Некоторые вопросы административной ответственности в Республике Молдова
(Мыца С.) ("Административное право и процесс", 2009, N 2) Текст документаНЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
С. МЫЦА
Мыца С., соискатель Института истории, государства и права Академии наук Молдовы (г. Кишинев).
В статье предпринята попытка краткой характеристики общих правил применения административных наказаний в Республике Молдова.
The author makes attempt to shortly characterize general rules of application of administrative punishments in the Republic of Moldova <*>. -------------------------------- <*> Mytza S. Certain questions of administrative responsibility in the Republic of Moldova.
Одним из важнейших источников административного права Республики Молдова является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РМ от 29.03.1985 с последующими изменениями и дополнениями. Он состоит из Общей и Особенной частей и содержит нормы материального и процессуального права. Согласно ст. 23 КоАП Республики Молдова за совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); 6) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 7) административный арест. 8) выдворение. Согласно ч. 1 ст. 241 КоАП РМ о совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то сотрудниками органов внутренних дел и должностными лицами министерств, государственных департаментов, инспекций и учреждений. В документе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составляющего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Согласно ст. 254 КоАП РМ лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление административной комиссии по делу об административном правонарушении принимается в форме решения. Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение; отметку о разъяснении прав и обязанностей лица, в отношении которого рассматривалось дело, а также последствия неисполнения постановления в добровольном порядке. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, рассматривающим дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем. Согласно ч. 1 ст. 209 КоАП РМ судебные инстанции рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением дел, которые отнесены КоАП РМ к компетенции других органов. К компетенции судебных инстанций, в частности, относятся административные правонарушения, за совершение которых может быть применен административный арест. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в кассационном порядке апелляционными палатами установлен ст. 282.4 КоАП РМ. Председательствующий открывает заседание и объясняет, какое дело (по чьей жалобе или протесту и на какое постановление) подлежит рассмотрению. Затем председательствующий удостоверяется, кто явился по делу, после чего суд решает вопрос о возможности рассмотрения дела. После этого председательствующий объявляет состав суда, фамилии прокурора и переводчика и опрашивает явившихся по делу лиц, имеются ли у них заявления об отводе. Председательствующий опрашивает явившихся по делу лиц об имеющихся у них ходатайствах. По заявленным ходатайствам суд выносит определение. Затем председательствующий представляет слово прокурору, лицу, в пользу которого подан протест, или, соответственно, лицу, которое подало жалобу, лицу, против которого заявлены жалоба или протест, и их представителям. В случае если в рассмотрении дела участвуют защитники указанных лиц, им предоставляется слово после лиц, интересы которых они представляют, в случае их присутствия, или вместо них - в случае их отсутствия. Согласно ст. 282.5 КоАП РМ, рассмотрев дело об административном правонарушении, кассационная инстанция выносит одно из следующих решений: 1) оставляет обжалуемое решение без изменения и отклоняет жалобу или кассационную жалобу; 2) отменяет все решения и прекращает производство по делу об административном правонарушении или возвращает дело на новое рассмотрение; 3) изменяет обжалуемые решения. Согласно ч. 1 ст. 282.6 КоАП РМ основаниями к отмене постановления суда по делу об административном правонарушении в кассационном порядке являются существенное нарушение норм процессуального права и неправильное применение закона. Правильное по существу постановление не подлежит отмене по формальным соображениям, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 282.6 КоАП РМ. Согласно ч. 1 ст. 289 КоАП РМ не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 277 КоАП РМ течение давностного срока приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста. В случае отсрочки исполнения постановления в соответствии со ст. 287 КоАП РМ, течение давностного срока приостанавливается до истечения срока отсрочки. Законодательством Республики Молдова могут быть установлены иные, более длительные сроки для исполнения постановлений по делам об отдельных видах административных правонарушений. По нашему мнению, в ч. 1 ст. 289 КоАП РМ следует внести изменение, предусмотрев, что постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было исполнено в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Название документа