Транснациональные корпорации: современный экономико-правовой анализ
(Касаткина А. А., Касаткина А. С.) ("Законодательство и экономика", 2013, N 9) Текст документаТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
А. А. КАСАТКИНА, А. С. КАСАТКИНА
На современном этапе процессы глобализации экономики приобретают все большие масштабы. Условием эффективного долгосрочного развития российского бизнеса является его успешный выход на международную арену, его транснационализация. В целом ТНК - это достаточно сложное и постоянно развивающееся явление в системе мирохозяйственных связей, требующее пристального внимания, изучения и международного контроля. В статье доцента кафедры экономической теории департамента теоретической экономики Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики, кандидата экономических наук А. А Касаткиной и преподавателя кафедры международного частного права факультета права того же университета А. С. Касаткиной предпринята попытка дать современный экономико-правовой анализ рассматриваемого явления.
Экономический рост капитала частных компаний, усиление конкуренции, необходимость освоения новых рынков сбыта и способов уменьшения издержек производства привели к тому, что традиционные формы коммерческой деятельности перестали удовлетворять потребностям крупнейших компаний. Оказалось, организация производств на территории государства, представляющего собой потенциальный рынок сбыта, является гораздо более эффективной и прибыльной, нежели выпуск товаров в каком-либо одном месте с последующим их экспортом в другие страны. В результате компании, которые пошли по пути интернационализации своего производства, вложения капиталов в юридические лица, создаваемые на территории иностранных государств, стали играть основную роль в современной мировой экономике и способствовали возникновению транснациональных корпораций (ТНК) <1>. -------------------------------- <1> В юридической и экономической литературе также выделяются "многонациональные компании", "мультинациональные корпорации", которые, вне зависимости от различных доктринальных определений и признаков, наравне с ТНК характеризуют одно и то же явление - особую трансграничную структурную организацию бизнеса. В данной статье будет использоваться понятие "ТНК".
Актуальность поднятой темы подчеркивается ее значимостью, а также рядом других факторов. Одна из насущных проблем современности заключатся в том, что отношения с участием ТНК являются объектом правового регулирования одновременно нескольких государств, каждого в своей части. Распространение действия правовых норм одного государства на территории других возможно только с согласия последних, что находит свое непосредственное отражение в многочисленных международных договорах. Несмотря на экономическое единство, состав ТНК характеризуется независимостью входящих в них юридических лиц, которые к тому же могут иметь различную государственную принадлежность. Налицо несовпадение их экономической и правовой природы. Без надлежащего правового регулирования их деятельности (в числе прочего она должна отражать экономическую сущность ТНК) невозможно добиться эффективного и справедливого взаимоотношения государств с ними. Поэтому поднятая тема носит не только теоретическую, но, главным образом, практическую значимость. К настоящему времени уже сложилась система мирового устройства, при которой ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% - внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и "ноу-хау". Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% - рынка меди и бокситов, 80% - чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80%, а в Сингапуре - 90%. Основная часть ТНК сосредоточена в США, странах ЕЭС и Японии. В послевоенные годы зарубежные инвестиции росли очень быстро, и их рост напрямую связан с деятельностью ТНК. Крупнейшей инвестирующей страной были США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны. Но с начала 1970-х гг. рост прямых зарубежных инвестиций замедлился, изменилась их направленность - они стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. прямые инвестиции из Англии, Германии, Канады, Японии стали направляться в США. На сегодняшний день ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 ТНК, обладающих неограниченной экономической властью. Из них 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения. Медленно и неуклонно меняется центр тяжести этой галактики звезд мирового бизнеса. В 1971 г. 280 из 500 корпораций были американскими, но уже к 1991 г. их осталось лишь 157. Америку обогнала Европа, делегировавшая в этот список 168 своих фирм. Резко вырос контингент японских тяжеловесов - с 53 до 119. Появились и новички из ранее бедных стран - Кореи, Тайваня, Таиланда. В число крупнейших фирм мира недавно вошел российский "Газпром", на примере которого россияне наглядно убедились, насколько велико влияние подобных гигантов на жизнь любой страны. Одной из самых поразительных особенностей глобального расширения деятельности ТНК на