Проблемы валютной интеграции России и Республики Беларусь: правовые аспекты

(Суткевич Е. А.) ("Реформы и право", 2009, N 1) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Е. А. СУТКЕВИЧ

Суткевич Елена Александровна - младший научный сотрудник Центра публично-правовых исследований.

Вопрос валютной интеграции России и Беларуси по большей части - экономический и политический, носящий затяжной характер. Что касается его правового содержания, многие нормы носят декларативный характер. Однако представляется возможным на основе анализа принятых международных двусторонних актов условно выделить несколько этапов в попытке создания валютного союза как одного из ключевых составляющих интеграционного процесса России и Беларуси. Хотя создание Сообщества России и Беларуси, преобразование его в Союз, а далее принятие совместного решения в пользу создания отдельного Союзного государства, как показывает практика условно "добросовестного выполнения сторонами взаимных обязательств", скорее имели целью создание видимости продвижения вперед в процессе единения исторически близких друг другу народов. Валютную интеграцию, с юридической точки зрения, можно отнести к группе институтов международного финансового права. Кроме того, в связи со спецификой и особой значимостью отношений в валютной сфере представляется возможным выделить отдельный блок международных валютных отношений, в рамках которых и рассматривать валютную интеграцию. Основу валютной интеграции составляют экономические процессы, облеченные в определенную правовую форму посредством принятия соответствующих международных соглашений субъектами международного права (Россией и Беларусью). Деньги и их обращение внутри государства как часть внутригосударственной финансовой системы представляют собой один из важнейших составных элементов реализации государственного суверенитета. Вместе с тем в силу межгосударственных договоренностей элементы внутригосударственной финансовой системы или вся она целиком могут быть переданы на общий коллективный (межгосударственный) уровень (как, например, в Европейском союзе). В этих случаях целиком или частично она, как правило, приобретает качества самостоятельности в межгосударственных валютно-финансовых отношениях. Однако такая практика, по мнению Г. М. Вельяминова, не меняет принципиального суверенного качества денежной функции государства <1>. Таким образом, проявляется действие так называемого "валютного суверенитета" <2> как "финансово-правовой основы денежно-кредитной и валютной политики" <3> любого государства. -------------------------------- <1> Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 243 - 244. <2> В данном случае понятие "валютный суверенитет" равнозначно понятию "денежный суверенитет". <3> Лисицын А. Ю. Финансово-правовые основы денежно-кредитной и валютной политики Европейского валютного союза // Публичные финансы и финансовое право: Сборник статей / Под ред. А. Н. Козырина. Готика, 2005.

Присущая обоим государствам (России и Беларуси), данная правовая категория является ключевой в процессе валютной интеграции. Наличие валютного суверенитета у каждого государства в отдельности, передача его одним государством другому в рамках определенных международно-правовых обязательств <4>, как правило, и определяют отношения в сфере валютной интеграции. -------------------------------- <4> Обязательства носят международно-правовой характер, т. к. они возникают между двумя государствами как субъектами международного публичного права.

Валютный суверенитет реализуется не только в правовой, но, в первую очередь, в экономической и политической сферах, что зачастую предопределяет затяжной характер процессов валютной интеграции между государствами-участниками. Формой реализации валютного (денежного) суверенитета в широком смысле выступает денежно-кредитная и валютная политика государства, а в узком смысле - определенный набор инструментов ее осуществления <5>. -------------------------------- <5> Лисицын А. Ю. Указ. соч.

Однако в определенных случаях государства, каждое из которых наделено валютным суверенитетом, сознательно и добровольно идут на его ограничение, образуя тем самым различные формы валютной интеграции (виды валютных объединений). Тем самым части внутригосударственных финансовых систем каждого из государств, объединяясь друг с другом, становятся самостоятельными в межгосударственных валютно-финансовых отношениях. Передовой опыт государств - членов Европейского союза (далее - ЕС) в сфере совместного осуществления денежно-кредитной и валютной политики, создание различных форм ограничений денежного суверенитета и соответствующих видов валютных объединений европейских стран (создание Европейского валютного союза) представляется возможным использовать при анализе валютно-правового статуса объединения России и Беларуси. В частности, это сотрудничество и интеграция государств - членов ЕС в виде такого валютного объединения, как валютный союз. В основе сотрудничества лежит "механизм делегирования денежного суверенитета". В основе интеграции лежит также сотрудничество, но "направленное на образование нового носителя основы денежного суверенитета путем отказа участников интеграции от своего денежного суверенитета" <6>. Иными словами, целью валютной интеграции является наделение основой денежного суверенитета наднациональных институтов. -------------------------------- <6> См.: Там же.

