Общее и особенное в деятельности международных судебных органов в сфере стандартов публичного и криминального (уголовного) права

(Рыхлов О. А., Фоков А. П.) ("Исполнительное право", 2008, N 4) Текст документа

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ СТАНДАРТОВ ПУБЛИЧНОГО И КРИМИНАЛЬНОГО (УГОЛОВНОГО) ПРАВА

О. А. РЫХЛОВ, А. П. ФОКОВ

Рыхлов О. А., профессор, ректор института предпринимательства и права, кандидат юридических наук.

Фоков А. П., профессор, главный редактор журнала "Российский судья", доктор юридических наук.

Актуальный поиск механизма защиты прав и свобод нашел свое воплощение в деятельности международных судебных органов. Согласно п. "b" ч. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах защита предусмотренных им прав обеспечивается не только компетентными национальными судебными, административными или законодательными органами, но и любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства. Данный принцип нашел отражение в ст. 9 Декларации "О праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г. С этой целью каждый человек, чьи права защищаются лично или через уполномоченного представителя, вправе направить жалобу в независимый, беспристрастный и компетентный судебный международный орган и рассчитывать на ее безотлагательное рассмотрение этим судом в ходе публичного разбирательства и получить законное и справедливое решение. Решение международного суда должно включать надлежащую компенсацию нарушенных прав и свобод, а также принудительное исполнение решения (постановления). В нашей небольшой статье мы постараемся на примерах деятельности Международного суда справедливости ООН (далее - МСС) и Международного уголовного суда (далее - МУС) выделить общее и особенное в их полномочиях и деятельности на современном этапе развития общества. В качестве основополагающего примера мы обратили внимание на рассмотрение этими судами дел по событиям, происшедшим в августе 2008 г. в результате агрессии и военных действий Грузии против миротворцев России, гражданского населения Южной Осетии и Абхазии. В современном международном праве существует принцип неприкосновенности и целостности территории государства. Неприкосновенность территории государства означает, что государства обязаны воздерживаться от всякого вооруженного и иного посягательства на территорию другого государства и от ее аннексии. Целостность территории государства означает запрещение насильственного расчленения территории государства или захвата и отторжения части его территории; подобные акты рассматриваются как прямая агрессия. Каждое государство имеет право принимать меры по своей защите территории государства, а в случае агрессии прибегать к самообороне, т. е. давать агрессору отпор. Уважение территориальной целостности государств - конституционный принцип внешней политики России, а защита его территориальной целостности относится к важнейшим функциям российского государства. Устав ООН (п. 4 ст. 2) запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде оккупации, вторжения, аннексии, т. е. любых насильственных действий, направленных на расчленение государственной территории, если оно не связано с применением международных санкций. Государства имеют право на территориальную целостность территории (ее частей) и могут применить принудительные меры, допускаемые международным правом, обратившись для этого в Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею ООН, региональные организации, созданные в соответствии со ст. ст. 52 - 54 Устава ООН. С данным международным принципом увязываются и иные международные принципы: равноправия и самоопределения народов, закрепленный Уставом ООН и подтвержденный Декларацией ООН 1970 г., а впоследствии включенный в Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Такие государства, как Туркменистан, Хорватия, Словения, Словакия, конституционно закрепили данные принципы, а с некоторыми ограничениями Канада (на основании решения верховного суда), Молдова (постановление конституционного суда) и иные. Международно-правовая регламентация территориальной целостности и государственного суверенитета предполагает судебную защиту стран и народов в случае нарушения их прав МУС и МСС. Между ними практически нет ничего общего, их объединяет только местонахождение в Гааге. МСС - это орган ООН. Правовое положение МСС регулируется Статутом Международного суда от 26 июня 1945 г. (неотъемлемая часть Устава ООН). Этот главный судебный орган ООН работает с 1946 г. Состав судей из 15 членов избирается сроком на девять лет с тем условием, что они могут впоследствии вновь переизбираться, но срок полномочий пяти судей первого состава истекает через три года, а срок полномочий пяти судей через шесть лет. Общее условие коллегии независимых судей - юристы с признанным авторитетом в области международного права по одному от государства (ст. 2 Статута). Ученый-конституционалист, профессор И. А. Конюхова <1> в рамках затрагиваемой проблемы отмечает недостаточную эффективность деятельности этого судебного органа. С этим положением мы вполне можем согласиться, так как сроки рассмотрения дел очень длительные, санкции не всегда могут быть исполнены, так как носят для государств-виновников скорее рекомендательный, чем обязательный характер. В настоящее время МСС представлен судьями из США, России, Германии, Франции, Бельгии, Китая, Японии, Египта, Иордании, Мадагаскара, Словакии, Сьерра-Леоне, Венесуэлы и Бразилии. -------------------------------- <1> См.: Конюхова И. А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия. М.: РАП, 2006. С. 109 - 113.