протяжении последнего десятилетия является рост значимости сектора услуг. Его доля в суммарном мировом объеме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в настоящее время составляет около 60% по сравнению с менее чем 50% десять лет назад. Общий рост ПИИ в сфере услуг отмечается и в развитых, и развивающихся странах, а его зеркальным отражением стало сокращение доли как обрабатывающей промышленности, так и первичных секторов <2>. На протяжении многих лет в суммарном объеме ПИИ в секторах услуг большинства стран базирования и принимающих стран доминирующие позиции занимала деятельность, связанная с финансами и торговлей. Отчасти это было обусловлено опережающим расширением международной деятельности банков и торговых компаний, но в еще большей степени расширением ПИИ в занимающиеся оптовой торговлей и маркетингом филиалы ТНК нефтяной и обрабатывающей промышленности, а также в финансовые и зарубежные филиалы ТНК всех секторов. С либерализацией режима ПИИ в сфере услуг начала складываться их новая отраслевая структура. Торговые и финансовые услуги остаются крупными отраслями для ПИИ в секторах услуг, но они уже не являются самыми динамичными из них <3>. -------------------------------- <2> UNCTAD (2003). World Investment Report 2003: FDI Policies for Development: National Perspectives. New York and Geneva: United Nation. Интернет-ресурс: http://unctad. org/en/Docs/wir2003_en. pdf. <3> Там же.
В 1974 г. в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) <4> созданы Комиссия по ТНК и Центр по ТНК. Перед этими органами были поставлены задачи выработать нормы и правила международно-правового регулирования деятельности транснациональных корпораций, а именно: -------------------------------- <4> Уставом ООН ЭКОСОС учрежден в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.
- разработать несколько так называемых кодексов поведения; - выработать единообразные нормы, регулирующие иностранные инвестиции; - уточнить объем прямых иностранных инвестиций на развитие производства в принимающих странах; - выявить последствия взаимодействия прямых иностранных инвестиций с развитием конкуренции в принимающих их странах <5>. -------------------------------- <5> Волова Л. И. Реализация государствами международной правосубъектности в международных инвестиционных отношениях посредством многостороннего международно-правового регулирования. СПб.: РЕМП, 2001. С. 158 - 160.
Проект кодекса был разработан в 1986 г. и принят на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Он носит рекомендательный характер. Проект кодекса определяет ТНК как "предприятие, будь то государственное, частное или смешанное, имеющее отделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и области деятельности этих отделений, которое функционирует в соответствии с определенной системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или более центров по принятию решений, и в рамках которого отделения таким образом связаны между собой... что одно или несколько из них могут оказывать (оказывают) значительное влияние на деятельность других". Проект кодекса устанавливает принципы, цели и задачи ТНК. К ним относятся: - уважение суверенитета государств над их природными ресурсами, материальными ценностями и экономической деятельностью; - невмешательство во внутренние и межправительственные отношения; - право государства на регулирование и контролирование деятельности ТНК, на участие в распределении прибыли и национализацию иностранной собственности на его территории; - защита законной деятельности и принципа справедливого режима. Г. Е. Авилов выделяет основные преимущества, которые предопределили лидирующую роль ТНК в мировой экономике <6>. Он отмечает: несмотря на потерю зависимыми компаниями оперативной самостоятельности, они сохраняют свою правосубъектность и продолжают выступать в обороте от своего имени, что немаловажно при наличии налаженной системы сбыта и прочных деловых связей. Существенным преимуществом при этом является следующий факт: компания, контролирующая группу, имеет возможность проводить гибкую экономическую политику, оперативно вносить коррективы в структуру и приоритеты производства, приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, и извлекать, таким образом, сверхприбыли. Кроме того, поскольку механизм образования группы легко преодолевает государственные границы, группа представляет наиболее удобный способ концентрации капитала в международном масштабе. Следующий, особенно значимый для данной работы критерий, гласит: образование группы компаний позволяет достичь практически такой же централизации принятия решений и концентрации капитала, что и слияние компаний, но не связано с обременительной и дорогостоящей процедурой, предусмотренной законодательством о компаниях всех стран для слияния компаний. -------------------------------- <6> Авилов Г. Е. Унификация законодательства о группах компаний в странах ЕЭС // Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву / Труды ВНИИСЗ. Вып. 44. М., 1989. С. 100, 101.
