлений в рамках положений и определений, содержащихся в одном из договоров, перечисленных в приложении <3>. -------------------------------- <2> Ратифицирована в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. N 56-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1785. <3> Приложение: 1) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанная в Гааге 16 декабря 1970 г.; 2) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, заключенная в Монреале 23 сентября 1971 г.; 3) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая в Нью-Йорке 14 декабря 1973 г.; 4) Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая в Нью-Йорке 17 декабря 1979 г.; 5) Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в Вене 26 октября 1979 г.; 6) Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, подписанный в Монреале 24 февраля 1988 г.; 7) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписанная в Риме 10 марта 1988 г.; 8) Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, совершенный в Риме 10 марта 1988 г.; 9) Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая в Нью-Йорке 15 декабря 1997 г.; 10) Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая в Нью-Йорке 9 декабря 1999 г.; 11) Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, принятая в Нью-Йорке 13 апреля 2005 г.

Исследование признаков конвенционных террористических преступлений дает нам основание утверждать, что в подавляющем большинстве они относятся к объективной стороне. Это позволяет их вычленить из всей массы преступлений и классифицировать именно как международные террористические. Все международные террористические преступления можно сгруппировать следующим образом: 1. Террористические преступления, посягающие на установленный международный порядок пользования воздушным транспортом, создающие угрозу жизни и здоровью пассажиров, членов экипажей и иных лиц, способные привести к авариям и катастрофам. 2. Террористические преступления, посягающие на конвенционный порядок предоставления международной защиты персоналу международных организаций, учреждениям и иным предметам. 3. Захват заложника как террористическое преступление. 4. Террористические преступления, связанные с незаконным оборотом ядерных материалов и радиоактивных веществ. 5. Пиратство как террористическое преступление. 6. Террористические преступления, посягающие на установленный порядок эксплуатации стационарных платформ. 7. Террористический акт. 8. Террористические преступления, выделяемые согласно ст. 5 - 7 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS N 196) от 16 мая 2005 г., подписанной в г. Страсбурге (публичное подстрекательство к совершению террористического преступления, вербовка террористов, подготовка террористов и т. д.). 9. Содействие террористическим преступлениям, входящим в приложение (11 Конвенций ООН), - так называемые иные сопутствующие террористическим преступления. Когда же в конвенционных преступлениях нельзя ограничиться лишь описанием объективной стороны или сделать это затруднительно, чтобы отличить их от общеуголовных деяний, в описании признаков преступления прибегают к указанию на цель. Она формулируется следующим образом: "чтобы заставить третью сторону, а именно государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц, совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника"; "с намерением вынудить физическое лицо или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него"; "с целью принудить физическое или юридическое лицо совершить какое-либо действие или воздержаться от него"; "с намерением причинить смерть или серьезное увечье или с намерением произвести значительное разрушение таких мест, объекта или системы, когда такое разрушение влечет или может повлечь причинение крупного экономического ущерба"; "чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения". В п. 3 Резолюции 1566(2004) Совет Безопасности, действуя на основании гл. 7 Устава ООН, напомнил, что "преступные акты, в том числе против гражданских лиц, совершаемые с намерением причинить смерть или серьезный ущерб здоровью или захватить заложников с целью вызвать состояние ужаса у широкой общественности, или группы людей, или отдельных лиц, запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы никакими соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или другого подобного характера" <4>. -------------------------------- <4> См.: Резолюция N 1566(2004), принятая Советом Безопасности на его 5053-м заседании 8 октября 2004 г. // Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом. М., 2007. С. 406.

В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом <5> о цели терроризма говорится следующим образом: "...цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения". Конвенция ратифицирована Россией без заявлений и оговорок. В Шанхайской конвенции в целом повторяются положения Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. <6>, но дополнительно указывается еще на одну цель - нарушение общественной безопасности. -------------------------------- <5> См.: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом. М., 2007. С. 515. <6> См.: Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. // Комментарий к ФЗ "О борьбе с терроризмом". СПб., 2003. С. 368.