Применительно к Союзному государству России и Беларуси, анализируя существующее положение вещей, возникает ряд вопросов о том, справедливо и оправданно ли применение термина "интеграция" в рассматриваемых международных отношениях, соответствуют ли содержанию этой категории те процессы, которые происходят в отношениях между Россией и Республикой Беларусь. Актуальность выбранной тематики обусловлена также тем обстоятельством, что попытки создать самостоятельно функционирующее надгосударственное образование в форме Союзного государства России и Беларуси остаются безрезультатными в течение целого десятилетия. Происходит это несмотря на то, что созданы соответствующие органы (Высший Государственный Совет, Парламент Союзного государства, Совет Министров, Суд Союзного государства, Счетная палата), деятельность которых можно проследить на отдельном информационно-политическом портале Союзного государства <7>; а политические идеи, в том числе касающиеся валютной интеграции двух стран, облечены в правовую форму посредством ратификации целого ряда международных правовых актов. -------------------------------- <7> http://www. soyuz. by

Камнем преткновения на пути единения России и Беларуси стал практически не решаемый вопрос объединения денежно-кредитных систем обоих государств, включая введение единой денежной единицы и создание единого эмиссионного центра Союзного государства, что включает в себя процесс валютной интеграции. Политическая воля, выраженная "на бумаге", оказалась недостаточной для реализации намеченных планов. Необходимым оказалось не только создание приемлемых экономических условий, ставящих оба государства в равное положение, но и решение трудностей "юридического, конституционного характера и в России, и в Беларуси" <8>. -------------------------------- <8> Гейвандов Я. А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М., 2003.