В западной экономической литературе <7> были предложены многочисленные теории, объясняющие стремительное развитие феномена ТНК, а также анализирующие его природу и перспективы дальнейшего развития. Споры вызывает уже сама попытка дать более или менее четкое определение понятия ТНК. В современной экономической литературе ТНК характеризуется как "фирма, корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий" <8>. С юридической стороны, данное определение не учитывает факт, что при инвестировании капитала на территории иностранного государства прежде всего используются национальные организационно-правовые формы коммерческих организаций в соответствии с внутренним законодательством страны, принимающей иностранные инвестиции. Таким образом, возникает потребность определения понятия ТНК с юридической точки зрения, а также установление статуса ТНК в международном частном праве. -------------------------------- <7> Schmitthoff C. M. The multinational enterprise in the United Kingdom // Nationalism and the multinational enterprise: legal, economic and managerial aspects. Leiden, 1973. P. 24; Zundstrom H. O. Capital Movements and Economic integration. Zuden, 1961. P. 130 - 137; Rubin S. Private Foreign Investment and legal and economic realities. Baltimore, 1956. P. 82. <8> Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2006. С. 186; Владимирова И. Г. Исследование уровня транснационализации компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 6. С. 38; Бортова М. П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. N 3. С. 21; Вроновский А., Войцех М. Правовое регулирование деятельности финансово-промышленных групп в некоторых странах ЕС // Проблемы теории и практики управления. 1999. N 5. С. 42; Сонькин Н. Б. Корпорации: теоретические и прикладные проблемы. М., 1999. С. 27.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) дает следующее определение ТНК - компании, имеющие или нет статус акционерного общества, включающие головные предприятия и подконтрольные им зарубежные компании <9>. Головное предприятие определяется как компания, контролирующая активы других юридических лиц, находящихся за пределами страны ее учреждения, обычно посредством владения частью их акционерного капитала. Зарубежная подконтрольная компания представляет собой предприятие, в котором инвестор, являющийся резидентом другой страны, владеет долей в уставном капитале, гарантирующей его устойчивый интерес. При этом отмечается: владение десятью процентами акционерного капитала считается отправной точкой для осуществления контроля над активами компании. -------------------------------- <9> http://unctad. org/en/Pages/DIAE/Transnational-corporations-(TNC).aspx
Основными компонентами ТНК являются материнская компания, дочерние компании и филиалы. Материнская компания - образование, прямо или опосредованно владеющее большинством акций или иным путем осуществляющее контроль над другими компаниями, образующими ТНК. Дочерняя компания - компания, которая принадлежит другой компании, чьим владельцем является та же группа компаний, или же контролируется ею. Обычно дочерняя компания учреждается на основе законов государства, где она создается. Филиал - часть компании, которая не учреждается как самостоятельное образование в государстве, где она осуществляет свою деятельность. Особенность правового положения ТНК состоит в значительной автономии в отношении государств, поскольку свои предприятия они создают в нескольких странах. Общий принцип относительно ТНК содержится в статье 2 Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. <10>: каждое государство имеет право "регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства". Из этого следует, что ТНК не вписываются в качестве дополнительной категории в понятийный ряд, существующий в науке и практике международного частного права ("национальное юридическое лицо", "иностранное юридическое лицо"), но в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу. -------------------------------- <10> Принята Резолюцией 3281 (XXIX) ГА ООН от 12 декабря 1974 г. Хартия 1974 г. должна была сформулировать международно-правовые основы современного регулирования экономических отношений государств. Она не стала документом, который действительно (и формально, и фактически) закрепил бы принципы международного экономического права обязывающего характера (jus cogens), хотя в главе I Хартии присутствует некий перечень принципов (преимущественного общего порядка). См.: Дмитриева Г. К., Филимонова М. В. Международное частное право. Действующие нормативные акты. 2-е изд. М., 1999.
