Конституционные основания защиты прав граждан России на международном уровне

(Трудова О. В., Яковлев Э. Ю.) ("Международное публичное и частное право", 2009, N 1) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

О. В. ТРУДОВА, Э. Ю. ЯКОВЛЕВ

Трудова О. В., юрист, представитель НП "Правовое бюро "Фэликс".

Яковлев Э. Ю., заместитель заведующего кафедрой ВМКСС ГОУ ВПО СЗТУ, заместитель руководителя юридического отдела ЗАО "Санкт-Петербургская торгово-промышленная компания".

Проблеме становления, развития и совершенствования механизма международно-правовой защиты прав человека уделяли внимание многие признанные теоретики права <1>. В то же время, как правильно заметил профессор А. В. Стремоухов: "Несмотря на научную добросовестность авторов и обстоятельность их работ, многие исследования страдают незавершенностью: 1) в них не в полной мере разработан понятийный аппарат феномена международно-правовой защиты человека; 2) в работах недостаточно используется системный подход в изучении этого явления; 3) отдельные положения, касающиеся имплементации механизма международно-правовой защиты основных прав человека, изложенные в них, морально и юридически устарели и требуют нового осмысления" <2>. -------------------------------- <1> См., например: Захарова Н. В. Индивид - субъект международного права // Сов. гос-во и право. 1989. N 11. С. 114 - 121; Карташкин В. А. Международная безопасность и права человека. М., 1988; Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991; Шестаков Л. И. Права человека и международное право // Международное право: Учебник / Под ред. Г. И. Тункина. М., 1994. С. 284 - 312. <2> Цит. по кн.: Стремоухов А. В. Правовая защита человека. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. С. 226 - 228.

В связи с этим сейчас выдвигается идея разработки общечеловеческой, глобальной концепции прав человека в целом и общечеловеческой концепции формирования универсальной модели системы отношений, частью которых являются права человека <3>. По всей видимости, здесь должно быть взаимодействие: не только национальные системы должны согласовываться с международной, но и последняя, продолжая развиваться, должна совершенствоваться с учетом новых достижений в системах прав человека всех стран мира. -------------------------------- <3> См.: Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право. 2000. N 3. С. 37 - 50.

В настоящее время почти повсеместно принята формула, из которой следует, что каждое государство в международно-правовом плане обязано по отношению к своим гражданам гарантировать и соблюдать основные международные стандарты в области прав человека <4>. Это напрямую следует из того, что правовые системы государств и система международного права имеют не только качественные отличия, но и общую основу, правовую природу, принципы права и категории. С этим связана возможность международной унификации права. Одна из форм их сближения - закрепление норм международного права в качестве элемента внутригосударственной правовой системы. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ впервые закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. -------------------------------- <4> См.: Государственное право Германии. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 169.

Конституция играет активную роль в согласовании (гармонизации) международного и национального права, взятых Россией на себя международных обязательств и потребностей общенационального развития. Для этого Конституция РФ определяет соотношение актов международного и внутригосударственного права, регулирует механизм преодоления возможных коллизий между ними. Данное положение, по мнению А. Я. Петрова, "кардинальным образом изменяет подход к содержанию правовой системы России, ее структуре, иерархии нормативных правовых актов" <5>. При этом защита прав граждан РФ может осуществляться известным образом с использованием норм международного права. -------------------------------- <5> Петров А. Я. Международное право как составная часть правовой системы Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2007. N 6. С. 17.

Реализация прав человека и гражданина на основе Конституции и соблюдения приоритетности норм международного права является одним из направлений конституционно-правовой политики. В п. 1 ст. 17 Конституции РФ записано: "В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией". Это положение предполагает, что Конституция содержит общепринятые нормы международного права, нацелена на их обеспечение, реализацию, опираясь на отраслевое законодательство. Таким образом, исходя из положений ч. 4 ст. 15, ст. 17 и ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции РФ. Поэтому авторы считают, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно п. 3 ст. 46 Конституции каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Жалобы на нарушение прав и свобод чаще всего подаются в Комитет по правам человека ООН и в Европейский суд по правам человека <6>. Указанное направление правовой политики предполагает наличие возможности для личности использовать наряду с нормами национального законодательства международно-правовые нормы. Конституционно-правовая политика должна быть направлена на создание прецедентов применения норм международного права, предоставления организационно-материальных условий и правовых гарантий для осуществления декларируемых в Конституции РФ положений. Значительное число международно-правовых актов, их преемственность, конкретно-историческая, универсальная и общечеловеческая значимость подтверждают их актуальность для развития демократии в России. -------------------------------- <6> См.: Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Издательство "БЕК", 1998. С. 257.