Для более подробной иллюстрации описанных выше процессов обратимся к рассмотрению двусторонних соглашений, заключенных между двумя странами по вопросам валютной интеграции. Попытки урегулировать на международно-правовом уровне отношения в валютной сфере между Россией и Беларусью были предприняты еще в 1994 году. В официально не опубликованном Договоре об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы от 12 апреля 1994 г. (далее - Договор) были закреплены основные (базовые) условия объединения денежных систем как одного из факторов формирования Экономического союза в рамках СНГ. Представляется, что положения указанного Договора и перечня соглашений и протоколов к нему определили основные направления и цели, а также методы их достижения, которые должны были быть в последующем предприняты Россией и Беларусью в валютной сфере. В частности, в ст. 1 Договора указано, что в основу поэтапного объединения денежных систем положено использование в качестве общей денежной единицы российского рубля в денежном обращении на территории обоих государств и в их межгосударственных расчетах. В связи с тем что процесс этот поэтапный, Республика Беларусь должна была осуществить переоценку (обмен) своих наличных денег и всех иных видов имущества, выраженных в белорусских рублях, в валюте Российской Федерации по согласованному курсу (с применением двух обменных курсов) и в согласованные сроки. Таким образом, предполагалось, что на первом этапе коллективной валютой (как инструмент сотрудничества) станет российский рубль (в рассматриваемом случае статус коллективной валюты предполагает, что наряду с обращением российского рубля национальная валюта (белорусский рубль) сохраняет силу законного платежного средства на территории соответствующего государства (Беларуси). Впоследствии на следующем этапе российский рубль примет форму единой валюты в рамках валютной интеграции. Иными словами, таким способом должна была функционировать система параллельного денежного обращения одностороннего характера. Только российский рубль в отличие от белорусского должен был получить силу законного платежного средства на территории обоих государств. Принципиальным являлось положение о том, что со дня вступления Договора в силу предполагалось создание единого эмиссионного банка и органа денежно-кредитного и валютного регулирования в рамках объединенной денежной системы, права и полномочия которого приобретал Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России). В процессе обмена денег баланс Национального банка Республики Беларусь (далее - НБ Республики Беларусь) включался в баланс Банка России, который должен был отвечать по обязательствам НБ Республики Беларусь. Также было отмечено, что НБ Республики Беларусь участвует через своих представителей в Банке России в разработке и реализации денежно-кредитной политики, регулирует в рамках этой политики на территории Республики Беларусь кредитные отношения, денежное обращение, порядок расчетов, выдает лицензии на право занятия банковской деятельностью, несет ответственность за организацию и осуществление надзора за работой банков (ст. 5). В соответствии с Договором для сбалансирования платежного баланса Беларуси Россия в приоритетном порядке должна была предоставить Республике Беларусь в первом полугодии 1994 г. государственный кредит в размере до 0,2 трлн. рублей (ст. 12). При этом государства будут координировать подготовку национальных законодательных актов по вопросам денежно-кредитного и валютного регулирования, бюджетного устройства, налогообложения и других касающихся денежной системы нормативных документов (ст. 15). Однако невыполнение сторонами необходимых для вступления в силу Договора внутригосударственных процедур предопределило дальнейший ход процесса объединения денежных систем двух стран. Составлением в качестве приложений к Договору соответствующих соглашений и протоколов этот процесс завершился, подтвердив декларативный характер содержавшихся в них норм. Это яркий пример стремления создать особую форму реализации денежного суверенитета, не характерную, например, для стран Европейского союза, отражающую исключительно специфику взаимоотношений России и Беларуси. Такую политику в денежно-кредитной и валютной сфере условно можно назвать "валютным поглощением" ("валютным замещением"), где ключевую роль как законного средства платежа на территории обоих государств должен был играть именно российский рубль как более устойчивая национальная валюта, с единым эмиссионным центром в лице Банка России. В рассматриваемом случае "валютное поглощение" и "валютный союз" имеют юридически противоположную содержательную нагрузку. Валютный союз, как и союз в любой иной сфере, предполагает равноправное участие входящих в него сторон. Соответственно, валютное объединение, которое должно было образоваться по Договору об объединении денежных систем двух стран, нельзя назвать валютным союзом. Далее, 6 января 1995 г. было принято Соглашение между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов российского рубля и белорусского рубля, которое вступило в силу 14 августа 1996 г. Его стороны (Россия и Беларусь), подтверждая приверженность к созданию Экономического союза и поэтапному формированию Платежного союза, принимая во внимание функционирование на территории обоих государств своих национальных денежных систем, согласились, что необходимым условием достижения взаимной конвертируемости российского рубля и белорусского рубля является поэтапное осуществление мероприятий по стабилизации их курсов по отношению друг к другу и к свободно конвертируемым валютам (ст. 1) При этом стороны должны были осуществлять меры по формированию ликвидного валютного рынка, обеспечивать функционирование параллельно действующих внутренних валютных рынков в Российской Федерации и Республике Беларусь. Банк России и Национальный банк Республики Беларусь должны были обеспечить регулярные (не реже двух раз в неделю) котировки рыночного курса российского рубля и белорусского рубля по отношению друг к другу и к доллару США, которые должны были проводиться на основе соотношения спроса и предложения на внутренних валютных рынках соответствующих государств. Плюс ко всему, стороны должны были обеспечить унификацию механизма валютного контроля и регулирования. Таким образом, в данном Соглашении стороны уже не упоминают о единой денежно-кредитной системе, напротив, выразив намерение сохранить собственные валюты и сосредоточиться на сотрудничестве в рамках сложившихся денежно-кредитных систем обоих государств <9>. В итоге ранее достигнутые договоренности об объединении денежно-кредитных систем обоих государств фактически были приостановлены. -------------------------------- <9> Гейвандов Я. А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М., 2003.

12 июля 1995 г. Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля, не вступившее в силу. Однако целью указанного соглашения было не стремление к интеграции, а стремление повысить эффективность борьбы с нарушениями законодательства в области валютных, экспортных и иных внешнеэкономических операций, осуществляемых между двумя государствами. Что касается непосредственно российско-белорусской интеграции с целью создания валютного союза, то правовую основу данного процесса составляют такие международные двусторонние акты, как Договор об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. <10> (далее - Договор об образовании Сообщества), Договор о Союзе Беларуси и России от 23 мая 1997 г. <11> (далее - Договор о Союзе), а также Устав Союза Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. <12> (далее - Устав Союза), являющийся неотъемлемой частью Договора о Союзе. Перечисленные документы утратили свою силу в связи с принятием 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства <13>. -------------------------------- <10> Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 1996 г. N 47. Ст. 5300. <11> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3596. <12> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3596. <13> СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 786.