Анализ целей совершения террористического акта, предусмотренных действующим российским законодательством о противодействии терроризму, в том числе УК РФ, учет положений и определений, содержащихся в международно-правовых актах, а также изучение мнений ученых-юристов и правоприменительной практики выявили необходимость корректировки целей терроризма и террористического акта. При новой кодификации нельзя допустить игнорирование международных стандартов. В третьей главе обсуждаемого раздела предлагается регулировать наказания за транснациональные организованные преступления; привести в ней понятие таковых в формулировке Конвенции ООН. Применительно к санкциям указать, что преступления, включенные в главу "Транснациональные организованные преступления", наказываются лишением свободы не менее четырех лет (как в Конвенции) с повышением максимума наказания, предусмотренного в соответствующих статьях Уголовного кодекса, до пяти лет. Квалификация таких преступлений будет осуществляться по статьям Уголовного кодекса с признанием в приговоре суда, со ссылкой на части статей указанной главы, преступления транснациональным организованным с назначением соответствующего повышенного наказания. Если перспективы уголовного законотворчества будут реализовываться путем подготовки новой редакции Уголовного кодекса, то не следует упускать реальной возможности устранить пробельность в регламентации террористических преступлений, которая свойственна действующему кодифицированному нормативному правовому акту. В целом ряде документов ООН, в том числе в Резолюции Совета Безопасности ООН N 1566(2004), принятой 8 октября 2004 г., преступные террористические акты последовательно рассматриваются ООН <7> как такие деяния, в том числе против гражданских лиц, -------------------------------- <7> См.: Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом. М., 2007. С. 63 - 79 и др.