Государства - члены ООН (на весну 2005 г. - 190 государств) могут быть сторонами по делу в МСС по правовым спорам о толковании договора, вопросам международного права, фактам нарушения международных обязательств, о характере и размере возмещения за вред вследствие нарушения международных обязательств. Все решения МСС выносятся на основании международных договоров, конвенций, международных обычаев, общих принципов права и, наконец, судебных решений и доктрин квалифицированных специалистов в области международного права. Все решения обязательны для сторон только по рассмотренному делу, являются окончательными для государств, участвующих в процессе, и обжалованию не подлежат. Толкование о смысле или объеме решения принадлежит МСС по просьбе любой стороны - участника процесса. Заметим, что государства - участники процесса, признав юрисдикцию МСС, обязаны исполнить решение суда, но опять же неисполнение решения суда не влечет каких-либо санкций. Профессор И. А. Конюхова <2> отмечает, что за 60 лет с момента создания МСС вынес 77 постановлений по поводу конфликтов в различных странах и 24 рекомендации. К 2004 г. МСС рассматривал 22 дела, связанные в основном с войнами в Африке и Югославии. Большинство из них касалось территориальных конфликтов (например, спор по поводу территориальных конфликтов Никарагуа и Колумбии). -------------------------------- <2> См.: Там же. С. 11.

Так, Председатель Верховного суда Колумбии, присутствуя на конституционных чтениях 14 октября 2008 г. в Российской академии правосудия, заметил, что деятельность судебной власти государства самостоятельна, но к решениям международных судов прислушивается. Действительно, с 1946 по 2008 г. (январь) МСС вынес 72 решения по спорам о гражданстве, опеке, экономическим правам, праве на убежище и иным. Территориальные споры составляют около 40%. 29 консультативных заключений (на январь 2008 г.) затрагивают вопросы расходов на операции ООН, о законности применения государствами ядерного оружия <3> и иные. -------------------------------- <3> См.: Международный суд ООН: рекомендательные приговоры // News. ru. com.