Согласно положениям ныне не действующего Договора об образовании Сообщества Россия и Беларусь договорились "на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество России и Беларуси в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения жизни народов и духовного развития личности" (ст. 1). Одним из существенных моментов в создании глубоко интегрированного экономического сообщества должно было стать проведение унификации денежно-кредитных и бюджетных систем сторон, создание условий для введения общей валюты. В итоге снова была провозглашена идея введения единой (общей) валюты на территории обоих государств. Указанные мероприятия в соответствии со ст. 7 Договора об образовании Сообщества должны были быть проведены до конца 1997 г. Для осуществления этих функций предполагалось создание органов Сообщества (Высший Совет, Парламентское Собрание, Исполнительный Комитет). О необходимости проведения более конкретных мероприятий в валютной сфере в указанном документе не упоминалось. В то же время, формально руководствуясь Договором об образовании Сообщества, а также принимая во внимание принципы Платежного союза СНГ, <14> Банк России и НБ Республики Беларусь 20 февраля 1997 г. подписали Соглашение об организации расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь <15>. Теперь осуществлять расчеты и платежи между Россией и Беларусью предполагалось в национальных валютах этих государств, в том числе в свободно конвертируемых валютах в соответствии с законодательством, действующим на территории каждого государства (ст. 1). Для этого Банк России и НБ Республики Беларусь, а также уполномоченные банки двух государств должны были открыть корреспондентские счета на взаимной основе. По операциям через корреспондентские счета уполномоченных банков должен был применяться режим плавающего валютного курса, определяемого спросом и предложением на валютных рынках России и Беларуси. По общему правилу порядок установления курса национальной валюты каждое государство намеревалось определять самостоятельно (ст. 4). -------------------------------- <14> Соглашение стран СНГ от 21.10.1994 "О создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств" // СЗ РФ. 29.09.1997. N 39. Ст. 4467. <15> Вестник Банка России. 1997. N 28.