При этом функционирование международно-правовой защиты всегда требует содействия со стороны внутригосударственной правовой защиты человека, так как такая необходимость служит основной причиной воздействия международно-правовой защиты на внутригосударственную. Российская Федерация, заключая международный договор о признании за человеком каких-то прав или наделении его правами, а также о средствах обеспечения каждого правовой защитой, берет на себя некоторые обязательства (проистекающие из сути и содержания конкретного договора) предоставить всем людям, находящимся на территории своей страны, конкретные основные права и гарантии их обеспечения. Однако непосредственное предоставление каждому прав, предусмотренных международными договорами, а значит, и выполнение своих международных обязательств может быть осуществлено только путем применения норм своего российского права <7>. -------------------------------- <7> См.: Стремоухов А. В. Указ. соч. С. 294.

Под имплементацией или трансформацией внутриправового характера в российском праве понимается законотворческий процесс принятия Российской Федерацией норм своего внутреннего права (или адаптации существующих) с целью выполнения международных обязательств по реализации международно-правовой защиты основных прав человека <8>. В результате синтеза существующих точек зрения на содержание международно-правовой имплементации правовой защиты человека Б. Петранов делает вывод о том, что она включает в себя такие международные механизмы, как: -------------------------------- <8> См.: Мюллерсон Р. А. Взаимодействие международного и внутригосударственного права // Международное право: Учебник / Под ред. Г. И. Тункина. М., 1994. С. 135.

1) международный контроль за соблюдением государствами прав человека; 2) защита прав человека в международном суде; 3) содействие осуществлению международных соглашений в области прав человека <9>. -------------------------------- <9> См.: Петранов Б. Правовое государство и международное сотрудничество в области прав человека // Международное право в современном мире. М., 1991 С. 112 - 113.

Сущность имплементации международной нормы во внутригосударственную составляет процедура, в ходе которой компетентный орган государства одновременно с выражением согласия на обязательность международного договора посредством определенного властного акта предписывает и санкционирует выполнение правил договора субъектами внутригосударственного права <10>. Без трансформации, без приведения своего законодательства в соответствие с требованиями международно-правового акта ни одно государство - участник международного договора не будет в состоянии осуществить его положения <11>. В ходе имплементации только лишь национальный законодательный орган имеет право придать международным обязательствам силу внутреннего закона. -------------------------------- <10> См.: Аметистов Э. М. Международное право и труд: Факторы имплементации международных норм о труде. М., 1982. С. 114. <11> См.: Стремоухов А. В. Указ. соч. С. 295.

Имплементация норм международно-правовой защиты человека во внутригосударственное право России выполняет следующие функции <12>: -------------------------------- <12> См.: Аметистов Э. М. Указ. соч. С. 9 - 10.

1) обеспечивает средствами внутригосударственного права осуществление целей международных норм, регулирующих правовую защиту человека; 2) содействует взаимному обогащению государств международным юридическим опытом осуществления правовой защиты человека; 3) сближает, унифицирует правовые нормы различных национальных правовых систем, регулирующих правовую защиту человека; 4) стимулирует межгосударственные отношения в других сферах. Если принять во внимание все вышеперечисленные функции внутринациональной имплементации и учесть их комплексный взаимосвязанный характер, то очевидно, что приоритет в вопросе следования положениям документов по правам человека универсального характера и прочим международным договорным обязательствам Российской Федерации по-прежнему остается за средствами внутринационального права. В России используются такие виды имплементации, как <13>: -------------------------------- <13> См.: Черниченко С. В. Личность и международное право. М., 1974. С. 50.

1) автоматическая инкорпорация - включение во внутригосударственное право норм, внешне полностью идентичных нормам соответствующего международно-правового акта (ст. 15 Конституции России); 2) издание трансформационного инкорпорирующего акта, касающегося конкретного международного договора; 3) отсылка - осуществляется на основе отсылочной трансформационной нормы, которая официально нормы международно-правовой защиты во внутригосударственное право не включает, но допускает их применение; 4) легитимация - "узаконение" норм международного права о защите прав человека в российском конституционном праве; 5) адаптация - т. е. приспособление уже существующих норм внутригосударственного права, регулирующих права человека, которые соответствуют нормам международных документов по защите прав человека. Таким образом, очевидно, что законодательство Российской Федерации всячески содействует внедрению общепризнанных механизмов и способов защиты прав человека в национальную правовую систему, предусматривая широкий спектр форм имплементации. Россия как суверенное государство определяет способы обеспечения прав человека в соответствии с внутренним законодательством и действующими международными актами. При этом она должна обеспечить осуществление прав человека без всяких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и совместимы с международными обязательствами <14>. -------------------------------- <14> См.: Стремоухов А. В. Правовая защита человека: Теоретические проблемы. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 2003. С. 296.