Л. А. Лунц, характеризуя ТНК, отмечает: "Совокупность такой вертикальной по признаку подчиненности системы образований не обладает юридически оформленным единством. С правовой точки зрения это - конгломерат юридических лиц различной "национальности"; каждое из входящих в данную систему разного рода образований, разбросанных, как сказано, по разным странам, может быть юридическим лицом со своим личным статутом (по признаку места инкорпорации или домицилия)" <11>. Так, можно утверждать, что с правовой точки зрения ТНК является не единым субъектом права (коммерческой организацией, пусть и имеющей свои обособленные подразделения в различных странах мира), а совокупностью формально самостоятельных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством различных стран. -------------------------------- <11> Лунц Л. А. Курс международного частного права: В трех томах. М.: Спарк, 2002. С. 69.
Представляется, что в качестве исходного критерия определения понятия ТНК необходимо взять признак единого управления ТНК, сосуществующий с признаком наличия нескольких правосубъектных образований в структуре ТНК. Как отмечает Л. А. Лунц, "экономическое единство при юридической множественности - таково существо многонационального предприятия" <12>. Развивая данное положение, Л. А. Ляликова пишет: "...экономическое единство, являющееся существенной чертой ТНК и смыслом ее существования, заключается именно в наличии центра управления ТНК, который вырабатывает общую политику, общие принципы деятельности, принимает решения, обязательные для всех компаний, входящих в состав ТНК" <13>. -------------------------------- <12> Там же. С. 69. <13> Ляликова Л. А. Транснациональные корпорации и проблема определения их национальности // Советский ежегодник международного права. М., 1981. С. 259.
Но еще раз отметим: это экономическое единство не означает правовое единство ТНК. Структурные подразделения ТНК представляют собой независимые с правовой точки зрения юридические лица, которые учреждаются и действуют согласно законам соответствующих иностранных государств. Л. А. Ляликова в своих работах специально выясняла возможность четкого определения "национальности" ТНК и права, применимого к внутренним отношениям групп компаний. В результате проведенного исследования автор пришла к выводу: в большинстве случаев предлагается использовать следующие критерии, позволяющие учитывать экономическое единство ТНК. Во-первых, критерий контроля. Во-вторых, в отношении ТНК специально выдвигается новый критерий определения "национальности" - критерий центра принятия решений. В качестве основного достоинства данного критерия указывается сохранение экономического единства группы юридических лиц, невзирая на различную правосубъектность и национальность образований, входящих в ее состав. Однако применение данного критерия на практике оказывается возможным только в сравнительно небольших ТНК, где можно четко выявить центр принятия решений (фактически им является место оседлости материнской компании). Структура же крупных ТНК делает применение данного критерия по меньшей мере затруднительным: в условиях региональной децентрализации ТНК неясно, надо ли считать центром принятия решений компанию, принимающую решения на региональном уровне, или же головную холдинговую компанию. Так, Р. А. Куликов отмечает: как неизбежное последствие такого положения вещей каждое государство стремится охватить своим национальным регулированием как можно более широкий круг отношений с участием ТНК <14>. Но здесь стоит отметить: обладая полнотой суверенной власти только на своей территории, каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике, т. е. в конечном счете получается, что государства распространяют свою юрисдикцию только на часть ТНК, находящуюся на их территории. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Р. А. Куликова "К вопросу взаимодействия ТНК и принимающего государства" включена в информационный банк согласно публикации - "Адвокатская практика", 2005, N 6. ------------------------------------------------------------------ <14> Куликов Р. А. К вопросу взаимодействия ТНК и принимающего государства // Международное публичное и частное право. 2004. N 2(17). С. 3 - 11.