По делам о территориальной целостности международно-правовую известность получило решение МСС ООН о незаконном строительстве Израилем так называемой стены безопасности на территории государства Палестины на западном берегу Иордана. После того как Генеральная Ассамблея ООН (2003 г.) обратилась в МСС ООН о предоставлении консультативного заключения по данному правовому спору, откликнулись с письменными аргументами примерно 40 стран. Несмотря на возражения Израиля, США и некоторых других государств, 9 июля 2004 г. МСС ООН принял постановление, в котором указал, что Израиль обязан демонтировать стену, так как она возведена в нарушение международных норм, затрагивает территориальную целостность государства и нарушает права палестинцев, проживающих на оккупированной Израилем территории. Данное постановление МСС ООН имело рекомендательный характер, так как Израиль так и не признал юрисдикцию суда по данному спору. В июле 1998 г. в Риме 120 государств - членов ООН заключили Договор об учреждении постоянного Международного уголовного суда, который вступил в действие с 1 июля 2002 г. Примерно 60 государств ратифицировали (присоединились) этот договор и стали участниками Статута. Если МСС ООН занимается рассмотрением споров между государствами, в том числе и территориальными, то МУС занимается только уголовным преследованием отдельных личностей, связанных с совершением преступлений в области геноцида, против личности, агрессии, военные преступления. В нашем случае мы имеем, с одной стороны, МСС ООН (суд публичного права), а с другой - МУС ООН (суд криминального права). МУС ООН учрежден в июле 1998 г. 120 государствами - членами ООН. Договор об учреждении МУС ООН вступил в силу с 1 июля 2002 г., его через два месяца ратифицировали 60 государств - участников Статута. Правовое положение МУС ООН закреплено в Римском статуте (Рим, 17 июля 1998 г.). МУС ООН имеет мандат привлекать к уголовной ответственности физических лиц - должностных лиц государств в отношении преступлений: геноцида, против человечности, военные преступления, преступления агрессии. Каждое из преступных деяний носит особый систематический и широкомасштабный характер, что отличает их от обычных случаев убийства, пыток и т. п. Статут МУС дает понятие и раскрывает элементы каждого вида преступлений и носит политический характер (с точки нарушения целого ряда норм: международного, конституционного права и т. д.). Гласность судебных процессов МУС ООН оказывает эффективное воздействие на страны и даже целые народы (народности), где попираются гражданские и политические права и свободы. В МУС ООН имеется представитель обвинения (прокурор), который в случае необходимости ставит, например, вопрос о заключении под стражу лица, обвиняемого в тяжких преступлениях против народов и государств (геноциде и т. п.), а в МСС ООН прокурора нет, и он в отличие от МУС инициирует судебное разбирательство по просьбе самих стран - членов ООН. Юрисдикция МУС ООН сформулирована в Статуте таким образом, что он может осуществлять свою юрисдикцию в случае, если национальный суд не может ее осуществить. МУС ООН не выносит смертных приговоров, хотя он может назначить тюремное заключение до 30 лет или пожизненное заключение, штраф, конфискации финансовых средств и имущества, добытых преступным путем. С нашей стороны отмечаем, что недавняя работа профессора О. А. Рыхлова <4> нашла продолжение в последующих исследованиях в контексте деятельности международных судебных органов. -------------------------------- <4> См.: Рыхлов О. А. Об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: проблемы и решения // Российский следователь. 2006. N 10; 2007. N 2 (совместно с проф. П. Г. Пономаревым, М. И. Прохоровой); и др.

Международная практика направлена на создание и специализированных судебных органов - трибуналов, сформированных по факту совершения преступлений, связанных мандатами по времени и территории. Примером такого трибунала является Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), созданный на основании резолюций Совета Безопасности ООН от 22 февраля 1993 г. N 808 и от 25 мая 1993 г. N 827 в Гааге на основании гл. 7 Устава ООН "Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и акта агрессии" как принудительная мера. В то же время Россия, поддержав создание этого трибунала, неоднократно как член Совета Безопасности ООН высказывалась против политизации его деятельности, что мешает урегулированию конфликта между Боснией и Косово. Впоследствии, в недалеком прошлом, Косово, вопреки мнению России, было признано независимым государством. Вышеизложенное подчеркивает, что для международно-правовой практики разрешения споров между государствами, а также для защиты граждан от преступлений должностных лиц государств создана целостная международная судебная система защиты нарушенных прав. Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 г., вступившей в действие 1 ноября 1998 г., Протоколом N 11 к данной Конвенции создан Европейский суд по правам человека, под юрисдикцию которого с 1998 г. подпадает и Россия. Европейский суд по правам человека как правозащитный механизм призван сократить процессуальные сроки, повысить качество защиты прав человека и обязывает государства признавать его юрисдикцию без истечения сроков давности. В контексте нашего исследования показателен пример военных действий государства Грузии против Южной Осетии и Абхазии, развязанных 8 сентября 2008 г. в день начала спортивных Олимпийских игр в Пекине. Военные действия Грузии начались не только против непокорных народов, не желавших воссоединения, но и против миротворческих сил России, препятствующих агрессии. Вмешательство в урегулирование конфликта российской армии предотвратило страшные последствия войны, связанной с уничтожением гражданского населения и жилья, гуманитарной, экономической, экологической и гуманитарной катастроф. После августовских событий 2008 г. Грузия инициировала судебный иск в МСС ООН к России, обвиняя ее в незаконном военном вмешательстве в свои внутренние дела. 11 сентября 2008 г. прошли первые слушания, где свою позицию о правомерности действий, направленных на прекращение войны и предотвращение уничтожения граждан Южной Осетии и Абхазии, высказывали представители России. 13 сентября 2008 г. Россия представила в МСС ООН не только аргументы, но и многочисленные доказательства, в том числе заявления граждан, потерпевших от военных действий, первичные материалы, фото и видеосъемки разрушений и т. п. 15 октября 2008 г. МСС ООН в рамках разбирательства, инициированного Грузией против России, на заседании обязал государства принять временные меры по защите населения Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Эти меры носят общий характер и указывают сторонам на необходимость соблюдения обязательств по упомянутой Конвенции, т. е. делать все возможное для обеспечения безопасности людей, реализации их прав на свободу передвижения и проживания в пределах границ государства, защищать собственность перемещенных лиц и беженцев. При этом даже такое решение принято с перевесом в один голос. Семь судей из 15 согласились с российской позицией об очевидном отсутствии у Суда юрисдикции по данному делу. Тем не менее судебный процесс будет продолжен. Как разъяснил представитель МСС Борис Хайм <5>, до того времени, пока суд не решит вопрос о том, что жалоба Грузии находится в его юрисдикции, не может быть и речи о каких-либо "предварительных мерах", а указанное возможно лишь при согласии обеих сторон. -------------------------------- <5> Московский комсомолец. 2008. 11 сен.