Таким образом, подчеркивается прямая связь между эффективностью имплементации международно-правовых механизмов защиты прав человека и социально-экономических процессов, происходящих в России, и в частности политикой Правительства. Успешное правовое регулирование внутригосударственных отношений в настоящее время становится все в большей мере зависимым от согласованности норм национального права с международным правом, которое предполагает согласование не только норм права национальной правовой системы, но и согласование в области правовых отношений и правосознания. Нормы международно-правовой защиты прав человека стали фактором правовой защиты человека в России, они имеют огромное значение для внутригосударственного права Российской Федерации в целом и межотраслевого института правовой защиты человека в частности. При этом А. В. Стремоухов, заявляя о том, что внутригосударственная правовая защита прав в настоящее время перестала быть чисто национальным явлением, выделяет следующие факторы, определяющие значение международно-правовой защиты человека: 1) международную систему гарантий соблюдения прав человека, которая непосредственно действует и в России; 2) международные механизмы по правам человека - позволяют отдельным лицам добиваться восстановления нарушенных прав и справедливого разрешения споров с государством на основе признанных на глобальном уровне стандартов: индивиды получили прямой доступ в международные органы по правам человека (Комитет по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.); 3) действие системы международно-правовой защиты основных прав человека в целом приводит к изменениям в национальном законодательстве России в соответствии с установленными международными актами о правах человека и конвенциями, общепризнанными стандартами; 4) само существование системы делает все более "правопослушным" законодателя, должностных лиц и правоприменительные органы; 5) механизм международно-правовой защиты основных прав содействует более тесному объединению, интеграции и развитию правовой системы России с подобными системами государств, в ней участвующих; 6) российские суды при вынесении решений, затрагивающих основные права и свободы человека, ссылаются на нормы международно-правовой защиты основных прав, а по некоторым делам и руководствуются ими. Оценивая сказанное, можно всецело согласиться с приведенными положениями и даже добавить, что данный процесс к настоящему времени усилился. Так, например, затрагивая вопрос о решениях российских судов в отношении прав человека, следует заметить, что они не только могут, но и обязаны применять нормы международно-правовой защиты прав человека и, что еще более значимо, обязаны при решении сходных вопросов использовать прецедентную практику Европейского суда. Вместе с тем наметились также и положительные тенденции на пути совершенствования российских механизмов защиты прав человека и гражданина. После того как спустя восемь лет после ратификации Конвенции Россия вышла на первое место по количеству обращений граждан в Европейский суд по правам человека, все большую поддержку получает положение о том, что жалобы граждан России не должны доходить до международных правозащитных органов, а должны разрешаться с использованием ресурсов национального механизма защиты прав граждан РФ. В связи с этим поступают все новые и новые предложения по совершенствованию и повышению эффективности существующего российского механизма защиты прав граждан. Перевес подобной позиции, по мнению авторов, связан с тем, что все большее число юристов в своих работах определяют, что основными инструментами внутригосударственной правовой имплементации в России являются нормы российского права. Только собственные инициативы российских органов законодательной власти позволят в полной мере осуществить цели и принципы, заложенные в международных договорах о правовой защите человека. Этот процесс должен быть всецело нацелен прежде всего на совершенствование внутреннего законодательства, национальной судебной системы и прочих механизмов по защите прав и свобод граждан. Согласование внутригосударственного права с международным правом можно считать не только правом, но и обязанностью государства <15>. Признание примата международного права предполагает необходимость согласования национального права с международным. Юридическая обязанность государственной власти согласовывать свое национальное законодательство с международным закреплена в многочисленных как двусторонних, так и многосторонних международно-правовых актах. -------------------------------- <15> См.: О мерах по защите прав граждан РФ в государствах - участниках СНГ и странах Балтии // Государство и право. 2005. N 6. С. 22.

Иными словами, международная юридическая обязанность России состоит не просто в соблюдении ею прав человека, а в полной их реализации с помощью государственно-правовых средств. Ориентирами на пути совершенствования способов и механизмов обеспечения прав человека должны стать внутреннее законодательство и имплементация действующих и ратифицированных международных актов по правам человека <16>. Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества. -------------------------------- <16> См.: Стремоухов А. В. Указ. соч. С. 302.

Название документа