Таким образом, положения Соглашения от 20 февраля 1997 г. свидетельствовали о намерении сохранить самостоятельность денежно-кредитных систем, основанных на собственных национальных валютах двух суверенных государств, а не сблизить их. В развитие данного направления между НБ Республики Беларусь и Банком России было заключено Соглашение о координации действий в области политики обменного курса национальных валют от 7 марта 1997 г., в котором они признают наличие валютного суверенитета у обоих государств. "Стороны будут устанавливать официальные курсы национальных валют исходя из спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом рынках с учетом макроэкономической ситуации и величины государственных золотовалютных резервов. Стороны обеспечат использование единого обменного курса на всех сегментах валютного рынка своих стран", - так гласила ст. 3 указанного Соглашения. При этом "Стороны, начиная с 1 апреля 1997 года, проведут согласование механизма установления официальных курсов белорусского рубля к российскому рублю и параметров допустимых взаимных отклонений этих курсов, устанавливаемых каждой из Сторон на основе официальных кросс-курсов доллара США к этим валютам" (ст. 5). В результате принятия указанного Соглашения законодатель предпринял более конкретные шаги в процессе интеграции. Ни о каком объединении денежных систем и едином эмиссионном центре в указанном Соглашении не упоминается, за основу взято противоположное направление признания принципа самостоятельности реализации валютного суверенитета, а значит и утверждение самостоятельности денежно-кредитных систем двух стран. Следующий шаг во взаимоотношениях России и Беларуси в валютной сфере ознаменовался принятием 2 апреля 1997 г. нового Договора, согласно которому Сообщество России и Беларуси преобразуется в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза. В соответствии с положениями ст. 3 Устава Союза, "Союз основывается на принципах суверенного равенства государств - участников Союза, демократии и уважения прав человека и гражданина, сотрудничестве и взаимопомощи, добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств и на других общепризнанных принципах и нормах международного права". Задачи, поставленные перед Союзом согласно Уставу, сгруппированы по сферам: политической, экономической, социальной, в сфере обеспечения безопасности и правовой сфере. В рамках экономической сферы в качестве задач Союза отдельно была выделена унификация денежно-кредитных, бюджетных и налоговых систем, а также создание необходимых условий для введения единой валюты (ст. 9). Выполнение последней задачи неразрывно связано с правовой сферой. В частности, необходима унификация и согласованное развитие законодательства обоих государств - участников Союза, а именно в валютной сфере. Для этого государства должны были наделить Союз рядом полномочий, в том числе координацией деятельности в сфере валютного регулирования (п. "и" ст. 15). Отдельной статьей регламентировалось положение о том, что "государства - участники Союза создают необходимые условия для обеспечения взаимной конвертируемости своих валют по текущим операциям. Решение о формировании единого эмиссионного центра должно было быть принято государствами - участниками Союза в процессе унификации их денежных систем" (ст. 31). Однако национальные денежно-кредитные системы и их регулирование каждое государство Союза сохранило в своем исключительном ведении, об их объединении в Договоре о Союзе также не упоминается. Согласно вышеупомянутой ст. 9 Устава Союза государства-участники договорились о том, что будут способствовать унификации денежно-кредитных систем, а также создавать условия для введения единой валюты. Таким образом, Договор о Союзе России и Беларуси и Устав Союза помимо указаний на необходимость создания условий для введения единой валюты, а также взаимной конвертируемости валют обоих государств, не содержали в себе более конкретных нормативных положений. При этом какие-либо мероприятия, необходимые для реализации поставленных задач, также не были предприняты. 25 декабря 1998 г. Президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси <16>, в которой подвели некий формальный итог процесса "всеобъемлющей" интеграции двух государств, "получившей мощный импульс в результате подписания 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России". Однако в результате анализа развития интеграционных процессов было отмечено, что "возможности объединения экономического и духовного потенциала двух стран используются далеко не полностью". Россия и Беларусь, проделав путь от Сообщества к Союзу двух государств, осознают необходимость выхода на новый этап интеграции, придания нового качества процессу единения. Для этого предстоит "продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств - участников Союза" <17>. -------------------------------- <16> Российская газета. 1998. 26 декабря. <17> См.: Там же.

Представляется, что именно формулировка "придание нового качества процессу единения" наиболее точно характеризует мероприятия по созданию Сообщества, Союза, а потом и Союзного государства. Таким способом стороны, вероятно, создавали видимость продвижения вперед на пути интеграции государств посредством принятия норм преимущественно декларативного характера при отсутствии действенного механизма их реализации. В указанной Декларации было прописано, что следующим шагом в процессе единения будет создание Союзного государства России и Беларуси. Также было продекларировано, что "в экономической сфере будут проведены кардинальные изменения, которые должны стать прочной базой дальнейшего сближения. Уже к концу первой половины 1999 года будет создана единая для всех субъектов хозяйствования правовая среда, сформировано единое таможенное пространство, унифицированы гражданское и налоговое законодательство, валютное регулирование и денежно-кредитная система. Завершатся объединение энергетической и транспортной систем, создание единого научно-технологического и информационного пространства. Будет осуществлен переход к единой валюте" <18>. -------------------------------- <18> Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси // Российская газета. 1998. 26 декабря.