В данном случае Грузия должна доказать МСС ООН, что дело находится в его юрисдикции. В то же время Россия пытается убедить суд в обратном. В обоснование своих требований Грузия оперирует соглашением, которое звучит как Конвенция об искоренении расовой дискриминации (далее - Конвенция). Россия пытается доказать, что эта Конвенция не относится к текущему судебному спору, а следовательно, МСС ООН не обладает соответствующей юрисдикцией. В принципе для МСС ООН идеально, если Грузия и Россия согласятся с тем, что Конвенция имеет отношение к конкретному делу, хотя в любом случае только Суд своим решением может признать или отвергнуть вопрос "юрисдикции". И при положительном для Грузии исходе в данной стадии процесса обе стороны должны его признать и предстать перед судом. Представитель от России (директор правового департамента МИД России Роман Колодкин) предлагает следовать строго процедуре регламента МСС. В самом деле, суд, не решив вопрос юрисдикции, не может проводить слушания по предварительным мерам. Мы называем это по-латински prima faciae, т. е., начиная слушания, суд автоматически признает право их проводить. В МУС ООН обсуждается вопрос о привлечении к ответственности М. Саакашвили за преступления: геноцид, военные действия и агрессия против лиц гражданского населения Южной Осетии, Абхазии и Грузии. Геноцид - это целый ряд запрещенных действий (убийства мирных жителей, женщин, детей; причинение телесных повреждений с намерением уничтожить часть национальной, этнической группы лиц). Более того, истребление гражданского населения, пытки, преследование по национальным и гендерным мотивам в рамках широкомасштабного нападения на гражданское население, миротворцев в Южной Осетии в августе 2008 г. Военные преступления - это серьезные нарушения Женевских конвенций, законов и обычаев во время вооруженного конфликта на территории Южной Осетии, как они перечислены в Статуте МУС ООН, когда они были совершены в рамках возврата территорий насильственным вооруженным путем. С нашей стороны, полагаем, что если судебный процесс "Грузия против России" в МСС ООН может быть таким же длительным, как "Дело Катара против ОАЭ", длившееся 13 лет, то даже начальная стадия возбуждения уголовного преследования против М. Саакашвили может длиться очень продолжительное время. В связи с этим не мешало бы вспомнить судьбу турок-месхетинцев (100 тыс. чел.), которые веками проживали на территории Грузии и в 1944 г. были насильственно депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, а реабилитированы в середине 1950-х годов, но вернуться в родные края им не позволили. В результате распада Союза ССР в Ферганской долине произошел межнациональный конфликт, и 20 тыс. турок-месхетинцев вновь потеряли родину, а Грузия повторно отказалась принять их на исконную землю для проживания. Подводя итог вышеизложенному, необходимо подчеркнуть, что для международно-правовой судебной практики и ее судебных учреждений - МСС и МУС - характерно общее: повсеместная защита прав народов и государств от нарушения норм международного права и особенно в том, что это может происходить в уголовном и публичном порядке. В целом можно утверждать, что к настоящему времени сложился достаточно разветвленный судебный правозащитный механизм, направленный на эффективную реализацию стандартов в области прав и свобод человека.

Название документа