Деятельность подразделений МВД России в условиях обеспечения национального режима

(Стрельников К. А.) ("Внешнеторговое право", 2008, N 2) Текст документа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА

К. А. СТРЕЛЬНИКОВ

Стрельников К. А., кандидат юридических наук, начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России.

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в соответствующих случаях может осуществляться в чрезвычайных правовых режимах, таких как: военное положение, чрезвычайное положение, режим контртеррористической операции и т. д. Вместе с тем имеется еще ряд законодательно устанавливаемых режимов, которые существенно изменят организацию работы правоохранительных органов. К таким режимам можно отнести один из принципов Всемирной торговой организации - национальный режим. Указанный режим не является классическим "чрезвычайным", но его соблюдение, обеспечение и реализация потребуют неотложных и кардинальных преобразований системы безопасности России. Поэтому с некоторой долей условности его также можно назвать чрезвычайным. Дело в том, что для продвижения товаров и услуг, производящихся в Российской Федерации на мировой рынок, Правительство Российской Федерации вступает в двусторонние и многосторонние переговоры с руководством иных государств, участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей. В том числе уже несколько лет ведется подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Членство в ВТО, возможно, даст ряд преимуществ России, таких как: снижение для российских товаров таможенных барьеров, неприменение дискриминационных мер. В свою очередь, государству придется принять встречные обязательства, исполнение которых будет контролироваться международным сообществом и нарушение которых может привести к наступлению неблагоприятных последствий - наложению ряда санкций, предусмотренных Соглашением об учреждении ВТО <1>. -------------------------------- <1> Тексты соглашений ВТО и приложений к ним, используемые при подготовке данной статьи, опубликованы на официальном сайте Всемирной торговой организации - http://www. wto. ru. В частности, текст данного Соглашения: http://www. wto. ru/ru/content/documents/docs/marakesh. doc.

В связи с этим правоохранительным органам России придется столкнуться с новыми задачами, направленными на поддержание в стране установленного международными соглашениями порядка. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 - 1994 гг.). Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами и как итог - либерализация внешней торговли. Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения. В связи с этим в статье I ГАТТ <2> и статье II приложения 1B Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) <3> зафиксирован основополагающий принцип - "Режим наиболее благоприятствуемой нации", согласно которому любое преимущество или любая уступка, предоставленная одной страной - членом ВТО в отношении товара, услуги или поставщика услуг другой страны - члена ВТО, будет безусловно предоставлена в отношении схожих товаров или услуг всех других членов ВТО. -------------------------------- <2> Текст соглашения - http://www. wto. ru/ru/content/documents/docs/gatt94ru. doc. <3> Текст приложения к соглашению - http://www. wto. ru/ru/content/documents/docs/pril1B. doc.

Также основополагающим принципом является национальный режим, что зафиксировано в статье III ГАТТ, статье XVII ГАТС и статье 3 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) <4>. Он предусматривает предоставление одинакового режима в отношении местных и иностранных товаров, услуг, работ и поставщиков. Национальный режим применяется с момента поступления товара, услуги или объекта интеллектуальной собственности на рынок. -------------------------------- <4> Текст соглашения - http://www. wto. ru/ru/content/documents/docs/pril1C. doc.

Также принципами ВТО являются: регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда, что подразумевает анализ и оценку принимаемых национальных нормативных актов экспертами ВТО. Конституция России предусматривает приоритет положений международных договоров перед отечественным правом, поэтому присоединение страны к ВТО связано со значительным объемом нормотворческой деятельности. Вступление в ВТО накладывает серьезные обязательства на членов соглашения. При этом будет ограничена свобода выбора средств регулирования внешнеэкономических связей теми, которые не противоречат Генеральному соглашению. В настоящее время экономика России защищена преимущественно от конкуренции с иностранными государствами. Осуществляются прямые дотации сельскохозяйственной отрасли. Ряд отраслей промышленности получают различные льготы и субсидии от государства. Связанная со вступлением в ВТО угроза экономической безопасности вызвана прежде всего несбалансированными торговыми отношениями с развитыми странами. Их заинтересованность в расширении доступа своих товаров на российский рынок за счет либерализации режима тарифной защиты может серьезно подорвать наметившуюся стабилизацию отечественной промышленности. При этом характерно то, что сами развитые страны не спешат пойти на ответные уступки, применяя к России дискриминационные меры. По мнению экспертов, присоединение России к ВТО может повлечь за собой резкое падение производства в ряде отраслей, которые в настоящее время особенно нуждаются в государственной поддержке. Для правоохранительных органов важен другой аспект. В случае вступления России в ВТО государство будет вынуждено осуществлять режим благоприятствования для иностранных компаний и товаров. Таким образом, стратегической задачей подразделений, обеспечивающих экономическую безопасность, станет устранение препятствий иностранному капиталу и товарам. Принимая во внимание, что мировое сообщество в целом и структуры, определяющие мировую экономику, в частности могут проявить ту или иную степень заинтересованности в сроках и условиях вступления нашего государства в ВТО, предполагается наступление различных по своей эффективности для отечественной экономики последствий. Экономическую выгоду от участия государства в ВТО можно предвидеть в зависимости от развития событий по двум сценариям: а) экстремальному, при котором России начиная с момента вступления пришлось бы снизить свои таможенные тарифы, принять безоговорочно обязательства по фактически неограниченному доступу на национальный рынок иностранных субъектов, вместе с тем не получив значительных выгод от доступа на иностранные рынки. В условиях отсутствия четко сформулированной концепции экспортной политики вступление в ВТО для России поставит страну в жесткие условия внутренней структурной перестройки, закрепит за страной место страны с сырьевой направленностью; б) оптимальному, основанному на позиции, когда ВТО признало бы уровень тарифной защиты, снижающийся до уровня, установленного соглашением, лишь по истечении переходного периода, и ряд ограничений, учитывая особенность состояния экономики России. Независимо от указанных сценариев правоохранительным органам в сфере экономической безопасности придется выполнять задачу, прямо противоположную своему назначению, - закреплять за страной статус рынка сбыта иностранных товаров и обеспечивать экспансию иностранного капитала. В случае если политическое решение о вступлении в ВТО не претерпит изменений, следует заранее выработать стратегию обеспечения экономической безопасности России в условиях выполнения требований этой организации.

Название документа