Важнейшим международно-правовым актом в российско-белорусской интеграции стал Договор о создании Союзного государства, принятием которого Россия и Республика Беларусь четко определили свое стремление к созданию такого вида валютного объединения, как валютный союз. Создание Союзного государства "знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство" (ст. 1). В ст. ст. 13 и 22 в рамках раздела III "Принципы формирования единого экономического пространства" регулируются вопросы поэтапного введения единой денежной единицы на территории Союзного государства с одновременным созданием единого эмиссионного центра, который наделяется исключительной компетенцией осуществлять денежную эмиссию единой валюты и отвечает за защиту и обеспечение ее устойчивости. При этом дальнейшие мероприятия, касающиеся непосредственной реализации указанных положений, осуществляются на основе дополнительного соглашения между Россией и Беларусью. До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств-участников продолжают хождение их национальные денежные единицы. В целях поэтапного претворения в жизнь настоящего Договора была принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства <19>. В преамбуле Программы сказано, что ее выполнение ознаменует завершение процесса создания Союзного государства с единым экономическим пространством, в том числе с единой денежной единицей. Пункт 3 Программы отдельно отведен вопросу введения единой денежной единицы. Законодатель впервые употребил термин "валютная интеграция", отметив, что указанная интеграция осуществляется в ходе формирования единого экономического пространства на основе введения единой денежной единицы (валюты). В этих целях будет подписано специальное межгосударственное соглашение, в результате выполнения которого "денежная эмиссия будет осуществляться исключительно единым эмиссионным центром. Работа по введению единой денежной единицы будет осуществляться поэтапно. Итоги работы будут оформляться отдельными протоколами с таким расчетом, чтобы она была полностью завершена к концу 2005 года в увязке с процессом экономической интеграции в Союзном государстве" (п. 3). В итоге в отличие от ранее подписанных между Россией и Беларусью межгосударственных договоров и соглашений в денежно-кредитной сфере впервые настоящим Договором было предусмотрено осуществление государственного контроля по выполнению плана реализации положений подписанных международных договоров с оформлением соответствующих протоколов. -------------------------------- <19> Бюллетень международных договоров. 2000. N 3.

При этом, как отметил Я. А. Гейвандов, в отличие от Конституции России, которая акцентирует внимание на независимости эмиссионного центра России - Банка России, вышеназванный Договор вполне обоснованно подчеркивает необходимость взаимодействия единого эмиссионного центра с другими органами Союзного государства и государственными органами России и Беларуси <20>. -------------------------------- <20> Гейвандов Я. А. Денежно-кредитная интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства // Финансовое право. 2007. N 2.

Анализируя массив вышеприведенных правовых актов с акцентом на положения, касающиеся денежно-кредитной и валютной сферы, следует отметить, что более конкретные шаги по введению единой валюты России и Беларуси были предприняты в специальных соглашениях. Основополагающими соглашениями среди них стали заключенные 30 ноября 2000 г. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства <21>, а также Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы <22>. -------------------------------- <21> СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3320. <22> Бюллетень международных договоров. 2002. N 9.

Порядок введения единой денежной единицы Союзного государства в соответствии со статьями Соглашения о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра урегулирован таким образом, что впервые предусмотрен конкретный срок начала ее использования и конкретная валюта, которая должна была выполнять соответствующие функции. В итоге с 1 января 2005 г. роль единой денежной единицы должен был выполнять российский рубль (ст. 1), при этом по взаимному согласию сторон переход на российский рубль мог бы быть осуществлен раньше обозначенной даты (ст. 3). Кроме того, до формирования единого эмиссионного центра Союзного государства использование российского рубля в качестве единственного законного платежного средства и его обращение на территории Республики Беларусь должно было определяться отдельным соглашением (ст. 7). С 1 января 2008 г. должна была быть введена единая денежная единица Союзного государства (не российский рубль) на основе дополнительного соглашения между Россией и Беларусью (ст. 8). Однако на сегодняшний день ни одно из указанных мероприятий пока не реализовано. При этом, как считает большинство высокопоставленных лиц двух стран, единая валюта вряд ли появится в ближайшее время <23>. -------------------------------- <23> http://www. soyuz. by/ru/?guid=20298

Более того, в указанном Соглашении не определены статус, задачи и функции единого эмиссионного центра Союзного государства, а указано на необходимость заключения дополнительного договора по этому вопросу и внесения положений о едином эмиссионном центре в Конституционный акт Союзного государства (ст. 6). Что касается самой валютной интеграции между двумя странами, то фактически она должна представлять собой создание единой денежно-кредитной, в том числе валютной системы во главе с единым эмиссионным центром (не в лице Банка России, а в лице отдельного наднационального органа) (ст. 4). Такое валютное объединение представляется возможным назвать валютным союзом. По крайней мере правительства двух стран, заключая двусторонние соглашения между собой, стремятся создать именно союз (причем не только валютной, но и всех остальных сфер деятельности), используя соответствующие формулировки ("Экономический союз", "Платежный союз" и т. д.). В связи с этим анализ российско-белорусской интеграции проводится с акцентом на конечное создание валютного союза как одной из основных целей международно-правового сотрудничества двух "родственных" государств. Иными словами, характерной особенностью валютного союза России и Беларуси является тот факт, что в основу его положено сотрудничество в форме "валютного замещения". Таким образом, бесспорно, что валютно-правовые отношения России и Беларуси характеризуются стремлением осуществить валютную интеграцию. До заключения Договора о создании Союзного государства она должна была приобрести форму валютного поглощения, после (точнее - с 1 января 2008 г.) - форму валютного союза, свойственную европейским странам. Как заявил Президент Республики Беларусь на пресс-конференции 23 ноября 2006 г.: "Строить союзные отношения на неравноправной основе невозможно. Главный принцип строительства любого союза, любого объединения - это равноправие. Если не будет равноправия, все развалится в течение нескольких лет" <24>. Именно равноправие выступает существенным признаком валютного союза, отличающего его от валютного поглощения одной страны другой (Россией Беларуси). -------------------------------- <24> http://president. gov. by/press33658.php#doc