Отсутствие в мировой практике единого критерия определения национальности юридических лиц может иметь для компаний неблагоприятные последствия. В практике Европейского суда возникали вопросы, касающиеся определения личного статута юридического лица. Так, английская инвестиционная холдинговая компания намеревалась из налоговых соображений перенести свой центр управления из Англии в Нидерланды. Право Англии и Нидерландов использует при определении национальности юридического лица критерий инкорпорации. Однако английские налоговые органы отказали компании в изменении места регистрации. Компания обратилась в Европейский суд, считая, что действия налоговых органов нарушают статью 58 Договора об учреждении Европейского Сообщества 1957 г. <15> (далее - Договор о ЕС), в которой закреплена свобода выбора места ведения предпринимательской деятельности наравне с гражданами государств-участников. Для того чтобы компания пользовалась этой свободой, необходимо, чтобы ее уставное место нахождения, центр управления или главный филиал находились внутри Сообщества. В решении 1988 г. Суд отказал в иске на том основании, что на настоящем этапе развития Сообщества отсутствует гармонизация права <16> государств-участников, и приоритет в этом вопросе следует отдавать национальным законодательствам. В 1999 г. Европейский суд принял решение, которое в некоторой степени отличается от позиции, высказанной в вышеназванном деле. Английской компании с ограниченной ответственностью было отказано в регистрации филиала в Дании, поскольку она не осуществляла хозяйственную деятельность в Англии и, по мнению датских властей, собиралась открыть штаб-квартиру в Дании. При этом английская компания не отвечала требованиям датского законодательства к размеру минимального уставного капитала. В своем решении Европейский суд признал отказ в регистрации ограничением свободы выбора места деятельности и, соответственно, нарушением статей 43 и 48 Договора о ЕС <17>. Таким образом, из вышеназванных решений Европейского суда следует, что даже в странах, имеющих одинаковый уровень экономического развития и являющихся участниками экономического союза, отсутствуют единые критерии определения национальности юридических лиц. -------------------------------- <15> Договор об учреждении Европейского сообщества является одним из учредительных договоров Европейских сообществ и Евросоюза. Несмотря на то что он был подписан в 1957 г., действует со значительными изменениями до сих пор. Текст Договора см.: http://www. gramotey. com/?open_file=1269092070. <16> Гармонизация права - процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий. Главная особенность гармонизации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат. См.: Buxbaum R. M., Hort K. J. Legal Harmonization and the Business Enterprise. Berlin; New York, 1986. P. 174. <17> Дубовицкая Е. А. Правоспособность юридических лиц по праву Европейских сообществ (практика Европейского суда) // Вестник ВАС РФ. 2000. N 12. С. 9 - 15.
Ввиду вышеизложенного оказывается, что все компании, входящие в экономически единую структуру ТНК, подчинены каждая в отдельности законам государства их национальности. Ни одно государство при условии соблюдения принципа территориального суверенитета не может охватить в своем регулировании весь комплекс ТНК (т. е. как материнские, так и дочерние компании, филиалы). Таким образом, можно утверждать: отсутствие общепринятого критерия определения личного статута ТНК как единого целого ведет к возникновению коллизий национальных правовых норм различных стран. В связи с этим нормы права отдельных государств с неизбежностью приобретают экстерриториальный характер действия, входя в противоречие друг с другом и с основными постулатами международного частного права. Таким образом, думается, регулирование деятельности ТНК только на национальном уровне является достаточно противоречивым и недостаточным. Говоря об экономическом аспекте феномена ТНК, на сегодняшний день можно выявить следующие тенденции: - во-первых, изменения, происходящие в мировом хозяйстве, с одной стороны, стимулируются самими ТНК, с другой стороны, изменяются и сами ТНК: в процесс транснационализации производства и капитала все в большем масштабе вовлекаются средние фирмы; - во-вторых, ТНК - это центры ускорения процессов инноваций; - в-третьих, ТНК устанавливают субконтрактные соглашения с фирмами разных стран, "подтягивая" их до уровня ТНК; - в-четвертых, они выступают фактором повышения производительности труда и снижения цен на товары и услуги; - в-пятых, транснациональные банки заняли центральную позицию в подключении ТНК к мировому рынку и т. д. Становится очевидным, что сегодня необходимо отказаться от традиционного подхода к анализу ТНК, рассматривая их как фактор деструктивного воздействия на национальную экономику и международные