которые совершаются с намерением: причинить смерть или серьезный ущерб здоровью или захватить заложников, и преследуют цель: вызвать состояние ужаса у широкой общественности, или группы людей, или отдельных лиц; запугать население или заставить совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения правительство или международную организацию. В рамках системы ООН, как мы уже констатировали, разработаны универсальные соглашения, направленные против международного терроризма и касающиеся конкретных видов террористической деятельности. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. (Токийская конвенция), касающаяся авиационной безопасности: применяется к актам, затрагивающим безопасность в полете; разрешает командиру воздушного судна устанавливать разумные меры, включая сдерживание, в отношении любого лица, которое, по мнению командира, совершило или намеревается совершить такой акт, когда это необходимо для защиты безопасности воздушного судна; и требует, чтобы договаривающиеся государства арестовывали нарушителей и возвращали контроль над воздушным судном законному командиру. СССР присоединился к Конвенции (Указ Президиума ВС СССР от 4 декабря 1987 г. N 8109-XI) с оговоркой и заявлением. Россия сняла оговорку по п. 1 ст. 24 (Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 28-ФЗ). Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция), касающаяся захвата воздушных судов: объявляет преступлением действия любого лица на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое "незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия либо путем любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль" либо пытается совершить любое такое действие; требует, чтобы участники Конвенции применяли в отношении захвата воздушных судов "суровые меры наказания"; требует, чтобы стороны заключали преступников под стражу с целью либо их выдачи, либо осуществления преследования по делу; и требует, чтобы стороны оказывали друг другу содействие в связи с уголовным разбирательством, начатым согласно Конвенции. СССР подписал Конвенцию 16 декабря 1970 г. и ратифицировал с оговоркой (Указ Президиума ВС СССР от 4 августа 1971 г. N 2000-VIII). Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвенция), касающаяся актов авиационного саботажа, таких, как взрывы бомб на борту воздушного судна, находящегося в полете: объявляет преступлением действия лица, незаконно и преднамеренно совершающего акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; помещение на воздушное судно взрывчатого вещества; попытку совершить такие действия или соучастие лицу, которое совершает или пытается совершить любое такое действие; требует, чтобы участники Конвенции применяли в отношении таких преступлений "суровые меры"; и требует, чтобы участники брали под стражу преступников либо для их выдачи, либо для осуществления преследования по делу. СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1972 г. N 3719-VIII) с оговоркой. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г., касающаяся нападений на высокопоставленных должностных лиц правительств и дипломатов: определяет "лицо, пользующееся международной защитой", как главу государства, министра иностранных дел, представителя или должностное лицо государства или международной организации, которое имеет право на специальную защиту в иностранном государстве, и его семью; и требует, чтобы участники устанавливали уголовную ответственность и предусматривали "соответствующее наказание с учетом тяжкого характера" за преднамеренное убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой, насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортное средство такого лица, угрозу совершить такое нападение или попытку его совершения, и действия "в качестве соучастника". Конвенция подписана СССР 7 июня 1974 г. с оговоркой и ратифицирована (Указ Президиума ВС СССР от 26 декабря 1975 г. N 2727-IX). Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. ("Конвенция о заложниках"): предусматривает, что "любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо для того, чтобы заставить третью сторону, а именно государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц, совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление захвата заложников по смыслу настоящей Конвенции". СССР присоединился к Конвенции в 1987 г. В Указе Президиума Верховного Совета от 7 мая 1987 г. N 6941-XI содержатся оговорка и заявление. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. (Конвенция о ядерных материалах), касающаяся незаконного захвата и использования ядерных материалов: устанавливает уголовную ответственность за незаконное владение, использование, передачу или кражу ядерного материала и угрозу использовать ядерный материал для причинения смерти, серьезных увечий или существенного ущерба собственности. Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала: юридически обязывают государства защищать ядерный материал при его мирном использовании, хранении и перевозке внутри государства, а также ядерные установки; предусматривают расширенное сотрудничество между государствами в отношении оперативных мер по обнаружению и возвращению пропавшего или украденного ядерного материала, смягчения или сведения к минимуму радиологических последствий саботажа или предотвращения связанных с этим преступлений и борьбы с ними. Конвенция подписана от имени СССР 22 мая 1980 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 мая 1983 г. N 9236-X с оговоркой. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации: распространяет положения Монреальской конвенции (см. выше) с целью охватить террористические акты в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1989 г. N 10153-XI. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., касающаяся террористической деятельности на борту судов: устанавливает правовой режим, применимый к актам, направленным против международного морского судоходства, аналогичный режимам, установленным для международной авиации; и объявляет преступлением действия лица по незаконному и преднамеренному захвату судна или осуществлению контроля над ним силой или угрозой силы либо путем любой другой формы запугивания, совершение акта насилия против лиц на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна, помещение или совершение действия в целях помещения на борт судна устройства или вещества, которое может разрушить это судно, и совершение других актов, направленных против безопасности судов. СССР подписал Конвенцию 2 марта 1989 г. с оговоркой, Россия ратифицировала Конвенцию с оговоркой (Федеральный закон от 6 марта 2001 г. N 22-ФЗ). Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства: объявляет преступлением использование судна в качестве средства для совершения террористического акта; объявляет преступлением перевозку на борту судна различных материалов, когда известно, что они предназначены для использования с целью причинить или создать угрозу причинения смерти или серьезных увечий или ущерба для совершения террористического акта; объявляет преступлением перевозку на борту судна лиц, которые совершили террористический акт; и устанавливает процедуры для высадки на борт судна, которое считается совершившим преступление согласно Конвенции. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г., касающийся террористической деятельности на морских стационарных платформах: устанавливает правовой режим, применимый к актам, направленным против стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, который сходен с режимами, установленными в области международной авиации. Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе: применяет изменения к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, в отношении стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. 6 марта 2001 г. принят Федеральный закон N 22-ФЗ "О ратификации Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе". Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. предусматривает химическую маркировку для облегчения обнаружения пластических взрывчатых веществ, например для борьбы с актами саботажа в отношении воздушных судов: предназначена для установления контроля и ограничения в отношении использованных немаркированных и не поддающихся обнаружению пластических взрывчатых веществ (заключена после взрыва рейса 103 компании "ПанАм" в 1988 г.); стороны обязаны на своих соответствующих территориях обеспечивать эффективный контроль в отношении "немаркированных" пластических взрывчатых веществ, т. е. тех взрывчатых веществ, которые не содержат одно из маркирующих веществ, о котором говорится в Техническом приложении к договору; и в целом каждый участник обязан, среди прочего, принимать необходимые и эффективные меры для запрещения и предотвращения изготовления на его территории немаркированных взрывчатых веществ; предотвращать ввоз на его территорию и вывоз с нее немаркированных взрывчатых веществ; осуществлять строгий и эффективный контроль над владением и передачей во владение немаркированных взрывчатых веществ, которые были изготовлены до вступления Конвенции в силу; обеспечивать, чтобы все запасы взрывчатых веществ, не находящиеся во владении органов, осуществляющих военные или полицейские функции, были уничтожены, использованы, маркированы или лишены взрывчатых свойств в течение трех лет; принимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы немаркированные взрывчатые вещества, находящиеся во владении военных или полиции, были уничтожены, использованы, маркированы или лишены взрывчатых свойств в течение 15 лет; и обеспечивать скорейшее уничтожение любых немаркированных взрывчатых веществ, произведенных после вступления Конвенции в силу для этого государства. Россия подписала Конвенцию 1 марта 1993 г., ратифицировала ее с поправками к Техническому приложению к Конвенции, вступившими в силу 27 марта 2002 г. и 19 февраля 2005 г. (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 201-ФЗ). Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. предусматривает режим универсальной юрисдикции в отношении незаконного и преднамеренного использования взрывных или иных смертоносных устройств в пределах различных указанных мест общественного пользования или против них с намерением причинить смерть или серьезные увечья или значительные разрушения таких общественных мест. Россия подписала Конвенцию с заявлением и ратифицировала с заявлением (Федеральный закон от 13 февраля 2001 г. N 19-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом" <8>). -------------------------------- <8> В данном Федеральном законе говорится: 1. "Российская Федерация заявляет, что в соответствии с п. 3 статьи 6 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (далее - Конвенция) устанавливает свою юрисдикцию в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 2 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 6 Конвенции". 2. "Российская Федерация исходит из того понимания, что положения статьи 12 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи" // СЗ РФ. 2001. N 8. Ст. 702.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.: требует, чтобы участники предпринимали шаги, с тем чтобы воспрепятствовать и противодействовать финансированию террористов, независимо от того, осуществляется ли такое финансирование прямо или косвенно через организации, которые утверждают, что преследуют благотворительные, общественные или культурные цели, или также вовлечены в запрещенные виды деятельности, такие, как незаконный оборот наркотиков и поставки оружия; обязывает государства привлекать тех, кто финансирует терроризм, к уголовной, гражданской или административной ответственности за такие деяния; и предусматривает выявление, блокирование и арест фондов, предназначенных для террористической деятельности, а также раздел с другими государствами конфискованных средств в каждом случае в отдельности. Банковская тайна более не является достаточным основанием для отказа в сотрудничестве. Ратифицирована Россией в 2002 г. (Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма") с заявлениями <9>. -------------------------------- <9> В данном Федеральном законе указано следующее: "Ратифицировать Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года, подписанную от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 3 апреля 2000 года (далее - Конвенция), со следующими заявлениями: 1) Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Конвенции заявляет, что она устанавливает свою юрисдикцию в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 2 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 7 Конвенции; 2) Российская Федерация исходит из того, что положения статьи 15 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2792.

Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.: охватывает широкий круг деяний и возможных целей, включая атомные электростанции и ядерные реакторы; охватывает угрозы или попытки совершить такие преступления или участвовать в них в качестве соучастника; предусматривает выдачу или преследование преступников; призывает государства сотрудничать в предотвращении террористических нападений посредством обмена информацией и оказания друг другу помощи в связи с уголовными расследованиями или процедурами выдачи и предусматривает как кризисные ситуации (оказание государствам помощи в урегулировании ситуации), так и посткризисные ситуации (обеспечение безопасности ядерного материала через Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)). Подписана Российской Федерацией 6 августа 2005 г., ратифицирована Федеральным законом от 2 октября 2006 г. N 158-ФЗ без оговорок. Документы Организации Объединенных Наций учитываются региональными международными организациями при разработке и принятии документов о борьбе с терроризмом. В частности, при определении того, что признается терроризмом, террористическим преступлением. В ст. 1 "Терминология" Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма говорится: "Для целей настоящей Конвенции "террористическое преступление" означает любое из преступлений в рамках положений и определений, содержащихся в одном из договоров, перечисленных в приложении". Перечисляются антитеррористические конвенции ООН. Эти же Конвенции указываются в приложении к Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом <10> (15 июня 2001 г.). -------------------------------- <10> Договаривающиеся стороны: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

В ст. 1 указанной Шанхайской конвенции говорится: "1. Для целей настоящей Конвенции используемые в ней термины означают: 1) "терроризм": а) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в приложении к настоящей Конвенции (далее - приложение), и как оно определено в этом договоре; б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон". В п. "б" цитируемой ст. 1 в значительной мере воспроизводится подход ООН к пониманию терроризма. В частности, отмечается, что перечисляемые деяния охватываются термином "терроризм" в случаях, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. В Шанхайской конвенции содержится следующее важное положение: объект непосредственного психофизического насилия при терроризме - человек, не принимающий активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта. Действия в отношении лица, принимающего активное участие в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, квалифицируются иначе. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом дополнительно к документам ООН признает: направленность террористического деяния на нанесение значительного ущерба какому-либо материальному объекту; цель нарушения - общественная безопасность. При этом в Шанхайской конвенции нет прямого указания на цель вызвать состояние ужаса у широкой общественности, или группы людей, или отдельных лиц. Но это может рассматриваться в рамках нарушения общественной безопасности. Позднее в Екатеринбурге 16 июня 2009 г. принята Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, ратифицированная Российской Федерацией в октябре 2010 г. (Федеральный закон от 2 октября 2010 г. N 253-ФЗ "О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма" <12>). В ней дается иное, чем в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, определение терроризма, близкое к определению Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" <13>. При этом в ст. 2 указывается, что, во-первых, используемые в Конвенции термины и понятия означают "для целей настоящей Конвенции"; во-вторых, "настоящая статья не наносит ущерба какому-либо международному договору или национальному законодательству любой из Сторон, которые содержат или могут содержать положение о более широком применении терминов и понятий, используемых в настоящей статье" (ч. 2 ст. 2). -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4979. <13> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