Правительство Российской Федерации и Банк России должны были оказывать в 2000 - 2004 годах поддержку в стабилизации платежного баланса Беларуси и курса белорусского рубля к российскому рублю, в том числе посредством предоставления и НБ Республики Беларусь кредитов в российских рублях или иностранной валюте (ст. 5). Взятые на себя финансовые обязательства Россия выполнила <25>. -------------------------------- <25> Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь "О предоставлении Республике Беларусь государственного кредита" от 10 декабря 2005 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Республике Беларусь государственного кредита в 2001 - 2002 годах от 30 ноября 2001 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь "О предоставлении Республике Беларусь государственного кредита в 2000 году" от 29 декабря 2000 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о государственном кредите в 1994 году от 24 мая 1994 г.

Россия и Беларусь в 3-месячный срок после вступления в силу рассматриваемого Соглашения разработали План совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 годов с учетом Программы действий России и Беларуси по реализации положений Договора о создании Союзного государства (ст. 10). В ту же дату в целях реализации указанного Соглашения было подписано еще одно - Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы. Оно определило основные подходы по созданию необходимых условий для использования с 1 января 2005 г. российского рубля в качестве единственного платежного средства на территории Союзного государства (ст. 1). План совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 гг. содержал в себе перечень мероприятий, которые сгруппированы по шести направлениям: в денежно-кредитной сфере, в области политики обменного курса белорусского рубля, в области валютного регулирования, в области регулирования деятельности кредитных организаций, в области налогово-бюджетной политики, в области структурных преобразований. Отметим основные из них, непосредственно относящиеся к валютной сфере. В денежно-кредитной сфере - снижение годового уровня инфляции и величины дефицита государственного бюджета России и Беларуси до согласованных уровней; прекращение использования кредитов центральных банков России и Беларуси на финансирование дефицита государственного бюджета; прекращение целевого кредитования со стороны НБ Республики Беларусь субъектов хозяйствования и предоставление кредитов коммерческим банкам только на рыночных условиях. В области политики обменного курса белорусского рубля - поддержание стабильного курса белорусского рубля к российскому; создание условий для взаимной конвертируемости российского и белорусского рубля по текущим операциям (в последующем и по капитальным). В области валютного регулирования - установление единых правил валютного регулирования и валютного контроля, а именно: единых определений валютных ценностей, валютных операций, включая их классификацию, а также понятий резидента и нерезидента; порядка открытия резидентами счетов в иностранных валютах в кредитных организациях Российской Федерации и Республики Беларусь, счетов в кредитных организациях иных государств, а также порядка открытия нерезидентами счетов в иностранной и национальной валютах в кредитных организациях Российской Федерации и Республики Беларусь и совершения операций по этим счетам; порядка осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и на территории Республики Беларусь; принципов осуществления валютного контроля. В области регулирования деятельности кредитных организаций - установление единых: порядка регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; требований при регистрации и лицензировании деятельности кредитных организаций и банковских групп, а также к аудиту банковской деятельности; принципов и условий функционирования платежных систем и правил совершения расчетов в целях создания единой платежной системы; стандартов совершения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций. Таким образом, на основе содержания норм рассмотренных выше международно-правовых актов условно можно выделить два этапа на пути к формированию валютного союза России и Беларуси. Вначале были предприняты попытки ограничить валютный суверенитет Беларуси, что условно можно назвать "валютным поглощением" ("валютным замещением"). Однако, несмотря на то что предлагалось делегировать большую часть полномочий, составляющих денежный суверенитет Беларуси, Банку России, а также придать российскому рублю статус единой валюты на территории двух государств, указанные мероприятия имели целью удовлетворение интересов обеих