отношения, хотя и это тоже имеет место. К концу 1980-х гг. стал преобладать более обоснованный взгляд на деятельность ТНК: они рассматриваются учеными и специалистами как неотъемлемый элемент международных экономических отношений, имеющий позитивное начало. Оценка влияния деятельности ТНК на платежный баланс принимающих стран не менее сложная, чем оценка этого влияния на другие экономические переменные величины. Если произвести такую оценку только в отношении притока капиталов в виде прямых инвестиций, тогда влияние, оказываемое ТНК в стране, где они действуют, несомненно, положительное. В то же время, если из этой суммы вычесть доходы, полученные от прошлых инвестиций и переведенные на счет иностранных филиалов, чистый приток капиталов в принимающие страны, как правило, будет негативным. Превышение суммы переводимых за границу средств над поступлениями является характерной причиной конфликтов с ТНК. Весьма вероятно, что подобное напряженное положение может возникнуть, когда ТНК осуществляет свою деятельность в какой-либо стране уже в течение длительного периода времени и когда утечка доходов от инвестиций значительно превышает приток нового капитала. С другой стороны, филиалы иностранных корпораций наряду с влиянием, которое они оказывают на статьи движения капитала и статьи доходов от инвестиций, также создают импорт и экспорт. Если предположить, что экспорт и импорт не имели бы места, или экспорт филиалов корпорации США превышает импорт тех же филиалов США, влияние, оказываемое на принимающие страны, в общем рассматривается как положительное. В развитых странах с рыночной экономикой, где действуют филиалы корпораций, влияние прямых иностранных инвестиций на платежный баланс в целом представляется положительным. Как подтверждают имеющиеся данные, экспорт иностранных филиалов осуществляет на том же уровне, что и экспорт местных фирм, а зачастую и на более высоком. Например, он выше в Англии, где филиалы США в обрабатывающей промышленности экспортируют в среднем четвертую часть своей продукции, - намного выше части продукции, которую в среднем экспортируют английские фирмы. Экспорт иностранных фирм в Канаде равен экспорту местных фирм и постепенно возрастает. Однако наряду с этим также выяснилось, что в Канаде в большинстве случаев иностранные филиалы следуют ограничительной практике в области экспорта. Это, очевидно, является отражением рыночной стратегии материнских компаний, пытающихся сохранить экспортные рынки для самих себя или для других своих филиалов. Они также могут быть вынуждены прибегнуть к этой практике либо в результате раздела международного рынка между многонациональными корпорациями, либо в ответ на политику, проводимую правительством страны базирования. Более того, значительная доля экспорта и импорта в современных условиях в мировом хозяйстве приходится на долю продукции, реализуемой между филиалами ТНК. Треть мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов. Рост подобных операций ТНК связан с их стремлением обеспечить интернационализацию международных экономических связей, т. е. превратить международные рыночные отношения во внутрифирменные путем объединения в рамках одной компании предприятий, находящихся в различных странах. Наиболее интернационализированной компанией среди крупнейших ТНК является швейцарская "Nestle". Объем ее зарубежных продаж составляет 98% их общего размера, у "Philips" этот показатель составляет 88%, у "British petroleum" - 75%. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК: в США их доля составляет 80%, в Великобритании - 90%. Поскольку товары и услуги, участвующие во внутрикорпорационной торговле, не являются предметом так называемых сделок "на стороне" (т. е. сделок по рыночным ценам с фирмами, не являющимися филиалами), их цены определяются не рыночным механизмом, а самими корпорациями. Передаточные цены фирмы должны удовлетворять различным требованиям, и при определении их уровня учитывается ряд факторов, включая тарифы импортирующей страны, абсолютные и дифференциальные налоговые ставки, фактические или предполагаемые различия в валютных курсах, политика правительства в области платы за пользование и в области перевода платежей, необходимость удовлетворять акционеров как в стране базирования, так и принимающих странах и многие другие факторы. В передаточные цены также может входить платеж за часть общих накладных расходов корпораций, значительную долю которых несет основная фирма. Подобная практика предполагает огромный простор для установления трансферных цен и уязвимость экономики принимающих стран по отношению к политике, осуществляемой иностранными государствами или корпорациями. Следует добавить и косвенное влияние, оказываемое иностранными филиалами на платежный баланс страны. Действие филиалов ТНК содействует высокому уровню потребления