Ситуация в Южной Осетии требует правового регулирования

(Магкаева Е. Р.) ("Административное право и процесс", 2009, N 1) Текст документа

СИТУАЦИЯ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ ТРЕБУЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Е. Р. МАГКАЕВА

Магкаева Е. Р., аспирант Современной гуманитарной академии (г. Москва).

В августе 2008 г. Россия продемонстрировала всему миру, что именно она отвечает всем признакам государства, приверженного строгому соблюдению норм международного права, государства, признающего приоритет прав и свобод человека и их защиты перед геополитическим интересом.

In August 2008 Russia showed to the whole world that it meets all the requirements established for the state which strictly observes the norms of international law and acknowledges the priority of rights and freedoms of man and the necessity for protection there of against geopolitical interests <*>. -------------------------------- <*> Magkaeva E. R. Situation in the Southern Osetia Requires Legal Regulation.

Политика двойных стандартов проявилась в равнодушии со стороны ведущих держав к направленной против гражданского населения Республики Южная Осетия недавней августовской агрессии Грузии, в результате которой жертвы исчисляются сотнями. Среди меньшинства неравнодушных Россия, которая, следуя принципам гуманизма, заложенным в многочисленных нормах международного права, посчитала себя не вправе занять позицию стороннего наблюдателя в очередном геноциде, развязанном Грузией против лиц осетинской национальности, проживающих в Республике Южная Осетия. Политическая традиция геноцида в отношении осетин была заложена Грузией еще в 1920 г. Дата 12 июня 1920 г. - начало похода против жителей Южной Осетии правительственного карательного отряда, возглавляемого начальником штаба Грузии генералом В. Джугели. Это и было началом первого геноцида. В результате геноцида, направленного против осетинского народа, погибло более 18 тыс. человек и более 50 тыс. изгнано в Северную Осетию. За неделю карательных акций регулярными правительственными войсками Грузии сожжено 50 деревень. Южная Осетия была аннексирована. Россия отреагировала на геноцид 1920 г. нотой народного комиссара иностранных дел РСФСР Георгия Чичерина меньшевистскому правительству Грузии. В ней говорилось: "...мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела..." После установления советской власти в Грузии в 1922 г. Южная Осетия, несмотря на полную осведомленность Москвы о геноциде, была волевым решением центра передана в состав Грузии. Однако декларированная автономия Южной Осетии носила во многом номинальный характер. Грузинское руководство проводило здесь политику ассимиляции. Различными способами осетин вынуждали в документах менять свою национальную принадлежность. Проводилась также топонимическая "агрессия" - осетинские географические названия заменялись вновь изобретенными грузинскими. Все показатели социально-экономического развития Южной Осетии оказались в 2 - 2,5 раза ниже среднереспубликанского по Грузинской ССР. Национальная политика Тбилиси активно поощряла ассимиляцию. Численность населения Южной Осетии неуклонно сокращалась, как за счет увеличения миграции, так и за счет снижения рождаемости. При этом доля осетин в общей доле населения снижалась, а доля грузин увеличивалась. В 1939 г. на государственном уровне была совершена очередная попытка насильственной ассимиляции южных осетин. Осетинская письменность, доселе основывавшаяся на латинском алфавите, в Южной Осетии была переведена на грузинский. В осетинских школах было введено преподавание на грузинском языке. В то же время осетинская письменность в Северной Осетии была переведена на русскую основу. Таким образом, осетины, проживающие на севере, не имели возможности переписываться со своими родственниками на юге на родном языке. Кроме того, тоталитарным режимом единая осетинская нация была искусственно поделена на две так называемые нации - южные осетины и северные осетины. В паспортах и других документах в графе "национальность" так и писали: "южный осетин", "северный осетин". Это прекратилось только со смертью Сталина. Так, в Южной Осетии алфавит на основе грузинской графики был заменен алфавитом на основе русской графики. Однако в 1989 г. в Грузии была принята государственная программа развития грузинского языка, согласно которой в Южной Осетии вводилось делопроизводство на грузинском языке. Конец 80-х годов XX столетия в Грузии ознаменовался началом подъема националистического движения, сопровождавшегося усилением дискриминации негрузинского населения. Националистическое движение, носившее массовый характер и пользовавшееся поддержкой властей Грузии, выступало за ликвидацию автономных образований в составе Грузии. Грузия все глубже увязала в политике, которую в 1992 г. Э. А. Шеварднадзе квалифицировал как "провинциальный грузинский фашизм". В 2001 - 2002 гг. общественной организацией Республики Северная Осетия - Алания "Народная инициатива Россия - Алания 250" была проведена большая работа по выявлению и анкетированию лиц, пострадавших в результате противоправных действий грузинской власти 1989 - 1992 гг., с целью оказания им правовой помощи для обращения в грузинские судебные инстанции, а затем, если потребуется, и в международные за защитой нарушенных прав и компенсацией морального и материального ущерба. Организация собрала материалы по более чем 1000 осетинских семей, покинувших свои дома и ставших беженцами или вынужденными переселенцами и нашедших приют на территории Российской Федерации. В 2003 г. мне удалось издать политико-правовое исследование "Международная правосубъектность Республики Южная Осетия". В этой работе поднимались проблемы в том числе и первого геноцида осетин 1920 г. и геноцида осетин 1989 - 1992 гг. Думается, тот факт, что Грузия ни в первом, ни во втором случае не понесла ответственность за свои действия, только подтверждает, что фашизм и нацизм в Грузии глубоко и надолго, независимо от государственного режима. Вот основание исторической и юридической оправданности реакции России на августовскую агрессию Грузии. Россия продемонстрировала всему миру, что именно она отвечает всем признакам государства, приверженного строгому соблюдению норм международного права, государства, признающего приоритет прав и свобод человека и их защиты перед геополитическим интересом. Россия доказала, что за пару десятилетий достигла в вопросах демократизма и следования принятым международным обязательствам в деле обеспечения и сохранения мира гораздо большего, нежели Запад за столетия развития и культивирования либеральной мысли. В одном из интервью Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил, что на Западе нет полного понимания, какими мотивами руководствовалась Россия, когда принимала решение об отражении агрессии Грузии и признании Южной Осетии и Абхазии субъектами международного права. Думаю, мотивация станет предельно понятна и близка, когда лицами осетинской национальности, пострадавшими в геноцидах 1920, 1989 - 1992 и 2008 гг., будут возбуждены в международных судебных инстанциях десятки тысяч дел по привлечению за это к ответственности Грузии. В том же интервью Д. Медведев предложил задуматься над архитектурой безопасности, ведь прежняя архитектура безопасности полностью доказала свою неэффективность. Представляется, что инициатива России по построению новой архитектуры безопасности невозможна, если будут проигнорированы факты геноцида Грузии в отношении осетин в 1920 г., 1989 - 1992 гг. и, разумеется, в 2008 г. и не будут привлечены к ответственности виновные. Это отвечает интересам всего мирового сообщества, ведь государство, совершившее такое тяжкое преступление, как агрессия, сопряженная с геноцидом, несет за нее ответственность не только перед жертвой, но и перед всем мировым сообществом. Реальной политической и юридической основой этого положения в современных условиях, когда любой вооруженный конфликт может перерасти в мировую войну, является заинтересованность каждого государства в обеспечении международного мира и безопасности. Последствия агрессии и геноцида предполагают не только международную ответственность государства-агрессора, но и уголовную ответственность физических лиц за планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны, что обусловлено особо опасным характером таких преступлений для международного сообщества, а также тем, что они осуществляются виновными физическими лицами в тесном взаимодействии с государством-агрессором и с использованием всего его аппарата.

Название документа