сторон, в частности были направлены на повышение эффективности их национальных денежно-кредитной и валютной политик. Кроме того, с экономической точки зрения, союз между Россией и Беларусью не может быть равноправным ввиду несопоставимости их экономик и территорий. Получается, что суверенные права России в денежно-кредитной и валютной сфере должны были распространиться на территорию еще одного государства, менее развитого по территориальным и экономическим признакам. При таком подходе к валютной интеграции денежный суверенитет Беларусь полностью передавала бы России. Однако по политическим мотивам нормы, регулирующие выше приведенную форму реализации денежного суверенитета ("валютное поглощение"), носили лишь декларативный характер. По согласованной воле государств, процесс интеграции был направлен в сторону образования валютного союза с созданием отдельного наднационального института, наделенного полномочиями по реализации основ денежного государства обоих государств. Такой вид валютного объединения предполагает реализацию "союзного" валютного органа отдельным, обособленным органом, которому как Банк России, так и НБ Республики Беларусь делегируют свои полномочия в валютной сфере. Конечный результат валютной интеграции должен быть выражен в Конституционном акте Союзного государства, который определит статус и полномочия единого наднационального органа как будущего "носителя основ денежного (валютного) суверенитета" обоих государств. Итак, валютная интеграция, преимущественно имея экономическое содержание, напрямую зависит от политической обстановки во взаимоотношениях сторон, постепенно приобретая правовые формы посредством международно-правовой регламентации. К сожалению, на сегодняшний день согласованная политическая воля сторон по вопросу интеграции России и Беларуси отсутствует. Поэтому идея создания валютного союза пока остается только проектом, при этом сроки его реализации остаются практически неопределенными. В качестве свидетельства приведу мнения высокопоставленных лиц по этому вопросу. Так, на одной из пресс-конференций председатель правления Национального банка Республики Беларусь Петр Прокопович сообщил, что Беларусь пойдет на введение единой валюты в рамках Союзного государства только в том случае, если этот шаг даст положительный результат для экономики республики. При этом введение единой валюты должно стать заключительным этапом интеграции. Иными словами, это возможно только после создания единого экономического, таможенного пространства, равных условий для граждан и субъектов хозяйствования, что на данный момент еще не достигнуто. "Мы вернемся к разговору о введении единой валюты, когда будут выполнены все основные направления, заложенные в программе совместных мер", - заявил председатель правления Национального Банка Республики Беларусь <26>. -------------------------------- <26> http://www. soyuz. by/ru/?guid=15029

По мнению Госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, насчет длительности срока между началом намерений о едином платежном средстве и реальным введением единого платежного средства беспокоиться не стоит, в конечном итоге решение все равно будет принято. Показательным примером, как он считает, может послужить Евросоюз, который шел к соответствующей цели очень долго, подписав документ о введении единой европейской валюты еще в 1944 году и введя ее только в конце тысячелетия. Специалисты в указанной сфере также отмечают, что введение единой денежной единицы и единого эмиссионного центра совсем не простая не только экономическая, политическая, юридическая, но и в целом историческая задача. Ее реализация, справедливо отмечает Я. А. Гейвандов, затрудняется многочисленными экономическими трудностями, политическими проблемами и юридическими противоречиями. Необходимо произвести комплекс мер по унификации национального законодательства России и Беларуси, внесения в него изменений, в частности касающихся установления функций и полномочий правительств и центральных банков стран-участниц. Несмотря на всю сложность создания союза двух столь существенно различающихся как по территориальному, так и по экономическому признакам государств, фактическому невыполнению всех ранее провозглашенных и прописанных двусторонних договоренностей, процесс объединения в Союзное государство России и Беларуси все-таки возможен. Для этого потребуется такой промежуток времени, которого будет достаточно для создания всех необходимых предпосылок (экономических, политических, правовых), внесения соответствующих изменений в национальные законодательства обоих государств строго в рамках конституционных процедур.

Название документа