импортных товаров и, возможно, даже снижению уровня экспорта ряда местных отраслей. Существенным моментом для оценки общего влияния торговли на платежный баланс страны является вопрос, остающийся в настоящее время без однозначного ответа: является ли выпуск продукции иностранными филиалами целиком дополнительным по отношению к тому, что было бы так или иначе произведено принимающей страной, или принимающим странам было бы дешевле заменить собственный капитал на существующий иностранный капитал. С конца 1960-х гг. на Латиноамериканском континенте, в Африке и в Юго-Восточной Азии внедрялись неолиберальные монетаристские доктрины в те же периоды, когда они распространялись в США и других западных странах. Они активно использовались правящими кругами развивающихся стран. Основатели и последователи "чикагской школы" - М. Фридмен, Р. Манделл, Г. Джонсон, Р. Голдсимт и др. - предложили комплекс мероприятий в рамках концепции экономики предложения, сближающих интересы развивающихся стран и ТНК. Рекомендации экспертов включали такие меры, как полная свобода капиталовложений, торговли и конкуренции, обмена валюты, обеспечение взаимодополняемости внутреннего и внешнего товарного и особенно финансового рынков, свертывание государственного сектора, уменьшение социальных расходов с переходом соответствующих учреждений на самоокупаемость путем передачи их в частные руки. Эти реформы, как мы знаем, сопровождались не только успехами, но и неудачами, противоречиями. Ужесточения конкуренции не выдержали многие местные фирмы (и не только национальные). В некоторых странах, взявших курс на монетаристские схемы, начался невероятный процесс разрушения промышленности (Аргентина, Чили). Как показал печальный опыт Аргентины и Чили, импортозамещающая индустриализация на деле привела не к сокращению, а к увеличению импорта и зависимости от него. Узость внутренних рынков и ставшие хроническими отрицательные сальдо торговых балансов заставили ряд правительств пойти на субсидирование экспорта, чтобы преодолеть таможенные барьеры индустриально развитых стран. Но к середине 1980-х гг. укрепление рыночных начал в странах Латинской Америки привели к некоторому усилению равновесия общей экономической системы, определенной ее стабильности. Непосредственное влияние, которое оказывают иностранные филиалы на платежный баланс принимающих стран, не дает однозначного ответа на вопрос о том, каково может быть это влияние в целом. Степень неопределенности остается высокой по мере изменения условий, а оказываемое влияние значительно отличается в зависимости от рассмотренного случая. Таким образом, предпринятый анализ экономико-правовой основы деятельности ТНК в современных условиях позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, ТНК - это многоотраслевые концерны с местом нахождения предприятий и филиалов в разных государствах, интернациональные не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Характерная черта ТНК - сочетание централизованного руководства с самостоятельностью входящих в нее и находящихся в разных странах структурных подразделений. Для отнесения корпораций к транснациональным используются различные критерии: - количество стран, в которых действует компания (минимум две-шесть); - минимальное число стран, где размещены производственные мощности компании; - определенный размер капитала, которого достигла компания; - минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%); - владение не менее 25% "голосующих" акций в трех или более странах; - многонациональный состав персонала компаний, ее руководства. Во-вторых, говоря о правовой специфике деятельности ТНК, необходимо выделить следующие моменты: - формально это предприятие, подпадающее (как и его зарубежные отделения) под национальную юрисдикцию соответствующих стран. Фактически - мультинациональное, трансграничное предприятие; - зарубежные отделения ТНК находятся в сфере юрисдикции принимающего государства и формально считаются предприятиями данного государства. Фактически же они - иностранные предприятия, так как их зависимость от головной компании значительно сильнее, чем от принимающего государства; - через головное предприятие ТНК ведет деловые операции непосредственно с государствами как с деловыми партнерами. Также необходимо отметить: характерной особенностью ТНК является несоответствие экономического содержания юридической форме: производственное единство оформлено юридической множественностью <18>. ТНК представляет собой группу компаний, созданных по законам разных государств, выступающих как самостоятельные юридические лица и осуществляющих деятельность на территории разных стран. -------------------------------- <18> Лунц Л. А. Многонациональные предприятия капиталистических стран в аспекте международного частного права // Советское государство и право. 1976. N 5. С. 124.