В п. 2 ч. 1 ст. 2 новой Конвенции содержится следующее определение терроризма: "2) терроризм" - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству". При определении терроризма здесь дополнительно (по сравнению с Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом) указывается, что: терроризм не только деяния, но и идеология, средство - совершение либо угроза совершения преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству. Нарушение общественной безопасности здесь не указывается, расширяется понимание направленности терроризма за счет причинения ущерба и личности, и обществу, и государству. В п. 3 ч. 1 ст. 2 Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма дается следующее определение террористического акта, дополняющее по существу понимание терроризма: "3) "террористический акт" - деяние, связанное с устрашением населения и создающее опасность жизни и здоровью человека, направленное на причинение значительного имущественного ущерба, либо наступление экологической катастрофы или иных тяжких последствий для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей путем воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий". Здесь обращает на себя внимание указание на совершение террористического акта в целях широкого спектра: политических, религиозных, идеологических и иных. Исходя из особенностей видового объекта полагаем необходимым в новой редакции гл. 24 "Преступления против общественной безопасности" УК РФ дополнить перечень преступлений, посягающих на общие условия безопасного функционирования общества, следующими видами преступлений: 1. Террористические преступления, связанные с незаконным оборотом ядерных материалов и радиоактивных веществ: - преднамеренное совершение без разрешения компетентных органов таких действий, как получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собственности; - незаконное и умышленное владение радиоактивными материалами либо изготовление устройства или владение им: а) с намерением причинить смерть или серьезное увечье; или б) с намерением нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; - использование радиоактивного материала или устройства любым образом либо использование или повреждение ядерного объекта таким образом, что происходит высвобождение или создается опасность высвобождения радиоактивного материала: а) с намерением причинить смерть или серьезное увечье; или б) с намерением нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; или в) с намерением вынудить физическое лицо или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него. 2. Пиратство как террористическое преступление: - незаконный и преднамеренный захват судна или установление контроля над ним силой или угрозой силы либо путем любой другой формы запугивания; - применение насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; - разрушение судна или нанесение судну или его грузу повреждения, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна; - помещение или совершение действий в целях помещения на борт судна каким бы то ни было способом устройства или вещества, которое может разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждение, которое угрожает или может угрожать безопасному плаванию данного судна; - разрушение морского навигационного оборудования, или причинение ему серьезного повреждения, или создание серьезных помех его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасному плаванию судна; - сообщение заведомо ложных сведений, сопряженное с созданием тем самым угрозы безопасному плаванию судна. 3. Террористические преступления, посягающие на установленный порядок эксплуатации стационарных платформ: - незаконный и преднамеренный захват стационарной платформы или установление контроля над ней силой или угрозой силы либо путем любой другой формы запугивания; - применение насилия против лица на стационарной платформе, если этот акт может угрожать ее безопасности; - разрушение стационарной платформы или нанесение ей повреждения, которое может угрожать ее безопасности; - помещение или совершение действий в целях помещения на стационарную платформу каким бы то ни было способом устройства или вещества, которое может разрушить эту стационарную платформу или создать угрозу ее безопасности. Естественно, в рамках одной статьи мы не ставили перед собой задачу сформулировать диспозиции конкретных уголовно-правовых норм об ответственности за террористические преступления, посчитав это преждевременным. Предложенные нами идеи могут рассматриваться в качестве своеобразного "плана застройки", который позволит в новой редакции Уголовного кодекса найти место для террористических преступлений, которые имеют международную бланкетность, в соответствии с положениями Конституции РФ, Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". Надеемся, что предложенные нами новеллы будут использованы для совершенствования механизма уголовно-правового регулирования в сфере противодействия терроризму.

Библиографический список

1. Законодательство о борьбе с преступностью: состояние и перспективы развития / Под ред. О. С. Капинус. М., 2010. 2. Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом. М., 2007.

Название документа