Исследуя современные ТНК, представляется довольно проблематичным определить реальное происхождение используемого ими капитала, поскольку капитал на мировом рынке теряет свою национальность. Возможность осуществления различных операций с акциями ТНК на фондовых биржах фактически обесценивает информацию о национальности собственников ТНК, поскольку эти данные дают только приблизительную картину того, кто именно контролирует ту или иную компанию. На первом месте должен стоять не вопрос, откуда, или из каких стран поступил капитал, а вопрос, куда капитал направляется и в какие сферы производства или услуг он вкладывается? Таким образом, предпочтение следует отдать термину "транснациональный" как наиболее полно отражающему сущность ТНК. Кроме того, нельзя не принимать во внимание, что при разработке Типового кодекса поведения ТНК <19>, а также в документах Комиссии по торговле и развитию при ООН (ЮНКТАД) <20> используется термин "транснациональный" (transnational) <21>. -------------------------------- <19> Кодекс поведения ТНК является одним из документов, который формулирует границы трудовых отношений между работниками и работодателями в рамках производственного процесса многонациональной компании. Кодексы поведения ТНК могут приниматься самими ТНК или бизнес-сообществами (Торгово-промышленные палаты и т. п.), чтобы упорядочить процесс взаимодействия между самими ТНК. Во втором случае кодексы поведения ТНК принимаются определенными социальными группами: международными организациями и правительством (макро-уровень) либо социальными группами по интересам (потребители, организации по охране окружающей среды и т. д.) в целях соблюдения интересов общества. В отношении международных компаний кодексы поведения носят рекомендательный характер, не применяются как нормы международного права. Они налагают скорее моральные обязательства на компании, не влекут никаких законодательных санкций. Таким образом, выполнение представленных в них условий носит добровольный характер. Однако некоторые организации принимают эти кодексы в качестве лицензионных соглашений и т. д. <20> ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом ГА ООН по вопросам в области торговли и развития, занимающимся ускорением торгового и экономического развития. На 2011 г. конференция насчитывает 193 страны. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер. <21> Ляликова Л. А. Транснациональные корпорации в аспекте международного частного права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983. С. 122.
Библиография
Авилов Г. Е. Унификация законодательства о группах компаний в странах ЕЭС // Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву // Труды ВНИИСЗ. Вып. 44. М., 1989. Бортова М. П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. N 3. Владимирова И. Г. Исследование уровня транснационализации компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 6. Волова Л. И. Реализация государствами международной правосубъектности в международных инвестиционных отношениях посредством многостороннего международно-правового регулирования. СПб.: РЕМП, 2001. Вроновский А., Войцех М. Правовое регулирование деятельности финансово-промышленных групп в некоторых странах ЕС // Проблемы теории и практики управления. 1999. N 5. Дмитриева Г. К., Филимонова М. В. Международное частное право. Действующие нормативные акты. 2-е изд. М., 1999. Дубовицкая Е. А. Правоспособность юридических лиц по праву Европейских сообществ (практика Европейского суда) // Вестник ВАС РФ. 2000. N 12. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Р. А. Куликова "К вопросу взаимодействия ТНК и принимающего государства" включена в информационный банк согласно публикации - "Адвокатская практика", 2005, N 6. ------------------------------------------------------------------ Куликов Р. А. К вопросу взаимодействия ТНК и принимающего государства // Международное публичное и частное право. 2004. N 2(17). Лунц Л. А. Курс международного частного права: В трех томах. М.: Спарк, 2002. Лунц Л. А. Многонациональные предприятия капиталистических стран в аспекте международного частного права // Советское государство и право. 1976. N 5. Ляликова Л. А. Транснациональные корпорации и проблема определения их национальности // Советский ежегодник международного права. М., 1981. Ляликова Л. А. Транснациональные корпорации в аспекте международного частного права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2006. Сонькин Н. Б. Корпорации: теоретические и прикладные проблемы. М., 1999. Buxbaum R. M., Hort K. J. Legal Harmonization and the Business Enterprise. Berlin; New York, 1986. Rubin S. Private Foreign Investment and legal and economic realities. Baltimore, 1956. Schmitthoff C. M. The multinational enterprise in the United Kingdom // Nationalism and the multinational enterprise: legal, economic and managerial aspects. Leiden, 1973. Zundstrom H. O. Capital Movements and Economic integration. Zuden, 1961.
Название документа